• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    «Белый орел» в Эфиопии

    • авиация
    • локальные конфликты
    • Африка
    Михаил Жирохов
    02 June '14

    Начало 80-х годов для большинства африканских стран было крайне сложным – несколько лет подряд были неурожайными, что привело к массовому голоду. Больше всего пострадала Эфиопия. Единственной надеждой страны стала международная помощь. В числе прочего для доставки продовольствия был задействован и польский вертолетный отряд.

    В 1985–1987 годах существовал сводный отряд Lotnicza Eskadra Pomocy Etiopii (PLEPE), имевший неофициальное название «Белый Орел».

    Моментом его основания стоит считать 2 января 1985 года, когда из Гдыни вышел сухогруз «Wiślica» с тремя вертолетами Ми-8Т на борту. Польский корабль прибыл в порт Ассаи 28 января, тут же началась сборка машин. Причем изначально вертолеты были покрашены в белый и несли огромные красные кресты, но впоследствии из протестов МКК они были заменены на стандартные опознавательные знаки польских ВВС – «шаховницы». 10 февраля в столицу Эфиопии прилетели и 22 человека летно-технического состава (преимущественно это были военнослужащие 37-го транспортного авиаполка ВВС страны). И в тот же день полковник Казимир Погоржельский заявил, что его отряд готов к выполнению поставленных задач.

    А работы для авиаторов хватало: дело в том, что эфиопские порты были буквально завалены гуманитарной помощью, а вот развозить ее в провинции было не на чем. Поэтому в регионе и действовали сразу несколько групп разных европейских стран. Так, тут в рамках операции «Bushel» летали британцы, в рамках «Deutsche Nadel» – летчики ВВС ФРГ. Поляков направили в распоряжение миссии ООН, которая выполняла операцию «Tesfa». Местом базирования был определен аэродром Лидета под Аддис Абебой, отсюда же выполняли полеты на выброску грузов в центральную Эфиопию британские С-130 «Геркулес» и немецкие C-160 «Трансалл».

    Первоначально срок командировки для польских летчиков определялся маем 1985 года, однако потом он был продлен до июля. Вторая смена (командир полковник Казимир Чойянски) находилась в Африке до февраля 1986 года, после чего группа вместе с другими иностранцами покинула страну. Пилоты первых двух смен PLEPE налетали 1661 летный час, перевезли 3200 человек и 690 тонн продовольствия и лекарств. Вертолетчики летали преимущественно в горных районах Эфиопии, что делало практически каждый вылет небезопасным.

    Ситуация в Эфиопии, однако, была крайне сложной, и вскоре правительство ПНР приняло решение возобновить деятельность отряда – так появилась третья смена. Группа под командованием полковника Йозефа Гомолки базировалась на аэродроме Алем Катема с июня 1986 года по март 1987-го. В связи с тем, что в стране уже не было ни британских, ни немецких самолетов, изменился и характер деятельности польских вертолетчиков. В разных частях Эфиопии были развернуты многочисленные полевые площадки, откуда Ми-8 могли выполнять полеты по всей стране.

    При этом основным «заказчиком» для поляков стала эфиопская «Комиссия Реабилитации и Помощи», призванная прежде всего проводить эвакуацию беженцев из наиболее пострадавших от голода районов. Действия польских вертолетчиков были высоко оценены эфиопским правительством, которое попросило продлить миссию. 17 февраля 1987 года в международном аэропорту Аддис Абебы приземлился Ил-18 из состава 36-го полка, на котором находилась четвертая смена PLEPE, командир – подполковник Ян Сорока. На этот раз полякам была определена база в Махель Меда – в 180 км от столицы. Преимущественно им пришлось действовать в горном районе Рабель (3000 метров над уровнем моря).

    Наиболее опасными стали полеты в район Лангана, который находился в состоянии перманентной войны с соседней Сомали.

    Четвертая и последняя смена завершилась 30 июня 1987 года. Вертолетчики налетали более 6200 часов в воздухе, перевезли около 9 тысяч тонн и 6 тысяч пассажиров.

    Стоит отметить, что за все время польские летчики не допустили ни одной аварии или катастрофы. Ми-8 проявили чудеса эксплуатационной надежности – так, на один борт налетывали по 100–120 часов без ремонта, что в Польше было годовой нормой!

    Михаил Жирохов

    Первый эфиопский летчик на Warspot.ru
    Первый эфиопский летчик
    Первый и последний полет «Геркулеса» на Warspot.ru
    Первый и последний полет «Геркулеса»
    Высокое небо Олега Цоя на Warspot.ru
    Высокое небо Олега Цоя
    Поделиться
    • 5
    • 10
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Боевое крещение авиации на Warspot.ru
    Боевое крещение авиации
    Авиация против исламистов: первый опыт на Warspot.ru
    Авиация против исламистов: первый опыт
    Карл Густав фон Розен: прерванный полёт на Warspot.ru
    Карл Густав фон Розен: прерванный полёт
    Конец «Линии смерти» на Warspot.ru
    Конец «Линии смерти»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google