Новейшие немецкие средние танки стали одним из символов молниеносных побед Германии в польской и французской кампаниях 1939–1940 гг. Тем не менее тогда они ещё оставались в меньшинстве: костяк панцерваффе состоял из лёгких машин. Если пулемётный Pz.Kpfw.I совсем устарел, то созданный следом за ним Pz.Kpfw.II был как минимум равен британским лёгким танкам и требовал подробного изучения. Что же показали испытания этой машины англичанами?
Долгожданное знакомство
В отличие от новых загадочных Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, о существовании Pz.Kpfw.II британцам было известно ещё до начала боевых действий против Германии. Эти танки «засветились» в предвоенных операциях — например, при вторжении в Чехословакию. Также встречались Pz.Kpfw.II в боях во Франции, но из-за молниеносного разгрома сил Британского экспедиционного корпуса тогда заполучить трофеи не удалось.
Разведка также ничего о танке не сообщала. В условиях информационного вакуума англичане решили, что немцы посчитали Pz.Kpfw.II устаревшим и сняли его с производства ещё летом 1940 года. Знали бы тогда британские аналитики, что этот лёгкий танк останется в серии без серьёзных улучшений аж до 1942 года!
Впрочем, оказалось, что с прорицателями у британцев дела обстояли не так уж плохо. Специалисты правильно определили, что «двойки» начнут переделывать в истребители танков, но не угадали их вооружение: по мнению британцев, немцы должны были использовать 25-мм противотанковые пушки «Гочкис», захваченные в больших количествах во Франции. Были просчитаны даже ориентировочные тактико-технические характеристики такой самоходки.
Как и в случаях с Pz.Kpfw.III или Pz.Kpfw.IV, собрать какую-либо достоверную информацию о Pz.Kpfw.II удалось лишь после встречи в пустыне Северной Африки. К весне 1941 года эти танки смотрелись довольно бледно на фоне не только новых немецких, но даже некоторых итальянских машин. Тем не менее к моменту прибытия в Северную Африку 5-й лёгкой дивизии в строю насчитывалось 45 танков этого типа, а ещё 40 числились в 15-й танковой дивизии.
Встреча в песках была не то чтобы потрясающей, но наконец дала возможность осмотреть немецкий танк поближе: первый образец Pz.Kpfw.II британцы захватили уже 9 мая 1941 года.
Лобовая броня корпуса имела толщину 20 мм, толщины остальных листов были в диапазоне 15–18 мм. Лоб башни и подбашенной коробки усиливали дополнительные 20-мм экраны. Англичане отметили, что в конструкции Pz.Kpfw.II использовалось множество гнутых бронелистов, в том числе для лобовой брони корпуса — это улучшало защиту. Также отмечалось, что немцы приваривали к крыше подбашенной коробки металлические полосы, чтобы защитить башенный погон от осколков и пуль. Вся броня у танка была гомогенной, с твёрдостью в диапазоне 263–328 единиц по Бринеллю.
Вооружение «двойки» составляли 20-мм автоматическая пушка и спаренный с ней пулемёт винтовочного калибра. Наводить пушку можно было только вручную, привод поворота башни отсутствовал. В танке нашли укладки для 14 магазинов для 20-мм пушки (всего 224 патрона), но установить возимый боекомплект для пулемёта не получилось.
Из всех рабочих мест в танке было описано только место стрелка-командира. Он сидел по центру башни, между пушкой и пулемётом, над ним находилась командирская башенка с восемью перископами. Башенка англичанам не сильно понравилась. При хорошем обзоре из неё приходилось много вертеть головой, да и вылезать через узкий люк посредине башенки было довольно сложно. Конструкция всё же понравилась англичанам больше, чем башенки на Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, так как была намного ниже.
В танке имелись радиоприёмник и передатчик, а также внутреннее переговорное устройство. Англичане отметили, что конструктивно радио похоже на их радиостанцию Wireless Set No.11.
В докладе тщательно описывалась «новая» подвеска — вероятно, в противоположность ранее известным Pz.Kpfw.II модификаций Ausf.A и Ausf.B. Англичане расценили эти изменения как попытку немцев увеличить предельный вес своих машин, чтобы добавить существующим танкам больше брони. Новая подвеска признавалась неудовлетворительной, так как она еле справлялась с увеличившимся весом. Также было сказано, что слабым и ненадёжным оказался ленивец.
Тем не менее танк получился довольно живучим: спидометр машины показывал почти 11 000 километров пробега. Особенно живучей «двойка» была по сравнению со своими собратьями, как лёгкими, так и более тяжёлыми. Из трофейных документов 5-й лёгкой дивизии следовало, что в ходе 700-километрового марша к 5 мая 1941 года вышло из строя 19 Pz.Kpfw.II из 45 имевшихся, в то время как встали 14 Pz.Kpfw.I из 28 и 44 Pz.Kpfw.III из 65. У танка были и специфические проблемы: примерно каждые 100 километров приходилось менять один из опорных катков. Также за время марша пришлось заменить 20 рессор и 16 рессорных серёг. Проблема с рессорами неоднократно упоминалась и в других трофейных документах.
На танках, захваченных в мае и июне, испытывали различные противотанковые средства. Трофейные немецкие бронебойные пули «из твёрдого металла с бронзовым колпачком» с 75 футов (23 метров) почти смогли пробить 18-мм броню. «Обычная» немецкая бронебойная пуля с трассером сделала немного менее глубокую вмятину при стрельбе с той же дистанции. Итальянская стальная бронебойная пуля с медно-никелевым наконечником и начинкой из белого фосфора тоже не пробила броню, причинив танку ещё меньше вреда. Наконец, итальянская 12,7-мм пуля также не пробила борт, зато смогла пробить ленивец машины.
Британские противотанковые средства справились с бронёй трофейной «двойки» намного лучше. 12,7-мм пуля, выпущенная из пулемёта «Виккерс», легко пробила бортовую броню как корпуса, так и башни. Пуля из 14-мм противотанкового ружья «Бойс» смогла пробить борт и мотор танка. При взрыве на крыше отделения управления противотанковая граната типа ST оставила пролом диаметром 76 мм, а также разломала сварные швы на расстоянии ещё 50 мм от него. От этого же взрыва расшатались болты крепления смотрового прибора водителя.
Отдельно испытывали орудие танка. Стрельбы показали, что осколочно-фугасные снаряды немецкой пушки более эффективны, чем у 20-мм итальянской «Бреды», но немецкие трассеры не были такими яркими, как итальянские. Бронебойное действие не оценивали, но трофейная немецкая инструкция сообщила, что оно не было выдающимся: экипажам «двоек» предлагалось вести огонь по смотровым приборам и орудийным установкам вражеских танков.
Магазины для пушки были довольно тяжёлыми: отмечалось, что заряжающий должен быть физически сильным человеком. Конструкция орудия подходила для боевых действий в пустыне, так как в нём оказалось мало подвижных деталей, и его было легко чистить.
В течение 1941 года приходила и информация из трофейных документов, но довольно вяло. Стало известно, что номинальный вес Pz.Kpfw.II составляет 9 тонн. Машина могла передвигаться со средней скоростью 25 км/час самостоятельно или 18 км/час в колонне. Максимальная скорость на шестой передаче составляла 38 км/час. Баки «двойки» вмещали 170 литров топлива, чего хватало на 130 км хода.
Настоящий поток данных хлынул весной и летом 1942 года. К концу июня стало известно не только то, что в строю стоят четыре модификации танка (Ausf.A, Ausf.B, Ausf.C и Ausf.F), но даже диапазоны серийных номеров каждого варианта. Стало известно и о более ранних машинах с опытными вариантами подвески, которые в пустыне не встречались. Боевая масса последнего варианта достигла почти 10 тонн, не считая экранов. Были получены также точные данные о габаритах машины и толщине брони. Частично удалось подсчитать боекомплект: в танке возилось 18 10-патронных магазинов для 20-мм пушки KwK 30 или KwK 38 с бронебойными, зажигательными и осколочно-фугасными снарядами, при этом бронебойный снаряд со 100 ярдов пробивал 40 мм брони. Вновь подтвердились проблемы с подвеской, особенно с рессорами.
Гость в метрополии
Весной 1942 года англичане наконец получили не только информацию — в марте удалось отправить в метрополию ходовой образец танка. Машина прибыла в довольно хорошем состоянии, что позволило 6 июля показать её на параде в Чобхэме, а также провести ходовые испытания. Состояние нового трофея было не в пример лучше, чем у машины, прибывшей из СССР, поэтому он использовался для испытаний, прежде запланированных для «русского» экземпляра.
Доклад о результатах испытаний был готов к 8 марта 1943 года. Для начала машину тщательно взвесили, обмерили и составили её техническое описание. Пустой Pz.Kpfw.II весил 8965 кг, а боевая масса составляла на тонну больше. Танк всё же оказался не полностью укомплектован, поэтому недостающее оборудование сняли с «Тетрарха». Измерение толщины брони показало, что схема «второго типа» была правильной: 15-мм основная броня с 20-мм экранами на лбу подбашенной коробки и корпуса, и с 15-мм экраном на маске пушки. Экраны крепились на болтах.
Осмотр танка показал, что в моторное отделение можно попасть как сверху, так и через перегородку из боевого отделения. Как и советские специалисты, британцы не догадались, что таким образом радисту предлагалось вылезать из танка.
Подвеска опять была оценена как плохая. Специалисты наконец раскрыли секрет постоянных поломок рессор: из-за излишней жёсткости они почти не поглощали удары при езде по пересечённой местности. Отмечалось, что траки мало отличаются от старой конструкции, применявшейся на британских тракторах фирмы «Карден-Ллойд». В целом техническое описание машины было довольно скудным, так как в «двойке» нашлось мало нового и интересного.
Описание работы экипажа получилось кратким. Вождение танка оказалось несложным, но экипажу на рабочих местах было откровенно тесно. Диаметр башенного люка составлял всего 44 см, из-за чего командиру было затруднительно им пользоваться, и для быстрой эвакуации из танка намного лучше подходил трансмиссионный люк перед водителем размерами 42×51 см. Англичане отметили отсутствие подвижного полика, а также вращение сиденья стрелка-командира вместе с башней.
К началу испытаний танк прошёл 12 476 км. Ему предстояло проехать ещё всего 656 км: 491 км по дорогам и 165 км — по целине. Без поломок ветеран с такой дистанцией не справился: после 108 км пришлось заменить прокладку на цилиндре двигателя, а после 396 км уже на головке цилиндра обнаружили трещину. После 273 км пробега пришлось заменить ремень привода вентилятора.
При езде постоянно перегревались тормоза, и, несмотря на то что их регулировали непосредственно перед испытаниями, машина быстро становилась неуправляемой. Проблемная подвеска тоже дала о себе знать: после 599 км езды пришлось заменить рессору и каток. Гусеницы проявили себя хорошо: кроме ожидаемого растяжения, проблем с ними не было. При температуре воздуха 19°C температура воды в системе охлаждения достигла 26°C, а температура масла — 34°C, что было приемлемо.
Танк развил довольно приличную максимальную скорость: до 31 км/час по бездорожью и 40 км/час по дороге. 470-метровую дистанцию машина преодолела за 64 секунды, стартуя с места (средняя скорость 26 км/час), и за 59 секунд — с разгона (средняя скорость 28 км/час). Подвижность «двойки» на шоссе и вне дорог оценили как хорошую.
Другие системы машины тоже подверглись изучению. Отмечалось, что прицел стал родоначальником: если Pz.Kpfw.I использовал устройство от «Цейс», то на Pz.Kpfw.II применили TZF4 фирмы «Лейтц», после чего подобные прицелы ставили и на более поздние немецкие танки. Монокулярный телескопический 2,5-кратный прицел имел разметку до 800 метров в варианте TZF4/36 и до 1200 метров — в варианте TZF4/38. От попадания через прицел пуль и осколков стрелок защищался бронированной планкой. Входящий свет огибал её с помощью призм.
О вариантах Pz.Kpfw.II Ausf.D и Ausf.E британская разведка тоже знала. В январе 1943 года впервые стало известно о переделке этих машин в огнемётные Pz.Kpfw.II (F), а к осени появилась дополнительная информация. В сводках упоминалось, что такие «двойки», отличающиеся четырьмя крупными катками по каждому борту, поступили на вооружение ещё в 1939 году. Также отмечалось, что эти машины используют гусеницы другой конструкции и, в отличие от других вариантов Pz.Kpfw.II, имеют лобовую броню толщиной 30 мм — изначально считалось, что бронирование у огнемётного варианта такое же, как у обычных «двоек», т.е. 15+20 мм. Танк был явно быстрее своего предшественника, развивая максимальную скорость 48 км/час.
Огнемёты устанавливались на надгусеничных полках в двух маленьких башенках, каждая из которых имела сектор обстрела 180°. Огнемёты питались из баков ёмкостью 160 литров каждый, которые тоже устанавливались на полках в бронированных кожухах. Здесь же размещались баллоны с ацетиленом для поджигания огнесмеси, а баллоны со сжатым азотом упрятали внутрь корпуса. Дальность стрельбы оценивалась в 30 ярдов, что, по мнению британской разведки, делало огнемёт лишь «оружием ближнего боя». Огнесмеси хватало на 3–4 минуты непрерывной стрельбы, но танки обычно стреляли «очередями» длительностью 2–3 секунды. Заполнение баков огнесмесью занимало от 30 минут до часа.
В основной башне устанавливался один пулемёт в шаровой установке с прицелом KZF2. Танк также оснащался дополнительными дымовыми мортирками по бортам вдобавок к стандартным дымовым приборам.
В разведывательной сводке от сентября 1943 года отмечалось, что такие машины больше не применяются как пушечные, но к этой информации стоило бы добавить, что к тому времени Pz.Kpfw.II (F) больше не применялись вообще. Производство Pz.Kpfw.II (F) закончилось ещё в 1942 году, когда немцы, поняв бесполезность таких машин, передали их на переделку в истребители танков.
Изучали «двойки» без особого энтузиазма. Таких трофеев в метрополию привезли мало, всего три штуки. Ходовую машину отдали Школе танковых технологий, в придачу к ней передали ещё один танк в качестве учебного пособия, а другой Pz.Kpfw.II отправили в Имперский военный музей. «Двойка», которую считали устаревшей ещё в 1940 году, не могла заинтересовать британских танкистов ничем новым.
Кузен из семейства кошачьих
Другой вариант Pz.Kpfw.II британская разведка раскрыла несколько быстрее. В разведсводке за сентябрь 1944 года сообщалось о новом танке. Таблички на корпусе именовали его Pz.Kpfw.II Ausf.L, но захваченные документы содержали и другое название: Pz.Spah.Wg.II (Luchs) Sd.Kfz.123. «Рысь» весила 11,8 тонн и имела в качестве вооружения пушку 2 cm Kwk 38, а также спаренный с ней пулемёт. Пушка наводилась на цель с помощью монокулярного прицела TZF6/38. Лобовое бронирование составляло 30 мм, бортовое — 20 мм, крыша имела толщину 13 мм. Было отмечено шахматное расположение катков, а также торсионная подвеска.
Британские специалисты заинтересовались танком и вывезли два образца с континента. К 2 марта 1945 года в Школе танковых технологий о новой машине составили предварительный доклад. Форму корпуса трофея описывалась как «Тигр» в масштабе и мало чем удивила специалистов, а вот башня представляла собой что-то новое. Отмечалось её некоторое сходство с башней Pz.Kpfw.II, но новая была намного больше, при отсутствии командирской башенки. Вместо неё в крыше башни установили два перископических прибора наблюдения.
По мнению автора доклада, наводчик сидел под вращающемся перископом, который был установлен в люке слева, а командир — под неподвижным перископом справа. То, что отверстие для прицела находилось в правой части маски орудия, автора не смущало. В правом борту башни также присутствовала смотровая щель. В крыше, помимо люка с перископом, имелся лючок для пуска сигнальных ракет. В корме башни был оборудован большой прямоугольный люк.
По сравнению с Pz.Kpfw.II изменилось и вооружение: пушка 2 cm KwK 38 имела более длинный ствол — такой же длины, как у Flak 38. Сама установка орудия была аналогичной той, что использовалась на предшественнике. Пушку можно было поднять на 18° или опустить на 9°. Крепление системы по-походному могло фиксировать орудие только горизонтально. Пушка приводилась в действие кнопкой на рукоятке маховика подъёмного механизма, пулемёт — аналогичной кнопкой на рукоятке маховика поворотного механизма. В танке возилось 33 магазина для пушки на 10 патронов каждый и 15 мешков с лентами для пулемёта (общий боезапас не указан).
Специалисты оценили максимальную скорость трофея по дороге в 64 км/час, но испытать догадки не представлялось возможным, так как машина не была на ходу. Танк приводился в действие 180-сильным двигателем «Майбах» HL66P, но установить его реальную мощность тоже не получилось. Двигатель был схожим с тем, что использовался на Pz.Kpfw.II, но коробка передач больше походила на миниатюрную версию коробки от Pz.Kpfw.III. Поворотный механизм оказался похожим на механизм от Pz.Kpfw.IV. Траки напоминали применявшиеся на Pz.Kpfw.III, но имели два клыка для работы с двумя рядами катков.
Во вступлении к описанию автор обещал, что вскоре будет составлен более детальный доклад, но, похоже, этого так и не произошло. Возможно, на отмену доклада повлиял немецкий документ, захваченный в апреле, описывающий планы производства танков с января 1944 по август 1945 гг. Pz.Spah.Wg.II в этих планах отсутствовал, и тратить время на довольно редкую машину, которая оказалась не нужна и противнику, было бессмысленно.
Этот танк и ещё один (тоже не на ходу) к маю попали в Танковый конструкторский отдел. Один из них дожил до наших дней и находится в музее в Бовингтоне.
Источники и литература:
- Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
- Pier Paolo Battistelli. Battle Story: Tobruk 1941 — Stroud: The History Press Ltd., 2012
Комментарии к данной статье отключены.