11 июня 1942 года закончилось двухнедельное сражение между подразделениями Свободных французских сил и значительно более крупной группировкой немецких и итальянских войск у Бир-Хакейма, оазиса в Ливийской пустыне, расположенного к югу от Тобрука. Французские войска, которые возглавлял генерал Мари-Пьер Кёниг, представляли собой сборную «солянку» из разнообразных подразделений из Франции и её обширной колониальной империи, сведённых в 1-ю свободную французскую бригаду. Это соединение включало 2-й и 3-й батальоны из 13-й полубригады Иностранного легиона, 2-й маршевый батальон добровольцев из Убанги-Шари, Тихоокеанский батальон, укомплектованный добровольцами из Французской Полинезии, Новой Каледонии и Новых Гебрид, 2 батальона морской пехоты, 1-й артиллерийский полк, 22-ю африканскую роту (алжирцы, тунисцы и марокканцы) и другие подразделения. Всего 1-я свободная бригада насчитывала 3723 человека, в том числе около 300 испанских республиканцев, сражавшихся в рядах Иностранного легиона.
Не сумев проломить британские оборонительные позиции у Газалы прямой атакой, Роммель принял решение 26 мая обойти их с южного фланга, где как раз и располагалась французы. Непосредственно против Бир-Хакейма действовали части немецких 21-й и 15-й танковых и 90-й лёгкой африканской (пехотной) дивизий, а также итальянских 132-й танковой дивизии «Ариете» и 101-й моторизованной дивизии «Триесте». Их общая численность достигала 37 тысяч человек, то есть примерно в 10 раз превосходила число окопавшихся в оазисе французов. Будучи окружённой и оказавшись во вражеском тылу, 1-я свободная французская бригада причиняла артиллерийским огнём серьёзный ущерб коммуникациям противника. Все попытки взять Бир-Хакейм, в том числе с массированным применением танков, провалились. Лишь по приказу командования генерал Кёниг вышел из оазиса. Французы смогли найти проходы между блокировавшими их частями армий Оси, и около 2700 солдат 11 июня вышли к своим. Потери немцев и итальянцев у Бир-Хакейма составили 3300 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести, 272 – пленными. На подходах к оазису ими был потерян 51 танк.
Для французов битва у Бир-Хакейма оказалась доказательством того, что Франция по-прежнему «в строю» и вносит свой вклад в общую борьбу. Британский премьер Уинстон Черчилль стал называть «Свободную Францию» «Сражающейся Францией». И даже Гитлер в одной из своих речей назвал французов «вторыми лучшими бойцами после немцев». В современном Париже существуют станция метро Бир-Хакейм и одноимённый мост через Сену, названные в честь этой битвы.
Комментарии к данной статье отключены.