В 1919 году, после поражения Германии в войне, страна утратила возможность строить субмарины, а подводная лодка U 9 легендарного Отто Веддигена в числе прочих отправилась на слом. Однако уже через 15 лет, после прихода к власти Гитлера, в строй кригсмарине вступила новая U 9, которая в знак преемственности получила тот же Железный крест на рубке. Этот знак отличия, явно выданный авансом, предстояло оправдывать – и если имя первой U 9 навсегда оказалось связано с Веддигеном, то второй лодке принёс известность один из лучших подводников кригсмарине Вольфганг Лют.
Подписанный 28 июня 1919 года Версальский мирный договор подтвердил условия перемирия, заключённого 16 января 1919 года между Германией и Антантой. Сразу несколько статей договора оговаривали полный и бессрочный запрет на строительство подводных лодок – Германия была лишена права иметь и строить субмарины даже в коммерческих целях. Но немцы не могли смириться с потерей возможности обладать оружием, которое столь эффективно зарекомендовало себя в годы войны, и утратить опыт и знания, накопленные в процессе строительства подлодок. Для этого им было необходимо найти нестандартное решение этой проблемы.
По тайной инициативе командования рейхсмарине в июне 1922 года в Гааге (Голландия) была зарегистрирована фирма «Голландское предприятие – инженерная контора по судостроению» (N.V. Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw, или сокращённо IvS). По сути, она являлась ширмой для немецкого конструкторского бюро, созданного для проектирования и строительства подлодок за рубежом. За время своего существования IvS принимала участие в строительстве субмарин в разных странах, включая Финляндию. Именно в последней был реализован проект «Лилипут», в рамках которого была построена малая подводная лодка CV 707, вошедшая в строй ВМС Финляндии под названием «Весикко» (Vesikko – фин. «норка»).
В дальнейшем финская субмарина стала прототипом для немецких лодок типа IIA, которые были введены в строй сразу после отказа Гитлера выполнять условия Версальского мира. Спустя короткое время немцы доработали проект этих лодок, создав модифицированный тип IIB со следующими характеристиками:
- Водоизмещение (надводное/подводное) – 279/329 тонн;
- Силовая установка – дизельные двигатели 2×350 л.с., электродвигатели 2×205 л.с.;
- Скорость (надводная/подводная) – 13/7 узлов;
- Длина корпуса 42,70 м;
- Диаметр корпуса 4,10 м;
- Осадка 3,80 м;
- Вооружение: три носовых торпедных аппарата, 5 торпед калибра 553 мм.
Железный крест, выданный авансом
Лодка, получившая при вступлении в строй кригсмарине 21 августа 1935 года порядковый №9, была именно такого типа. Первым командиром лодки был капитан-лейтенант Ганс-Гюнтер Лоофф (Hans-Günther Looff). В знак признания заслуг Веддигена командующий кригсмарине гросс-адмирал Редер специальной директивой закрепил за новой лодкой под таким же номером право на Железный крест по обеим сторонам рубки, включая и знаки отличия Первой мировой войны на нём (императорская корона, буква «W» и цифры «1914»). С начала вступления в строй флота и до конца 1939 года U 9 входила в состав флотилии «Веддиген», которая 1 января 1940 года была переименована в 1-ю флотилию подлодок. До начала войны после Лоофа лодкой командовали капитан-лейтенанты Вернер фон Шмидт (Werner von Schmidt) и Людвиг Матес (Ludwig Mathes) – последний и вывел U 9 в первый боевой поход.
25 августа 1939 года U 9 вышла в море из Вильгельмсхафена. Международная обстановка накалялась, Германия готовилась развязать Вторую мировую войну, и её вооружённые силы, включая и военно-морской флот, были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Согласно плану «Ulla» (минирование английских портов и противодействие торговому судоходству и военным кораблям), в Северное море было направлено 14 лодок, включая U 9, которые заняли позиции в ожидании приказа. До 1 сентября субмарины соблюдали скрытность, уклоняясь от встреч с торговыми и рыболовецкими судами, и вели наблюдение за погодой.
С нападением на Польшу ситуация изменилась: лодки получили приказ быть готовыми к действиям и заняли боевые позиции. 3 сентября Англия объявила войну Германии, и операция «Ulla» началась. U 9 присоединилась к U 19, находившейся у восточного побережья Шотландии – перед лодками ставилась задача атаковать британский флот. Но ничего существенного не произошло, и, досмотрев несколько нейтральных судов, Матес 15 сентября вернулся в Киль. Там спустя четыре дня его сменил в должности капитан-лейтенант Макс-Мартин Шульте (Max-Martin Schulte), а лодка была поставлена на ремонт, который продлился месяц.
Под командованием Вольфганга Люта
30 декабря 1939 года для U 9 произошло событие, которое сыграло в её истории большую роль: на ней вновь сменился командир, которым стал обер-лейтенант цур зее Вольфганг Лют (Wolfgang Lüth). Впоследствии он стал одним из известнейших подводников, асом номер №2 и обладателем практически всех высших наград Германии того времени. На U 9 он начинал свою карьеру командира, поэтому если первая U 9 вошла в историю как лодка легендарного Веддигена, то вторая стала легендарной уже потому, что ей командовал Лют, хотя ничего особо выдающегося под его командованием она не совершила. Чем было для Люта это назначение? Вот что пишет его биограф Джордан Воуз:
«Между Отто Веддигеном и Вольфгангом Лютом сходства … было мало. Лют был человеком совсем иного склада. Он пришёл на лодку, освящённую традициями, и для него всегда было тяжким бременем, действительным или воображаемым, жить в тени Веддигена». Однако Лют справился с этим бременем, добыв свой кусок славы.
В первый поход с новым командиром U 9 вышла 16 января 1940 года из Киля через канал кайзера Вильгельма в Северное море. В отличие от Веддигена, Лют открыл свой счёт с торгового судна нейтральной страны – в ночь с 18 на 19 января им были потоплены шведские пароходы «Фландрия» (Flandria, 1179 тонн) и «Патрия» (Patria, 1188 тонн). Оба парохода шли навстречу друг другу из Гётеборга и Роттердама, совершая рейсы между Голландией и Швецией, и в точке, где их пути пересеклись, «шведов», к их несчастью, ждала U 9.
«Патрия» была замечена первой, и Люту показалось подозрительным, что судно освещено не в соответствии с правилами для нейтралов – с расстояния в 500 метров на нём нельзя было разглядеть ни флага, ни каких-либо обозначений на борту. Стоит отметить, что в конце октября 1939 года Карл Дёниц издал приказ, нацеленный на минимизацию потерь среди немецких подлодок. До командиров было доведено, что им запрещается высаживать досмотровые партии на суда и разрешается топить их после опознания флага только торпедами. В случае с указанными шведскими пароходами Лют, судя по всему, был уверен, что перед ним не нейтралы, и вынес им приговор, так как «шведы» не соблюли правила хождения нейтральных судов в зоне боевых действий. Любопытным представляется то, что в журнале боевых действий Руководства войной на море (Seekriegsleitung — SKL) причинами гибели «Фландрии» и «Патрии» указываются мины, а не подводные лодки. Это может служить подтверждением того, что Лют не сумел точно опознать ни принадлежность, ни название своих целей.
Как пишет Джордан Воуз, Лют устроил из потопления судов целое представление, пригласив на мостик свободную часть команды, чтобы разделить с ней первый успех. Столпотворение на мостике и советы, которые осмеливались давать матросы, мешали ему сосредоточиться, поэтому две первые торпеды прошли мимо «Патрии». В этот момент в поле зрения немцев появилась «Фландрия», которую поразила выпущенная в 23:53 третья торпеда. Затем пришла очередь и «Патрии», которая была торпедирована в 01:45 четвёртой торпедой. Оба судна затонули, понеся большие жертвы в экипажах: с каждого парохода спаслось по четыре человека, а 36 моряков погибли. К несчастью для Люта, на лодке прорвало топливный трубопровод, который заткнули деревянной пробкой, поэтому она была вынуждена взять курс на базу. 20 января U 9 пришла к Гельголанду, где неисправность устранили, и спустя двое суток лодка прибыла в Вильгельмсхафен.
В следующий поход U 9 вышла 5 февраля 1940 года. От Вильгельмсхафена до Гельголанда лодку тащил на буксире старый линкор «Шлезиен» (Schlesien), который использовался в ту зиму как ледокол из-за тяжёлой ледовой обстановки на море. Утром следующего дня Лют вышел в море для постановки мин в заливе Мори-Ферт на восточном побережье Шотландии. К вечеру 9 февраля лодка пришла в указанный район и легла на дно на глубине 70 метров для перезарядки торпедных аппаратов с торпед на мины. Ранним утром следующего дня U 9 поставила девять донных мин TMB на глубинах 22–24 метра.
После постановки мин Лют отлёживался на грунте весь световой день, а с наступлением темноты всплыл и занялся охотой на торговые суда. В течение 10–11 февраля ему удалось обнаружить несколько пароходов, которые он преследовал, но потопить удалось только один: 11 февраля им был торпедирован эстонский угольщик «Линда» (Linda, 1213 тонны), следовавший из Англии в Швецию. Рано утром 14 февраля U 9 пришла на Гельголанд, а затем самостоятельно попыталась сквозь льды дойти до базы. После выхода она получила повреждения, и на выручку к ней был направлен ледокол. Лишь спустя три дня U 9 была отбуксирована им в Вильгельмсхафен.
Стоит отметить, что мины Люта, пролежав три месяца, всё-таки нашли свою жертву: 4 мая на них подорвался и затонул танкер Королевского флота «Сан Тибурсио» (San Tiburcio, 5995 тонн). Весьма любопытным представляется факт из этого похода Люта, отмеченный Джорданом Воузом в его книге:
«Лодка уже проделала солидный отрезок пути, когда кто-то обнаружил, что оперативный приказ… остался в порту! Были перебраны все папки с документами, но ничего найти не удалось. Лют собрал своих офицеров на совещание. Самым простым выходом из ситуации было вернуться в порт за новым приказом. Но это поставило бы Люта в идиотское положение. «Простите, я кое-что забыл здесь?» Такого Лют себе позволить не мог. И что скажет дух Веддигена?»
В результате Лют был вынужден заняться самодеятельностью и самостоятельно выбрать место для установки мин. Его инициатива оказалось столь удачной, что британский флот лишился танкера, 2193 тонн мазута и запчастей для 12 летающих лодок «Сандерленд».
В марте 1940 года Германия вела подготовку к вторжению в Данию и Норвегию, в котором кригсмарине отводилась важная роль. В начале месяца подводные лодки были отозваны на базу, где находились в боевой готовности, ожидая приказа выйти в море. Однако в Северном море была замечена активность британских субмарин. Вот что писал Карл Дёниц: «В районах Скагеррака, западнее Ютландии и в районе Терсхеллинга было запеленговано 14 английских подводных лодок. Так как операция должна была начаться не раньше 20 марта, для уничтожения подводных лодок противника в указанные районы выслали восемь малых подводных лодок, которые, однако, не добились успеха». U 9 тоже участвовала в этой операции, находясь в море с 14 по 20 марта, но никаких событий в походе не произошло.
4 апреля лодка Люта вышла из Киля, для того чтобы принять участие в операции подводных сил (план «Хартмут») для поддержки вторжения немецких войск в Норвегию. U 9 входила в состав 3-й группы лодок (пять единиц) с задачей перекрыть вход в норвежский порт Берген: четыре лодки (две пары) должны были контролировать оба главных входа, а пятая – занять позицию перед самым портом. 8 апреля U 9 была атакована самолётом, который неточно сбросил несколько бомб, и Лют успел уклониться погружением.
На следующий день началась операция по захвату Норвегии, во время которой U 9 находилась пять суток на позиции у Бергена, после чего 14 апреля зашла в захваченный немцами порт для пополнения запасов топлива и провизии. Вечером того же дня Лют снова вышел в море. 18 апреля он получил приказ возвращаться в Киль. Именно на обратном пути Люту удалось опустошить свои торпедные аппараты – после полудня 20 апреля U 9 произвела двухторпедный залп по польскому эсминцу «Блыскавица» (ORP Błyskawica), а спустя пять часов выпустила торпеду по неизвестному судну. В обоих случаях атаки оказались неудачными, хотя Лют считал эсминец потопленным (корабль дожил до наших дней в качестве музея). Рано утром 24 апреля U 9 пришла в Киль и встала на ремонт.
Подлодка против подлодки
После окончания ремонта штаб подводных сил решил больше не использовать U 9 как боевую лодку и передать её в учебную флотилию в Готенхафен на Балтику. Однако реализация немецкими войсками плана «Гельб» (вторжение в страны Бенилюкса и во Францию) изменила планы Дёница. 1 мая шедший в Готенхафен Лют получил приказ вернуться в Киль и готовиться к новому походу. Решение Дёница снова бросить в бой U 9 было продиктовано тем, что многие лодки после Норвежской кампании нуждались в ремонте или находились в Норвегии. Поэтому командующий подводными силами должен был отправить к побережью Голландии и в Дуврский канал хоть что-то для поддержки начавшегося наступления на суше.
Любопытно, что противник думал так же. 6 мая командующий подводными силами Метрополии адмирал Макс Хортон (Max Kennedy Horton) приказал всем исправным лодкам выйти в море и занять позиции у голландского побережья. Для формирования там патрульной линии было задействовано 13 субмарин (британских, французских и польских), в тот же район Дёниц отправил и свои лодки.
5 мая Лют вышел в новый поход, который оказался для U 9 самым успешным за всю её историю. Согласно записям в журнале боевых действий лодки, перед самой полуночью 8 мая верхняя вахта заметила тёмный силуэт субмарины, расстояние до которой составляло 3000–4000 метров. Так как лодка Люта была отчётливо видна на фоне огней порта Ден-Хелдер, он начал маневрирование, чтобы занять позицию, где его было бы трудно заметить. Замеченная субмарина была опознана как британский подводный минзаг типа «Грампус» (Grampus class). Заняв удобную позицию для атаки, U 9 по команде вахтофицера Франца Грамицки (Franz Gramitzky) с расстояния 700 метров выпустила две торпеды. Спустя 52 секунды одна из них попала в цель, и на U 9 наблюдали взрыв и вспышку яркого пламени. От противника на поверхности остались только обломки и пятно нефти. На самом деле жертвой Люта стала французская подводная лодка «Дори» (Q 135 Doris), чья позиция на беду совпала с позицией U 9. Все 45 человек экипажа «Дори» погибли. Веддиген, топивший именно военные корабли, был бы доволен своими последователями!
Продолжив поход, Лют добился ещё одного успеха. 11 мая U 9 потопила два парохода: эстонский «Вийю» (Viiu, 1908 тонн) и английский «Тринга» (Tringa, 1930 тонн). Вечером 15 мая лодка вернулась в Вильгельсхафен, но перерыв между окончанием этого похода и началом следующего длился меньше суток. Пополнив запасы топлива, торпед и провизии, в 15:00 следующего дня Лют снова вышел в море. Обстановка того требовала, так как события на суше развивались молниеносно. 20 мая Лют получил радиограмму о захвате Антверпена, крупнейшего порта Бельгии, что означало начало бегства судов, стоявших в её портах, в Англию.
Но вольной охоте на них мешали два обстоятельства: вражеские эсминцы и дизели U 9, дававшие сбои в работе. 23 мая Люту посчастливилось найти лёгкую цель в виде судна, которое тащил за собой в сторону английского берега буксир. В 12:54 лодка выпустила две торпеды, которые раскололи пароход пополам. Позже, когда экипаж покинул судно и был подобран буксирами, U 9 осмотрела пустые шлюпки, где немцы нашли документы бельгийского солдата. Вкупе с тем, что судно буксировали в Англию, это позволило Люту считать, что он потопил важный войсковой транспорт. На самом же деле он торпедировал бывшее латвийское судно «Сигурд Фаульбаум» (Sigurd Faulbaum, 3256 тонн), не имевшее хода, по причине чего англичане решили буксирами перетащить его в Англию, нагрузив 1000 тонн различных военных грузов, которые они пытались эвакуировать из Бельгии. По этой причине догадку Люта можно считать недалёкой от истины.
24 мая U 9 взяла курс к английскому берегу, где в три часа утра следующего дня обнаружила и неудачно попыталась атаковать три английских эсминца (HMS Jackal, HMS Javelin и HMS Gallant), которые, в свою очередь, заметили лодку и сделали её мишенью для своих глубинных бомб на протяжении 21 часа. U 9 сильно досталось – всё, что могло повредиться, было повреждено. Субмарине чудом удалось уйти и доковылять до базы, где её встретил Дёниц, мысленно уже похоронивший Люта и его экипаж.
После постановки лодки на ремонт было признано нецелесообразным использовать её в боевых действиях. Поэтому 11 июня 1940 года Лют сдал U 9 обер-лейтенанту цур зее Вольфгангу Кауфману (Wolfgang Kaufmann), а сам получил назначение на новую лодку. Впоследствии он командовал ещё тремя субмаринами и стал прославленным подводным асом, уступив в потопленном тоннаже только Отто Кречмеру. Он пережил войну, но погиб в результате несчастного случая 13 мая 1945 года.
После завершения ремонта U 9 была отправлена на Балтику, где вошла в состав одной из учебных флотилий и использовалась как учебная лодка для тренировки будущих экипажей боевых подлодок. Возможно, крестоносная субмарина так до конца войны и оставалась бы учебной, если бы не нападение Германии на Советский Союз.
Окончание истории лодок с крестом на рубке: против Советского Союза
Комментарии к данной статье отключены.