• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 20 January '21
      История с анатомией
    • 20 January '21
      Что видел и чего не видел «Ванька-ротный»
    • 16 January '21
      Цифры Warspot: 6 м
    • 15 January '21
      «Раскладушка» из Тулы
    • 15 January '21
      Дуэль без права на ошибку
    • 13 January '21
      «Мне было всего девятнадцать»
    • 12 January '21
      Небесная крепость
    • 11 January '21
      Стандартное шасси на перспективу
    • 10 January '21
      От Пренцлау до Орла и обратно
    • 10 January '21
      Американцы готовят революцию в ночном видении
    • 10 January '21
      Цифры Warspot: 18 лет
    • 07 January '21
      Полицейский дробовик в России
    48

    Тайна пропавшего десанта

    • ВМВ
    • СССР
    • Германия
    Владислав Гончаров
    15 June '16

    17 сентября 1941 года немецкие войска заняли Стрельну и Урицк, выйдя к Финскому заливу и на ближние подступы к Ленинграду. Чтобы отбросить противника и расчистить дорогу на Ораниенбаум, Г. К. Жуков, только что назначенный на пост командующего Ленинградским фронтом, приказал организовать серию морских десантов. Первым из них стал десант у завода «Пишмаш» 3 октября 1941 года…

    «Петергофско-стрельнинские десанты» 1941 года

    О подготовке советских десантов октября 1941 года на южный берег Финского залива историки писали много – гораздо больше, чем об их действиях после высадки. Основной причиной этого является то, что процесс подготовки операций неплохо освещён документами, а вот о действиях десантников никаких отчётов в советских архивах не сохранилось.

    Все десанты в районе Петергоф – Стрельна с 3 по 8 октября 1941 года осуществлялись в рамках попытки 42-й и 8-й армий очистить Петергофское шоссе и деблокировать Ораниенбаумский плацдарм. 16 сентября немцы вышли к побережью залива между Стрельной и Урицком, а в двадцатых числах подошли к Петергофу и заняли большую часть города. В итоге со стороны Ленинграда фронт установился по Полежаевскому парку (существующему и поныне), восточным окраинам Урицка и Старо-Паново. Со стороны Ораниенбаума (ныне – Ломоносов) линия фронта проходила по Английскому пруду и Троицкому ручью, а передовые позиции немцев находились в здании Гранильной фабрики.

    Десанты были спланированы и осуществлены по приказу нового командующего Ленинградским фронтом Г. К. Жукова, занявшего эту должность тремя неделями ранее – аккурат перед прорывом немцев к Финскому заливу. При этом, времени на подготовку операций практически не давалось. Высадки проводились спонтанно, без разведки местности и знания противника – фактически наобум, в расчёте на везение. Известность получила фраза Жукова о том, чтобы «никаких там десантных операций не выдумывать. Действовать быстро и скрытно. Перевезти роту, и всё», приведённая в мемуарах адмирала Ю. А. Пантелеева, в то время командовавшего Морской обороной Ленинграда (4 октября он одновременно стал и командующим Ленинградской военно-морской базой). Всего в интересах 42-й и 8-й армий Ленинградской и Кронштадтской военно-морскими базами было организовано пять высадок:

    • первая высадка: 3 октября – завод «Пишмаш», в полосе немецкой 58-й пехотной дивизии;
    • вторая высадка: 5 октября – Новый Петергоф, в полосе немецкой 1-й пехотной дивизии;
    • третья высадка: 5 октября (одновременно со второй) – Викколово, в полосе немецкой 1-й пехотной дивизии у её восточной границы;
    • четвертая высадка: 6 октября – Викколово, район санатория Михайловка (официально считалась высадкой подкреплений для предыдущего десанта);
    • пятая высадка: 8 октября – у Константиновского дворца, в полосе немецкой 58-й пехотной дивизии (у её западной границы) для поддержки наступления 124-й танковой бригады.

    Отметим немаловажный факт: только наиболее известный Петергофский десант 5 октября высаживался на подготовленном к обороне участке в непосредственной близости от расположения главных сил противника (фактически – у переднего края немецких позиций). Остальные высадки осуществлялись в необороняемых тыловых районах на стыке двух дивизий и даже корпусов – 38-го и 50-го, который формально проходил по долине речки Кикенка. В то время немцы ещё плохо знали местность, тылы их корпусов перемешались, а действия немецких подразделений против десантов зачастую велись в чужой зоне ответственности. Именно здесь, в районе между Стрельной и заводом «Пишмаш», советские десанты могли добиться хоть какого-то успеха. Более того, успех был достигнут, но развить его не смогли. Почему? Ответ прост – из-за отсутствия взаимодействия с наземными силами, в интересах которых высаживался десант. По-настоящему увязан с действиями 8-й армии был лишь Петергофский десант 5 октября, но именно он оказался самым неудачным, да и в сложившейся обстановке шансов на успех практически не имел. Это можно было бы назвать результатом случайности (рядом с местом высадки оказался резерв немецкой 1-й пехотной дивизии), однако не стоило надеяться на то, что рядом с передним краем противника не окажется ни огневых точек, ни резервов. Увязан с действиями армии (42-й) был и десант 8 октября, однако он стал последним и меньше всего мог рассчитывать на внезапность.

    ​Вид на Ленинград, открывшийся немцам от крайних домов Урицка. На переднем плане – Петергофское шоссе с разбитыми машинами - Тайна пропавшего десанта | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Вид на Ленинград, открывшийся немцам от крайних домов Урицка. На переднем плане – Петергофское шоссе с разбитыми машинами

    Военные мыслители сходятся в том, что любое военное везение, удачное стечение обстоятельств необходимо использовать сразу, иначе даже от самой чудесной случайности не будет никакого проку. В этой статье мы покажем, как был упущен такой шанс – причём, как это часто бывает, на начальном этапе операции.

    Задача на высадку

    Вечером 1 октября штаб Ленинградской военно-морской базы (ЛВМБ) получил задачу на высадку десанта в Стрельне, причём начать операцию предписывалось этой же ночью. Поскольку назначенная в десант рота 6-й морской стрелковой бригады не могла вовремя прибыть к месту посадки на суда, высадку перенесли на следующую ночь.

    Утром 2 октября командование 42-й армии, в чьих интересах высаживался десант и из состава которой брались войска для него, уточнило задачу. Усиленную роту 6-й бригады предписывалось скрытно высадить восточнее завода пишущих машин (ныне – Ленинградский электромеханический завод) в месте, обозначенном как «будки рыбаков». Задача десанта – уничтожать штабы и матчасть артиллерии противника, после чего выйти на западную окраину Ивановки (деревня западнее Урицка, ныне – городской район между улицами Тамбасова и Пионерстроя, а также парк Ново-Знаменка) для соединения с частями 42-й армии, наступавшими с востока.

    В десант была назначена 4-я рота 2-го батальона 6-й морской бригады под командованием старшего лейтенанта М. А. Шацкого и политрука А. Я. Якушева. Численность роты составляла 225 человек. Сама 6-я бригада полковника Ф. Е. Петрова действовала на крайнем правом фланге 42-й армии и должна была наступать вдоль Петергофского шоссе.

    Число высадочных средств оценивают по-разному. По Ю. В. Кольцову, речь идёт о шестнадцати шлюпках на буксире четырёх катеров «ЗиС». По А. В. Платонову – о двух катерах «Рыбинец», девяти катерах «ЗиС» и двадцати двух вёсельных шлюпках. Другие источники пишут о четырнадцати катерах (включая три катера сопровождения) и двадцати двух шестивёсельных ялах. Для контроля над посадкой в Угольную гавань специально прибыл начальник оперативного отдела 42-й армии капитан Ждан-Пушкин.

    Катера с лодками в сопровождении трёх «малых охотников» вышли из Гутуевского ковша Ленинградского порта около двух часов ночи. В 04:10 у нефтебаков (основание дамбы Морского канала) было проведено перераспределение десантников по лодкам, и с 04:35 до 05:15 бойцы были высажены с лодок в камышах у завода «Пишмаш». Тем временем шесть катеров отвлекали внимание противника стрельбой и постановкой дымовой завесы, имитируя высадку у Стрельны.

    ​Завод «Пишмаш». Немецкое фото зимы 1941–1942 годов - Тайна пропавшего десанта | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Завод «Пишмаш». Немецкое фото зимы 1941–1942 годов

    По первоначальному приказу, роту предполагалось высадить у будок рыбаков в устье Матисова канала, в глубине заросшей камышом мелководной бухты. Добраться сюда на лодках или катерах можно было только по имевшемуся в бухте продолжению канала. Неясно, на каком этапе было принято решение высаживать десант не у будок, а в районе завода. Не исключено, что такой вариант подразумевался изначально, а будки рыбаков использовались лишь как ориентир, наиболее близкий к фронту. Во всяком случае, «Боевая Летопись ВМФ» 1982 года называет местом высадки именно завод «Пишмаш». Не будем забывать, что десант планировал новый начальник ЛВМБ адмирал Пантелеев, родившийся здесь и прекрасно знавший эту местность. Пляж у завода был хорошо виден из Ленинградского порта, и особенно с дамбы Морского канала. Именно он являлся местом, наиболее пригодным для высадки – во всяком случае, более удобным, чем топкий участок в устье Матисова канала.

    В приказе штаба 42-й армии командиру 6-й бригады говорилось о том, что в обязанности десанта входит уничтожить штабы и матчасть артиллерии в тылу противника, а затем выйти на западную окраину Ивановки, куда с востока наступала сама бригада. Однако пленённый немцами советский командир из состава десанта дал другие показания – по его словам, десантники должны были выйти на Петергофское шоссе, там соединиться с наступающими частями 42-й армии и в дальнейшем двигаться в сторону Петергофа. Судя по всему, эти, более подробные, инструкции были даны командиру десанта перед самой высадкой.

    В любом случае, высадка прошла быстро и исключительно удачно. Согласно флотскому отчёту о высадке, противник открыл беспорядочный пулемётный огонь по воде лишь после того, как все десантники оказались на берегу. При этом высадочный отряд находился у берега ещё почти полтора часа (до 06:10), собирая шлюпки и наблюдая за действиями десанта.

    ​Автомобильная дорога к заводу «Пишмаш», зима 1941–1942 годов. Немецкое фото - Тайна пропавшего десанта | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Автомобильная дорога к заводу «Пишмаш», зима 1941–1942 годов. Немецкое фото

    Утро 3 октября: Петергофское шоссе перехвачено!

    Дальнейшие подробности действий десанта хорошо восстанавливаются по немецким документам. Занимавшие завод «Пишмаш» немецкий дозор (отделение сапёрной роты 154-го пехотного полка) и пулемётный расчёт оказались застигнуты врасплох. Пулемётчиков перебили почти сразу, пулемёт был захвачен невредимым и использовался десантниками в последующем бою, а немецкие сапёры разбежались по камышам. После этого скоротечного боя десант быстро выдвинулся вдоль заводской железнодорожной ветки к Петергофскому шоссе и перехватил его.

    Похоже, что командование немецкой 58-й пехотной дивизии узнало о высадке лишь после того, как около половины шестого утра (по берлинскому времени) на шоссе было обстреляно отделение 1-й роты 158-го сапёрного батальона, направлявшееся к Троице-Сергиевому монастырю для смены стоявшего там флангового дозора. Первоначально немцы считали, что высажено 20–30 человек, но уже к 10 часам (по московскому времени – 11) оценили число высаженных примерно в 150–200 человек.

    ​Железнодорожный переезд через Петергофское шоссе у завода «Пишмаш». Немецкое фото - Тайна пропавшего десанта | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Железнодорожный переезд через Петергофское шоссе у завода «Пишмаш». Немецкое фото

    Итак, к 7–8 часам утра по московскому времени десант перерезал Петергофское шоссе в районе железнодорожного переезда и занял каменные дома совхоза «Пролетарский труд» (ныне – Ленино). Фактически, задача десанта была выполнена – добиться большего силами одной роты было просто невозможно. Уже к 9 часам утра (по московскому времени – 10) против десантников была направлена вся 1-я рота 158-го сапёрного батальона и две роты 2-го батальона 154-го пехотного полка, на участке которого произошла высадка – в общей сложности порядка 600 человек при поддержке противотанковых пушек. Сюда же была брошена моторизованная пехотная рота из состава 1-й пехотной дивизии (очевидно, сводное подразделение, целью которого было мобильное прикрытие побережья). Сам наряд сил говорит о том, что к высадке противника немцы отнеслись очень серьёзно. Сапёрами руководил командир 1-й роты (гауптман, фамилию которого установить не удалось), пехотинцами – командир 2-го батальона 154-го полка обер-лейтенант Беккер.

    ​Железнодорожный переезд и Петергофское шоссе, осень 1941 года. Немецкое фото - Тайна пропавшего десанта | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Железнодорожный переезд и Петергофское шоссе, осень 1941 года. Немецкое фото

    Видимо, первой сосредоточилась сапёрная рота. Уже в 07:10 по берлинскому времени она, развернувшись в четырёхстах метрах южнее шоссе по обе стороны от железнодорожной насыпи, начала наступление на занятые десантниками дома. К 10:30 рота заняла большинство домов посёлка. К этому времени сюда же прибыли две роты 154-го полка и командир 1-го взвода 158-го истребительно-противотанкового дивизиона обер-лейтенант Шварцман как минимум с одним орудием. Ещё один противотанковый взвод под командованием лейтенанта Уве находился «на правом участке» – видимо, имеется в виду район нынешнего трамвайного кольца у Матисова канала.

    В 11 часов утра (по московскому времени – в полдень) немцы начали новую атаку. Сапёрная рота наступала в направлении шоссе слева от железнодорожной насыпи; 2-й батальон 154-го полка, сопровождаемый 1-м взводом 158-го противотанкового дивизиона – справа от железной дороги. В 11:30 немецкие сапёры наконец пробились к Петергофскому шоссе, встретив здесь остатки сапёрного отделения, отступившего с завода «Пишмаш». В то же время пехотный батальон был остановлен перед зданием, стоявшим южнее шоссе и справа от железнодорожной насыпи. Перейдя насыпь железной дороги, сапёры обошли здание через кусты, росшие вдоль шоссе, и попытались атаковать его с тыла, в ближнем бою взяв четырёх пленных. Однако к 14 часам пехотный батальон всё ещё не мог выйти на шоссе.

    Немецкие сапёры понесли серьёзные потери: в 14:15 командир сапёрного батальона отправил в штаб 58-й дивизии донесение с просьбой вывести из боя его 1-ю роту, которая «по сообщениям, уже понесла значительные потери». В 14:40 командир 209-го пехотного полка, находившегося восточнее района высадки, по телефону просил оперативный отдел штаба дивизии связаться с авиацией, чтобы та пробомбила участок севернее шоссе. Судя по всему, командир полка опасался, что русские высадят здесь кого-то ещё, либо через камыши двинутся в обход его фланга.

    ​Линия фронта 42-й армии и действия десанта 3 октября - Тайна пропавшего десанта | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Линия фронта 42-й армии и действия десанта 3 октября

    Вечер 3 октября: разгром десанта

    Получив известие о том, что смены ему не будет, решительный командир сапёров бросил свою роту в новое наступление. Немцы развернулись во фронт шириной до 400 м и двинулись к фабрике через камыши и кустарники (западнее железной дороги и параллельно ей). Правый фланг немцев сразу же был обстрелян со стороны нефтебаков, стоявших чуть северо-восточнее переезда. После этого гауптман развернул свою роту фронтом на восток и после ожесточённого боя вышел к насыпи: «В ближнем бою были уничтожены отчаянно сопротивляющиеся в густых зарослях русские». При этом с запада по роте был открыт огонь «в спину».

    К 15:30 немецкая рота достигла дамбы с железнодорожной насыпью, но к этому моменту у неё кончились боеприпасы и гранаты. После этого командир батальона отдал наступавшим приказ выйти из боя, подобрать раненых и убитых и к 16:30 отойти за Петергофское шоссе. Известно, что четыре человека из состава роты пропали без вести, среди них – командир одного из взводов лейтенант Шоер.

    Таким образом, первая атака немцев севернее шоссе была отбита. Однако около 16 часов 2-й батальон 154-го пехотного полка (возможно, получив подкрепления) начал продвижение восточнее насыпи. Сделав перерыв на прием пищи, в 18:30 сапёрная рота снова перешла Петергофское шоссе и углубилась в камыши, где в ходе «прочёсывания» было убито восемь красноармейцев, а также найдены советская переносная рация, надувная лодка и разбитый ручной пулемёт, ранее захваченный советскими десантниками на заводе «Пишмаш». Всего рота захватила шестерых пленных, потеряв 29 человек – 7 убитыми (в том числе, одного офицера) и 22 ранеными. Потери противника командир роты оценил в 40 убитых, из которых 31 – «подтверждёнными» [NARA, T-315, R-994, 734–735. Ю. Кольцов в своей книге приводит этот же отчёт со ссылкой на Бундесархив (BA-MA.RH26–58/38), но без указания листов].

    О действиях частей 154-го пехотного полка восточнее насыпи информации осталось куда меньше. Как уже упоминалось выше, наступление здесь было начало около 16 часов. В вечернем промежуточном донесении оперативного отдела штаба 58-й дивизии штабу 50-го армейского корпуса сообщалось, что в результате контратаки 2-й батальон уничтожил противника, но территория в районе фабрики всё ещё очищается от оставшихся вражеских частей. Наконец, суточное донесение в штаб корпуса от 21:00 (по берлинскому времени) сообщало, что очистка территории к югу от фабрики закончена, положение восстановлено, и 2-й батальон 154-го полка занял оборону берегового участка.

    Интересно, что в донесении от 21:00 штаб дивизии сообщал, что в ходе высадки десанта потоплено три вражеских катера, в каждом из которых было 30–35 человек, а также две баржи и одно торговое судно! [NARA, T-315, R-994, 723] Это наглядно иллюстрирует степень художественного вымысла, содержавшегося в немецких донесениях. Согласно отчёту дивизии, общие потери немцев составили 58 человек, из них 16 убитыми. Было захвачено 59 пленных, один станковый и два ручных пулемёта, три «гранатомёта» (возможно, имелись в виду 50-мм или 37-мм миномёты), 49 винтовок, а также… огнемёт.

    ​Отражение десанта 3 октября. Карта из журнала боевых действий 58-й пехотной дивизии вермахта (NARA, T-315, R-994, 738) - Тайна пропавшего десанта | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Отражение десанта 3 октября. Карта из журнала боевых действий 58-й пехотной дивизии вермахта (NARA, T-315, R-994, 738)

    Какова же судьба остальных десантников? Командир немецкой сапёрной роты упоминал о том, что десять русских отступили на восток от дамбы. Из описаний следует, что завод «Пишмаш» десантниками не оборонялся и вечером 3 октября был занят немцами практически без боя. Это говорит о том, что десантники не пытались удерживать его корпуса, поскольку имели приказ двигаться вперёд и соединиться на шоссе с частями 42-й армии.

    Действия 42-й армии

    Что же происходило в это время в частях 42-й армии? Увы, наступление 6-й морской бригады и 44-й стрелковой дивизии шло очень тяжело. Дивизия вела бои в Полежаевском парке, пытаясь «зацепиться» за крайние дома Урицка своим правофланговым 305-м полком (ранее он был 701-м, поэтому в документах часто упоминается по прежнему номеру). Морская бригада атаковала правее, вдоль Петергофского шоссе и по топкой, заросшей камышами местности севернее него. Противник надёжно удерживал господствовавший над шоссе гребень приморской террасы, пулемётным и артиллерийским огнём препятствуя любому продвижению по шоссе. Особенно ожесточённый бой развернулся за отметку 8,7 – выступ, образованный приморской террасой и западным склоном долины реки Ивановка. Несмотря на все усилия, взять его так и не удалось.

    Согласно донесению штаба армии, на 9:30 6-я бригада продвинулась по камышам до района севернее окраины Ивановки и была в километре от Матисова канала. Однако на 16:30, по уточнённым данным, положение складывалось гораздо хуже: бригада занимала позиции «по линии пунктирной дороги», левым флангом упираясь в северную часть Полежаевского парка. Остаётся неясным – то ли батальоны моряков вынуждены были отойти на полтора километра назад, то ли донесение об утреннем продвижении не соответствовало действительности.

    Вопреки мнению историка Ю. Козлова, и в штабе армии, и в штабе фронта были озабочены судьбой десанта. 3 октября в 2:50 на запрос из штаба фронта: «Получили ли от Ждан-Пушкина сведения о высадке Пчелы?» полковник Роганов из штаба 42-й армии докладывал: «От Ждан-Пушкина получил сообщение, что Пчела находится в полёте – он сам почему-то выехал провожать Пчелу до полпути».

    В 7:40 Роганов докладывал вновь: «Пчела прилетела на место. Связи с ней у Петрова [командир 6-й морской бригады] пока нет. Передано Петрову приказание – ускорить движение для соединения с пчёлками».

    Из 6-й бригады в штаб армии доложили, что установили связь с десантом. Однако уже днём майор Крылов из штаба 42-й армии сообщил, что на 13:00 в переговорах с 6-й бригадой «добиться существенного ответа, где рота, которая держит связь с Пчелой, я не мог». Наконец, в 16:30 из штаба армии доложили: «Связи с Пчелой Петров не имел, хотя с утра наблюдал её полёт к югу от места посадки. Были высланы специальные разведгруппы для связи – но от них он также сведений не имел. Но вновь высланы группы…» [ЦАМО фонд 217 опись 1221 д. 140, 222–257].

    Потери 6-й морской бригады (не считая роты десанта) в тот день составили 37 человек убитыми и 246 ранеными. Потери 44-й дивизии (судя по донесению от следующего утра) – 63 убитых, 12 пропавших без вести и 155 раненых. Всего, по донесению штаба фронта от 6:00 4 октября, потери 42-й армии составили 100 убитыми и 361 ранеными – как видим, данные по убитым совпадают, пропавшие без вести не учтены, а вот раненых «стало меньше». Чуть позже штабу фронта были предоставлены другие цифры – убито 138 человек, ранено 448, потеряно две 76-мм пушки. Для сравнения, потери 8-й армии, действовавшей со стороны Петергофа, за этот день составили: в 48-й дивизии – 5 убитых, 37 раненых; в 11-й дивизии – 51 убитый, 127 раненых; в 281-й дивизии – 1 раненый. [ЦАМО, ф. 217, оп. 1221, д. 140, лл. 206, 207, 244, 245, 329.]

    Вплоть до ночи штаб армии не получал никаких сведений о судьбе высаженного десанта, хотя штаб фронта неоднократно запрашивал их – это также опровергает распространённую версию о том, что фронт судьбой десанта более не интересовался.

    В ночь на 4 октября 305-й полк сменил 2-й батальон 6-й бригады на северной окраине Полежаевского парка. Тот, в свою очередь, переместился севернее, за Петергофское шоссе, образовав второй эшелон бригады. Тем временем 1-й и 3-й батальоны продолжали продвигаться к северу от шоссе. «По неуточнённым сведениям», 3-й батальон к 2:45 достиг насыпи в 1 км северо-западнее отметки 8,7. Чуть позже в штаб армии даже поступили «непроверенные данные» о том, что две роты морских пехотинцев достигли завода «Пишмаш», но к середине дня было сообщено, что эти данные не подтвердились. В 10:55 штаб армии наконец-то сообщил о судьбе десантников: «Из десанта к своим частям присоединилось два взвода, с двумя взводами, ушедшими к западу, связи пока нет. Ракетницы у них нет, поэтому сигналов от них не принимаем». [ЦАМО, ф. 217, оп. 1221, д. 140, л. 330.]

    К 15 часам 1-й и 3-й батальоны морской пехоты наконец-то сбили с шоссе немецкий заслон 3-й роты 209-го полка, стоявший у моста через речку Ивановку, и продвинулись ещё на полкилометра – до насыпи, ведшей от Петергофского шоссе на север. Далее морские пехотинцы просочились вдоль берега по болотистой местности севернее шоссе и развернулись фронтом на юг, заняв позиции в кустарнике у края камышовых зарослей в километре от Матисова канала и дороги, ведшей к тем самым будкам рыбаков. При этом были захвачены небольшие трофеи – один ручной пулемёт, два автомата и две винтовки.

    В 14:20 штаб армии сообщил штабу фронта, что «об оставшихся в районе завода [десантниках] сведений пока нет» и далее: «Командир десантной группы вызывается Военным советом и видимо будет сурово наказан, так как им обнаружена трусость и малодушие» [ЦАМО, ф. 217, оп. 1221, д. 140, л. 333–335]. Из последней фразы следует, что командир десанта старший лейтенант Шацкий находился с теми двумя взводами, что уклонились от боя и по камышам вышли в расположение бригады. Судя по всему, здесь же находился политрук Якушев – его фамилия «всплывает» в более поздних документах зимой 1941–1942 годов.

    Из штаба фронта запросили информацию о судьбе оставшихся двух «семейств» (взводов) «пчелы» (4-й роты) и ещё раз потребовали проверить положение в районе завода «Пишмаш», послав туда сильную разведгруппу. Теперь уже говорилось, что 6-я бригада должна захватить «Пишмаш» – если бы эта цель была поставлена 4-й роте изначально!

    Итоги операции

    К исходу 4 октября передовой 3-й батальон 6-й морской бригады, продвигаясь по незанятой противником болотистой местности севернее шоссе, достиг места, обозначенного на карте отметкой «Охотничий домик» – ныне здесь расположена конечная остановка трамвая №60. Отсюда до дороги на «Пишмаш» оставалось ещё около километра. 1-й батальон вышел в район, где теперь располагается Южно-Приморский парк – между нынешней улицей Доблести и устьем Дудергофского канала. В то время здесь несла свои воды в залив речка Ивановка. 2-й батальон разворачивался в плавнях севернее 1-го. А вот южнее шоссе правофланговый 305-й стрелковый полк 44-й дивизии продвинуться не сумел. Он так и остался на северной окраине Полежаевского парка – там, где «Аллея 900 берёз», отмечающая линию обороны Ленинграда, упирается в пешеходный мост через Дудергофский канал.

    Всего потери 6-й морской бригады за день боя составили 57 убитых и 105 раненых; 44-й дивизии – 35 убитых, 37 пропавших без вести и 51 раненый.

    ​Передовые позиции 209-го полка 58-й пехотной дивизии в Урицке и на Петергофском шоссе. Карта из журнала боевых действий 58-й пехотной дивизии вермахта (NARA, T-315, R-994, 739) - Тайна пропавшего десанта | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Передовые позиции 209-го полка 58-й пехотной дивизии в Урицке и на Петергофском шоссе. Карта из журнала боевых действий 58-й пехотной дивизии вермахта (NARA, T-315, R-994, 739)

    Итак, по донесениям 42-й армии мы видим, что два из четырёх взводов десанта во главе с политруком роты старшим лейтенантом Якушевым утром 4 ноября по камышам вышли к основным силам своей бригады. В истории бригады рассказывается, что при этом командир отделения главстаршина Эрдман и старшина 2-й статьи Карпов уничтожили гранатами огневую точку противника. В статье Б. Емельянова 1981 года утверждалось, что остатки десанта в количестве семидесяти человек отошли к берегу, укрылись в камышах, а ночью по болотистым зарослям вдоль берега вернулись в порт. Судя по донесениям штаба 42-й армии, вышедших было заметно больше – около половины всего десанта. Видимо, эта половина десанта так и не вступила в бой, чем и объясняется относительно недолгое сопротивление десантников в совхозе «Пролетарский труд», а затем распад их обороны во второй половине дня.

    Теоретически, у десанта была возможность отступить на завод «Пишмаш» и организовать там оборону. Для штурма каменных корпусов завода по двум дамбам через залив и топкую низину немцам потребовалось бы много времени и сил. Однако такую возможность заранее не учли, а главное – к концу дня у десантников просто должны были кончиться патроны.

    Можно констатировать, что сам десант был высажен успешно, в очень удачном месте и неожиданно для противника. Действуя активно и осмысленно даже с учётом того, что бой вели всего два взвода из четырёх, десантники полностью выполнили свою задачу. Однако, не получив помощи со стороны 42-й армии, к середине дня 3 октября ударная группа оказалась блокирована превосходящими силами противника. Связи с командованием десант не имел – хотя как минимум одна рация у него была, а, судя по условиям высадки, она должна была оставаться исправной.

    В ходе высадки или сразу после неё десант разбился на две группы. Восточная группа, в которой находились командир и комиссар роты, участия в бою не принимала, а силы западной группы оказались слишком малы. Ей не удалось ни удержаться на шоссе, ни установить связь с армией, ни организованно отступить на завод «Пишмаш». Помимо этого, мысль о необходимости занятия завода «Пишмаш» для создания опорного пункта на фланге немецкой обороны пришла командованию Ленфронта слишком поздно – лишь днём 4 октября. Но главное – немцы оказались предупреждены и были готовы встретить следующие десанты.


    Список источников:

    1. Ю. Кольцов. Петергофский десант. СПб.: Гангут, 2010
    2. В. Мосунов. Битва за Ленинград. Неизвестная оборона. М.: Эксмо, Яуза, 2014
    3. А. Платонов. Опыт первых советских морских десантных операций // Десанты Великой Отечественной войны. М.: Эксмо, Яуза, 2008
    4. ЦАМО РФ, ф. 217, оп. 1221, дд. 100 и 140
    5. NARA, T-315, R-994

    Владислав Гончаров

    Керченско-Феодосийская операция на Азовском побережье: встречный бой у Аджимушкая на Warspot.ru
    Керченско-Феодосийская операция на Азовском побережье: встречный бой у Аджимушкая
    Керченско-Феодосийская операция на Азовском побережье: бухта Булганак на Warspot.ru
    Керченско-Феодосийская операция на Азовском побережье: бухта Булганак
    

Керченско-Феодосийская операция на Азовском побережье: бои у озера Чокрак на Warspot.ru
    Керченско-Феодосийская операция на Азовском побережье: бои у озера Чокрак
    Поделиться
    • 63
    • 49
    • 18
    • Статьи по теме
    • Комментарии (15)
    Роковое сражение на Волхове на Warspot.ru
    Роковое сражение на Волхове
    Конец сталинградского котла на Warspot.ru
    Конец сталинградского котла
    За год до Прохоровки на Warspot.ru
    За год до Прохоровки
    За полтора месяца до «Урана» на Warspot.ru
    За полтора месяца до «Урана»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (15)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • Все авторы
    • Все теги
    • Правила
    • Как стать автором
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    • Карта сайта
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google