В конце 1931 года конструкторы корпорации Krupp начали работу над новой лёгкой гусеничной машиной Landwirtschaftliche Schlepper, которой предстояло стать первым немецким серийным танком Pz.Kpfw I. Однако в немецком уставе предусматривалось, что основу Panzerwaffe должны были составить средние танки, а потому руководство танковых войск потребовало от Управления вооружений сухопутных сил разработать более тяжёлую боевую машину, вооружённую артиллерией и способную бороться с бронетехникой противника
После Первой мировой войны Германии было крайне сложно развивать собственное танкостроение, так как по условиям Версальского договора 1919 года ей категорически запрещалось покупать и конструировать бронированную технику. Чтобы обойти этот запрет, 3 октября 1926 года руководитель центра «Москва» полковник Герман фон дер Лит-Томзен (с немецкой стороны) и начальник 4-го разведывательного управления Генштаба РККА Я.К. Берзин (с советской стороны) подписали секретный договор о создании в окрестностях Казани совместного танкового центра «Кама». Таким образом, немцы получили возможность испытывать на его полигоне свои экспериментальные танки и обучать экипажи, а советские военные обрели доступ к передовым европейским разработкам и опыту немецких танкистов.
С этого момента основные немецкие танкостроительные компании (Krupp, Rheinmetall-Borsig и Daimler-Benz) начали разработку экспериментальной бронетехники, которая для секретности обозначалась в документации как малые или большие «трактора». Её испытания, которые велись в СССР несколько лет, выявили массу конструкторских недоработок. В конце 1931 года конструкторы корпорации Krupp начали работу над новой лёгкой гусеничной машиной Landwirtschaftliche Schlepper (нем. – «сельскохозяйственный тягач») или сокращённо LaS, которой в 1935 году предстояло стать первым немецким серийным танком Pz.Kpfw I. Однако в немецком уставе «Вождение войск», изданном в 1933 году, предусматривалось, что основу Panzerwaffe должны были составить средние танки, а потому генерал-лейтенант Освальд Лутц (начальник транспортного управления Министерства обороны) и полковник Хайнц Гудериан (начальник штаба моторизованных войск) требовали от Управления вооружений сухопутных сил (далее – УВС) разработки более тяжёлых боевых машин, вооружённых артиллерией и способных бороться с бронетехникой противника.
«Тягач» №100 как временное решение
Однако быстро разработать совершенно новую технику фактически с нуля в то время было невозможно. Гудериан писал об этом в своих мемуарах:
«Ввиду того, что производство основных типов танков затянулось на большее время, чем мы предполагали, генерал Лутц принял решение построить еще один промежуточный тип танка, вооруженного 20-мм автоматической пушкой и одним пулеметом»
В 6-м департаменте бронетехники и моторизации УВС мнение генерала поддержали, и в июле 1934 года подготовили спецификацию на лёгкий десятитонный танк с соответствующим вооружением. Тактико-технические требования к новому танку, которому присвоили код Landwirtschaftliche Schlepper 100 (сокращённо – LaS 100), довели до сведения конструкторских групп компаний Krupp, Henschel и MAN.
«Крупповские» конструкторы Хогельлох и Вольферт отнеслись к поставленной задаче несколько легкомысленно и предложили 6-му департаменту модернизированный Pz.Kpfw I в его модификации LKA II. Дело в том, что ещё летом 1933 года они переделали первые пять шасси LaS в вариант LKA (Leichter Kampfwagen Ausland – «лёгкий танк для экспорта») и, чтобы соответствовать требованиям нового конкурса, немного видоизменили корпус этой машины, добавив бронированную рубку механика-водителя и установив новую башню с 20-мм пушкой и 7,92-мм пулемётом MG13.
Однако чиновников из УВС эта машина не устроила – их больше заинтересовали шасси, разработанные компаниями Henschel и MAN. Ходовые части у них состояли из трёх двухкатковых тележек и отличались друг от друга только подвеской (компания Henschel использовала пружинную, а MAN – четвертьлистовую). Кроме того, на каждую сторону обеих ходовых приходилось по три поддерживающих ролика, а у машины компании MAN балансиры всех трёх тележек снаружи дополнительно скреплялись продольной балкой.
Как и у других серийных танков Третьего Рейха, изготовленные шасси были переднеприводными с задними направляющими колёсами, а ленивец для увеличения площади соприкосновения гусениц с грунтом опустили на уровень опорных катков. LaS 100 повторял ту же компоновку, что использовалась на LaS – впереди размещалось отделение управления, в котором располагалась трансмиссия, посредине – отделение управления, сзади – моторное отделение.
Летом 1935 года представители 6-го департамента УВС рассмотрели проекты и прототипы всех компаний-участниц конкурса, после чего остановили свой выбор на «изделии» фирмы MAN, которое вскоре после этого переименовали в 2cm MG Panzerwagen. Дополнительно машине присвоили индекс разработки Versuchskraftfahrzeug 622 (сокращённо – VK 622), что переводится как «экспериментальный образец».
Уже не лёгкий, но ещё не средний
Для завершения проекта танка и запуска его в серию компания MAN скооперировалась с Daimler-Benz AG. Конструкторы последней включились в работу по проектированию бронированного корпуса и башни, в то время как специалисты MAN продолжали дорабатывать шасси. В передней части корпуса они разместили элементы трансмиссии, которая состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения K230K (сталь по стали) и шестискоростной коробки перемены передач (далее – КПП) ZF Aphon SSG-45. К трансмиссии от двигателя вдоль всего днища машины тянулся карданный вал – его вращение посредством конической передачи через трансмиссию передавалось на поперечный вал, соединявший бортовые многодисковые фрикционы танка. Для доступа к трансмиссии с левой стороны верхнего бронелиста корпуса проделали люк.
Слева от трансмиссии находилось место механика-водителя, на которое он попадал через люк в верхней лобовой бронедетали. На приборной панели размещались шкалы спидометра, тахометра, датчика уровня топлива, воды и другие. Справа, прямо на трансмиссии, крепился рычаг КПП. Слева и справа от сидения механика-водителя располагались рычаги управления танком, а под поперечным валом «скрывались» педали газа, тормоза и сцепления. Водитель обеспечивался тремя смотровыми приборами (двумя по бортам и одним спереди).
В средней части танка находилось боевое отделение, совмещённое с отделением управления. В нём размещались два остальных члена экипажа: командир танка (на которого возлагались обязанности наводчика) и заряжающий-радист. На относительно высокой подбашенной коробке машины на погоне подвижно крепилась башня с вооружением, приборами прицеливания и наблюдения. Последние представляли собой четыре призменных смотровых прибора (по два с каждого борта) и перископ с выводом на крышу башни. Прицеливание осуществлялось посредством телескопического прицела TZF 4.
Вооружение размещалось в орудийной маске: 20-мм пушка KwK30 и 7,92-мм пулемёт Dreise MG13k монтировались рядом. Маска позволяла наводить оружие по вертикали в диапазоне от -9,5° до +20°. В боекомплект входили 120 снарядов (как бронебойных, так и осколочных или разрывных, начинённых белым фосфором), а также 1425 патронов к пулемёту. Более тяжёлое оружие на танк не устанавливалось, так в 1934 году, когда формулировались требования к нему, Германия, хоть и с многочисленными нарушениями, ещё соблюдала условия Версальского договора и не имела возможности развернуть широкое производство танковых пушек более крупного калибра. Кроме того, пушка KwK30 некоторое время считалась пулемётом, а потому её можно было спокойно выпускать, не обращая внимания на договор. Этот «пулемёт» бронебойным 148-граммовым снарядом PzGr на дистанции 100 м пробивал броню толщиной 20 мм, расположенную под углом 30°, с 500 м – броню толщиной 14 мм, а с 1000 м – 9-мм бронелист.
В боевом отделении размещалось и радиооборудование – у обычных линейных танков оно состояло из радиоприёмника FuG2 со штыревой антенной. Командирские машины комплектовались радиостанциями FuG5, работавшими как на приём, так и на передачу. Посадка и высадка осуществлялась через двухстворчатый башенный люк.
В моторном отделении устанавливался бензиновый шестицилиндровый двигатель Maybach HL-57TR рабочим объёмом 5698 куб. см. Он развивал максимальную мощность в 130 л. с. при 2100 об/мин и имел жидкостное охлаждение.
Для формирования бронированного корпуса танка производители использовали катанные поверхностно-закалённые стальные листы толщиной 13 мм. Верхняя лобовая деталь размещалась почти вертикально (под углом 8°), средняя – почти горизонтально (под углом 70°), нижняя – под углом 30°. Бортовые бронелисты располагались вертикально, верхняя кормовая бронедеталь приваривалась под углом 6°, нижняя – 60°. Крышу корпуса и днище сформировали из 5–10-мм бронелистов, а заднюю стенку подбашенной коробки – из 13-мм бронелиста, приваренного под углом 10°.
Боковые и кормовая стенки башни сваривались из 13-мм листов стали, находившихся под углом 22° к горизонтали. Лобовая часть башни и орудийная маска изготавливались из 13–15-мм брони.
Предсерийные искания
Компания MAN получила заказ на изготовление первой партии из 25 машин ещё в октябре 1935 года, то есть, до того, как закончились испытания опытного шасси. Первые десять (здесь и ниже данные по численности приведены на основании информации с сайта panzerschreck.de) предсерийных шасси 1./LaS 100 по своей конструкции ничем не отличались от прототипа. Вскоре, в связи с официальным отказом Германии от выполнения условий Версальского договора им присвоили индекс Pz.Kpfw II Ausf.а/1.
Следующие предсерийные танки с индексом Pz.Kpfw II Ausf.а/2 выпускались несколько изменёнными. Ленивец конструкторы «подняли» с земли, снабдив механизмом натяжения гусениц и резиновым бандажом, а опорные катки сделали необрезиненными. Помимо этого, был увеличен объём моторного отделения и улучшена система вентиляции. Эти пятнадцать машин получили заводские номера от 20011 до 20025.
В дополнение к Ausf.а/1 и Ausf.а/2 УВС заказало ещё 75 предсерийных машин. Новые танки также претерпели изменения, а потому в документах фигурировали под отдельным индексом Pz.Kpfw II Ausf.а/3. Двигатель отгородили от боевого отделения сплошной противопожарной броневой переборкой, для облегчения доступа к топливному насосу и фильтру в днище прорезали дополнительный люк, а для улучшения работы радиатора его сдвинули ближе к корме. Кроме того, приподнятый ранее ленивец вновь лишили резинового бандажа. Данные танки выпускались двумя партиями – №№ 20026–20050 и 20051–20100. Последние 50 машин получили усиленные рессоры и модернизированные опорные катки. Все машины предсерии Ausf.а в течение 1936 года передали танковым подразделениям вермахта, где они использовались исключительно для обучения личного состава.
На этом предсерийные искания немецких конструкторов не закончились. На новых танках модели Pz.Kpfw II Ausf.b силовую установку мощностью 130 л. с. заменили 140-сильным двигателем Maybach HL-62TR. В силу его больших габаритов всю систему мотор-кардан-трансмиссия пришлось сдвинуть к правому борту, чтобы освободить в моторном отделении место для вентилятора и радиатора. Длину машины увеличили с 4380 до 4760 мм. Кроме того, изменилась форма крыши моторного отделения, по которой танки модели Ausf.b визуально отличают от Ausf.а. Изменения также коснулись системы выхлопа, глушителя, модернизированная трансмиссия получила дополнительную понижающую передачу, и на танке установили новый планетарный механизм поворота.
Опорные катки и поддерживающие ролики стали шире, при этом последние немного уменьшились в диаметре, зато до 755 мм увеличился диаметр ведущего колеса и до 650 мм – ленивца. Гусеницы стали набираться из 108 двухгребневых траков новой конструкции. Поперечное смещение рессор предупредили установкой специальных скоб, а задние надкрылки танка приподняли, чтобы пространство между ними и гусеницами не забивалось грязью и могло самоочищаться.
Курсовой пулемёт MG13k заменили более современным и надёжным MG34, боекомплект которого остался прежним. Предсерию Ausf.b выпустили в 1936–37 годах небольшой партией в 100 машин.
Несмотря на все изменения, внесённые в конструкцию ходовой части, надёжной она не стала. Последующая эксплуатация танков выявила их склонность к поломкам, львиная доля которых приходилась именно на ходовую, и её решили кардинально переработать. Конструкторы отказались от тележек и уменьшили количество опорных катков до пяти, а их диаметр увеличили до 550 мм. Подвеску сделали индивидуальной на четвертьэллиптических рессорах, а число поддерживающих роликов увеличили до четырёх. Модернизации также подверглись ведущие и направляющие колёса. Изменились и габариты машины: до 4810 мм выросла её длина, и с 2140 до 2230 мм – ширина. Толщину брони увеличили с 13 до 14,5 мм. В результате вышеперечисленных изменений боевая масса танка выросла с 7,9 до 8,9 т.
Новая модель, получившая индекс Pz.Kpfw II Ausf.с, стала надёжной, приобрела плавность хода и способность разгоняться до 48 км/ч по шоссе (ранее этот показатель не превышал 40 км/ч), и до 24 км/ч – по пересечённой местности. Уже в марте 1937 года Ausf.с пустили в пробную серию, которую произвели двумя партиями по 100 машин каждая. На двадцати пяти танках второй партии (№№ 22020–22044) были установлены корпуса из «эрзац-стали» с примесью молибдена. По другим данным, выпустили всего 25 танков этой модификации.
Модель |
Ausf.а/1/2/3 |
Ausf.b |
Ausf.с |
---|---|---|---|
Масса (т) |
7,6 |
7,9 |
8,9 |
Экипаж |
3 |
3 |
3 |
Длина (м) |
4,74 |
4,74 |
4,81 |
Ширина (м) |
2,14 |
2,14 |
2,22 |
Высота (м) |
1,95 |
1,95 |
1,99 |
Толщина лобовой брони корпуса (мм) |
15 |
15 |
15 |
Толщина лобовой брони башни (мм) |
15 |
15 |
15 |
Максимальная скорость (км/ч) |
40 |
40 |
40 |
Модель двигателя |
Maybach HL 57 TR |
Maybach HL 62 TR |
Maybach HL 62 TR |
Мощность двигателя (л. с.) |
130 |
140 |
140 |
Пушка |
1 x 20mm KwK 30 |
1 x 20mm KwK 30 |
1 x 20mm KwK 30 |
Пулемёт |
1 x 7,92mm MG 13k |
1 x 7,92mm MG 34 |
1 x 7,92mm MG 34 |
Изготовлено (шт) |
100 |
100 |
25 |
Годы выпуска |
1935–1937 |
1937 |
1937 |
Комментарии к данной статье отключены.