По завершению боев в Ла-Манше накал боёв в Северном море ничуть не снизился — всё так же, как и летом 1944 года, британские катерники выходили на охоту к занятому немцами побережью, всё так же экипажи немецких шнелльботов и сторожевиков огрызались огнём. Иногда им удавалось нанести англичанам существенный урон, но перехватить инициативу шансов не было.
Бой у Остенде в ночь на 19 сентября
Вечером 18 сентября шнелльботы S-186 и S-185 новой 10-й флотилии, а также S-198 и S-199 8-й флотилии покинули Хук и Флиссинген; каждый катер был загружен 8000 кг боеприпасов и вооружением для гарнизона «крепости Дюнкерк». В это же время командир 10-й флотилии капитан-лейтенант Карл Мюллер (Karl Müller) вышел в море с S-200, S-183 и S-702, чтобы отвлечь английские дозоры на себя. Патрулировавший близ Остенде фрегат «Стейнер» (HMS Stayner) засек радаром «три контакта на юго-западном курсе, следовавшие строем клина» и навёл на них MTB-724 и MTB-728 64-й флотилии. Сразу был подбит S-183; оставшиеся S-200 и S-702 попытались уйти, но англичане настигли их и расстреляли. В плен попало 67 немецких моряков во главе с капитан-лейтенантом Мюллером.
Катерами 64-й флотилии, наведёнными на противника «Стейнером», командовал лейтенант Джон Хамфрис (John F. Humphreys) на MTB-724. По его докладу, «четыре вражеских торпедных катера были замечены около полуночи». Подобравшись поближе, Хамфрис выпустил торпеды в крайнего левого противника, наблюдая попадание, и отправил лейтенанту Френсису Томсону (Francis N. Thomson) на MTB-728 радиограмму: «Я подбил катер. Добей его. Я разберусь с тремя другими контактами». После этого MTB-724 бросился в погоню. Пытаясь уйти, оба оставшихся немца столкнулись, вследствие чего S-200, на котором находился Мюллер, потерял ход. Когда MTB-724 настиг его, движения на шнелльботе не наблюдалось. Предположив, что экипаж оставил катер, Хамфрис занялся его потоплением. Тем временем S-702 вернулся к своему повреждённому флагману, но встретил здесь MTB-724 и на 40 узлах бросился бежать. Хамфрис устремился за ним, вызвав на помощь Томсона, а «Стейнер» добил S-183.
Из-за повреждений при столкновении S-702 не долго смог поддерживать высокую скорость и через милю был настигнут Томсоном, который вступил в перестрелку. Подоспевший Хамфрис неправильно опознал сражающихся, поэтому поначалу накрыл дымовой завесой шнелльбот и принялся обстреливать MTB-728. Он разобрался в ситуации только когда приблизился к «немцу» для снятия экипажа; к этому времени на MTB-728 погибли три члена экипажа.
Благодаря отвлекающему манёвру Мюллера и плохой видимости обе транспортные группы шнелльботов в ночь на 19 сентября благополучно прибыли в Дюнкерк, в 02:45 разгрузились и немедленно ушли назад. На S-198 и S-199 находились командир 226-й пехотной дивизии вермахта генерал-лейтенант Вольфганг фон Клюге (Wolfgang von Kluge) с офицерами своего штаба и четверо тяжелораненых. Утром, несмотря на попытки перехвата и непрерывную погоню «вражеских эсминцев», все четыре немецких катера вернулись на базы.
Гибель MTB-347 и MTB-360
Ночью на 1 октября пять МТВ 11-й флотилии, патрулировавшие у голландского побережья, у Эймёйдена наткнулись на большой вражеский караван. Это был конвой №1291 на переходе Хук — Ден-Хелдер в составе недостроенных судов «Хунте» (Hunte) и «Гермес» (Hermes), которых вели четыре буксира, ещё один буксир тащил за собой охотник Uj-237. Процессию сопровождали форпостенботы V-1301, V-1310, V-1313, V-1317, V-2017 и V-2019 (последние два небоеспособные), тральщики M-3824, M-3827, M-3838, M-3832 и MFL-8, а также раумботы 13-й флотилии R-134, R-136, R-140 и R-142. Позднее к ним присоединились R-137, R-133 и R-144 11-й флотилии. Командовал конвоем командир 13-й флотилии форпостенботов фрегаттен-капитан Вальтер Фишер (Walther Fischer).
Британцы атаковали в 00:30 1 октября двумя дивизионами — MTB-351 (флагман командира 11-й флотилии лейтенанта Фредерика Борна (Frederick W.P. Bourne), MTB-360, MTB-349 (1-й дивизион) и MTB-347 с MTB-350 (2-й дивизион). MTB-347 лейтенанта Александра Фостера (Alexander D. Foster) и MTB-350 суб-лейтенанта Генри Франклина (Henry G. Franklin) были встречены ураганным огнём. Первому почти сразу крупный снаряд разорвал правую торпедную трубу и повредил воздушный резервуар торпеды; весь расчёт кормового «Эрликона» получил ранения. Мелкокалиберные снаряды попали в левую торпедную трубу, мостик, мачту и подожгли готовый к стрельбе боезапас носового «Эрликона».
В 00:40 из кормового «Эрликона» с 800 метров открыли огонь по цели по правому борту, опознанной как траулер, фиксируя попадания на мостике и надстройке. Торпеды выпустить не удалось — затвор левого аппарата был повреждён, а правый аппарат вышел из строя полностью. MTB-350 приказали стрелять торпедами, и хотя суб-лейтенант Франклин приказ не получил, самостоятельно продолжил атаку, сблизился с целью до 500 ярдов и выпустил торпеды, «добившись двух попаданий».
В это время MTB-347 уже с трудом двигался. В 00:41 один за другим два крупных снаряда попали в машинное отделение; днище катера было пробито, рулевой механизм выведен из строя. Действовал только левый двигатель, руль поворачивали вручную, но и в этом состоянии Фостер продолжал бой, надеясь использовать левую торпеду! На скорости 4 узла катер повернул на юго-восток, в 00:45 пересёк курс «горящего по корме траулера» и со 100 ярдов обстрелял его мостик из «Эрликона». В ответ катер получил новое попадание в носовую часть, вызвавшее течь, которую тут же остановили. В 00:46 руль повернули круто вправо, чтобы привести катер на параллельный с немцами курс, но его заклинило в этом положении, и MTB-347 протаранил в центр корпуса с левого борта следующий в колонне вражеский корабль, «тральщик с опущенным тралом и буксируемым аэростатом».
Немец отстреливался на оба борта и, скорее всего, не заметил катер. На MTB-347 в это время перезаряжались «Эрликоны», и Фостер решил тихо удалиться. На отходе удалось восстановить работу руля, но тут же британцы получили попадание крупным снарядом в правую часть носа с другого корабля охранения; возник небольшой пожар в рубке, который быстро потушили. После этого MTB-347 расстрелял 10 магазинов 20-мм снарядов, причём Фостер лично вёл огонь из одного из «Эрликонов», с 75 ярдов «в мостик маленького буксира» и с 250 ярдов «в другой силуэт». Всё это время команда безуспешно пыталась огнетушителями погасить пожар в машинном отделении.
В 00:55 на западе было замечено «горящее судно», и Фостер двинулся юго-западным курсом в его направлении. Попытки связаться с командиром флотилии оказались безуспешными — рация работала только на приём. В 01:10 остановился левый двигатель, и перезапустить его не удалось. В 01:20 катер начал погружаться кормой. Фостер уничтожил документацию, раненых посадили на плот, и в 01:30 MTB-347 затонул. Плот в конечном итоге нашёл флагманский MTB-351 и доставил экипаж MTB-347 в Феликстоу.
Пока немцы сражались с MTB-347, дивизион Борна, пользуясь плохой видимостью, прорвался через эскорт и «торпедировал 2500-тонное судно». При этом MTB-360 лейтенанта Дугласа Холла (Douglas A. Hall) погиб вместе с девятью членами экипажа, а остальных спас MTB-350. Таким образом, в результате боя два из пяти задействованных катера были потоплены, погибло девять моряков, но англичане заявили о торпедировании двух судов и повреждении как минимум двух траулеров и буксира. Немцы заявили об отражении всех атак с незначительным для себя ущербом. Их конвой благополучно добрался до Ден-Хелдера, а с наступлением темноты продолжил движение на восток.
После этого неудачного сражения британские катерники провели несколько успешных операций.
20 сентября в Лервик для продолжения операций у норвежского побережья вернулась 54-я флотилия. Катерников проинструктировали о выборе целей — рыболовецкие лодки и каботажные суда длиной менее 500 футов под норвежским флагом не должны были атаковываться. 6 октября MTB-722, MTB-712 и MTB-711 вышли из Лервика к берегам Западной Норвегии. Последний ночью вернулся назад, а MTB-722 и MTB-712 достигли острова Скорпа (западнее Флурё) и там замаскировались. Из-за тумана 7 октября камуфляж сняли задолго до наступления темноты и приступили к поиску. Встреченную местную лодку не тронули. За два часа до полуночи на севере заметили навигационные огни. Пока судно не настигли у Ботнеланде, и оно не оказалось в 900 метрах от MTB-712, о характере цели ничего не было известно. Вблизи разглядели, что судно низко сидит в воде. Одновременно заметили огни другого судна, следующего северным курсом. MTB-722 выпустил две торпеды в первое судно, но промахнулся и поджёг его артиллерийским огнём. Затем MTB-722 подошёл к борту жертвы, 236-тонному каботажнику «Фрейколл» (Freikoll), следовавшему с грузами из Кристиансунда в Олесунд, и снял с него девятерых членов экипажа. Неуправляемое судно сдрейфовало на берег к Оласкьяру, где позднее затонуло.
Второе судно, увидев нападение, попыталось скрыться. MTB-712 выстрелил в него свои торпеды, но промахнулся. Цель, 150-тонная норвежская рыболовецкая лодка «Викар» (Vikar), следовавшая в Молёй, была настигнута и взята на абордаж. Пятеро моряков с «Фрейколла» выразили желание уйти с катерниками на Шетландские острова. Остальных четверых перевели на «Викар» и отпустили лодку восвояси, а катера ушли в Лервик.
Затем успеха добились торпедные катера Норского командования. В ночь на 9 октября MTB-457, MTB-458, MTB-467 и MTB-468 4-й флотилии напали на группу патрульных форпостенботов в составе V-1306, V-2007 и V-1303 у Хука. Атаку 1-го дивизиона немцы отбили, причём MTB-457 был сильно повреждён и ушёл на базу, но действия 2-го дивизиона оказались удачнее — MTB-458 торпедой отправил на дно 301-тонный V-1303 вместе со всеми 19 членами экипажа. Немцы претендовали на потопление двух катеров и повреждение ещё одного.
Патрулировавшие этой же ночью у Текселя семь катеров 21-й флотилии заявили о потоплении тральщика. На самом деле близ Ден-Хелдера они столкнулись с канонерской лодкой K-4 и двумя раумботами, которые отделались семью ранеными и продолжили следовать в Боркум. В свою очередь, немцы заявили о двух потопленных и двух сильно повреждённых британских катерах.
Ночью на 11 октября MTB-472, MTB-473, MTB-475, MTB-476 и MTB-480 30-й флотилии северо-западнее Хука сражались с патрульными форпостенботами, претендуя на потопление либо тяжёлые повреждения одного из них. Немцы описали свой вариант развития событий. Согласно ему, четыре форпостенбота в 03:27–03:45 11 октября сражались с двумя группами торпедных катеров общей численностью 10 единиц, избежали попаданий, потопили один катер с радаром и два других катера, понеся при этом незначительный урон и потери.
«Москиты» в операции «Инфэтуэйт»
10 октября зона ответственности Дуврского командования была передана Норскому командованию. Теперь в его составе числилось 35 эсминцев, 15 фрегатов, 19 корветов и 160 боевых катеров Прибрежных сил (120 МТВ и MGB, 40 ML). С ним взаимодействовали 16-я авиагруппа Берегового командования (около 100 самолётов) и истребители-бомбардировщики «Спитфайр» и «Тайфун» с бельгийских аэродромов.
Начавшие операцию «Инфэтуэйт» (Infatuate — «Головокружение») по штурму острова Валхерен британцы знали о наличии в Хуке и Эймёйдене приблизительно 30 шнелльботов и раумботов. В ночь на 1 ноября они направили туда несколько групп своих торпедных катеров с задачей перехватывать любые вражеские силы, следующие в направлении высадки. Однако в 03:53-05:35 1 ноября катера лишь провели несколько безуспешных стычек у Хука с немецкой патрульной группой в составе V-808, V-809, V-2013 и V-2019, а также с тральщиками 27-й флотилии.
Той же ночью шнелльботы 8-й (четыре катера) и 10-й (три катера) флотилий после 10-дневного простоя в базах из-за плохой погоды оправились ставить мины на участке Темза — Остенде. Приход британского десантного соединения в Остенде 31 октября, его выход оттуда после полуночи 1 ноября и семичасовой переход к Валхерену, а также развёртывание других участвовавших в операции «Инфэтуэйт» соединений не были замечены немцами, так что высадка десантов на остров на рассвете 1 ноября прошла совершенно без противодействия со стороны кригсмарине. Только после этого флотилии шнелльботов получили приказ провести вооружённую разведку и атаковать торпедами все достойные внимания цели. Для рейда к Остенде в ночь на 2 ноября 8-я флотилия выделила пять катеров, 9-я — четыре, а 10-я — три катера.
В то же время британцы снова направили к Хуку и Эймёйдену несколько групп катеров с прежней задачей. На этот раз успех сопутствовал 29-й канадской флотилии. Флотилия действовала двумя дивизионами — MTB-485 и MTB-486 (1-й дивизион), MTB-464, MTB-491 и MTB-461 (2-й дивизион). Вскоре после выхода MTB-461 из-за проблем с двигателем был вынужден вернуться назад в Феликстоу. У Хука наблюдатели заметили «конвой из нескольких вооружённых траулеров, 3000-тонного судна и баржи, которую тащил буксир», и 29-я флотилия пошла на сближение для торпедной атаки, когда «южнее были замечены несколько шнелльботов или раумботов, идущих тем же курсом». MTB-485 и MTB-486 изменили курс им навстречу, в то время как MTB-464 и MTB-491 сблизились с судном на дистанцию 700 ярдов. MTB-464 получил повреждения (один убитый), временно потерял ход и настолько сильно осел, что не мог стрелять торпедами. MTB-491 выпустил две торпеды и отвернул влево, наблюдая «потрясающую ослепительную вспышку».
Обстреляв «семь шнелльботов или раумботов», MTB-485 и MTB-486 попытались атаковать противника торпедами, но были замечены, освещены и отбиты огнём артиллерии. Затем канадцы пытались артиллерией подавить «концевой корабль охранения», и основа им пришлось разорвать контакт, а на MTB-485 погиб один моряк. В конце концов, немцы повернули назад, к Хуку, а британские катера ушли в Феликстоу.
На самом деле всё это время канадцы сражались с одним и тем же соединением форпостенботов. По немецким документам события этой ночи у Хука выглядели иначе.
Сначала на патрулировании находилась группа в составе V-2016, V-2014, V-803 и V-804. В 00:25 2 ноября они зафиксировали нападение «трёх торпедных катеров», и в 01:30 из Хука на усиление вышли V-808, V-809, V-2013 и V-2019. В 03:00 обе группы немцев соединились западнее Схевенингена и продолжили патрулирование курсом 315°; все восемь форпостенботов следовали одной колонной, причём первая группа была головной, а вторая следовала в кильватере.
Торпедные катера периодически замечались на юго-западе и обстреливались. В 03:10 группа катеров слева по носу головного в колонне V-2016 выставила дымовую завесу. Одновременно справа по носу другая группа из трёх катеров атаковала V-2016. Немцы, используя осветительные снаряды, отбивались всеми калибрами. Один катер получил заметное попадание 105-мм снарядом и остановился в 300 метрах от V-2016, обстреливаемый малокалиберной артиллерией. В 03:20 586-тонный V-2016 получил торпеду в правый борт и затонул через две минуты. V-2019 и V-803 под прикрытием остальных кораблей приступили к спасению пострадавших и выловили из воды соответственно 64 человека.
Спустя 20 минут после гибели флагмана подошедшие с запада три катера вступили в бой с концевым V-2019, но были отбиты огнём 88-мм орудий. Перестрелка несколько раз возобновлялась на дистанции 4000 метров. В 04:23 атаки британцев прекратились, а в 06:30 немцы, заявив о потоплении двух катеров, вернулись в Хук.
Между тем, из направленных для атаки неприятеля шнелльботов до цели добрались далеко не все. В 10-й флотилии один из катеров вышел из строя из-за аварии в машинном отделении, и вся группа вернулась на базу. 8-я флотилия подошла к Остенде в 01:15 2 ноября и застопорила ход. Видимость была очень хорошая, но цели не наблюдались, зато в 01:22 юго-восточнее немцы заметили «эсминец и три артиллерийских катера». Поскольку шансов успешно их атаковать не представилось, шнелльботы ушли к северу и после непродолжительного безуспешного поиска вернулись на базу.
9-я флотилия капитан-лейтенанта Гётца фон Мирбаха (Götz von Mirbach) в составе S-175, S-168, S-167 и S-207 покинула Роттердам в 19:15 1 ноября. Почти сразу в машинном отделении S-168 обнаружилась течь, и он вернулся назад. Остальные к полуночи благополучно добрались до Остенде и обнаружили в 6 милях к юго-западу большое количество целей. Миновав три группы кораблей охранения, в 00:21 2 ноября S-175 и S-207 выпустили по две торпеды в «плотное скопление силуэтов», но результатов не наблюдали. В 00:47 катера выпустили пять торпед в «конвой из нескольких судов», отметив попадание в 3000-тонное судно. Третья атака была направлена на цели на рейде Ньюпорта. Здесь в 01:12 немцы выпустили последние три торпеды, поразив 2000–3000-тонное судно. После этого шнелльботы беспрепятственно покинули бельгийские воды и ушли на базу.
Во второй атаке немцы потопили 1141-тонный танкер «Рио-Браво» (Rio Bravo), а в третьей — 554-тонный вооружённый траулер «Колсей» (HMS Colsay). Самое интересное во всей этой истории заключается в том, что англичане вообще не заметили шнелльботы и приписали их успех карликовым подводным лодкам и человеко-торпедам!
Следующей ночью все три флотилии шнелльботов снова отправились к Остенде и Ньюпорту, но их выход оказался безуспешным, а S-185 10-й флотилии в перестрелке с британскими торпедными катерами 4-й флотилии был повреждён в результате разрыва снаряда в стволе 40-мм орудия. Из-за ухудшения погоды следующие 10 дней шнелльботы не покидали свои базы, после чего возобновили выходы на минные постановки.
Действия у берегов Норвегии
В ночь на 2 ноября в ходе очередного рейда к берегам Норвегии MTB-712 и MTB-709 54-й флотилии в Согне-фьорде у Бьорнхольмена отправили на дно 110-тонные форпостенботы V-5525 (KFK-235) и V-5531 (KFK-190). Немцев, находившихся на спецзадании по поиску вражеских агентов на островах, заранее предупредили об опасности атак торпедных катеров, но, видимо, они не придали этому значения. Атака норвежских катеров оказалась для сторожевиков совершенно неожиданной. MTB-709 торпедировал V-5525, который взорвался и затонул со всем экипажем из 16 человек. MTB-712 расстрелял V-5531, и тот сгорел на мели во фьорде; на нем погибло шесть и было ранено ещё пять человек.
В ночь на 13 ноября в ходе операции «Контрмера» (Counterblast) соединение контр-адмирала сэра Родерика Макгригора (Rhoderick R. McGrigor) в составе тяжёлого крейсера «Кент» (HMS Kent), лёгкого крейсера «Беллона» (HMS Bellona), эсминцев «Мингс» (HMS Myngs), «Верулам» (HMS Verulam), «Замбези» (HMS Zambesi) и канадский «Алгонкин» (HMCS Algonquin) у маяка Листер около Эгерсунда (юго-западное побережье Норвегии) атаковало немецкий конвой KS-357-ST. Он состоял из четырёх судов в охранении шести небольших военных кораблей. «Беллона» обеспечивала освещение цели.
В результате два судна, 3324-тонный «Корнуай» (Cornouaille) и 996-тонный «Грайф» (Greif), и пять кораблей охранения — тральщики M-416 и M-427 и охотники Uj −1221, Uj −1223 и Uj-1713 — были потоплены. Немецкие корабли отстреливались до последнего — «Замбези» получил шесть попаданий 20-мм снарядов, а «Верулам» — 32 попадания 37-мм и 20-мм снарядов, на нём погибло два моряка. Стрельба немецкой береговой артиллерии оказалась безрезультатной. В ходе спасательной операции утром 13 ноября немцы потеряли ещё и раумбот R-32, потопленный британской авиацией.
Этой же ночью норвежские MTB-688 и MTB-627 атаковали немецкий конвой на южном выходе из Кракельсунда в Согне-фьорде. Оба судна, пароход и танкер, уклонились от выпущенных четырёх торпед, а охранение отогнало катера.
Утром 27 ноября 1944 года четыре британских торпедных катера 54-й флотилии отправились из Лервика к берегам Норвегии. Море было спокойное. В 14:40 они находились к западу от острова Олден; здесь в соответствии с планом операции катера разделились на два дивизиона и разошлись в отведённые им районы действий — 1-й (MТB-717 и MТB-627) направился в Став-фьорд, а 2-й (MTB-623 и MТB-715) собирался произвести поиск у северного выхода из пролива Кракельсунд.
MTB-715 и MТB-623 стояли в паре кабельтовых от северо-восточного берега островка Бьорнхольмен, когда были замечены немецкой патрульной группой лейтенанта цур зее Бидербека (Biederbeck) в составе V-5514, V-5527 и RA-203. Немцы в 23:00 вышли из Кракельсунда и повернули на запад в А-фьорд. Командир пары норвежских катеров лейтенант Альф Ховик (Alf K. Haavik) на MTB-623 также заметил врага. Катера пошли на сближение.
Ховик решил атаковать крупного головного немца торпедами, а двух меньших расстрелять артиллерией. С дистанции 600 метров обе стороны одновременно открыли огонь. MTB-715 выпустил торпеды. Ховик услышал взрыв, увидел, что цель окуталась дымом, и посчитал, что поразил противника. На самом деле Бидербек, плохо различая цели, после первого своего перелёта выстрелил осветительную ракету, которая дала яркую вспышку и много дыма. Последовала приблизительно пятиминутная яростная перестрелка. За это время норвежцы расстреляли 83 6-фунтовых и 300 20-мм снарядов и свыше 3000 пулемётных патронов. Во флагман Бидербека V-5514 попало несколько снарядов, трое членов экипажа получили лёгкие ранения; попадания были замечены и в другие немецкие корабли. В ответ MTB-715 получил четыре 40-мм и 20-мм попадания (двое раненых), а в MTB-623 попало два 40-м снаряда (один погибший). В бой вмешались две немецкие береговые батареи, и Ховик немедленно разорвал контакт, прикрывшись дымовой завесой. На обратном пути катера попали в сильный шторм и повредили корпуса, но во второй половине дня 28 ноября добрались до Лервика.
Спустя два часа после этого боя дальше к северу MTB-627 и MTB-717 в Бру-фьорде, к югу от острова Тансоя, атаковали конвой, следовавший из Бергена в Олесунд. MTB-717 выпустил торпеды и одной из них поразил в правый борт единственное в конвое 5455-тонное судно «Вельхайм» (Welheim), шедшее с грузом угля. Команда посадила пароход на мель у островка Маннсхольмен, но через несколько часов оно соскользнуло на глубину и затонуло. MTB-627 выпустил торпеды по сторожевику V-5303, но промахнулся. Эскорт «Вельхайма» в составе V-5303, V-5312 и R-312 безуспешно обстреливал катера, которые благополучно скрылись.
В настоящую драму с хэппи-эндом превратился поход MTB-717 и MTB-653 7–8 декабря. Района Бергена норвежцы достигли без приключений, но уже в Бьёрне-фьорде, перед Тралсё, следовавший на малом ходу MTB-653 прочно сел на мель. Все попытки сняться с неё окончились неудачей. Случилось так, что мимо из Бергена в Ставангер в этот момент проходил немецкий конвой BE-1081-ST в составе судов «Дитмар Кёль» (Ditmar Koel) и «Альк» (Alk) в охранении V-5113, V-5114 и охотника за подлодками «Брахе» (Brahe). Когда он оказался в пределах дальности стрельбы торпедами, командир катера лейтенант Мартинсен (Marthinsen) дал залп. Обе торпеды попали в 5088-тонный «Дитмар Кёль», шедший с 6000 тоннами руды. Через четыре минуты, в 23:29 7 ноября, судно ушло под воду с 37 членами экипажа из 75.
Избавившись от торпед, MTB-653 разгрузил носовую часть и сумел сойти с мели, однако его корпус был серьёзно повреждён. Экипаж лихорадочно откачивал воду, пытаясь сохранить ход, но, в конце концов, машинное отделение заполнилось водой, и двигатели остановились. После этого MTB-717 взял товарища на буксир и дотащил его до Шетландских островов.
До конца года 54-я флотилия добилась ещё двух побед. Вечером 23 декабря в Бемло-фьорде к югу от Бергена MTB-722 и MTB-712 подловили и внезапной торпедной атакой отправили на дно тральщик M-489, совершавший одиночный переход в Ставангер. Немцы даже не увидели атаковавших. В момент атаки в 150–200 метрах за кормой тральщика шёл каботажник «Гебрюдер» (Gebrüder), который занялся спасением выживших.
Утром 26 декабря MTB-717 и MTB-717627 у Ольскьяера (к югу от Бремангера) атаковали конвой с двумя судами в охранении V-5102 и V-5114 и потопили 790-тонный танкер «Биви» (Biwi).
Гибель шнелльботов S-185 и S-192
В декабре 1944 года погода в Северном море была настолько скверной, что шнелльботы из голландских баз не могли проводить никаких операций в течение всей первой половины месяца. В то же время, 12 декабря 2-я и 6-я флотилии получили приказ перебазироваться из Вильгельмсхафена в Голландию. Обе они прибыли соответственно в Ден-Хелдер и Роттердам 19 декабря.
Между тем, во второй половине дня 15 декабря 17 тяжёлых британских «Ланкастеров» произвели целевой налёт на базу торпедных катеров в Эймёйдене. Две бомбы попали в крышу бункера. В результате S-198 был уничтожен, S-193 похоронен под завалами, а S-195 получил настолько сильные повреждения, что его пришлось отбуксировать в Эмден. S-701 и ещё четыре катера 8-й флотилии тоже имели повреждения, так что временно небоеспособной оказалась вся флотилия. Во время рейда 13 человек были убиты и пять ранены, структура базы получила серьёзный ущерб. Вылазки на вражеские коммуникации пришлось временно отложить.
В ночь на 23 декабря немцы наметили для шнелльботов обширный план. Минирование маршрута устье Темзы — Антверпен проводилась шестью катерами 6-й флотилии, семью катерами 9-й флотилии (обе из Роттердама) и пятью катерами 8-й флотилии из Эймёйдена. 2-я флотилия из Ден-Хелдера шестью катерами должна была атаковать конвой на западе. Погода для действий торпедных катеров стояла подходящая — северо-восточный ветер силой 1–2 балла, волнение моря 0–1 балл, над поверхностью моря стелилась дымка, местами с туманом.
9-я флотилия (S-130, S-167, S-185, S-192, S-168, S-175 и S-207) покинула Роттердам в 16:40. В 18:10-18:13 у Хука она встретилась с 6-й флотилией (S-212, S-222, S-705 1-й группы и S-211, S-704, S-223 2-й группы). В 18:31 6-я флотилия по пеленгу 310° на встречном курсе заметила «шесть артиллерийских катеров». Бой продолжался до 18:43. Попадания получили четыре концевых катера немецкой флотилии, ко всему S-211 и S-222 потеряли по мине каждый. На 36 узлах немцы оторвались от противника и направились, как и планировалось, на минные постановки.
Британцы этот эпизод расписали следующим образом. MTB-475, MTB-471, MTB-472 и MTB-473 (1-й дивизион), а также MTB-474, MTB-476, MTB-477 (2-й дивизион) 30-й флотилии были направлены на патрулирование к Хуку. Приближаясь к позиции патрулирования, на дистанции 2800 ярдов катера радаром обнаружили цели, приближающиеся по носу. Затем шесть быстроходных катеров были замечены на пересекающемся курсе на 30 узлах. Оба дивизиона немедленно сблизились с противником до 100 ярдов и обрушились на вражескую колонну. Ответный огонь немцы открыли через 15 секунд, но он оказался неточным и беспорядочным. Четвёртый по счёту немецкий катер взорвался и затонул, третий и пятый получили серьёзные повреждения. 2-й дивизион преследовал противника, но безуспешно.
6-я флотилия шнелльботов добралась до заданного района, уклоняясь от встречи с «патрульными эсминцами», между 20:44 и 20:50 выставила 22 мины, в 20:54 попала под обстрел «двух эсминцев», но ушла невредимой, и в 00:30 23 декабря благополучно вернулась в Хук.
Когда в 18:32 6-я флотилия схватилась с британскими катерами, 9-я флотилия корветтен-капитана фон Мирбаха отвернула на юг — её зона минирования была самой дальней. В 19:51 она разделилась на две группы; 1-я группа в заданном квадрате беспрепятственно выставила 17 мин, а 2-я, натолкнувшаяся в 20:35 на «два эсминца и одну или две группы артиллерийских катеров» — ещё 13. На обратном пути в 21:15 1-я группа нарвалась на вражеский патруль в составе «корвета и дивизиона артиллерийских катеров». S-130 и S-167 подверглись ожесточённому обстрелу, открыли ответный огонь и прикрыли завесой отход на северо-запад S-185 и S-192, после чего сами ушли на северо-восток. S-130 и S-167 и 2-я группа 9-й флотилии вернулись в Хук ещё до полуночи, однако S-185 и S-192 бесследно исчезли. С ними пытались связаться с 21:49, но безуспешно. Оба катера входили в состав 10-й флотилии, но были переданы 9-й для участия в минных постановках.
8-я флотилия (S-194, S-196, S-197, S-199 и S-701) корветтен-капитана Феликса Цимальковски (Felix Zymalkowski) покинула Эймёйден в 21:00. В 01:03 она вышла на известный конвойный маршрут и «под обстрелом двух эсминцев» выставила 21 мину. Однако затем выяснилось, что заграждение поставили на 8 миль дальше к северу, чем было необходимо — навигационные приборы и лот на флагманском шнелльботе недостаточно хорошо отремонтировали после повреждений, полученных при бомбардировке бункера. В 07:45 флотилия вернулась на базу.
2-я флотилия, выйдя в 19:40 из Ден-Хелдера, сразу попала в плотный туман. Поскольку, ко всему, на флагманском катере вышел из строя компас, корветтен-капитан Герман Опденхофф (Hermann Opdenhoff) дал приказ о возвращении на базу.
В зоне проведения немецких минных постановок этой ночью патрулировали фрегаты наведения Прибрежных сил «Торрингтон» (HMS Torrington) и «Кёрзон» (HMS Curzon), эсминец «Уолпол» (HMS Walpole) и корвет «Киттиуэйк» (HMS Kittiwake), а также четвёрка торпедных катеров 53-й флотилии. Именно с ними сражались ставившие мины немцы. «Уолпол» провёл западнее Остенде два боя со шнелльботами; ему и «Кёрзону» приписывают уничтожение S-192 со всем экипажем. Из экипажа S-185 погибло шестеро моряков, а остальные 22 попали в плен.
Автор выражает благодарность Игорю Борисенко за помощь в работе над статьёй.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Bryan Cooper. The E-Boat Threat — Macdonald and Jane's, 1970
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Andrew G. Hodges Jr., Denise George. Behind Nazi Lines: My Father's Heroic Quest to Save 149 World War II POWs — Dutton Caliber, 2016
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
- Leonard C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D-Class MTBs and MGBs, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2009
- Peter M. Scott. The Battle of the Narrow Seas — Seaforth Publishing, 2009
- Gordon Williamson. E-Boat vs MTB: The English Channel 1941–1945 — Duel, 2011
- https://cfv.org.uk
- http://tsushima.su
- http://www.forum-marinearchiv
- http://www.naval-history.net
- http://www.s-boot.net
Комментарии к данной статье отключены.