С началом Второй мировой Германия вновь встала на путь подводной войны, пытаясь задушить Великобританию морской блокадой. Историки в основном сосредоточили своё внимание на действиях подлодок в Атлантике, оставив в тени события, происходившие восточнее Британских островов. В результате подводная война в Северном море 1939–1940 годов практически неизвестна любителям истории. Попробуем исправить ситуацию, рассказав на примере одного похода U 19 Йоахима Шепке, одного из самых результативных подводников Северного моря, о том, как действовали немецкие подлодки в этом районе.
К востоку от Англии
После того, как 3 сентября 1939 года Германия и Великобритания вновь стали врагами, они вернулись к прежней стратегии — обоюдной морской блокаде, имевшей целью сократить друг другу импорт товаров из третьих стран. Англичане опять делали ставку на блокирование Северного моря на линии Шетландские острова – Норвегия, а немцы — на тоннажную войну.
Судоходный трафик между Великобританией и скандинавскими странами в Северном море, а также движение судов у восточного побережья Англии и Шотландии выглядели незначительными в сравнении с судоходством в Атлантике. Тем не менее немцы пытались установить контроль над судоходством и в этих районах. Для этого было выделено 18 малых подлодок II серии, прозванных в немецком флоте «челнами».
Командование кригсмарине решило использовать преимущества малых лодок для создания прессинга в Северном море в районах вражеских баз, портов и точек оживлённого судоходства. «Двойки» хорошо подходили для подобных операций из-за своих малых размеров и хорошей живучести. Кроме этого, они были способны совершить за короткое время несколько походов подряд, в отличие от океанских лодок, которым требовалось длительное техническое обслуживание после каждого похода. В первые месяцы войны перед «челнами» были поставлены следующие задачи:
- атаковать вражеские корабли рядом с их базами на восточном побережье Англии;
- минировать судоходные маршруты у южного, юго-восточного и восточного побережий Англии;
- атаковать торговые суда в проливе Скагеррак и у побережья Норвегии.
Однако командующий подводными силами Карл Дёниц не ждал от «двоек» больших успехов, считая действия в Атлантике более важными. Тем не менее за семь месяцев войны в Северном море и прилегающих к нему районах «челны» отправили на дно более сотни судов общим тоннажем свыше 200 000 брт и семь военных кораблей, включая два эсминца.
Проблемы призового права
С началом войны немецкие подлодки получили приказ действовать в рамках призового права. Однако для «челнов» в Северном море такая практика была весьма затруднительной. В их артиллерийское вооружение входила только 20-мм зенитка, которая обычно хранилась в непромокаемом контейнере на верхней палубе. Привести её в боевое состояние было проблемой даже при незначительном волнении моря. Поэтому «челны» далеко не всегда могли дать предупредительный выстрел как сигнал судну к остановке, а визуальные сигналы пароходам часто или игнорировались последними, или могли остаться незамеченными. Кроме того, останавливать и досматривать суда лодки могли только в надводном положении. С учётом активности в Северном море авиации и субмарин противника это было весьма опасным делом.
В результате 30 сентября 1939 года командование кригсмарине прекратило действия лодок в рамках призового права. В октябре подводники получили новые инструкции. Со 2 октября 1939 года подлодкам разрешалось атаковать все затемнённые суда по всему восточному побережью Великобритании. 17 октября было разрешено атаковать без предупреждения все суда, которые были опознаны как вражеские. Эти послабления значительно увеличили возможности «челнов» в действиях против торгового судоходства. Но у меча две стороны. В результате отхода немцев от призового права в Северном море существенно выросли потери судов нейтральных стран.
О том, как реализовывались на деле новые правила подводной войны в Северном море, свидетельствуют действия подлодки U 19 Йоахима Шепке в марте 1940 года.
Гроза Северного моря
Йоахим Шепке известен как один из наиболее результативных подводников начала Второй мировой войны. Свою карьеру командира подлодки он начал в 1938 году на «челне» U 3. В январе 1940 года Шепке принял под командование другую лодку II серии — U 19. К марту того же года результат его шести походов в Северном море составил семь потопленных судов общим тоннажем 12 546 брт.
Вернувшись из очередного похода, 26 февраля 1940 года U 19 была поставлена на две недели в док для ремонта. 14 марта работы были завершены, и лодка, приняв на базе торпеды и провиант, вечером того же дня вышла в море. Согласно полученному приказу, Шепке должен был следовать в район пролива Скагеррак. Здесь вместе с другими «двойками» он должен был начать охоту на английские субмарины, которые к тому времени активизировали свои действия на подходах к проливу в рамках операции «R3» — занятия англичанами норвежских портов под предлогом помощи Финляндии в войне с СССР.
Утром следующего дня Шепке приостановил своё движение на позицию, положив U 19 на дно для проверки торпед. Пролежав на грунте до наступления темноты, лодка всплыла и продолжила движение к Скагерраку. Прибыв на позицию в 03:00 16 марта, она отошла западнее, чтобы во время восхода солнца иметь возможность видеть противника на горизонте, оставаясь для него незамеченной. Согласно сообщению из штаба, Шепке знал о присутствии в районе английской подлодки, радиограммы которой были зафиксированы немецкой радиоразведкой. Проведя на позиции весь световой день, Шепке никого не обнаружил.
Необходимо отметить, что после заключения мирного договора между Финляндией и СССР британское Адмиралтейство отозвало свои лодки с позиций в связи с отменой операции «R3». Немецкое командование попыталось их перехватить, приказав «двойкам» у Скагеррака отойти на запад. U 19 получила такой приказ перед полуночью и спустя четыре часа заняла новую позицию к северо-востоку от Доггер-Банки. 17 марта после полудня Шепке получил от Дёница новый приказ: двигаться к проливу Петланд Ферт, занять там позицию и атаковать все цели, которые будут сочтены важными.
Бойня у шотландского побережья
Ночью 19 марта лодка пришла в новый район патрулирования. Сначала Шепке положил U 19 на грунт для проверки торпед. В 19:37 лодка всплыла и начала поиск целей, хотя из-за дождя видимость была средней. Спустя два часа верхняя вахта заметила на севере и западе огни. Решив, что источником последних являются вражеские сторожевые корабли, Шепке двинулся на север. Вскоре вдалеке были замечены два парохода, которые, по предположению немцев, шли из Керкуолла к Киннард Хэд. U 19 начала сближение с ними.
Первое судно Шепке оценил в 3 тысячи тонн, отметив, что огни на нём хорошо замаскированы и нет возможности определить флаг и название. В 22:19 лодка выпустила торпеду с дистанции в 1 170 м. Получив попадание в машинное отделение, пароход затонул спустя пять с половиной минут. После этого «двойка» немедленно направилась ко второму судну и атаковала его:
«22:37 Второй торпедный выстрел: … взрыв спустя 47 секунд — дистанция выстрела 725 метров, попадание в машинное отделение. Судно быстро погружается кормой в воду, затем встаёт вертикально и спустя 4 минуты тонет. Нация и название не определены. Его тоннаж примерно 3000 тонн. Оно того же типа, что и первое судно. Оба могут быть шведскими пароходами «Ферхия» и «Фалстербо».
Расправившись со своими жертвами, Шепке погрузился для перезарядки торпедных аппаратов. В 02:40 лодка всплыла и взяла курс на запад для того, чтобы найти суда, двигавшиеся вдоль побережья. Спустя полчаса немцы заметили два парохода, державшие курс на залив Мори-Хед. Шепке решил атаковать первое судно, шедшее зигзагом. В 04:35 U 19 выпустила торпеду и промахнулась, так как цель внезапно изменила курс. Тогда Шепке решил атаковать второй пароход:
«04:57 Четвёртый торпедный выстрел: … взрыв через 46 секунд — дальность стрельбы 710 метров, попадание в машинное отделение. Вскоре после этого два облака взрывов, вероятно, рванули котлы. Пароход приблизительно на 2000 тонн вскоре поднимается вертикально и тонет спустя две минуты. Нация и название не определены»
После оглушительных взрывов оставшееся судно легло на обратный курс и бросилось наутёк. Однако далеко уйти ему не удалось, так как его настигла последняя торпеда Шепке:
«05:18 Пятый торпедный выстрел: … взрыв через 42 секунды — дальность стрельбы 650 метров. Попадание под мидель, пароход сразу разламывается посередине, носовая и кормовая части встают вертикально и медленно тонут».
Возвращение на базу
Так как U 19 израсходовала все торпеды, она взяла курс на базу. Обратный путь был омрачён «дружеским огнём» с немецкого самолёта. Днём 20 марта, когда лодка находилась в подводном положении, на некотором расстоянии от неё подводники услышали гулкие взрывы, которые приняли за результат налёта немецкой авиации на английский конвой.
Вечером Шепке всплыл и наблюдал на расстоянии одной мили самолёт, обстреливавший кого-то трассерами. Затем раздался взрыв авиабомбы. Однако через 15 минут самолёт пролетел рядом с лодкой и был опознан немцами как Хе-111. На всякий случай лодка уклонилась от него срочным погружением, в момент которого самолёт открыл огонь из пулемётов. Лодка повреждений не получила. Дальнейший путь прошёл без происшествий. U 19 пробыла в море ещё двое суток и утром 23 марта пришла в Вильгельмсхафен.
«Тоннаж Шепке»
Вернувшись на базу, Шепке доложил о результатах похода: четыре потопленных судна на 11 000 брт. Однако командование не торопилось с выводами. Дёниц знал, что Шепке склонен завышать свои успехи, благодаря чему оверклейм в немецком подплаве даже стали именовать «тоннажем Шепке».
Штаб собирал сведения о судах, потопленных в Северном море, из различных источников, проверяя доклады подлодок об успехах. 21 марта немецкая служба радиоперехвата доложила о том, что у восточного побережья Шотландии были потоплены датские суда: «Минск» (1 229 брт), «Харьков» (1 026 брт), «Викинг» (1 153 брт) и «Ботал» (2 109 брт).
Штаб командующего кригсмарине справедливо предположил, что все четыре указанных судна были потоплены U 19. Дания заявила протест Германии, и гросс-адмирал Редер указал Дёницу, что стоило бы избегать инцидентов с датскими судами. Однако в ответ командующий подводными силами заявил Редеру, что датчане сами виноваты, так как их пароходы соблюдали светомаскировку.
После того, как стали известны названия судов, потопленных U 19 в этом походе, Дёниц сократил заявку Шепке с 11 000 брт до 5 517 брт. Таким образом, общий результат Шепке за время командования им U 3 и U 19 составил в реальности 11 судов на 18 063 брт, а не 36 372 брт, как считал он сам. Тем не менее Шепке занял второе место по результативности среди командиров «челнов» в Северном море, уступив только командиру U 4 и U 20 Харро фон Клот-Хейденфельду (Harro von Klot-Heydenfeldt), потопившему восемь судов на 20 688 брт.
Подводная война в Северном море прекратилась после захвата вермахтом Норвегии и Франции. Во-первых, Великобритания усилила свою противолодочную оборону в Северном море, лишая немецкие подлодки возможности действовать у своего восточного побережья. Во-вторых, получив норвежские и французские порты в качестве баз, немецкие подводные силы сконцентрировались на подводной войне в Атлантике. Теперь лодки, которые не могли использоваться в Атлантике, были переведены на Балтику для тренировок новых экипажей.
Лишь в конце 1944 года немцы предприняли новую попытку возобновить действия у восточного побережья Великобритании с помощью малых лодок XXIII серии, оборудованных шнорхелем. Тем не менее новые «электролодки», столкнувшись с хорошо защищённой системой конвоев в Северном море, не показали такого результата, как их «сёстры» II серии в 1939–1940 годах.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Bush, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Bush, H.-J. Roll. — Band 3. — Verlag E. S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001.
- Berr, R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe / R. Berr: ubootwaffe.net.
- Roll, H.-J. Kapitanleutnant Joachim Schepke: Der kuhnste Geleitzugkampfer der U-Bootwaffe / H.-J. Roll. — Flechsig Verlag, 2009.
- Ritschel, H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 / Н. Ritschel. — Band 1. — Norderstedt.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / К. Wynn. — Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — HMSO, London, 1992.
Комментарии к данной статье отключены.