Высокая скорость и манёвренность малых кораблей всегда привлекали флотское командование, когда дело касалось планирования различного рода операций на вражеском берегу. Не стали исключением и британские катера, которые с осени 1941 года стали неизменными участниками рейдов коммандос на оккупированный нацистами континент. О наиболее заметных операциях подобного рода ниже и пойдёт речь.
11 мая 1940 года, через сутки после вступления в должность, новый премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль задался идеей создания разведывательно-диверсионных подразделений, способных действовать в тылу врага. Чем-то более масштабным, нежели «удары кинжалом», находящаяся в осаде Англия в то время заниматься не могла, высаживать на побережье контролируемой врагом Европы больше 1–2 рот не имело практического смысла.
Уже 3 июня Черчилль сформулировал свои мысли письменно, а 6 июня представил свои соображения Комитету начальников штабов. Через три дня в войска был отправлен циркуляр, согласно которому требовалось отобрать 40 офицеров и 1000 рядовых для создания «особого мобильного подразделения». В перспективе его численность планировалось увеличить до 5000 человек. Новое подразделение получило официальное название «коммандос». От операций коммандос ожидались не только военные, но и политические результаты: французы должны были знать, что Англия не оставила материк на произвол судьбы.
В своих операциях коммандос часто взаимодействовали с катерниками, и этот материал посвящён участию британских торпедных (MTB — Motor Torpedo Boat) и артиллерийских (MGB — Motor Gun Boat) катеров в спецоперациях.
Неудачный дебют лорда Маунтбеттена
Основным видом секретных операций, в котором британские «москиты» принимали участие в течение всей войны, была доставка агентов на оккупированное побережье Франции, Бельгии и Голландии, а также эвакуация с материка экипажей сбитых самолётов, участников Сопротивления и гражданских лиц.
Так, к примеру, 13 октября 1941 года в ходе операции «Полировка II» (Polish II) из-за действий противника MGB-325 не сумел снять агента с острова Иль-де-Бац у побережья Бретани. 15 октября ему снова не удалось это сделать из-за плохой погоды, а 28 октября шторм не дал снять агента с мыса Бихит в Бретани (операции «Полировка III» и «Полировка IV»). После восьми неудачных попыток ранним утром 23 ноября 1941 года MGB-320 осуществил первую высадку шпионов на побережье Голландии, доставив радиста ВМС на пирс Схевенингена. В течение зимы 1941–1942 гг. MGB-320 осуществил ещё восемь успешных операций по доставке агентов в Нидерланды, за что командир катера лейтенант Френсис Гудфеллоу (Francis T. Goodfellow) получил от королевы Вильгельмины высшую военную награду её страны — Военный орден Вильгельма (Militaire Willems-Orde).
Осенью 1941 года руководителем Центра межвойсковых операций — так именовалась фактическая штаб-квартира коммандос на улице Ричмонд-Террас в Лондоне — был назначен контр-адмирал лорд Луис Маунтбеттен (Louis F.A.V.N. Mountbatten), бывший командир 5-й флотилии эсминцев. С собой на новое место службы лорд принёс много планов, имеющих чёткую военно-морскую составляющую. При нём был создан Исследовательский центр специальных операций, где были собраны учёные, конструкторы, технически грамотные офицеры, занимавшиеся созданием всевозможных технических устройств и оружия. Черчилль требовал всё большего числа диверсий на континенте, и Маунтбеттен старался. «Чем безумнее был план, тем большее удовольствие он получал», — говорили сослуживцы. Масштабы спецопераций начали стремительно расти.
Поздно вечером 27 сентября 1941 года из Спитхеда вышел переоборудованный в десантный корабль бельгийский паром «Принс Леопольд» (HMS Prince Leopold) c бойцами 5-й группы 1-го батальона коммандос на борту в сопровождении катеров MGB-312, MGB-314 и MGB-316. Посреди Ла-Манша с «Принс Леопольда» спустили на воду две десантно-штурмовые лодки типа LCA (Landing Craft Assault). На каждую из них погрузилось по взводу десантников, после чего лодки на буксире у катеров направились каждая по своему маршруту: одна к пляжу у Сен-Вааста, что восточнее Шербура (операция Deep Cut — «Глубокий разрез»), а другая — к городку Курсёль-Сюр-Мер севернее Кана (операция Chopper — «Мясорубка»). В обоих случаях задачей коммандос был захват пленных.
Англичане благополучно высадились на побережье, но на этом их успехи закончились: в обоих случаях, наткнувшись на противника и вступив в перестрелку, они отступили к катерам. Штурмовая лодка с группой из Курсёль-Сюр-Мера пришла в точку рандеву с катером и десантным кораблём, поэтому вернулась к родным берегам вместе с ними. Группа из Сен-Вааста опоздала и добиралась до Портсмута своим ходом.
В следующей диверсионной операции «Санстар» (Sunstar) ночью на 24 ноября 1941 года те же три артиллерийских катера сопровождали к французскому побережью «Принс Леопольд» с четырьмя штурмовыми лодками и 88 бойцами 9-го батальона коммандос. Десант должен был уничтожить батарею «Турнебрид» у городка Ульгат в Нормандии и вернуться назад с пленными и сведениями о немецкой береговой обороне. До расположенной на утёсе у Ульгата батареи англичанам добраться не удалось: на берегу они сразу попали под обстрел. Операцию прекратили. Коммандос погрузились на лодки, но только две из них вернулись к ожидавшим их катерам и «Принс Леопольду». Две других не без приключений добрались до родных берегов поздно вечером того же дня.
Рейд на Брюневаль
В ночь на 12 января 1942 года MGB-312, MGB-316 и MGB-317 приняли участие в операции «Кёлью» (Curlew — «Кроншнеп») — разведывательном рейде сотни бойцов элитной V школы рейдерства на пляж у Сен-Лорана в Нормандии. Операцию свернули по соображениям безопасности, а десантников эвакуировали катерами.
Затем MGB-312, MGB-315, MGB-316, MGB-317 и MGB-326 отличились в операции «Байтинг» (Biting — «Укус»). Цель её состояла в уничтожении РЛС наведения истребителей «Вюрцбург», расположенной у деревни Брюневаль близ Гавра. Высаженные с воздуха 120 парашютистов 1-й воздушно-десантной бригады под командованием майора Джона Фроста (John D. Frost) и сопровождающие их технические специалисты должны были выполнить задачу, а затем эвакуироваться с ближайшего пляжа на десантных лодках. Шесть LCA, а также два катера поддержки LCS спускались на воду c парома «Принс Альберт» (HMS Prince Albert) севернее Фекампа и своим ходом под прикрытием артиллерийских катеров 14-й флотилии шли в район ожидания к северу от Брюневаля, а сняв десантников, на буксире возвращались в Англию. В 50 милях от Брюневаля их встречали эсминцы, а прикрытие с воздуха было возложено на «Спитфайры» 401-й эскадрильи Королевских ВВС.
Операцию планировалось провести в ночь на 25 февраля 1942 года, но из-за плохой погоды она была отложена. Две следующие ночи десантники провели в ожидании приказа на посадку, но глава Портсмутского командования адмирал сэр Уильям Джеймс (William James) отдал его только 27 февраля. В 17:15 Портсмут покинул «Принс Альберт» в сопровождении эскортных миноносцев «Ферни» (HMS Fernie) и «Бленкатра» (HMS Blencathra), за ними последовали артиллерийские катера. Взлёт 12 старых бомбардировщиков «Уитли» 51-й транспортной эскадрильи с десантом на борту начался на аэродроме Тракстон в 22:15.
Около полуночи операторы немецких РЛС «Фрейя» и «Вюрцбург» засекли приближение «Уитли», после чего открыли огонь зенитки. Уклоняясь от обстрела, четыре самолёта сбросили 35 десантников в полутора милях дальше намеченной точки. На этот момент охрана «Вюрцбурга» насчитывала девять солдат, ещё 10 человек размещались на соседней ферме Теувилль, где находилась телеграфная станция, а всего в секторе проведения операции было 113 немецких военнослужащих. Первые десантники оказались на земле в 00:13 28 февраля, а уже в 00:15 взвод немецкого 685-го пехотного полка, возвращавшийся с учений в деревню Ла-Потери, заметил спускающихся парашютистов и поспешил к ферме Теувилль.
Тем временем в 00:45 группа Фроста начала атаку на РЛС и после короткой перестрелки захватила её. Техники принялись разбирать оборудование, но, поскольку группа немцев закрепилась на ферме рядом с РЛС и отстреливалась, англичане, опасаясь прибытия к противнику подкрепления, вскоре поспешили к берегу моря. Оборона немцев была рассчитана на отражение морского десанта, так что огневые точки на пути к побережью были быстро подавлены.
Около 02:15 коммандос сосредоточились на пляже для эвакуации, но кораблей не было! С помощью трёх имеющихся раций связаться с моряками не удавалось. Майор Фрост приготовился к отражению атаки немцев, а в 02:30 начал пускать сигнальные ракеты. В это время флотилия десантных лодок и катеров находилась всего в 300 метрах от пляжа Брюневаля, но, пропуская неожиданно появившиеся четыре немецких корабля, её командир лейтенант-коммандер Фредерик Кук (Frederick N. Cook) не сразу отреагировал на ракеты парашютистов. После этого две LCA в сопровождении двух LCS отправились к берегу.
Когда первая LCA подошла к пляжу, на берегу шла перестрелка — немцы с прилегающих 90-метровых утёсов вели огонь по десантникам. Пришлось вызвать остальные катера, а уже подошедшие открыли заградительный огонь. На LCA в первую очередь погрузили раненых десантников и пленных немцев, технических специалистов и их «улов», а затем и парашютистов группы захвата. После этого Фрост дал общий сигнал на эвакуацию, и начался хаос.
LCA-125, у которой оборвался якорный канат, села на мель, с другой люди попадали в ледяную воду. Некоторые LCA отходили полупустыми, другие — перегруженными. В море раненые, пленные и 20 десантников перешли на MGB-312, и он на 20 узлах немедленно направился в Англию. Командир катера передал командованию сигнал об успехе операции. В 10:00 MGB-312 прибыл в Портсмут и отшвартовался рядом с «Принс Альбертом», который вернулся в 02:40.
Между тем, в 03:15 Фрост и последние парашютисты погрузились на MGB-317, и Кук ракетой дал сигнал к отходу. В 03:35 артиллерийские катера, приняв десантников на борт и взяв LCA на буксир, в сопровождении пяти охотников за подлодками ВМС «Свободной Франции» двинулись к своим берегам. В 08:00 катера взял под защиту патруль «Спитфайров». Четверть часа спустя Кук отправил адмиралу Джеймсу сообщение о том, что операция завершилась успешно. Десантная флотилия без приключений добралась до Портсмута в 16:40. В ходе рейда парашютисты потеряли двух людей убитыми и шестерых пропавшими без вести.
Рейд на Сен-Назер
22 января 1942 года британская авиаразведка обнаружила в норвежском Тронхейме немецкий линкор «Тирпиц». Опасаясь, что он перешёл туда для последующего рейда на атлантические коммуникации Союзников, англичане попытались ликвидировать угрозу ударом с воздуха. Однако из-за плохой погоды налёт 16 тяжёлых бомбардировщиков на стоянку во фьорде в ночь на 29 января окончился провалом — экипажи не смогли отыскать цель.
В это время лорд Маунтбеттен по запросу Черчилля уже начал разработку операции против дока во французском Сен-Назере, где в середине 30-х был построен гигантский трансатлантический лайнер «Нормандия» (Normandie). Это было единственное место за пределами Германии, куда «Тирпиц» мог стать на ремонт после предполагаемого похода. Согласно плану, представленному 31 января, коммандос на двух устаревших эсминцах проникали в порт. Один из кораблей, начинённый взрывчаткой, таранил внешние ворота дока. Высаженные с него спецназовцы уничтожали максимально возможное число объектов, после чего эвакуировались вторым эсминцем, подорвав кессон дока вместе с брандером. 3 марта план операции под кодовым наименованием «Чариот» (Chariot — «Колесница») был утверждён.
Личный состав десанта был отобран из разных подразделений и поставлен под начало командира 2-го батальона коммандос Огастеса Ньюмана (Augustus C. Newman). Бойцов ознакомили с портовым оборудованием и провели инструктаж по его уничтожению в Росайте, Кардиффе и Саутгемптоне. Роль брандера отводилась старому эсминцу «Кэмпбелтаун» (HMS Campbeltown) из 7-й эскортной группы Западных Проходов.
10 марта «Кэмпбелтаун» прибыл в Девонпорт для переоборудования, где в течение 10 дней, срезав две задние трубы и изменив вид оставшихся двух, его сделали похожим на немецкий миноносец типа «Мёве» (Möwe). Кроме того, сняв 102-мм орудия, установили скорострельную 12-фунтовку, восемь 20-мм «эрликонов», удалили все ненужное в предстоящей миссии оборудование, усилили защиту бортов и рубки. Главной же доработкой стал трёхтонный заряд взрывчатки из 24 400-фунтовых глубинных бомб, размещённый в стальном контейнере и залитый бетоном в носовой части.
Операцию назначили на 27 марта 1942 года.
Флагманским кораблём командующего диверсионным соединением коммандера Роберта Райдера (Robert E.D. Ryder) стал MGB-314 лейтенанта Дунстана Кёртиса (Dunstan M.C. Curtis) из 14-й флотилии, хотя его кормовая 2-фунтовка не действовала и к началу рейда отремонтирована не была. Кроме него, в состав десантных сил вошли MTB-74 суб-лейтенанта Роберта Уинна (Robert C.M.V. Wynn) и 16 малых катеров типа ML (Motor Launch), четыре из которых несли по два 18-дюймовых торпедных аппарата. Все эти силы были собраны в Фалмуте под предлогом создания 10-й противолодочной флотилии, предназначенной для патрулирования в Бискайском заливе.
Сюда же на десантном корабле (бывший бельгийский паром) «Принсесс Жозефин-Шарлотт» (HMS Princess Josephine Charlotte) прибыл личный состав десанта, который распределили по катерам и отправили в длительный тренировочный поход вокруг островов Силли — к месту высадки большей части спецназа предстояло добираться именно на катерах. Затем последовал двухнедельный курс обучения. Он завершился пробным ночным нападением на верфь в Плимуте, в ходе которого десант был обнаружен на подходе обороной и условно разгромлен. Как отмечалось, экипажи катеров были ослеплены прожекторами.
23 марта в Фалмут прибыли эскортные миноносцы «Атерстон» (HMS Atherstone) и «Тиндейл» (HMS Tynedale), которые должны были сопровождать диверсионное соединение до устья Луары, а 25 марта сюда же пришёл переоборудованный «Кэмпбелтаун» со своим новым командиром лейтенант-коммандером Стивеном Битти (Stephen H. Beattie).
Согласно окончательному варианту плана операции, перед диверсионным соединением ставились следующие задачи:
- уничтожение двух ворот дока «Нормандия»;
- уничтожение объектов верфи и окружающих объектов;
- уничтожение всех шлюзовых ворот бассейна, где базировались субмарины;
- уничтожение любой встреченной цели.
Нападение должно было разворачиваться в следующей последовательности. Главную задачу по уничтожению внешних ворот дока осуществлял «Кэмпбелтаун». После того, как он таранил ворота, высадившиеся с эсминца коммандос приступали к подавлению обороны и уничтожению оборудования верфи. Остальные коммандос высаживались у старого мола и у старого входа и подавляли близлежащие оборонительные объекты с тем, чтобы создать вокруг старого мола плацдарм для эвакуации. Готовившийся к операции против кораблей в Бресте MTB-74 получил задачу торпедировать внешние ворота в бассейн для подводных лодок с целью его затопления. Он нёс две 18-дюймовые торпеды с 1800 фунтами взрывчатки и часовым механизмом, предназначенные для взрыва на дне под кораблём.
После отхода эскортных миноносцев флотилия должна была принять боевой порядок. Оснащённый радаром и эхолотом МGВ-314 вёл соединение через илистые банки и мелководье, в обход пристрелянного береговой артиллерией глубоководного фарватера. По обе стороны от него следовали ML-160 и ML-270 с торпедами, которым было приказано атаковать любое встречное судно. За МGВ-314 шёл «Кэмпбелтаун» с двумя колоннами катеров ML; левая колонна высаживала коммандос на старый мол, в то время как правая колонна двигалась к старому входу. Ещё два катера с торпедами, ML-446 и ML-298, а также MTB-74, шли в тылу. После высадки войск катера ждали, насколько это возможно, возвращения и посадки коммандос у старого мола. Десант «Кэмпбелтауна» принимался около старого входа. Катера с торпедами назначались дополнительными посадочными средствами про отходе коммандос.
Предполагалось начать операцию в ночь на 29 марта с самым высоким приливом на Луаре, но Райдер, не желая терять хорошую погоду, решил выступить на сутки раньше. Поэтому соединение покинуло Фалмут в 14:00 26 марта, приняло походный ордер и на скорости 10 узлов направилось на юго-запад. При этом «Атерстон» с Райдером и Ньюманом на борту тащил на буксире МGВ-314, «Кэмпбелтаун» — МТВ-74, так как радиус действия этих катеров не позволял им идти к месту назначения и обратно своим ходом. Катера ML следовали самостоятельно. После того, как последний патруль прикрывавших с воздуха «Харрикейнов» улетел на базу, Райдер повернул на юг.
Сен-Назер, город с населением в 50 000 человек, был важнейшей базой немецких подводных лодок на атлантическом побережье Франции. Оборону побережья в районе Лориан — Сен-Назер держала 333-я пехотная дивизия вермахта. Береговая оборона в устье Луары насчитывала 28 морских орудий калибром от 75 до 240 мм, принадлежавших 280-му батальону морской артиллерии капитана цур зее Эдо Дикманна (Edo Dieckmann) и сосредоточенных в основном у северного берега реки — там проходил фарватер.
У северного входа в Луару, на мысе Шемулен, находились четыре 150-мм, четыре 170-мм и четыре 75-мм орудия, прикрытые батареей из четырёх 88-мм зениток и десятком 20-мм и 37-мм автоматов, в Ла Боле стояли четыре 105-мм и два 240-мм железнодорожных орудия. У южного берега, на мысе Сен-Гилдас, была расположена четырёхорудийная 75-мм батарея и ещё одна такая же — в Ле-Пуантео.
22-й морской полк зенитной артиллерии корветтен-капитана Карла-Конрада Мекке (Karl-Conrad Mecke) насчитывала 43 зенитных орудия калибром до 40 мм. Все батареи были оснащены прожекторами. Кроме того, город защищали армейские зенитные батареи. Всего в районе Сен-Назера дислоцировалось около 5000 германских военнослужащих.
До утра 27 марта переход проходил без осложнений. На рассвете на крупных кораблях спустили английские флаги и подняли немецкие. В 07:00 флотилия легла на курс 112° и снизила скорость до 8 узлов, а спустя 20 минут «Тиндейл» заметил в 7 милях к северу подозрительный объект. Получив приказ опознать его, миноносец пошёл на сближение и обнаружил субмарину, следовавшую курсом 070° в надводном положении. Это была U 593 капитан-лейтенанта Герда Кельблинга (Gerd Kelbling), возвращавшаяся в Сен-Назер со своего первого патрулирования.
В 07:36, оставив «Кэмпбелтаун» с катерами, «Атерстон» отцепил MGB-314 и поспешил на помощь «Тиндейлу», но в 07:40 заметил по правому борту от лодки два траулера и повернул к ним. Между тем лодка, приняв «Тиндейл» за своего, продолжала следовать на поверхности прежним курсом и с дистанции 5 миль подала опознавательный сигнал. Миноносец приблизился на 4000 ярдов, поднял английский флаг и в 07:45 открыл огонь. U 593 немедленно погрузилась и попыталась скрыться. Миноносец продолжал атаковать её глубинными бомбами и артиллерией.
Выяснив, что траулеры французские, «Атерстон» также присоединился к охоте, но контакт был утерян, поэтому в 09:20 оба миноносца отправились догонять катера. Райдер надеялся, что лодка, как докладывал в 08:15 «Тиндейл», «вероятно потоплена». Однако U 593 уцелела, в 13:47 всплыла и отправила в Сен-Назер радиограмму о встрече с «10 катерами и тремя эсминцами, направляющимися на запад». В штабе Командования «Запад» в Париже эту радиограмму получили в 14:20. Состав группы и направление её движения навели немецкое командование на мысль, что англичане проводят минно-заградительную операцию или следуют в Гибралтар.
В 11:35 «Тиндейл» получил приказ разобраться с траулером за кормой флотилии. Его взяли на абордаж, после чего сняли команду, а судно потопили. Примерно в 12:00 ещё один французский траулер был замечен справа по носу — он повторил судьбу первого. Осмотр судна не выявил немецких наблюдателей, а французские рыбаки заверили британцев, что немцев нет и на других траулерах. После этого Райдер посчитал ненужным топить встреченные рыболовные суда.
День клонился к вечеру, погода постепенно ухудшалась. В 17:18 от главы Плимутского клмандования адмирала сэра Чарльза Форбса (Charles M. Forbes) было получено сообщение, что «пять немецких миноносцев находятся поблизости от Сен-Назера и могут встретиться на пути в порт». Действительно, немецкая 5-я флотилия корветтен-капитана Морица Шмидта (Moritz Schmidt), исходя из предположения о возможной английской операции по минированию, вышла из Нанта на патрулирование побережья. В 18:30 ML-341 доложил о неисправности левого двигателя. ML-446 снял с него коммандос и пошёл догонять флотилию, а ML-341 своим ходом вернулся в Плимут.
Англичане продолжали двигаться в восточном направлении. В 20:00 в 65 милях от устья Луары они остановились. Райдер и Ньюман перешли с «Атерстона» на MGB-314, после чего десантная флотилия с «Атерстоном» и «Тиндейлом» по флангам на 12 узлах двинулась к исходной точке. В 22:00 прямо впереди был замечен сигнальный огонь подводной лодки «Старджон» (HMS Sturgeon), выступающей в роли плавучего маяка. Теперь лодка и миноносцы остались патрулировать у побережья, а флотилия Райдера направилась в устье Луары. Спустился туман, ограничивший видимость до 2 миль.
В 23:00 на «Кэмпбелтауне» был запущен часовой механизм взрывчатки — она должна была сработать между 05:00 и 09:00 28 марта. Операция началась.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- Correlli Barnett. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — W.W. Norton & Co., 1991
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. The Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat (Anatomy of the Ship) — Conway Maritime Press, 2005
- Arthur J.D. North. Royal Naval Coastal Forces, 1939-1945 — Almark Publishing Co Ltd, 1972
- Norman Polmar, Samuel L. Morison. PT Boats at War: World War II to Vietnam — Motorbooks Intl, 1999
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939-1945 — Sutton Publishing Ltd, 1996
- Brooks Richards. Secret Flotillas. Vol.I: Clandestine Sea Operations to Brittany, 1940-1944 — Routledge, 2004
- Jürgen Rohwer. Chronik des Seekrieges 1939-1945 — Württembergische Landesbibliothek, 2007
- Stephen W. Roskill. War at Sea 1939-1945, Vol.II — HMSO, 1956
- Peter Markham Scott. The Battle of the Narrow Seas — Seaforth Publishing, 2009
- War Diary: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Gordon Williamson. E-Boat vs. MTB: The English Channel 1941–1945 — Osprey Publishing, 2011
- http://cfv.org.uk
- http://www.forum-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.