Из всех немецких боевых машин серии E (Entwicklung, то есть «проект») до стадии изготовления в металле наверняка дошёл только Е-100. Однако это не помешало остальным образцам этого семейства получить широкую известность. Среди них были не только танки, но и самоходные артиллерийские установки — в частности, истребитель танков средней весовой категории E-25. Предлагаем углубиться в историю его создания, попутно познакомившись и с другими «бумажными» машинами этого класса.
«Удильщик»
В марте 1942 года началось производство самоходной установки StuG 40 Ausf.F. Главным отличием новой машины от предшествующей StuG III Ausf.E было 75-мм орудие StuK 40 с длиной ствола 43 калибров. Благодаря новой пушке машина превратилась в истребитель танков. Хотя формально она так и продолжала назваться «штурмовым орудием», новая установка была разработана именно для борьбы с танками. Впрочем, немецкие военные понимали, что хотя новая противотанковая пушка для САУ и обладала впечатляющими характеристиками, в условиях войны со стремительным ростом не только калибров, но и брони ей скоро придётся искать замену.
Долго ждать более мощную пушку не пришлось. Ещё зимой 1942 года компания Rheinmetall-Borsig разработала 75-мм танковую пушку 7.5cm KwK L/70, изначально предназначавшуюся для тяжёлого танка VK 45.01(H). Но идея оснащать эти танки такими орудиями, причём в разработанной всё той же Rheinmetall-Borsig башне, дальше полноразмерного макета не продвинулась. Затем пушке всё же повезло: в мае 1942 года она «прописалась» на перспективном среднем танке VK 30.02 (MAN), который с некоторыми изменениями приняли на вооружение как Pz.Kpfw.Panther. Выбор орудия оказался абсолютно верным. Выдающиеся характеристики бронепробития позволили KwK 42 L/70 не только стать основным вооружением «Пантеры», но и пережить этот танк. Укороченную версию KwK 42 французы ставили на лёгкие танки AMX 13 и броневики Panhard EBR, его же использовали на израильских M50.
Вполне логичным выглядела и разработка на базе KwK 42 L/70 орудия для самоходных установок. Что интересно, первоначально базой для новой САУ выбрали не средний танк. 12 апреля 1942 года началась разработка Sturmgeschütz auf Leopard (L/70) на базе разведывательного танка Leopard. К слову, на такой же базе проектировалась и самоходная артиллерийская установка со 105-мм гаубицей leFH 18 в легкобронированной рубке. И если этот проект достиг хотя бы стадии полноразмерного макета, Sturmgeschütz auf Leopard (L/70) повезло ещё меньше. 3 января 1943 года Гитлер собственноручно отменил работы по Leopard, и даже эскизный проект истребителя танков не успели закончить.
В конце января 1943 года был представлен проект 7.5 cm Pak 42 L/70 mit Kugelblende auf VK 9.03. Впрочем, и он был отменён в пользу разведывательного танка VK 13.03 (он же Luchs). К слову, самоходная установка на базе VK 9.03 получилась весьма несуразной. При взгляде на неё сам собой возникает вполне закономерный вопрос: как с такой «удочкой», превосходящей по длине корпус, она могла бы ездить?
Неизвестно, видел ли Гитлер первые наброски Sturmgeschütz auf Leopard (L/70), но в начале декабря 1942 года ситуация снова поменялась. В это время началась разработка Sturmgeschütz 40, оснащённого орудием 7.5 cm Pak 42 L/70, самоходной версией KwK 42. В качестве подрядчика выступала фирма Alkett, разработчик и основной изготовитель StuG III. К весне 1943 года Alkett подготовила полноразмерный макет перспективной самоходной установки. Стоит отметить, что от StuG 40 в ней осталось немногое. Рубку и надмоторную плиту полностью перепроектировали. Броня рубки получила рациональные углы наклона, как спереди, так и сзади. Совсем по-иному были решены вопросы установки орудия и подвижной бронировки маски.
Дальше деревянного макета разработка StuG 40 с «длинной рукой» не продвинулась. Alkett и без того оказалась перегружена резко увеличившимся планом по выпуску StuG 40. По сравнению с январём 1943 года в октябре того же года выпуск этой САУ вырос в 2 раза. В этих условиях загружать предприятие ещё одной машиной было не самой разумной идеей. Кроме того, в мае 1943 года фирма Vomag представила полноразмерный макет истребителя танка kleine Panzerjäger на базе среднего танка Pz.Kpfw.IV. Уже осенью были изготовлены его первые опытные образцы, а в январе 1944 года истребитель танков, получивший обозначение Jagdpanzer IV, пошёл в серию. Концептуально детище Vomag было схоже с проектом Alkett. Несмотря на то что на этой машине использовалась пушка с длиной ствола всего 48 калибров, база Jagdpanzer IV вполне позволяла установить и более длинное орудие. Тем не менее, весной 1943 года в Германии началась работа над альтернативными истребителями танков среднего класса.
Средний истребитель от Argus
За месяц до презентации kleine Panzerjäger от Vomag Генрих Книпкамп (Heinrich Ernst Kniepkamp), один из ключевых персонажей в 6-м Управлении вооружений, инициировал программу разработки перспективных танков и САУ. В неё входили лёгкий (E-10) и средний (E-25) истребители танков, а также средний (E-50), тяжёлый (E-75) и сверхтяжёлый (E-100) танки. Общая концепция E-серии подразумевала максимальную унификацию схожих по типу машин, вынос элементов ходовой части из корпуса, а также перенос трансмиссии из передней части корпуса в корму. Впрочем, реальные результаты работ по машинам серии E стали появляться только в 1944 году.
Контракт на разработку E-25 получила фирма Argus Motoren Gesellschaft m.b.H. Ведущим конструктором был назначен Германа Клауэ (Hermann Klaue). Это был по-настоящему талантливый инженер, который за свою долгую жизнь оформил более полутысячи патентов на изобретения. Выбор Argus в качестве подрядчика может показаться странным, поскольку эта фирма более известна как изготовитель авиационных моторов. Вместе с тем, фирма Argus, как один из смежников по танковому производству, была не так уж и далека от танкостроения. Следует учитывать и то, что E-серия являлась скорее концептуальным проектом, имея если и не второстепенный, то, как минимум, дублирующий статус.
Задание, которое получил коллектив во главе с доктором Клауэ, выглядело весьма нестандартно. Требовалось разработать истребитель танков боевой массой в районе 25–30 тонн, оснащённый 75-мм пушкой Pak 42 L/70, с кормовым расположением трансмиссии и ходовой частью, элементы которой располагались бы снаружи корпуса. Позже появилась дополнительная задача, в соответствии с которой в конструкции САУ следовало максимально использовать элементы ходовой части и двигателя для лёгкого истребителя танков E-10.
Результатом проектных работ стала машина, эскизный проект которой стал обретать очертания летом 1944 года. Корпус E-25 был на 20 см короче Jagdpanzer IV, но при этом на 20 см шире и настолько же выше. Формой он достаточно сильно напоминал Jagdpanzer 38(t); аналогично была выполнена и установка вооружения. Похожим оказалось и бронирование: 50 мм в лобовой части, 30 мм по бортам и в корме. Как и требовало техническое задание, опорные катки были позаимствованы у проекта E-10, при этом их число выросло с 4 до 5 на борт. Траки оказались заметно шире, чем у Jagdpanzer IV и E-10 – 700 мм.
Поскольку боевая масса была ограничена, Клауэ пришлось пойти на нестандартное решение. Возможная длина моторно-трансмиссионного отделения оказалась жёстко лимитирована, а ведь кроме двигателя куда-то надо было девать и трансмиссию, и радиаторы. Решением в этом случае стало поперечное размещение двигателя. Этим и объясняется, почему E-25 получила такой широкий корпус.
В качестве силовой установки предполагалось использовать 10-литровый двигатель Maybach HL100, тот самый, что когда-то предполагалось ставить на средний танк Z.W. и танк поддержки B.W.. Правда, за прошедшие 10 лет прогресс не стоял на месте, и мощность двигателя выросла с 300 до 400 лошадиных сил. Позже, как альтернатива, стал фигурировать и двигатель Maybach HL 101. Он имел тот же объём, что и HL 100, но за счёт форсирования его мощность выросла до 550 лошадиных сил.
В своих работах известный немецкий историк Вальтер Шпильбергер упоминал возможность установки в E-25 двигателя Maybach HL 230, но есть определённые сомнения, что мотор, имеющий в 2 раза больший объём, смог бы без проблем влезть в компактное моторное отделение. Зато можно с уверенностью говорить о том, что фирма Argus собиралась ставить на перспективный истребитель танков свои двигатели. Упоминаются два мотора – один мощностью 400 лошадиных сил, второй 600 лошадиных сил. Оба имели авиационные корни, и, вероятнее всего, речь идёт о переработанной версии AS 410, массового и весьма компактного мотора объёмом 12 литров, который ставился на ряд немецких самолётов.
Трансмиссию для E-25 с июля 1944 года разрабатывала ZF. По планам, её предполагалось закончить к январю 1945 года. Впрочем, Герман Клауэ параллельно работал и над своей трансмиссией. Как она должна была выглядеть, можно понять по патенту, оформленному им в начале 60-х. Кстати говоря, там же, скорее всего, фигурирует и двигатель от Argus, который предполагался как альтернатива для Maybach HL 100/101.
Окончательно проект был оформлен к январю 1945 года. Вместе с тем, по некоторым вопросам к этому времени окончательного решения принято ещё не было. Во-первых, это касается двигателя, ситуация с которым осталась неопределённой. Во-вторых, что не менее интересно, отсутствовало и окончательное решение по вооружению. Дело в том, что появилась альтернатива в виде 105-мм гладкоствольной противотанковой пушки 10 cm PAW 1000 (10H64), которая при меньшей длине ствола имела гораздо большую бронепробиваемость. В результате проект оказался в полуподвешенном состоянии. К слову, во всех вариантах, описанных в этой истории, отсутствует столь часто рисуемая на E-25 зенитная башня, которая появилась явно из-за путаницы с аналогичным проектом, о котором речь пойдёт ниже.
Финал у E-25 оказался печальным: даже до изготовления опытного образца дело не дошло. Есть противоречивая информация об изготовлении трёх корпусов. Указывается разное их местонахождение в разных источниках – то завод Alkett в Шпандау, то Катовица. Но никаких подтверждений этому факту нет.
Альтернатива от Порше
Говоря о перспективном немецком истребителе танков среднего класса, выделять особняком E-25 не совсем правильно. Дело в том, что разработка Argus была не единственным таким проектом. Альтернатива ему появилась практически одновременно, а разработка шла, возможно, даже быстрее. Как и в случае с E-100, конкурентом проекту под патронажем Книпкампа была разработка от Porsche K.G.
Согласно исследованиям Томаса Йентца и Хилари Луиса Дойла, первое упоминание о Panzerkampfwagen Porsche датировано 13 мая 1943 года. Это была боевая машина примерно 25-тонного весового класса, которая заметно отличалась от всех остальных немецких средних истребителей танков. Проект предполагал использование литой брони, в то время как обычно корпуса немецких боевых машин сваривались из катаных листов. Толщина лба составляла 120 мм, а бортов и кормы — 80 мм. Машина получалась низкой (меньше двух метров высотой), короткой и с высоким клиренсом. Экипаж состоял из 4 человек, а в качестве вооружения предполагалась использовать 105-мм гаубицу leFH 18. Электрическая трансмиссия и ведущие колёса располагались сзади.
Надо сказать, что в исходном виде Panzerkampfwagen Porsche «прожил» недолго. Уже 15 мая 1943 года Гудериан, на тот момент генерал-инспектор танковых войск, «продавил» идею, согласно которой зенитное вооружение должно было быть штатным для каждого немецкого танка. Концерн Rheinmetall-Borsig, который довольно активно работал с Porsche K.G. над перспективным проектом штурмового танка, начал работу над зенитной башней.
В качестве вооружения для зенитной башни была выбрана 30-мм автоматическая пушка MK 108 разработки всё той же Rheinmetall-Borsig. Довольно компактная авиационная пушка отлично смотрелась и в качестве зенитного вооружения. Небольшие размеры исключали большой вылет ствола, а осколочно-фугасный боеприпас был примерно равноценен ручной гранате, что делало эффективным огонь и по наземным целям. Проект башни для штурмового танка, переименованного в Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm, то есть «Тяжёлый маленький танк со 105-мм гаубицей», был представлен 29 июля 1943 года. Из-за роста массы толщину бортовой брони пришлось снизить до 70 мм, а боекомлект гаубицы уменьшить до 44 выстрелов. Тем не менее, масса штурмового танка выросла до 27 тонн.
В течение следующего полугодия проект несколько раз переделывался. К февралю 1944 года Schwerer kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm претерпел значительные изменения. Очень серьёзно оказался переделан корпус, который теперь занимал всю габаритную ширину. Благодаря этому решению в нишах над гусеницами удалось разместить баки, радиостанцию и часть ЗИПа. Заметно увеличился угол наклона бортовых листов, что положительно сказалось на снарядостойкости. Одновременно машина стала чуть длиннее и выше, что улучшило условия работы экипажа, а боекомплект увеличился до 77 снарядов.
Полностью была переделана и ходовая часть, которая получила опорные катки меньшего диаметра (600 мм вместо 780 мм). Ширина траков уменьшилась с 600 до 550 мм. В качестве силовой установки предполагалось использовать 15-литровый дизельный двигатель Porsche. Мотор с воздушным охлаждением и формулой V-10 должен был развивать мощность 345 лошадиных сил. Он был соединён с электрической трансмиссией, ведущие колёса остались сзади.
Очередные изменения были внесены в апреле 1944 года. Дело в том, что к этому моменту leFH 18 уже не считалась достаточно эффективным орудием. Да и истребители танков немецкой армии теперь требовались больше, чем штурмовые танки. Результатом стала установка 105-мм гладкоствольной противотанковой пушки 10 cm PAW 1000 (10H64) разработки Krupp. Поскольку новое орудие оказалось не намного больше leFH 18, его установка не доставила особых проблем. Корпус САУ остался практически прежним. Боекомплект машины составлял 56 выстрелов для 10 cm PAW 1000 и 600 снарядов для зенитной пушки MK 108.
Обычно считают, что последняя активность немецких конструкторов по kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm относится к июню 1944 года, но это не так. Американская разведывательная миссия (CIOS, Combined Intelligence Objectives Sub-Committee) в своём докладе о деятельности Porsche K.G. за годы войны упоминает боевую машину 27-tons Sturmgeschütz. Доклад содержит довольно подробное описание машины, и оно заметно отличается от конфигурации kleiner Panserkampfwagen mit 10.5 cm лета 1944 года. Высота корпуса без зенитной башни уменьшилась до примерно 1,5 метров, его длина составляла 4900 мм, а ширина 3100 мм. В крыше корпуса, которая стала несколько больше по площади, появились люки для наводчика и механика-водителя. Зенитную башню сместили несколько вправо, а слева появился миномёт для дымовых мин, который мог использовать заряжающий. Поперечно расположенный двигатель воздушного охлаждения имел мощность 500 лошадиных сил. Вооружение осталось на прежнем уровне.
И последняя, важная деталь. В описании эта машина как минимум один раз называется «E-25». Судя по всему, именно эта ошибка породила теорию о наличии у E-25 зенитной башни.
Отвергнутые
Безусловно, E-25 и kleiner Panzerkampfwagen mit 10.5 cm были крайне интересными проектами. Тем не менее, шансы на их серийное производство оказались ничтожными. В начале октября 1944 года в Германии было принято решение о сокращении числа производимых «платформ» для бронетехники. Кроме того, у обоих проектов было общее слабое место под названием «силовая установка». Ни один из предлагавшихся для них моторов не был даже изготовлен в металле. Само собой, при таком положении вещей вероятность машин попасть на конвейер становилась крайне низкой. И даже при наличии двигателя возникал вполне закономерный вопрос, где эти машины выпускать.
И самое главное. Ещё в августе 1944 года начался выпуск Panzer IV/70(V), который получил на вооружение ту самую 7.5 cm Pak 42 L/70. Бронирование лобовой части этой машины составляло 80 мм, то есть больше, чем у E-25. Неудивительно, что немецкие военные отдали предпочтение уже существовавшей боевой машине. Ни о какой замене Panzer IV/70(V) в начале 1945 года не было и речи. Согласно планам, летом 1945 года планировалось выпускать по 150 таких истребителей танков в месяц. А серии E в этих планах места уже не было.
Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.
Источники и литература:
- NARA (National Archives and Records Administration)
- BAMA (Bundesarchiv)
- Panzer Tracts No. 9–2 — Jagdpanzer IV, Panzer IV/70 (V), and Panzer IV/70 (A) development and production from 1943 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2012
- Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
- Light Jagdpanzer: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
Комментарии к данной статье отключены.