Мировая история войн знает немало случаев проявления истинного благородства и великодушия, способности найти общий язык с врагом ради спасения человеческих жизней или культурных ценностей. Однако, когда в дело вмешивался случай, далеко не все благие начинания получали ожидаемое продолжение. Такова, к примеру, и история с попыткой спасения в апреле 1941 года британских дипломатов с адриатического побережья захваченной немцами и их союзниками Югославии.
В ходе Второй мировой войны её участники далеко не всегда щепетильно относились к исполнению норм довоенных конвенций, регулировавших правила ведения войны. В подводной войне одним из ярких примеров можно считать инцидент с «Лаконией» (RMS Laconia), когда 12 сентября 1942 года немецкая подлодка U 156 потопила этот крупный войсковой транспорт, перевозивший итальянских военнопленных. Оказавшись с большим количеством спасённых «на руках», в том числе англичан и поляков, командир лодки корветтен-капитан Вернер Хартенштайн (Werner Hartenstein) открытой радиограммой объявил район потопления судна зоной невоенных действий. Он поднял над рубкой большой флаг Красного Креста с намерениями привлечь к совместной спасательной операции и противника.
Увы, спустя четыре дня, 16 сентября, буксировавшая спасательные плоты и шлюпки U 156 подверглась атаке американского «Либерейтора», получила повреждения и была вынуждена уйти под воду. Этот эпизод стал показательным в отношении соблюдения норм международного права и даже использовался на Нюрнбергском трибунале сторонами обвинения и защиты в отношении гросс-адмирала Карла Дёница. Однако это был далеко не первый случай в истории Второй мировой войны, когда подводная лодка чуть не стала жертвой нарушения договорённостей и обязательств.
Начавшееся 6 апреля 1941 года вторжение Германии и её союзников в Югославию поставило в опасное положение находившихся там сотрудников британской дипломатической миссии и консульств. Чрезвычайный и полномочный посланник Великобритании сэр Рональд Ян Кэмпбелл (sir Ronald Ian Campbell) вместе со своими сотрудниками и недипломатическим контингентом миссии бежал из Белграда в Сараево, откуда они стали пробираться к побережью Адриатического моря, в порт Котор. Великобритания приняла решение эвакуировать дипломатов, и так как Кэмпбелл и его люди сумели добраться до Адриатики, их спасение легло на плечи флота Его Величества.
17 апреля 1941 года Мальту покинула британская субмарина «Регент» (HMS Regent) лейтенант-коммандера Хью Кристофера Брауна (Hugh Christopher Browne), которому была поставлена задача идти в Которский залив, найти и принять на борт посланника Кэмпбелла и сотрудников миссии. Рано утром 22 апреля Браун прибыл на место, и в 06:30 лодка в надводном положении вошла в Которский залив. На её мачте развивался огромный флаг святого Георгия, чтобы обозначить югославам принадлежность корабля, находящегося в их водах. Согласно приказу командира, весь экипаж занял свои места: лодка была готова к срочному погружению, расчёты находились у орудия и пулемётов, торпедные аппараты были изготовлены к стрельбе. Браун не знал ситуацию на берегу и хотел быть готовым к любому развитию событий.
Субмарина прошла мимо городка Херцег-Нови и направилась к посёлку Дженовичи, где располагалась югославская база гидросамолётов. Там после двухчасового ожидания к «Регенту» подошла лодка с югославским военно-морским офицером и гражданским пилотом, которые поднялись на борт субмарины. Офицер сообщил Брауну, что Югославия уже пала под ударами Германии и её союзников, и район Котора находится в руках итальянцев, пришедших вслед за немцами. По словам югославов, британский посланник находился в Херцег-Нови. Браун попросил их связаться с Кэмпбеллом и уведомить его, что субмарина пришла за ним. Югославский моряк остался на борту «Регента», чтобы показать англичанам проход через минные поля, а пилот отправился на берег, чтобы позвонить Кэмпбеллу по телефону и попросить его прибыть в посёлок Зеленика (около 4,5 км от Херцог-Нови). Там имелся причал, с которого можно было произвести посадку людей на подлодку.
Когда «Регент» пришёл в Зеленику, на причале лодку встретил итальянский пехотный капитан. Сошедший на берег югослав вступил с ним в переговоры, объясняя капитану, зачем прибыла британская субмарина, а Браун с мостика наблюдал за дискуссией. Иногда они прерывали разговор и скрывались в здании, походившем на отделение почты – вероятно, чтобы воспользоваться телефоном. Лишь в 12:30 оба возвратились и сообщили англичанам, что предлагаемая сделка получила одобрение итальянского командования. Ещё через полчаса прибыл командир порта – югославский капитан 2-го ранга. Он заверил Брауна, что имеет распоряжение итальянского адмирала, гарантирующее безопасную высадку британского офицера с подлодки, его встречу с посланником в присутствии итальянцев и возвращение на борт.
Браун, понимая, что ради установления контакта с Кэмпбеллом придётся довериться словесным обещаниям, захотел подстраховаться. Он согласился послать кого-то из своих подчинённых на берег при условии, что один из итальянских офицеров поднимется на подлодку в качестве «заложника» и гаранта безопасности. Условия были приняты: на берег отправился лейтенант Дуглас Ламберт (Douglas Lambert), а на борт поднялся итальянский пехотный капитан. Браун приказал Ламберту сделать всё возможное для встречи с Кэмпбеллом и передать тому, что командир подлодки хочет уйти при первой возможности.
Браун ждал возвращения своего офицера в течение нескольких часов, но затем события стали развиваться для англичан крайне неблагоприятно. В 15:35 над лодкой было замечено несколько самолётов, опознанных как итальянские, два из которых зашли в атаку на неподвижную субмарину. После того как семь фугасок калибром около 250 фунтов (100 кг) разорвались в воде вокруг лодки, самолёты сбросили ещё и мелкие бомбы, обдавшие рубку и мостик лодки градом осколков. Одновременно с берега открыли винтовочно-пулемётный огонь. У Брауна произошедшее не оставило никаких сомнений – задание провалено. Он решил вырваться из ловушки любой ценой, так как безопасность корабля и экипажа была его приоритетной задачей. Ламберт и Кэмпбелл остались в руках итальянцев, а на субмарине всё ещё находился итальянский капитан, которого отпускать на берег никто не собирался.
«Регент» начал прорыв из залива в открытое море в надводном положении, так как погрузиться на прибрежном мелководье не было возможности. Браун вёл лодку к глубокой воде под непрекращающимися атаками с воздуха. Осколками бомб, разорвавшихся рядом с лодкой, на мостике «Регента» было ранено три подводника, включая командира, а субмарина получила повреждения. Достигнув безопасных глубин, «Регент» погрузился под непрекращающимся огнём самолётов. Вскоре Браун вышел в Адриатику вместе с итальянским заложником на борту, тогда как лейтенант Ламберт остался пленником на берегу. Вероятно, этот «обмен» был одним из самых необычных случаев пленения итальянских и британских военнослужащих за время войны.
Уклонившись от самолётов, «Регент» взял курс на пролив Отранто. Когда лодка прошла его, Браун послал на Мальту радиограмму, в которой сообщил о произошедшем, доложив, что лодка получила повреждения (пострадала аккумуляторная батарея), а на борту имеются раненые. Браун передал, что намерен прервать поход и двигаться к Мальте на ремонт и за медицинской помощью.
Казалось бы, в случившемся всё выглядит достаточно логично: итальянцы заманили англичан в ловушку, и «Регенту» чудом удалось избежать гибели. Однако, как выяснилось позже, инцидент в Которской бухте произошёл по другим причинам, так как итальянцы совершенно не контролировали ситуацию.
Лейтенант Ламберт наблюдал невероятную сцену в кабинете итальянского адмирала в городке Рисан – там же, на берегу залива. Адмирал заявил, что не имеет права допустить Ламберта до британского посланника. Пока ждали соответствующее разрешение из Тираны, пришло известие, что по подлодке отбомбились три самолёта. Адмирал извинился перед Ламбертом за бомбёжку. У последнего сложилось впечатление, что произошла какая-то ошибка, и виной всему был сам адмирал, не предупредивший итальянские ВВС о запрете бомбить подлодку. Однако после того, как его обменяли на итальянского заложника (того самого пехотного капитана), уже в Лиссабоне, по дороге в Великобританию, Ламберт узнал от дипломатов, что бомбёжку произвели немецкие самолёты. Сделано это было без каких-либо консультаций с итальянцами, к большому раздражению последних.
В результате разгневанные итальянцы решили репатриировать весь британский дипломатический персонал, попавший в их руки в Югославии. Несмотря на негласное давление Германии, Италия распространила это решение и на недипломатический контингент, многие люди из которого фактически были напрямую связаны с британскими службой разведки (SIS) и диверсионной службой (SOE). Кэмпбелл вместе со своими людьми был отправлен в Италию, где к ним вскоре присоединился штат британского консульства из Сплита. Оттуда их на специальном поезде транзитом через вишистскую Францию отправили в Испанию, после чего через Португалию и Гибралтар британцы добрались до родных берегов.
Судьба участников этой истории в дальнейшем сложилась по-разному. Кэмпбелл в 1944 году был назначен посланником в Вашингтон, после окончания войны был послом в Египте и занимал различные должности в британском МИДе. Браун в сентябре 1941 года передал командование «Регентом» другому офицеру и продолжал служить на штабных должностях в подплаве Его Величества. В 1955 году он вышел в отставку в звании кэптена, дважды будучи удостоенным креста «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross). И Кэмпбелл, и Браун ушли из жизни в 1983 году. Лейтенант Ламберт, вернувшись из плена в декабре 1941 года, продолжил службу на подлодках. С мая 1942 по начало 1946 года он был командиром на четырёх субмаринах разных типов и в 1950 году вышел в отставку в чине лейтенант-коммандера. Как и его прежний командир, Ламберт был дважды награждён крестом «За выдающиеся заслуги».
Субмарина «Регент» продолжила службу на Средиземноморье, в 1-й подводной флотилии на Мальте. После возвращения из Которской бухты лодка встала в док на двухмесячный ремонт в Гибралтаре. В августе 1941 года на лодке сменился командир: Браун сдал лодку лейтенанту Кноксу (Walter Neville Ronald Knox), который командовал «Регентом» до момента её гибели. 9 апреля 1943 года Кнокс вывел лодку в её шестнадцатый боевой поход, имея задание действовать на коммуникациях противника в южной Адриатике. 18 апреля субмарина погибла со всем экипажем к северу от города Барлетта (Апулийское побережье в Италии). Вечером того дня в море в этом районе был слышим мощный взрыв, который, вероятно, стал результатом столкновения «Регента» с минами. В 2014 году субмарина была обнаружена в этом районе лежащей на глубине 28 метров…
Список использованной литературы:
- Кемп П. К. Подводные лодки Его Величества – М.: ACT; «Транзиткнига», 2003
- Ritchie S. Our Man in Yugoslavia: The Story of a Secret Service Operative – Routledge. London and New York, 2004
- Bertke D. A., Smith G., Kindell D. World War II Sea War, Volume 3: The Royal Navy is Bloodied in the Mediterranean – Bertke Publications, 2012
- Lambert N. A. Sir John Fisher's Naval Revolution – Maritime History, 2002
- The Admirality. His Majesty's submarines – Merriam Press, 2007
- http://uboat.net
- http://www.unithistories.com
- http://www.naval-history.net
- http://www.wrecksite.eu
- http://www.39–45war.com
Комментарии к данной статье отключены.