Распад колониальной системы в Африке привел к образованию многочисленных квази-государств, которые существовали достаточно короткое время. Такой была, например, Федерация Северной Родезии, Южной Родезии и Ньясаленда.
Однако не стоит забывать, что это были те годы, когда белые поселенцы не гнушались использовать в своей войне с африканцами самое современное вооружение, в том числе и авиацию.
Африканская территория Родезия попала в зону британских интересов сразу после открытия здесь в конце XIX века богатых месторождений золота. Под власть британской короны Родезия попала проверенным способом – через действия «Британской Южно-Африканской Компании по освоению территорий к северу от Лимпопо». К началу ХХ века начинается история британских колоний Северная и Южная Родезия.
После Первой мировой войны Родезия процветала. В стране бурно развивалась промышленность, межрасовые отношения были вполне терпимые.
Конец Второй мировой войны ознаменовал крах европейской колониальной системы. В странах Африки начинается массовое национально-освободительное движение, поддерживаемое как идеями, так и оружием из Советского Союза и Китая. Только на юге континента позиции белого меньшинства оставались непоколебимыми. Тут весьма успешно существуют ЮАС (прообраз ЮАР), Южная Родезия, Ангола, Мозамбик.
В 1953 году создается Федерация Северной Родезии, Южной Родезии и Ньясаленда. При этом только Южная Родезия являлась доминионом и располагала собственными вооруженными силами, включая ВВС, которые ко времени создания Федерации насчитывали 71 самолет различных типов и назначения.
Несколько первых лет в новом государстве царило относительное спокойствие, однако в феврале 1959 г. в Ньясаленде начались выступления местного населения с идеей создания независимого государства, инспирированной партией Африканский национальный конгресс Ньясаленда во главе с доктором Г. Бандой.
Федеральное правительство приняло меры к подавлению, как было сказано, «мятежных толп». В Ньясаленде было объявлено чрезвычайное положение, а ВВС Родезии приведены в состояние полной боевой готовности.
Для операций в этой части Федерации были выделены транспортные «Дакоты» 3-й эскадрильи и одномоторные легкие штурмовики «Провост» из 4-й. Кроме того, помощь оказали, но уже под конец волнений, члены Ньясалендского аэроклуба, выполнявшие на своих легких «мотах” различных модификаций разведывательные и связные полеты.
Уже 20 февраля «Дакоты» доставили на аэродром Блентайр 128 солдат, открыв своеобразный «воздушный мост». Всего до 4 марта «воздушные извозчики» перебросили 2094 человека личного состава и почти 70 тонн различных грузов, налетав при этом 479 часов.
21 февраля на аэродром Чилека прибыли четыре «Провоста», а несколько реактивных «Вампиров» совершили полеты над Ньясалендом для морального воздействия на местных повстанцев. Четыре дня «Провосты» вели разведку в интересах сил безопасности, а 25 февраля совершили свой первый боевой вылет. В тот день в г. Лилонгве солдаты полка Королевских африканских стрелков, окруженные многочисленными африканцами, были вынуждены открыть огонь по напавшим на них повстанцам, после чего была вызвана авиация. Прилетел «Провост» и сбросил на толпы емкости со слезоточивым газом.
Затем на протяжении почти недели вновь велись разведывательно-патрульные полеты, в ходе которых полиции и войскам сообщалось о действиях повстанцев, разбрасывались листовки. 5 марта дело дошло до перестрелок между сторонами в Центральной провинции. Вновь был послан на помощь силам безопасности «Провост», который произвел очередную газовую атаку. В этот же день над провинцией было разбросано до 30000 листовок, в которых говорилось, что местному населению придется материально ответить за причиненный ущерб.
Листовки разбрасывались и в других местах. Так, В Южной провинции их было сброшено более 300000.
К 9 марта с выступлениями было покончено. Правда, в середине месяца вновь имела место вспышка мятежа, однако ее быстро подавили. С 23 марта начался вывод войск, в ходе которого «Дакоты» за три дня перебросили обратно в Южную Родезию 1017 солдат и офицеров.
В 1962 г. отмечено первое боевое применение недавно полученных родезийских вертолетов «Алуэтт» III. С 14 по 16 мая две машины были выделены в помощь полиции для подавления забастовки черных рабочих в пригородах родезийской столицы Солсбери. Экипажи вертолетов, в первую очередь, вели наблюдение за передвижением масс забастовщиков. А вскоре перешли и к активным действиям: в местах скопления протестовавших вертолетчики опускались на чрезвычайно малую высоту, и поток, создаваемый несущим винтом, поднимал и разгонял по разным направлениям камни, песок и т.п., большинство из которых летели на толпы демонстрантов. Тем ничего не оставалось делать, как разбегаться.
Также серьезные выступления африканцев произошли в сентябре 1962 г. в районах Чипинга и Мелсеттер. Здесь, помимо всего, имели место многочисленные поджоги лесов. ВВС вели разведку в интересах полиции и приданных ей армейских подразделений, разбрасывали листовки. Кроме того, для поиска и ликвидации поджигателей впервые были осуществлены выброски родезийских парашютистов. Правда, поджигателей им отловить так и не удалось.
А в ноябре 1963 г. Федерация официально прекратила свое существование, распавшись на независимые государства Замбия (бывшая Северная Родезия) и Малави (Ньясаленд), а также продолжавшую числиться доминионом Южную Родезию. Последняя «прибрала к рукам» всю матчасть ВВС, за исключением четырех «Дакот» и двух «Пемброуков», которые получила Замбия. Малави же не досталось вообще ничего.
Комментарии к данной статье отключены.