После Второй мировой войны, в условиях острой конфронтации между Востоком и Западом, правительство США, исходя из геостратегических интересов, поддержало гоминьдановскую группировку во время гражданской войны в Китае в 1948–1949 гг., обеспечивая ее финансовыми средствами, оружием и советниками. А после поражения и эвакуации на остров Тайвань всячески поддержало так называемый Новый Китай. В числе прочего в холодной войне «двух Китаев» широко использовалась авиация, в том числе и секретные подразделения.
В 1952 году ЦРУ подготовило 5 тайваньских пилотов и двух механиков на авиабазах в Японии для выполнения нелегальных полетов для выброски парашютистов и снаряжения над континентальным Китаем. А в следующем году была организовано Специальное подразделение Специальных операций, куда из состава подставной авиакомпании «Western Enterprises» передали два разоруженных В-17. 15 июля 1956 года подразделение было переименовано в Группу Технических Разработок (на тот момент в ее составе было 3 В-17 и 3 В-26), однако в целях секретности весь персонал носил эмблемы 34-й эскадрильи ВВС Тайваня «Летучая мышь».
Самолеты подразделения достаточно активно вели подрывную работу и, соответственно, несли достаточно большие потери – так, с 1954 по 1959 годы ВВС и ПВО КНР были сбиты 3 В-17:
- 26 мая 1954 г. – над Фуджаном огнем зенитной артиллерии, погибли 4 члена экипажа;
- 22 июня 1956 г. – над Джаингхи истребителем МиГ-17, погибли 11 человек;
- 29 мая 1957 г. – над Гуандонгом истребителем МиГ-17ПФ, погибли 14 человек.
Последний полет тайваньские В-17 совершили над Китаем 26 февраля 1960 года.
Кроме собственно тайваньских «Летающих крепостей» на острове непродолжительное время базировались пара В-17, которые принадлежали ЦРУ. В 1957 году США решили поддержать восстание тибетцев против коммунистического Китая. Для продолжения борьбы им были нужны подготовленные агенты и оружие. Именно их должны были, по идее, доставлять В-17. Машины были переданы из запасов ВВС США, на них были закрашены все опознавательные знаки и номера, а сами они были перекрашены в черный (так как летать им предстояло преимущественно ночью). В середине сентября один самолет перегнали на авиабазу Кларк Филд на Филиппинах. Тут прошли переподготовку пять польских летчиков-эмигрантов, которых предполагали первоначально использовать для заброски агентов в Восточной Европе. После переподготовки В-17 перегнали на Окинаву, где готовились тибетские агенты. Известны по крайней мере два вылета В-17 на Тибет: в начале октября 1957 года и в начале ноября 1957 года. Оба полета совершались с промежуточной посадкой на аэродроме Курмитола (Восточный Пакистан). В 1958 году В-17 были заменены на более подходящие C-118A.
В составе эскадрильи также были несколько В-26, которые использовались исключительно для разбрасывания листовок и другой литературы. На Тайване также базировались три ЦРУ-шных В-26, которые использовались с февраля 1953 года для инфильтрации в воздушное пространство Северной Кореи со стороны Китая.
Из этих машин на авиабазу Кларк Филд вернулся только один самолет (43-22633), два остальных были потеряны – 43-22634 разбился во время учебного вылета над Тайваньским проливом 14 апреля 1955 года, а 43-22622 разбился в провинции Шеньянг (КНР) во время ночного вылета 5 ноября 1957 г.
Кроме того, в конце 50-х – начале 60-х годов ЦРУ для радиоэлектронной разведки использовало один RB-69A без опознавательных знаков. Самолет управлялся китайским экипажем, летал с аэродрома Тайпей, совершал посадку на авиабазе Кунсан (Южная Корея) и в Таиланде.
Радиоэлектронной разведкой также занимался экипаж «Локхида» C-130B-II 59-1531 (серийный № 3579), формально переданный из состава ВВС США авиакомпании «Air Asia» со штаб-квартирой в Тайнане. Экипаж выполнял боевые вылеты на границе с Китаем с 1 февраля по 25 октября 1965 года.
Комментарии к данной статье отключены.