В мирное время наступление Нового года встречают по-разному: кто-то в кругу семьи, кто-то в шумной компании, а некоторых профессия обязывает провести праздник на рабочем месте или боевом посту. В годы Второй мировой войны у миллионов людей не было никакого выбора, кроме как исполнять свой воинский долг и просто надеяться, что в наступающем году удастся уцелеть, война закончится, и появится возможность вернуться к мирной жизни. Это в полной мере касалось и моряков, служба которых не позволяла выбирать, в какой точке океана и при каких обстоятельствах они окажутся 31 декабря. К сожалению, некоторым из них не довелось встретить рассвет нового года и вместе с последним оторванным листком календаря оставить всё плохое позади. Сегодня мы вспомним корабли и суда антигитлеровской коалиции, погибшие 31 декабря в годы Второй мировой войны.
31 декабря 1939 года
Раннее утро последнего дня 1939 года, стало последним для британского парохода «Бокс Хилл» (Box Hill), уже подходившего к устью реки Хамбер. «Бокс Хилл» был довольно большим и крепким судном, построенным в 1920 году в Ньюкасле, тоннажем 5677 брт. В Канаде пароход был полностью загружен 8500 тоннами превосходной местной пшеницы, после чего в составе конвоя HX-12 пересёк Атлантику и 27 декабря 1939 года прибыл в Ливерпуль, где конвой был расформирован. Дальше путь зерновоза лежал в порт Халл (в настоящее время Кингстон-апон-Халл), расположенный на восточном побережье, в устье Хамбера. Когда до прибытия в пункт назначения оставалось всего несколько часов, под днищем парохода сработала донная магнитная мина, выставленная немецкими эсминцами, которые уже дважды минировали подходы к Хамберу.
От взрыва «Бокс Хилл» разломился и быстро затонул. Глубина была небольшой, и над поверхностью моря остались видны дымовая труба, грот-мачта и носовая оконечность. Капитан корабля Реджинальд Мехеган (Reginald Mehegan) и большинство его офицеров погибли вместе с судном, общее число жертв составило 22 человека. Спастись удалось 12 членам команды, которые сумели добраться до близкого берега, ещё пятерых моряков спас эсминец «Айвенго» (HMS Ivanhoe).
В 1952 году останки «Бокс Хилла» были взорваны подрывниками Королевского флота, так как представляли собой навигационную опасность. С этого времени могила судна и его команды отмечена на морских картах как «участок дна, засорённый обломками».
Этим же новогодним вечером судьба настигла ещё одно судно, и в данном случае это не просто фигура речи. Небольшой норвежский пароход «Луна» (Luna, 959 брт) в августе 1917 года получил попадание торпеды с немецкой субмарины UC-63, команда оставила его, однако британские спасатели обнаружили брошенный пароход и отбуксировали его в Англию.
Спустя 22 года подводная лодка U-32 под командованием капитан-лейтенанта Пауля Бюхеля (Paul Büchel) сумела завершить начатое кайзеровскими подводниками. В 19:47 Бюхель поразил одной торпедой пароход, идущий из Лондона в Берген, и он медленно затонул кормой. Команда сумела спастись на шлюпках, и Новый 1940 год норвежцы были вынуждены встретить в качестве потерпевших на борту судна соотечественников «Коломбия» (Colombia), которое подобрало их и доставило в Копервик.
Остаётся добавить, что «Луна» стала последним успехом в карьере Бюхеля, которому новый 1940 год не принёс славы и наград. По возвращении из похода он был снят с должности командующим Карлом Дёницем, так как выставил мины не на указанной позиции в заливе Клайд, а в более безопасных водах.
31 декабря 1940 года
Этот новогодний вечер оказался последним для шведского танкера «Вальпараисо» (Valparaiso) тоннажем 3760 брт, вышедшего 18 декабря из Галифакса в составе конвоя HX-97. Танкер, загруженный генеральным (сборным) грузом, отстал от конвоя ещё 29 декабря, и спустя трое суток находился в нескольких сотнях миль южнее Исландии. Здесь его и обнаружила немецкая U-38 под командованием известного подводного аса, кавалера Рыцарского креста корветтен-капитана Генриха Либе. Опытнейшему командиру не составило труда произвести меткий выстрел, и в 21:12 торпеда поразила «Вальпараисо» в корму.
Для относительно небольшого судна этого оказалось достаточно, чтобы быстро скрыться в пучине и не оставить в условиях зимней Атлантики надежды на спасение людям, находившимся на борту. Погибли 33 члена команды и два пассажира, а их список наглядно показывает, какой интернационал царил тогда в торговом флоте: помимо шведов, среди членов команды были норвежцы, датчане, финны, англичане, канадец, американец, голландец и эстонец.
Следующая драма с участием подводной лодки и танкера развернулась спустя два часа, но в тысячах миль южнее, между островами Зелёного Мыса и западным побережьем Африки. К счастью, всё закончилось благополучно, но то, что эту новогоднюю ночь моряки британского танкера «Бритиш Зиэл» (British Zeal, 8532 брт) запомнили на всю оставшуюся жизнь, не подлежит сомнению.
«Бритиш Зиэл» вышел в балласте из Ливерпуля во Фритаун в составе конвоя OB-260, который был расформирован в море 19 декабря, после чего суда без эскорта самостоятельно взяли курс к своим пунктам назначения.
Ровно за час до наступления Нового года U-65 корветтен-капитана Ганса-Геррита фон Штокхаузена (Hans-Gerrit von Stockhausen) всадила в правый борт танкера торпеду, оправдав этим восьмичасовую погоню и два предыдущих промаха — при этом одна торпеда запустилась в аппарате, и её пришлось выталкивать вручную. Англичане заметили след торпеды и попытались уклониться, однако безуспешно. Команда немедленно спустила шлюпки и постаралась как можно быстрее отойти от судна, которое немцы явно собирались добивать. Штокхаузен действительно произвёл двухторпедный залп, и одна торпеда поразила танкер в правый борт.
Командир U-65, уже потративший на одну цель пять торпед, счёл, что танкер непременно утонет, и немцы, довольные столь жирным новогодним подарком, покинули район. Морякам «Бритиш Зиэл» пришлось провести новогоднюю ночь в шлюпках среди весьма неспокойного моря, но утром они заметили на горизонте свой танкер, который остался на плаву. Добравшись до него, команда поднялась на борт, смогла развести пары в машине, и со скоростью 5 узлов танкер с разрушенной палубой и тремя затопленными танками поковылял в сторону ближайшего порта Батерст (в настоящее время Банжул) в Гамбии. Опасаясь, что немцы кружат рядом, следующую ночь моряки предпочли снова провести в шлюпках рядом с танкером. Наконец, к ним на помощь прибыл эсминец «Энкаунтер» (HMS Encounter), а 4 января прибыл спасательный буксир «Хадсон» (HMS Hudson), который и отбуксировал подбитый танкер во Фритаун. После ремонта «Бритиш Зиэл» вернулся в строй и смог пережить войну.
31 декабря 1941 года
В декабре 1941 года война бушевала уже на просторах всего мирового океана — в борьбу вступили Японская империя и Соединённые Штаты Америки, германский вермахт пытался сломить отчаянное сопротивление Советского Союза. Потерь в этот последний день уходящего года было много.
В Северной Атлантике снова повторилась печальная история отставшего от конвоя Галифакс — Ливерпуль «Вальпараисо». Британский танкер «Кардита» (Cardita, 8237 брт), загруженный 11 500 тоннами топлива и уайт-спирита, 21 декабря вышел из Галифакса в составе конвоя HX-166. Судно отстало от конвоя, но уже находилось в 110 милях от шотландских островов Сент-Килда, когда вечером попало в прицел лодки U-87 под командованием капитан-лейтенанта Йоахима Бергера (Joachim Berger). Это был первый боевой поход для Бергера и его лодки, а «Кардите» было суждено стать первым успехом пополнения «волков Дёница».
Торпеды поразили танкер в 19:54, после чего ночь озарилась взрывами и пожарами на борту обречённого судна. В огне погибли 27 членов команды, выжить удалось 27 морякам и шестерым военным артиллеристам. Бергер посчитал, что с танкером покончено, и покинул район атаки. Капитан «Кардиты» Джон Эванс (John O. Evans) принял решение не рисковать, спасаясь на шлюпках в штормовом зимнем море, а остаться на борту танкера, пока он сохраняет плавучесть. Новый год моряки встретили на борту горящего танкера, ставшего могилой для их товарищей, и оставались на постепенно тонущем остове ещё трое суток, пока их не сняли эсминцы «Онслоу» (HMS Onslow) и «Сейбр» (HMS Sabre), доставившие потерпевших в Рейкьявик.
Утром того же дня в крымском порту Феодосия погиб советский пароход «Красногвардеец» (2719 брт). Он входил во 2-й отряд транспортов, осуществлявших высадку в Феодосии в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции. Пароход вошёл в гавань в 02:00 и сразу приступил к выгрузке — на его борту находилось 1240 десантников, 146 лошадей, 10 артиллерийских орудий, 12 107-мм миномётов, 12 автомобилей, боезапас и различное снабжение. Из-за сложных погодных условий закончить разгрузку до утра не удалось, а уже в 09:00 над портом появилась немецкая авиация. Осознавшие масштаб и опасность десанта немцы бросили на Феодосию всё, что могло бомбить — благо их аэродромы располагались совсем рядом.
В 10:15 «Красногвардеец» получил попадание двух бомб в носовые трюмы и осел на грунт возле причала. Потерь в людях не было, но погибло около 60 лошадей. Затонуть пароход не мог, но сильно выгорел от пожара ёмкостей с бензином для транспорта десанта и уже следующим днём был исключён из списков флота.
В восточном полушарии 31 декабря выдалось не менее жарким. Американский пароход «Рут Александер» (Ruth Alexander, 8135 брт) с 9 декабря находился в порту Манилы под постоянными бомбардировками японцев, и наконец 28 декабря, когда падение столицы Филиппин стало неизбежным, его капитан принял решение прорываться в голландский порт Баликпапан на восточном побережье Борнео. Днём 31 декабря «Рут Александер» был обнаружен в Макасарском проливе 15 японскими бомбардировщиками G4M «Бетти» из береговой авиагруппы флота «Каноя».
Японцы буквально засыпали старый пароход бомбами, и команда, потеряв одного погибшим при атаке, спешно оставила «Рут Александер». К счастью американцев, голландская патрульная летающая лодка «Дорнье» Do 24 обнаружила их и спасла — экипаж самолёта сбросил всю боевую нагрузку, чтобы доставить 48 спасённых моряков в Таракан на Борнео. Дрейфующий и разбитый бомбами «Рут Александер» затонул только 2 января уже нового 1942 года.
Японская авиация на этом не успокоилась: многие торговые суда оставались в Маниле, и участь их была незавидной. Вместе с «Рут Александер» в этот день в порту филиппинской столицы под японскими бомбами погибли американские (по другим данным филиппинские) пароходы «Магалланес» (Magallanes, 1321 брт) и «Монтанес» (Montanes, 1236 брт).
Королевский флот Великобритании этим днём зарегистрировал потерю в Гонконге мобилизованного вспомогательного тральщика «Минни Моллер» (HMS Minnie Moller). Подробностей и в этом случае практически никаких, как это обычно бывает во времена тяжелейших поражений и разгромов.
31 декабря 1942 года
Знаменитый «Новогодний бой» в Баренцевом море в особых представлениях не нуждается — это сражение, которым по праву могут гордиться моряки Королевского флота Великобритании. Боевая группа немецких кораблей в составе тяжёлых крейсеров «Адмирал Хиппер» (Admiral Hipper), «Лютцов» (Lützow) и шести эсминцев по плану операции «Регенбоген» (Regenbogen) должна была взять в клещи и разгромить конвой JW-51B, следовавший с военными грузами для СССР в Мурманск.
В результате умелых и самоотверженных действий кораблей охранения конвоя немцы были вынуждены отступить с потерями и повреждениями, не потопив ни одного торгового судна. Этот успех стоил жизни 250 английским морякам.
Очень плохая видимость и снежные заряды сильно затрудняли ведение огня гораздо более мощным немецким крейсерам, однако эсминцу «Акейтес» (HMS Achates), который прикрывал суда конвоя дымовой завесой, не повезло: он несколько раз оказывался под точными залпами «Хиппера». Тяжёлые 203-мм снаряды не оставили шансов эсминцу, который, несмотря на попытки его буксирования противолодочным траулером охранения, затонул спустя два часа после начала боя. Погибло 113 моряков во главе с командиром лейтенант-коммандером Артуром Джонсом (Arthur H.T. Johns), 81 член экипажа был спасён траулером «Ноутерн Джем» (Northern Gem).
Ещё больше не повезло тральщику «Брэмбл» (HMS Bramble) коммандера Генри Раста (Henry T. Rust). Небольшой корабль в условиях плохой видимости и непонятной обстановки вынесло прямо под орудия маневрирующего около конвоя «Хиппера», при этом немцы приняли его за эсминец. Последняя радиограмма «Брэмбла» была краткой и безысходной: «Крейсер по пеленгу 300°». Разбитый тяжёлыми снарядами тральщик добил немецкий эсминец «Фридрих Экольдт» (Friedrich Eckoldt). Выживших не было, погиб 121 моряк.
Уже упоминавшийся британский эсминец «Онслоу» едва избежал гибели, получив тяжёлые повреждения и потеряв 17 членов экипажа убитыми. Тем не менее, англичане не только выполнили свою задачу по обороне конвоя, но и сумели отомстить противнику: эсминец «Фридрих Экольдт» ненадолго пережил «Брэмбл», и его потопил со всем экипажем подоспевший крейсер прикрытия «Шеффилд» (HMS Sheffield).
У восточного побережья США этот день не пережил сухогруз «Мэйден Грик» (Maiden Greek, 5031 брт). Судно шло из Ньюфаундленда в Нью-Йорк и, попав в сильный шторм, стало жертвой безжалостного моря, унеся с собой жизни 20 моряков.
Стихия бушевала и у тихоокеанских берегов: в районе Алеутских островов американский спасательный буксир флота с простым именем «Рескюэр» (USS Rescuer) намеревался стащить с мели обломки советского парохода «Турксиб» (транспорт сел на мель и погиб у острова Унимак ещё в апреле 1942 года), но попал в настоящий ураган. Попытка найти укрытие у берега при ветре скоростью 130 км/час была неудачной — сильно повреждённый буксир вынесло на мель, один моряк погиб, смытый за борт волной.
31 декабря 1943 года
31 декабря четвёртого года войны все потери пришлись на долю англичан в Средиземном море. Утро этого дня началось с того, что в 08:32 на переходе из Ла-Маддалены в Бастию подорвался на мине тральщик Королевского флота «Клактон» (HMS Clacton). Корабль затонул очень быстро, унося с собой трёх офицеров и 29 матросов, выжившие были подобраны однотипным тральщиком «Полруан» (HMS Polruan).
У острова Пантеллерия был потерян из-за навигационной аварии сторожевой катер HDML 1121, обошлось без жертв. На рейде Бизерты сорвало с якоря британский сухогруз «Эмпайр Ливингстон» (Empire Livingston, 6997 брт): судно вынесло на мель, но команда спаслась в полном составе. В результате полученных повреждений пароход был признан погибшим и разобран на месте крушения.
31 декабря 1944 года военное счастье благоволило союзным морякам: в этот день жестокие удары обрушились на корабли и суда уже агонизирующей Оси. Спустя ещё год орудия уже смолкли, и, несмотря на то, что в море ещё оставалось много мин, у моряков снова остался единственный извечный враг, который мог лишить их встречи Нового года — непреодолимая сила морской стихии.
Комментарии к данной статье отключены.