Командующий подводными силами кригсмарине адмирал Карл Дениц обладал не только способностями стратега, но и умелого, как сейчас сказали бы, PR-менеджера. Считая роль, отводившуюся его подводным лодкам недостаточной, он понимал, что лучше и быстрее всего их значимость в глазах высшего руководства Рейха поднимут громкие успехи. Таким, например, стал знаменитый рейд подлодки U 47 Гюнтера Прина в Скапа-Флоу в октябре 1939 года. Через полтора года после Прина в не менее дерзкий поход за своим Рыцарским крестом отправился капитан подлодки U 138 Франц Грамицки. Однако не всегда тщательно спланированные операции проходили по задуманному сценарию.
Успех рейда подводной лодки в святую святых «владычицы морей», базу британского флота в Скапа-Флоу, принёс её организаторам и исполнителям мировую славу, став высшим достижением, о котором только мог мечтать любой подводник. Командующему подводными силами Рейха Карлу Деницу для реализации его планов по увеличению роли подводных лодок был необходим громкий успех, и именно поэтому он решился на проведение этой рискованной операции. Вот что писал в своих мемуарах сам Дениц:
«С самого начала войны я неоднократно возвращался к мысли об организации прорыва подводных лодок в Скапа-Флоу. Меня, правда, сдерживали воспоминания о неудаче, которая постигла две подобные операции во время Первой мировой войны, а также большие технические и навигационные трудности прорыва, обусловленные прежде всего чрезвычайно сильными течениями в районе Скапа-Флоу. Например, в проливе Пентленд-Ферт скорость течения достигает 10 узлов. А так как максимальная скорость подводной лодки в подводном положении, да и то лишь в течение короткого времени, составляла только семь узлов, то это означало, что она могла оказаться во власти течения.
Само собой разумеется, подходы к этой важнейшей базе английского флота были прикрыты сетями, минными заграждениями, бонами и затопленными судами и охранялись сторожевыми кораблями. Искушённые в таких делах английское адмиралтейство и командующий английским флотом, базировавшимся на метрополию, не сомневались в эффективности этих мер и в том, что английские корабли, стоявшие в гавани Скапа-Флоу, находились в полной безопасности. Эта операция казалась самой отчаянной из всех операций, связанных с прорывом в базу противника. Помнится, я сидел в штабе за картой бухты Скапа-Флоу и уже в который раз ломал себе голову над этой проблемой. Неожиданно мой взгляд остановился на офицере штаба. С уверенностью, не оставлявшей места каким-либо сомнениям, он произнёс: – А я всё-таки думаю, что можно найти способ туда проникнуть».
Для выполнения задуманного был необходим подходящий человек, который смог бы это сделать. Дениц остановил свой выбор на командире U 47 капитан-лейтенанте Гюнтере Прине и не ошибся – в ночь с 13 на 14 октября 1939 года Прин стал знаменитым, а на рубке его лодки появилась новая эмблема в виде комичного быка с раздутыми ноздрями, по которой самого Прина стали именовать «Быком Скапа-Флоу».
Май 1940 года и падение под ударами вермахта Франции открыли для немецких подводных лодок новые перспективы. Получив базы на атлантическом побережье, субмарины вышли на оперативный простор из узостей Северного моря, и теперь их путь к маршрутам конвоев противника в Атлантике стал короче. Одновременно с этим появилась возможность проведения ещё одной операции, аналогичной рейду Прина в Скапа-Флоу, и Дениц решил ей воспользоваться.
12 июня 1941 года базу во французском Лориане покинула небольшая лодка типа IID под командованием обер-лейтенанта цур зее Франца Грамицки (Franz Gramitzky). Это была U 138, которая, выйдя в море, взяла курс на юг, к Гибралтару. Грамицки получил специальное задание от командующего подводными силами Карла Деница: маленькой «двойке» надлежало совершить попытку прорыва в ключевой пункт средиземноморской обороны британцев, военно-морскую базу Гибралтар, где целью для её торпед должны были стать корабли соединения «H» адмирала Джеймса Сомервилла (James Fownes Somerville).
Агенты разведки в Испании сообщили о нахождении в Гибралтаре линейного крейсера «Ринаун» (HMS Renown), авианосца «Фьюриес» (HMS Furious), а также ещё одного авианосца. Штаб подводных сил разработал операцию по проникновению на рейд Гибралтара (оперативный приказ №44), согласно которому лодка должна была пробраться на стоянку тяжёлых кораблей и выбрать целью для своих торпед корабль рангом не ниже крейсера.
Детально операция выглядела следующим образом – U 138 должна была подойти близко к берегу в районе залива Альхесирас и ночью войти в гавань Гибралтара в надводном положении с севера. Лодке предстояло пройти минное поле, где, по мнению немцев, мины располагались на глубине 6–7 метров, что было ниже осадки маленькой «двойки». После входа в гавань лодка не имела бы проблем с обнаружением целей, так как, по донесениям разведки, вражеские корабли в Гибралтаре стояли с якорными огнями. В случае если U 138 после атаки не смогла бы благополучно покинуть рейд, экипаж должен был затопить её и вплавь добираться до испанского берега, где подводников должны были снабдить гражданской одеждой и отправить в Германию или во Францию.
Выбор Деницем исполнителя этого задания не был случаен. 25-летний командир U 138 Франц Грамицки был опытным подводником, прослужившим год вахтенным офицером на U 9 и U 138 под командованием Вольфганга Люта и разделившим с ним все успехи, которые привели Люта к Рыцарскому кресту. Согласно практике, заведённой Деницем, в момент нахождения лодки в надводном положении все торпедные атаки производились вахтенным офицером, поэтому именно Грамицки руководил атакой французской субмарины «Дори» (Q 135 Doris), которую U 9 потопила 9 мая 1940 года в Северном море.
Любопытен тот факт, что в случае успеха на экипаж U 138 должен был пролиться дождь наград – в частности, командиру лодки Деницем был обещан Рыцарский крест. Для Грамицки, личный счёт которого как командира лодки составлял всего 12 000 тонн потопленного тоннажа, это было хорошим шансом получить заветную награду, так как набрать 100 000 тонн, бывшие стандартным критерием для награждения, ему быстро не светило.
Однако Францу Грамицки не довелось повторить подвиг Прина. Рано утром 18 июня, приблизительно в 100 милях к западу от испанского Кадиса, лодка была обнаружена и потоплена британскими эсминцами из 13-й флотилии. Сначала верхняя вахта лодки заметила тёмный узкий силуэт, и командиру было доложено, что обнаружен «вражеский крейсер». Лодка быстро ушла под воду. Вскоре, когда U 138 достигла 40 метров, рядом с ней взорвались три глубинные бомбы, нанёсшие лодке тяжёлые повреждения: были повреждены топливные цистерны и уничтожен один из баллонов с воздухом высокого давления (ВВД). Дал течь выхлоп дизеля, который был некачественно отремонтирован во время нахождения лодки в Бергене, и отказали помпы, откачивавшие поступавшую в лодку воду, вышел из строя левый электромотор. Однако правый электромотор ещё функционировал, благодаря чему освещение не погасло.
Потеряв управление, U 138 «нырнула» на глубину 210 метров, что стало своеобразным рекордом для «двоек», которые до этого никогда так глубоко не погружались. Грамицки потратил оставшиеся полсотни литров ВВД на продувку балласта, и субмарина поднялась на глубину 30 метров. Был отдан приказ к торпедной атаке, но из-за отказа помп лодка продолжала наполняться водой и снова начала погружаться с дифферентом на нос. Грамицки счёл, что удерживать лодку в горизонтальном положении далее невозможно, и приказал всплывать. После всплытия, когда рубочный люк был открыт, командира выбросило из рубки давлением воздуха. Команда U 138 под огнём британских эсминцев покинула корабль и была в полном составе подобрана неприятелем.
Так несчастливо закончилась попытка атаковать корабли соединения «H» в Гибралтаре. Стоит отметить, что если бы Грамицки и удалось проникнуть на рейд, то он был бы разочарован, так как донесения разведки оказались неточными.
Ещё 15 июня в 10:30 соединение «H» в составе линейного крейсера «Ринаун», авианосцев «Арк Ройял» (HMS Ark Royal) и «Викториес» (HMS Victorious), а также шести эсминцев вышло из Гибралтара и взяло курс на восток в Средиземное море. Однако в 20:50 эскадра изменила курс и пошла в сторону Гибралтарского пролива для выхода в Атлантику. Этим манёвром адмирал Сомервилл хотел обмануть вражеских наблюдателей в Испании, дав им понять, что идёт на восток. На самом деле соединение «H» в течение некоторого времени должно было сопровождать «Викториес» на пути этого авианосца в Англию.
16 июня в 02:00 Сомервилл получил сообщение, что несколько часов назад два неопознанных корабля покинули Брест. Адмиралтейство, зная о нахождении в Бресте линейных кораблей «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau), предположило, что они вышли в море, и приказало соединению «H» прикрыть находящийся в море войсковой конвой WS-9A и блокировать немцам выход в океан. Однако позже воздушная разведка подтвердила нахождение немецких кораблей на стоянке в Бресте, а замеченные 15 июня неопознанные корабли оказались торговыми судами. 17 июня «Викториес» в сопровождении эсминца покинул соединение Сомервилла и продолжил свой путь самостоятельно. На следующий день оставшимся при эскадре пяти эсминцам было приказано вернуться в Гибралтар, и по пути они обнаружили и потопили U 138. «Ринаун» и «Арк Ройял» вернулись в Гибралтар лишь 21 июня.
Вполне возможно, что, не случись роковая встреча с эсминцами 18 июня, Грамицки смог бы проникнуть в гавань к 21 июня и, прояви он немного терпения, следуя наставлению Деница действовать «неторопливо и уверенно», атака на корабли Сомервилла могла бы стать реальностью. К тому моменту прошло всего лишь несколько недель с момента потопления немецкого линкора «Бисмарк», где соединение «H» сыграло важную роль. Именно торпедоносцы с «Арк Ройяла» нанесли линкору роковое повреждение рулей, которое в итоге привело его к гибели. Однако возможность отомстить англичанам за «Бисмарк» Франц Грамицки не использовал, и стать «Быком Гибралтара» ему было не суждено.
Список источников и литературы:
- Д. Воуз. Подводный ас. История Вольфганга Люта – М., АСТ, 2001
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol. 1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
- Niestle A. German U-Boat Losses During World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
- Материалы сайтов http://www.uboat.net, http://www.uboatarchive.net и http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.