Отзыв новейшего линкора «Куин Элизабет» от побережья Дарданелл вызвал протесты у армии, считавшей необходимым иметь поддержку самых мощных орудий. Так как флот не мог предоставить для участия в операции новые линейные корабли с 15-дюймовой артиллерией, 14 мая 1915 года было решено отправить в Средиземное море девять тяжёлых мониторов, в том числе и «Маршал Ней». В тот же день было принято решение построить ещё четыре подобных корабля.
Фальстарт
Третий морской лорд контр-адмирал сэр Фредерик Тюдор писал, что было решено заложить четыре корпуса: два на «Харленд энд Вулф», один на «Сван Хантер» и один на «Хэмильтон» с готовностью в течение шести месяцев, при этом строительство не должно было мешать уже ведущимся на верфях работам. Башни, оборудование погребов и прочее планировали заказать отдельно, а в крайнем случае для ускорения ввода в строй планировалось взять все четыре башни от строящегося линейного корабля «Ройал Оук».
К этому времени уже было известно, о том что обводы мониторов не позволяют им развить проектную скорость, а испытания «Адмирала Фаррагута» (будущий «Эберкромби») на следующий день подтвердили расчеты, так что в новом проекте было решено учесть рекомендации, полученные от Адмиралтейского экспериментального завода. С новыми обводами и двумя паровыми машинами от тральщиков суммарной мощностью в 3600 л.с. считалось реальным достижение скорости 10 узлов. Конструкция кораблей была похожа на предыдущие мониторы, хотя корпус был несколько больше, чем у «маршалов», и имел длину 106,68 метра между перпендикулярами, 27,2 метра ширины и осадку 3 метра. Проектное водоизмещение новых кораблей составляло 6780 тонн.
Заказы на новые корабли, получившие обозначения M34, M35, M36 и M37, были выданы судостроителям 18 мая: М34 и M35, доставшиеся «Харленд энд Вулф», получили строительные номера №492 и №493, М36 от «Сван Хантер» — №1093, а M37 на «Хэмильтон» — №313. Хотя «Харленд энд Вулф» быстро заложила два киля в Говане, но перемены на политическом олимпе прервали работы: Уинстон Черчилль покинул должность Первого лорда Адмиралтейства, и 4 июня на заседании нового руководства Адмиралтейства было решено, что шансов завершить корабли за полгода без использования готовых башен почти нет. Использование же башен с «Ройал Оук» откладывало готовность строящегося линкора на 1917 год, на что Адмиралтейство пойти не могло, и 10 июня вышел приказ о отмене строительства.
Новая попытка
Спустя два месяца стало известно о результатах ходовых испытаний «Маршала Нея» и о проблемах с его дизелями. Возник вопрос о более разумном использовании новых 15-дюймовых башен — в частности, постройки под них двух новых, более быстроходных мониторов, так что 6 сентября 1916 года Чарлз Лилликрэп начал разработку нового проекта, в котором постарался учесть все выявленные недостатки.
Основным требованием было достижение 10-узловой, а по возможности и 12-узловой скорости хода. 16 сентября гидродинамик суперинтендант Роберт Фруд отправил первые результаты испытаний новой модели, из которых следовало, что буксировочная мощность равна 1800 л.с., что при пропульсивном коэффициенте 0,3 требовало мощности в 6000 л.с., т.е. почти вдвое превосходящую предыдущий проект. Для получения требуемой скорости длину корпуса увеличили до 117 метров, придав носовой и кормовой оконечностям более острые обводы. Это также должно было улучшить управляемость кораблей, несмотря на то, что пришлось ограничиться одним рулём. Ширина корпуса осталась такой же, как на «маршалах» — 18,9 метра, а вот ширину булей уменьшили. Изменилась и их конструкция, так как в текущем году были продолжены опыты по улучшению противоторпедной защиты кораблей.
Вначале по предложению профессора Хопкинсона была проведена серия испытаний в Кембридже (полный размер) и Портсмуте (в масштабе 1/4) для выяснения, могут ли модели воспроизвести эффекты полномасштабных взрывов. Было решено, что модель масштаба 1/n при заряде 1/n³ достаточно точно моделирует разрушения. Испытания секции торгового судна (в масштабе) позволили предположить, что для защиты от 350-фунтового заряда достаточно буля шириной 3 метра (10 футов). Потом стали экспериментировать с внутренней защитой корпуса: 12-дм слой древесины дал отрицательный результат, а лучший эффект был достигнут при использовании запечатанных стальных труб. Итоговый результат был получен на экспериментах с «Чатэмским плотом», представлявшим собой часть линкора. При ширине буля в 2,3 метра он выдержал взрыв 400-фунтового заряда, трубы были раздавлены, но борт почти не получил повреждений.
Таким образом, новые мониторы получили були шириной всего 4 метра (13 футов) из которых внешняя камера шириной в 2,7 метра (9 футов) была пустой, а 1,3 метра (4 фута) внутренней камеры были заполнены примерно 70 9-дюймовыми трубами. Борт за булем являлся противоторпедной переборкой толщиной 38 мм (1,5 дюйма), выполненной из высокопрочной стали. Сокращение общей ширины корабля до 26,8 метра (88 футов), а также возросшее до почти 8000 тонн водоизмещение сделали невозможным сохранить осадку 3 метра (10 футов), и по проекту корабли сидели на фут глубже.
Две машины тройного расширения мощностью в 6000 л.с. потребовали установки четырех водотрубных котлов «Бабкок-Уилкокс» вместо двух, как ранее, но использование жидкого топлива упростило его размещение. 784 тонны топлива обеспечивала кораблю дальность 2400 миль 12-узловым ходом. Также впервые на английских мониторах появилась классическая четырёхпалубная носовая надстройка с мостиком, что в сочетании с трубой придало кораблям более традиционный вид. «Стакан» боевой рубки перед барбетом башни был установлен на небольшой надстройке для улучшения обзора. Бронирование кораблей в целом повторяло бронирование 356-мм мониторов с его 102-мм (4-дюймовым) наклонным поясом и 50-мм (2-дюймовой) верхней палубой, утолщавшейся в районе погребов до 102 мм. Барбет башни имел толщину 203 мм, башня имела бронирование, аналогичное 15-дюймовым башням линкоров. Экипаж каждого корабля насчитывал 13 офицеров и 191 матроса.
При окончательной отработке проекта командующий Дуврского патруля адмирал Реджинальд Бэкон (Reginald H.S. Bacon) внёс некоторые пожелания, исходившие из опыта использования мониторов. Так, бой 7 сентября «Лорда Клайва» с немецкой береговой батареей показал необходимость увеличения дальности стрельбы орудий, так что конструкцию башен изменили для увеличения угла возвышения до 30° — это повысило дальнобойность на 6000 ярдов. Также для возможности отхода от берега задним ходом было решено установить носовой руль, что привело к замене изогнутого форштевня на прямой, а влияние вращения башни на магнитный компас, отмеченное на «маршалах» — к установке нового гирокомпаса под броневой палубой. Були приподняли над ватерлинией примерно на 0,45 метра, так как на старых мониторах они не давали возможность подойти шлюпкам непосредственно к борту, при этом сами находились под водой, не образуя сухой поверхности перед ним.
Строительство
Так как «Харленд энд Вулф» уже заложила один киль для отменённых мониторов в Говане, выбор строителя для новых кораблей был очевидным. 29 сентября компания получила заказ на строительство двух новых кораблей под башни «Маршала Нея» и «Маршала Сульта».
Корпуса получили строительные номера отменных мониторов — №492 в Говане и №493 в Белфасте, закладка состоялась 12 и 26 октября. Машины для обоих кораблей были изготовлены также фирмой «Харленд энд Вулф» в Белфасте. Использование заготовленных для строительства материалов не только ускорило строительство, но и снизило его стоимость. Так, если тонна кораблестроительной стали стоила 11 фунтов-стерлингов (при довоенной цене в 7 фунтов-стерлингов), то та же 4-дюймовая броневая сталь — уже 90 фунтов-стерлингов за тонну. Фирма «Бердморс Уоркс» (Beardmore’s Works) в Глазго поставила большую часть брони для №492, а №493 получил броню с «Кэммелл Лейрд» (Cammell Laird) в Шеффилде. 13 октября корабли получили названия, традиционные для британского флота: №492 стал «Эребусом», а №493 — «Террором». Оба названия неоднократно использовались для именования бомбардирских кораблей и плавучих батарей Королевского флота Великобритании.
Срок постройки был оптимистично определен в шесть месяцев, но растущая нехватка рабочей силы, а также возникшие сложности быстро сделали его нереальным, и «Эребус» спустили на воду 19 июня 1916 года. Работы на «Терроре» шли быстрее, и корабль сошёл на воду 18 мая, обогнав головной. Задержки возникли и с получением вооружения. Так, «Маршал Ней» прибыл в Элсвик только в конце января 1916 года, а ведь ещё требовалось время на демонтаж и модернизацию его башни. Ситуация для «Эребуса» складывалась ещё хуже — так как «Маршал Сульт» оказался более надёжным кораблём, чем его близнец, то «Эребус» остался без башни главного калибра. На корабль было решено установить одну из запасных башен для «Фьюриеса», заказанных на тот случай, если его 18-дюймовые орудия окажутся неудачными. В довершение верфь в Говане не обладала достаточно мощным краном, и 13 июля корабль отбуксировали на «Джон Браун» в Клайдбэнк.
Первым 22 июля 1916 года в строй вошел «Террор» под командованием кэптена С.В. Брутона (C.W. Bruton). Первоначально назначенный командовать кораблем бывший командир «Маршала Нея» кэптен Твиди (H.J. Tweedie) из-за долгой постройки получил назначение на монитор «Сэр Томас Пиктон». Ходовые испытания 1 августа окончились полным успехом — 4-часовые гонки прошли без каких-либо проблем; более того, монитор развил скорость 13,09 узла вместо запланированных 12. Уже 6 августа новый монитор покинул Белфаст чтобы присоединиться к своим предшественникам в Дувре. Головной «Эребус» был готов на месяц позже, что позволило установить на нем два 6-дюймовых орудия на полубаке вдобавок к куцему вооружению из двух 12-фунтовых пушек и одной 3 дюймовой зенитки. «Террор» же получил их только в ноябре.
На испытаниях в облаке брызг от булей «Эребус» прошел расстояние между мерными столбами чуть больше чем за четыре минуты, что весьма неплохо смотрелось на фоне неторопливых 10-минутных путешествий ранних мониторов. Скорость на испытаниях оказалась ещё выше, чем у «Террора», и составила 14,1 узла. На следующий день, 2 сентября, новый монитор отбыл в Дувр под командованием кэптена Уиллса (C.S. Wills).
Учебно-артиллерийские
Всю первую мировую войну оба новых монитора действовали у бельгийского побережья в составе Дуврского патруля, став после войны вспомогательными кораблями: «Эребус» с января 1919 года служил тендером при Артиллерийской школе в Чатэме, что не помешало ему поучаствовать в интервенции в Советскую Россию, а «Террор» 3 января сменил «Маршала Сульта» в роли учебно-артиллерийского корабля в Портсмуте. Находясь в этой роли, «Террор» принял участие в испытаниях новых снарядов.
Первые испытания прошли в 1919 году по, установленной на броненосце «Свифтшур» 100-мм броне, взятой с затопленного в Скапа-Флоу трофейного линейного корабля «Баден». Имитировалась стрельба с 16 000 ярдов, для чего «Террор» использовал уменьшенные 172-фунтовые заряды, обеспечивавшие скорость 457 м/с, а кораблю-цели, расположенному в 500 ярдах, придали крен в 13,5°. После серии стрельб 15-дюймовыми снарядами «Террор» получил взамен трёх 4-дюймовок дополнительные орудия — одно 190-мм (7,5-дюймовое) Mk.I, одно 152-мм (6-дюймовое) BL XII и одно 120-мм (4,7-дюймовое) BL I — и в течение следующих двух лет провёл еще несколько опытных стрельб по трофейным кораблям.
Стрельба велась с дистанции 300 ярдов, при этом имитировались дистанции от 7000 до 16 000 ярдов. Осенью 1920 года в качестве целей были использованы подлодки UB 21 и U 141, эсминцы V 82 и V 44, а также крейсер «Нюрнберг». В феврале 1922 года дело дошло до поднятого со дна новейшего линкора «Баден».
Условия стрельбы по линкору повторяли стрельбу по «Свифтшур»: при дистанции до цели 500 ярдов (460 метров) использовался уменьшенный до 172 фунтов (78 кг) заряд кордита, при этом корабль-цель был накренен на 10° на правый борт (угол падения снарядов 13,5°). Стрельбу вело левое орудие «Террора». После 17 15-дюймовых попаданий «Баден» сел на грунт на мелководье, что потребовало времени для откачки воды и заделки течи. После подъема линкор отвели в док, где продолжили ремонт, заодно тщательно осмотрев нанесенные ему повреждения. Следующие стрельбы состоялись через полгода, 10 августа 1921 года.
В этот раз к стрельбам привлекли второй монитор — «Эребус», который выпустил по восстановленному «Бадену» ещё 14 15-дюймовых снарядов из своего правого орудия. В этот раз цель была на ровном киле, а заряд ослабили до 68 кг кордита, имитируя попадания с 22 000 ярдов. После этих стрельб многострадальный «Баден» отдали под испытания авиабомб, а еще через шесть дней затопили. Его оппонент, проведя испытания систем управления зенитным огнем, вернулся в Чатэм, где до 1926 года продолжил выполнять задачи учебного артиллерийского корабля по подготовке башенных расчётов, пока не поменялся местами с «Маршалом Сультом», сменив того в Девонпорте. После переоборудования он следующие семь лет выполнял задачи корабля по подготовке башенных специалистов в Девонпорте, пока не был переведён уже в Портсмут, сменив там «Террор».
Плавбатарея для Сингапура
«Террор» планировали отдать на слом сразу после стрельб, но в итоге Королевский флот сохранил все три 15-дюймовых монитора. В мае 1922 года «Террор» снова участвовал в стрельбах, на сей раз по «Сьюперб», на котором испытывались элементы защиты новых линейных кораблей. В 1923 году все три 15-дюймовых монитора планировали использовать в качестве плавучих батарей в Сингапуре, но от этой идеи отказались.
В мае 1924 года «Террор» стал учебным кораблем по подготовке башенных специалистов в Девонпорте, сменив линейный крейсер «Тайгер» до 1933 года, пока накалившаяся из-за действий Японии обстановка не возродила планы 10-летней давности. Из-за обострения обстановки монитор решили всё же отправить в Сингапур — до тех пор, пока там не будут готовые береговые батареи. Сдав, как говорилось выше, свой пост «Эребусу», «Террор» прошел переоборудование, и 9 октября 1933 года ушел в трехмесячный поход до Сингапура.
Экипаж корабля состоял всего из 13 офицеров и 202 матросов, что было недостаточно для одновременного использованя всей артиллерии, но считалось вполне приемлемым для плавучей батареи. Так как корабль предназначался не для обстрела берега, а для стрельбы по кораблям, то в боекомплекте имелось всего 10 фугасных выстрелов на ствол, а остальные 100 снарядов были бронебойными. Расчеты прошли учения по стрельбе по надводным целям. В апреле 1937 года «Террор» провел учения совместно с введенными в строй береговыми батареями, ведя стрельбу по цели, буксируемой крейсером «Бервик». Монитор израсходовал 57 снарядов, показав скорострельность 1,8 выстрела в минуту.
До начала новой мировой войны «Террор» так и оставался в Сингапуре, изредка совершая походы вдоль побережья Малайи. Позиция монитора располагалась между песчаных банок на юго-западе, где он должен был взаимодействовать с приданным ему гидросамолетом «Вальрус».
Несостоявшийся «линкор» южноафриканского флота
Действия Японии в Китае в предвоенное десятилетие вызвали тревогу правительства Южно-Африканского Союза. Порты страны не имели серьезной береговой обороны, и южно-африканцы беспокоились о возможности бомбардировки японским флотом. В Кейптауне имелись старые 9,2-дюймовые (234-мм) орудия с углом возвышения в 15° и дальностью стрельбы всего 17 000 ярдов (15 500 метров), поэтому министр обороны Южной Африки Освальд Пироу (Oswald Pirow) предложил установить 15-дюймовое орудие на острове Роббин к северо-западу от Кейптауна.
Британское адмиралтейство назвало такой замысел излишним и слишком дорогим: во-первых, считалось, что даже в случае захвата Сингапура бомбардировка линейным флотом маловероятна — максимум, в ней будут использованы крейсера; во-вторых, орудие стоило с установкой более 250 000 фунтов-стерлингов за штуку! Министру предложили установить новые 234-мм и 152-мм пушки, которые были гораздо дешевле (40 000 и 15 000 фунтов-стерлингов), но отговорить его от идеи было сложно. Споры затянулись на 1935–1936 гг., когда ссторонам удалось достигнуть компромисса — Южная Африка получала в аренду 15-дюймовый монитор, текущие расходы по содержанию которого должна была оплачивать сама. Экипаж численностью 219 человек должен был состоять из южноафриканцев, разбавленных небольшим числом опытных кадров Королевского флота.
В 1938 году план начал реализовываться в жизнь в качестве временной меры до модернизации береговой обороны Кейптауна и Дурбана. В январе 1939 года «Эребус» пришел в Саутгемптон и встал на ремонт и модернизацию, вернувшись назад в Портсмут 15 августа. Там его экипаж изрядно повеселил бывших сослуживцев, так как моряков переодели в южноафриканскую армейскую форму, и он щеголяли штанами для верховой езды. Однако война началась раньше, чем корабль успел отплыть из Британии, и о Южной Африке пришлось позабыть.
В 1938 году был поднят вопрос и о дальнейшем использовании «Террора». За прошедшие годы оборону Сингапура удалось значительно усилить, в то время как другие морские базы только ожидали современных орудий, поэтому возникли предложения использовать монитор для обороны Адена или Тринкомали.
Цейлон считался лучшим местом базирования, так как отсюда монитор можно было быстро перебросить как на восток, так и на запад. В апреле 1939 корабль встал на очередную модернизацию с целью замены 15-дюймовых пушек и усиления зенитной артиллерии, встретив начало войны в ремонте.
Средиземноморская эпопея «Террора»
В ноябре 1939 года «Террор» получил приказ готовиться к переходу в метрополию для службы в Канале. Корабль вышел из Сингапура 29 января 1940 года, но за время в пути обстановка успела измениться. Возможное вступление Италии в войну сделало необходимым усиление обороны средиземноморских баз, и 11 марта «Террор» прибыл в Александрию, куда была переведена с Мальты главная база Средиземноморского флота, откуда в свою очередь ушел на Мальту, завершив переход 4 апреля. Пришвартовавшись за островом Маноэль, монитор был включен в оборону Мальты, значительно усилив своими 15-дюймовыми орудиями имеющиеся 9,2-дюймовки. Неплохим подспорьем для ПВО оказались и 4-дюймовые (102-мм) зенитки корабля, так как Мальта имела на тот момент всего 34 тяжёлых зенитных орудия.
Италия объявила войну Великобритании 10 июня, и уже на следующий день итальянская авиация атаковала Мальту. «Террор» израсходовал 212 4-дюймовых снарядов за 75 минут, при этом не получив повреждений сам. Налёты с тех пор проходили почти ежедневно, и только 4 сентября усилившаяся за счёт новых поставок зенитных орудий ПВО Мальты позволила поставить монитор на очередную модернизацию.
Вторжение итальянских войск в Грецию 28 октября позволило британским кораблям использовать бухту Суда на Крите. Новая база не имела никакой обороны с воздуха, и так как вероятность вторжения на Мальту была невысока, было решено усилить ПВО бухты Суда «Террором». В сопровождении австралийского эсминца «Вендетта» монитор ушёл на Крит, где и пробыл с 13 по 30 ноября в роли плавучей батареи.
2 декабря корабль вернулся в Александрию для подготовки к операции «Компас» — после 22 лет использования в качестве учебного корабля и плавучей батареи ему предстояло вернуться к своему первоначальному назначению! Атака армейских частей была назначена на утро 9 декабря, так что около полуночи монитор с «китайскими» канонерскими лодками «Эфис» и «Ледибёрд» занял позиции в 200 милях от Александрии. Целью «Эребуса» и «Эфис» стал итальянский лагерь в Мактила и прибрежная дорога, в то время как «Ледибёрд» обстреляла Сиди-Баррани. Открыв огонь с дистанции 10 миль по опорным пунктам и автотранспорту, монитор за 73 минуты выпустил сотню снарядов общего назначения по целям при помощи корректировки и подсветки с «Суордфиша».
Итальянская артиллерия открыла ответный огонь, но безуспешно. Следующий обстрел итальянских войск не заставил себя долго ждать — 11 декабря «Террор», «Эфис» и «Ледибёрд» бомбардировали Соллум. Итальянцы, отступавшие по прибрежной дороге, представляли собой отличную цель, и обстрел вёлся днём и ночью. Монитор израсходовал оставшиеся 125 15-дюймовых снарядов, заодно подавив береговые батареи, обстрелявшие «Эфис» и «Ледибёрд». Во второй половине дня монитор вернулся в Александрию для пополнения боекомплекта. Через три дня «Террор» снова был на линии фронта: на сей раз его целью стал сильно укреплённый город Бардия в 13 милях от Соллума. В течение трех следующих дней при поддержке канонерских лодок и австралийских эсминцев «Вендетта» и «Вояджер» он вёл огонь по позициям вокруг города, особое внимание уделяя дороге на Тобрук. 17 декабря «Террор» подавлял береговые батареи, в то время как «Эфис» обстреляла гавань.
За три дня «Террор» израсходовал 193 15-дюймовых снаряда, стреляя по возможности уменьшенными зарядами, так как его орудия, несмотря на замену в прошлом году, имели 12-летний срок службы с 1916 по 1928 гг. на линкоре «Ривендж», при этом не прошли перед установкой на «Террор» замены внутренних труб.
Вторую половину месяца корабль провел в Прибрежной эскадре, специально сформированной для поддержки сухопутных сил и включавшей, кроме «Террора», четыре австралийских эсминца, три «китайских» канонерских лодки, — к «Эфис» и «Ледибёрд» добавился однотипный «Гнат», — три тральщика и несколько вспомогательных кораблей. Корабль занимался доставкой снабжения и пресной воды в Соллум, а также выступал в роли плавучей батареи ПВО.
2 января «Террор», «Эфис», «Ледибёрд» и «Гнат» с двумя эсминцами начали артиллерийскую подготовку для намечающегося штурма Бардии. На следующее утро к ним присоединились линкоры «Уорспайт», «Бархэм» и «Вэлиант» при поддержке авианосца «Илластриес». В середине дня монитор был атакован пятью итальянскими «Савойя-Маркетти» SM.79 из 215-й эскадрильи, но повреждений не получил — более того, его зенитчики сами заявили один сбитый бомбардировщик.
В то же время сержант Фред Маршалл из 73-й эскадрильи Королевских ВВС, заметив в 13:20 сильный зенитный огонь, сблизился с начавшими отход на запад итальянскими бомбардировщиками и атакой сзади поджёг три из них. Атаковав четвертый бомбардировщик, Маршалл вначале убил его стрелка, а потом повредил правый мотор, но израсходовал все боеприпасы и был вынужден прекратить атаки. Как бы то ни было, все пять итальянских самолетов не вернулись на аэродром: кроме трёх бомбардировщиков, сбитых в районе цели, два разбились при вынужденной посадке около Бенгази.
«Террор» же после того, как на берегу осела пыль от артподготовки, до конца дня вёл беспокоящий обстрел вражеских позиций, израсходовав за два дня 135 снарядов главного калибра. 5 января Бардия пала.
13-й армейский корпус англичан продолжил свое наступление и 9 января окружил Тобрук — один из важнейших портов на побережье. Перед его штурмом в ночь на 21 января «Террор» при поддержке «Гната», «Стюарта», «Вампира» и «Вояджера» обстрелял итальянские позиции, выпустив еще 96 снарядов. Орудия монитора были окончательно изношены, что отрицательно сказывалось на точности огня. Пушки были лично осмотрены адмиралом сэром Эндрю Каннингхэмом, который настоял на их дальнейшем использовании. Несмотря на низкую точность и отсутствие корректировки огня авиацией, тяжелые снаряды «Террора» оказали сильное воздействие на итальянские войска.
Всего за шесть недель «Террор» выпустил 660 15-дюймовых снарядов — больше, чем за всю Первую мировою войну. Расход 4-дюймовых снарядов составил 1300 выстрелов, 12,7-мм пулеметы выпустили 4700 патронов. За всё время службы, включая нахождение на «Ривендже», каждая пушка выпустила больше 600 снарядов, средний износ 15-дюймового ствола составил 0,68 дюйма, и это с учетом глубины нарезки 0,1245 дюйма!
Тобрук стал домом «Террора» на следующие три недели — корабль выполнял функции плавучей батареи в гавани захваченного города, усилив ПВО. 16 января монитор сопровождал конвой в захваченный 10 днями ранее Бенгази. Обстановка в новой гавани была очень сложная: город находился в непосредственной досягаемости от авиабаз противника, на которых к итальянцам присоединились самолеты люфтваффе. Хотя зенитное вооружение «Террора» усилили восемью трофейными итальянскими 20-мм зенитными автоматами, отсутствие радара и нормального воздушного прикрытия (значительные силы авиации были переброшены в Грецию) не позволяло организовать полноценную оборону.
19 февраля во второй половине дня монитор безуспешно атаковала пятерка «Юнкерсов» Ju 88 из эскадры LG 1, а 22 февраля немецкие пикировщики добились трёх близких разрывов у левого буля в районе башни. Никто не пострадал, но были затоплены несколько отсеков буля, из-за затопления снизилась скорость, корпус получил повреждения. 10 минутами спустя последовала еще одна атака, но бомбы взорвались в 200 ярдах от борта. В тот же день адмирал Каннингхэм приказал покинуть Бенгази и идти в Тобрук, на что командир монитора коммандер Генри Хэйнс (Henry J. Haynes) сообщил: «Я считаю, что прямое попадание — лишь вопрос времени».
В сумерках монитор в сопровождении корвета «Сальвия» (HMS Salvia) и тральщика «Фархэм» (HMS Fareham) стал выходить из гавани, вызвав взрыв сразу двух акустических мин в 200 ярдах от корабля. Монитор сильно тряхнуло, но корпус видимых повреждений не получил. На следующий день сразу после того, как корабли покинуло воздушное прикрытие в виде одинокого «Харрикейна», они были атакованы пятью немецкими бомбардировщиками «Юнкерс» Ju 88 из эскадры LG 1 в сопровождении трёх истребителей. В 18:25 три бомбы легли рядом с миделем корабля — две по правому борту и одна у левого.
Автором удачного удара предположительно стал обер-лейтенант Теодор Хаген (Theodor Hagen), заявивший два попадания в монитор. Подобного издевательства старый корпус не выдержал и дал трещину между башней и мостиком. В котельном отделении бушевал пожар топлива, который погас только после затопления отделения, так как отсутствие пара вывело из строя машины, генераторы и помпы. Попытка буксировки «Террора» тральщиком «Фархэм» провалилась: монитор все больше оседал на нос и кренился на правый борт. В 20:00 с монитора на корвет «Сальвия» эвакуировали весь экипаж кроме расчётов зенитной артиллерии. Через три часа было решено затопить корабль, так как высота борта над водой в носу составляла всего метр. Были открыты кингстоны, а у борта сброшены глубинные бомбы, установленные на глубину 15 метров (50 футов), и в 04:20 24 февраля 1941 года монитор перевернулся и затонул в 20 милях к северо-западу от Дерны.
Источники и литратура:
- Douglas Austin. Malta and British Strategic Policy, 1925–1943 — Routledge, 2012
- Ian Buxton. Big Gun Monitors: Design, Construction and Operations 1914–1945 — Seaforth Publishing, 2008
- Jim Crossley. Monitors of the Royal Navy — Pen & Sword Maritime, 2013
- Norman Friedman. The British Battleship 1906–1946 — Naval Institute Press, 2015
- H.M. Ships Damaged or Sunk by Enemy Action, 3rd September, 1939 to 2nd September, 1945 – Admiralty, 1952
- J.E. Kaufmann, H.W. Kaufmann, Aleksander Jankovič-Potočnik and Vladimir Tonič. The Atlantic Wall: History and Guide — Pen & Sword Military, 2011
- Lawrence Paterson. Eagles Over the Sea 1935–1942. A History of Luftwaffe Maritime Operations — Naval Institute Press, 2019
- Rudi Rolf. Der Atlantikwall: Die Bauten der Deutschen Küstenbefestigungen, 1940–1945 — Biblio-Verlag, 1998
- Anthony Saunders. Hitler's Atlantic Wall — Sutton Publishing, 2001
- Christopher Shores, Giovanni Massimello and Russell Guest. A History of the Mediterranean Air War 1940–1945, Vol.1: North Africa, June 1940 — January 1942 — Casemate Publishers, 2012
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.