Проведя десантную операцию у Салерно, союзники двинулись на север, к Риму. Немецкие войска, хотя и уступали противнику в живой силе и технике, оказывали ожесточённое сопротивление, максимально используя горный рельеф и фортификационные сооружения. Дивизии союзников не имели возможности для манёвра и фланговых ударов, а потому атаковали вражескую оборону «в лоб». Будучи разделёнными горными хребтами, британцы в центре и на северо-востоке и американцы на западе Апеннинского полуострова воевали практически независимо друг от друга. То, что путь к итальянской столице будет трудным и кровавым, подтвердили бои у маленькой деревушки Сан-Пьетро…
Союзники идут на Рим
В сентябре 1943 года союзные войска провели успешную высадку на Апеннинском полуострове, сумели отбить все контрудары немцев и расширить свой плацдарм. Войска 15-й группы армий союзников под руководством генерал-лейтенанта Гарольда Александера стали продвигаться на север, встречая ожесточённое сопротивление. В ноябре 1943 года все немецкие войска, находившиеся в Италии, были подчинены фельдмаршалу Альберту Кессельрингу, который уговорил Гитлера усилить немецкое присутствие в Италии и удерживать полуостров любой ценой. Кессельринг ссылался на то, что, заняв Италию, союзники смогут не только прорваться в южные районы Франции и Австрии, но и получить прекрасную возможность наносить воздушные удары по территории Германии. Фельдмаршал осознавал и то, что британцы могут попытаться прорваться на Балканы и вернуть этот регион под свой контроль. Кессельринг планировал максимально использовать для обороны гористый рельеф, который сильно ограничивал действия бронетехники союзников.
После того как Кессельрингу было передано командование всеми немецкими войсками в Италии, он приказал создать нескольких линий укреплений к югу от Рима. На побережье Тирренского моря планировалось построить линию обороны от Приморских Альп до Пьомбино. Кроме того, мощные оборонительные узлы предполагалось создать вокруг Генуи, у Специи, по обе стороны устья реки Арно и в районе Ливорно. Немецкие войска использовали фортификации линии «Вольтурно», линии «Барбара» и прочих оборонительных позиций, отступая с одной на другую, словно двигаясь по ступеням. Заняв одну линию фортификаций, войска союзников должны были штурмовать следующие рубежи, чтобы хоть немного продвинуться на север. Не имея возможности обойти немцев с флангов, союзники были вынуждены атаковать «в лоб» или пытаться разрушить немецкие укрепления артиллерийскими и авиационными ударами.
«Зимняя Линия»
В конце 1943 года главным препятствием для продвижения сил союзников стали укрепления так называемой «Зимней Линии». Особенно мощными были фортификации в её западном секторе – у города Кассино, где проходило шоссе №6, которое вело к Риму. Основные укрепления «Зимней Линии» (второе название – «Линия Густава») проходили от устья реки Гарильяно на западе до реки Сангро на востоке. Немецкие инженерные части под руководством генерала Ганса Бесселя буквально вгрызлись в скалы, укрепляя позиции, дороги и тропы были заминированы, а мосты и водопроводы планомерно разрушались. На склонах гор и в узких долинах оборудовались десятки поддерживавших друг друга огневых точек.
В начале ноября 1943 года ситуация в Италии развивалась следующим образом: 5-я американская армия под командованием генерал-майора Марка Кларка (семь пехотных и одна бронетанковая дивизия) вела бои у реки Гарильяно на западе Апеннин. В это же время части 8-й британской армии фельдмаршала Бернарда Монтгомери (четыре пехотных и одна бронетанковая дивизия) пытались прорваться на востоке, у Адриатического побережья. Против 15-й группы армий союзников сражались семь дивизий 10-й армии вермахта под руководством генерала танковых войск Йоахима Лемельзена (три из них вели бои против американцев, четыре – в британском секторе наступления). Немцы имели мобильный резерв (две танковые дивизии), но намеревались использовать его лишь в случае очередной десантной операции союзников на западе Италии. Союзники имели более чем трёхкратное превосходство в пехоте, пятикратное – в танках и артиллерии. В небе господствовала авиация союзников, и, по словам немецкого генерала Курта фон Типпельскирха, «воздушная разведка немецкой стороны была почти немыслимой».
27 ноября 1943 года британские части попытались прорвать немецкую оборону, но лишь потеснили противника и остановились у реки Моро. 2 декабря наступление начали американцы, которые намеревались овладеть высотами у шоссе №6 и дефиле Миньяно. В течение двух дней свыше 900 орудий выпустили по противнику 75 000 снарядов, а американская пехота смогла захватить высоты Монте-ла-Дифенса и Монте-Маджоре.
Американцы пробиваются к Сан-Пьетро
7 декабря 2-й и 6-й корпуса армии США провели наступление на широком фронте в направлении реки Рапидо, стремясь очистить от противника горный район восточнее шоссе №6 путём двустороннего охвата. Высоты Монте-Лунго и Монте-Самбукаро оставались в руках немцев. Непосредственно в деревне Сан-Пьетро и на высоте Монте-Лунго (к юго-западу от деревни) оборону держали два батальона под командованием капитана Гельмута Майцеля из состава 15-й панцергренадёрской дивизии (командир – генерал-лейтенант Эберхард Родт). Подразделения 71-й пехотной дивизии вермахта (командир – генерал-майор Фридрих Роске) занимали оборону на стратегически важной высоте Монте-Самбукаро. Узкая долина между двумя вышеупомянутыми высотами имела около 3 км в ширину и была хорошо подготовлена к обороне. Части 71-го мотопехотного полка 29-й панцергренадёрской дивизии (командир – генерал танковых войск Вальтер Фрайс) находились у города Сан-Витторе. Особое место в системе немецкой обороны занимала деревня Сан-Пьетро, где находились корректировщики, помогавшие артиллеристам вермахта вести прицельный огонь по американским войскам. Немцы заняли деревню ещё в сентябре, эвакуировав оттуда большую часть населения.
Американцы провели разведку местности вокруг Сан-Пьетро 29 ноября, когда 3-й батальон рейнджеров майора Германа Даммера попал под плотный миномётный огонь и потерял 10 человек убитыми и 14 ранеными. Американское командование планировало захватить деревню, нанося одновременный удар с двух сторон. Части 1-й итальянской моторизованной группы (командир – бригадный генерал Винченцо Дапино) и 142-й полк (командир – полковник Джордж Линч) 36-й пехотной дивизии США (командир – генерал-майор Фред Уокер) должны были окружить Сан-Пьетро с запада и занять высоту Монте-Лунго. В то же время подразделения 141-го (командир – полковник Ричард Вернер) и 143-го (командир – полковник Уильям Мартин) полков 36-й пехотной дивизии совместно с 504-м воздушно-десантным полком из состава 82-й воздушно-десантной дивизии (командир – полковник Генри Такер) двигались к Сан-Пьетро с севера и должны были занять высоту Монте-Самбукаро, а затем и саму деревню.
После того как 8 сентября 1943 года Италия капитулировала, часть её вооружённых сил перешла на сторону союзников. Хотя итальянцы прекрасно ориентировались на местности, их боевые качества оставляли желать лучшего. Американские пехотинцы могли рассчитывать на огневую поддержку шести батальонов 105-мм и 155-мм гаубиц, роты «А» 636-го батальона истребителей танков (командир батальона – подполковник Вэн Пиланд) и роты «В» 753-го танкового батальона (командир батальона – подполковник Джозеф Фелбер) которые находились южнее Сан-Пьетро на северном склоне горы Монте-Ротондо.
Первый штурм
Первый штурм деревни начался 7 декабря, когда рейнджеры 3-го батальона сумели закрепиться на высоте 950, а военнослужащие 1-го батальона 143-го пехотного полка (командир – подполковник Уильям Бёрджесс) заняли высоту 1205 у Монте-Самбукаро. Атака проходила вечером, в почти полной темноте. Позднее Бёрджесс так описывал действия своих солдат:
«Под покровом темноты парни ползли вверх по склонам, иногда на четвереньках, иногда цепляясь за острые камни, которые резали им руки и рвали обувь. Так как все были без шинелей и изрядно вспотели, а температура воздуха опустилась ниже нуля, это грозило воспалением лёгких и другими болезнями. Но солдаты не думали об этом, а старались как можно скорее взобраться наверх, минуя огонь противника и огромные валуны, которые немцы скатывали сверху»
Успех американцев оказался кратковременным – на следующий день немецкие пехотинцы провели успешную контратаку, потеснили бойцов 143-го полка и отбили высоту у рейнджеров. Огневую поддержку немцам оказывали доты и миномёты, располагавшиеся на Монте-Самбукаро.
Пока бойцы 143-го полка и рейнджеры пробивались к Монте-Самбукаро, части генерала Дапино попытались овладеть высотой Монте-Лунго, надеясь быстро взобраться на неё под прикрытием тумана. Но немецкие пулемётчики открыли ураганный огонь, а вскоре к ним присоединились миномётные батареи. Итальянцы были вынуждены отступить, оставив на поле боя 84 убитых (судьба ещё 150 человек остаётся невыясненной до сих пор).
Подготовка к генеральному штурму
Севернее дороги Венафро–Сан-Пьетро располагались террасы, поросшие оливковыми деревьями и невысоким кустарником. Восточнее Сан-Пьетро бронетехника действовать могла, но продолжительные дожди превратили дороги в море грязи, а потому главной проблемой для американцев стала доставка техники к деревне. После проведения наземной и воздушной разведки командир 753-го танкового батальона подполковник Фелбер предложил отправить танки в атаку по шоссе и параллельной грунтовой дороге в направлении Сан-Пьетро, а не восточнее деревни. Однако командир 36-й дивизии генерал Уокер приказал перебросить боевые машины в зону действия 143-го полка.
В ночь с 11 на 12 декабря сапёры подрывали стены террас, расчищая дорогу танкам. Но как только первый танк стал продвигаться вверх, с него соскочила гусеница, и дальнейшие попытки продвижения бронетехники были прекращены. Узнав об этой неудаче, генерал Уокер приказал атаковать Сан-Пьетро по автодороге 15 декабря в 12:00. Рота «В» 753-го танкового батальона должна была действовать на северном склоне Монте-Ротондо и поддерживать атакующую пехоту огнём, а рота «А» – следовать по шоссе до пересечения дорог, а там разбиться на две колонны, одна из которых пошла бы по шоссейной, а другая по грунтовой дороге. У Монте-Лунго и возвышенности, находившейся западнее Сан-Пьетро, американцы планировали установить дымовую завесу. Наступавшие знали, что на пути к деревне находится много оврагов и ручьёв, но не знали, целы ли мосты через них, а потому одолжили у британцев два мостоукладчика «Валентайн». Впрочем, одна из этих машин вскоре вышла из строя, а экипаж второй плохо разбирался в управлении инженерной техникой.
Вторая атака на Сан-Пьетро
Генеральная атака американцев последовала 15 декабря в 12:30 после получасовой артподготовки. Рота «А» 636-го батальона истребителей танков оказывала поддержку штурмовым частям, находясь на западном склоне высоты Коллима-Канневинелле. Американские танкисты наносили удар с южного направления – в случае их прорыва к деревне предполагалось провести вторую атаку с востока силами 14-го пехотного полка 36-й дивизии.
Согласно рапорту командира 636-го батальона истребителей танков подполковника Пиланда, 15 декабря немецкие ВВС в количестве пятнадцати самолётов нанесли удары по позициям американских войск, но были встречены плотным огнём зенитной артиллерии, которая сбила четыре машины. Американские танки (16 машин) стали продвигаться к Сан-Пьетро колонной, что ограничивало манёвренность и делало их хорошими мишенями.
Наибольшего успеха добился экипаж первого «Шермана» – танк пересёк два мостика, кульверт, свернул направо и стал двигаться по узкой тропе. Машина преодолела около ста метров, после чего её командир понял, что дальнейшее продвижение невозможно из-за сложного рельефа местности. Сообщив о сложившейся ситуации в штаб, командир машины получил приказ прокладывать путь через террасы. Танк проломил каменную стену и стал продвигаться по террасам, раздавив при этом немецкий наблюдательный пост и два пулемёта. Второй «Шерман» миновал кульверт, после чего напоролся на мину и остановился. Мостоукладчик «Валентайн», следовавший за вторым «Шерманом», остановился из-за технической неисправности и преградил путь другим танкам.
Третий «Шерман» попытался обойти мостоукладчик и получил прямое попадание снаряда в лобовую часть. Два снаряда получил четвёртый танк, а вскоре был подбит и пятый. В рапорте командира 753-го танкового батальона этот эпизод описан следующим образом:
«Шерман» №5 получил три попадания из немецкого противотанкового орудия, местоположение которого установить не удалось. Один снаряд пробил башню, два других пробили левый борт, и машина запылала. Водитель покинул танк и попытался вытащить через башню командира, но, усомнившись в том, что последний жив, принялся помогать наводчику. Заряжающего спасти не удалось, так как огонь быстро охватил башню»
Шестой и седьмой «Шерманы» подорвались на минах. Восьмая машина попыталась столкнуть танк №7 с дороги, но также наехала на мину. Экипаж девятого танка пытался провести свою машину по террасе, но танк перевернулся.
Танки №9, 10, 11 и 12 получили различные повреждения ходовой части и также вышли из боя (во время отступления танк №11 перевернулся). В итоге атака провалилась, а на место сбора прибыли лишь четыре «Шермана», которые везли на броне экипажи подбитых или повреждённых машин. Несмотря на то что американская артиллерия вела огонь непосредственно по деревне, ей не удалось подавить большинство немецких огневых точек. Согласно рапорту командира 753-го танкового батальона, на момент штурма деревню обороняло свыше ста немцев, а на хорошо замаскированных позициях (в том числе, внутри каменных домов) находилось три-четыре противотанковых орудия. Подполковник Фелбер утверждал, что с окраины Сан-Пьетро вёл огонь танк либо штурмовое орудие.
К деревне смогли пробиться более десятка солдат 2-го батальона 141-го пехотного полка, которые забрасывали гранатами дома, где находились немцы. Американцы не рискнули вызвать помощь артиллерии, поскольку боялись попасть под «дружественный огонь». Более успешно действовали на высоте 1205 десантники 504-го полка, которые не только закрепились там, но и подавили несколько пулемётов и один дот. Как воспоминал участник боя рядовой Пол Элдридж, это место было плотно заминировано, и солдаты оставляли на месте обнаруженных мин различные знаки, чтобы предупредить об опасности своих товарищей.
Финальный аккорд
На следующий день, 16 декабря, 130 пехотинцев из 2-го батальона 141-го пехотного полка возобновили атаки, но овладеть деревней, которая превратилась в руины, так и не смогли.
Вероятнее всего, американцы овладели деревней не после успешной атаки, а в результате того, что немецкие войска попросту отступили, поскольку 16 декабря части 504-го воздушно-десантного батальона и 1-го батальона 143-го пехотного полка захватили высоту Монте-Самбукаро, а подразделения 142-го полка заняли Монте-Лунго. 17 декабря в наступление пошли 1-й батальон 141-го полка и 2-й батальон 143-го полка, а немцы отступили на север, к городу Сан-Витторе. По утверждению американцев, контроль над Монте-Самбукаро и Монте-Лунго позволил бойцам 36-й дивизии корректировать огонь артиллерии, в результате чего было уничтожено свыше 16 единиц немецкой боевой техники, включая несколько танков из состава отступавших колонн.
Итоги
Бои у Сан-Пьетро 7–17 декабря 1943 года стали одними из самых ожесточённых не только в Итальянской кампании союзников, но и всех сражений армии США в годы Второй мировой войны. Контролируя высоты и занимая удобные оборонительные позиции, усиленные фортификационными рубежами, немецкие войска смогли сдерживать американцев в течение длительного времени и нанести им большие потери. Одна только 36-я пехотная дивизия в этих боях потеряла свыше 150 человек убитыми, 250 пропавшими без вести и более 700 ранеными. Если учитывать потери 504-го воздушно-десантного полка и 753-го танкового батальона (семь танкистов было убито, более десятка получили ранения), то общие жертвы со стороны американцев составили свыше 1600 человек (не учитывая потери 1-й итальянской бригады). 753-й танковый батальон безвозвратно потерял семь машин, а несколько самоходок 636-го батальона истребителей танков подорвались на минах. Осложняло ситуацию и то, что в условиях гористой местности большой проблемой была эвакуация раненых с поля боя. Американские историки утверждают, что в результате налётов немецкой авиации были уничтожены одна самоходка и несколько единиц автотранспорта. Ещё несколько американских грузовиков упали с обрывов и разбились, поскольку их водители не справились с управлением.
Потери немцев оказались значительно меньшими – более 300 солдат и офицеров (если учитывать бои на высотах, прилегающих к Сан-Пьетро), два орудия и несколько миномётов. В боях у Сан-Пьетро американцы израсходовали огромное количество боеприпасов. Если верить рапорту 636-го батальона истребителей танков, в течение декабря 1943 года это подразделение выпустило по врагу свыше 16 000 снарядов (преимущественно осколочно-фугасных).
Битва у Сан-Пьетро запомнилась её участникам, военным корреспондентам и кинооператорам. 3 мая 1945 года в США состоялась премьера документального фильма «Битва под Сан-Пьетро» (режиссер – Джон Хьюстон). Из-за многочисленных сцен гибели американских солдат командование долгое время запрещало показывать эту картину военнослужащим. Сражение у Сан-Пьетро в очередной раз подтвердило опасения, что боевые действия в Италии затянутся надолго, а союзные войска понесут серьёзные потери.
Источники и литература:
- After action report, 776th Tank Destroyer Battalion. 26 September 43 thru July 44, November 44, Jan thru Feb 45. Combined Arms Research Library Digital Library, 1945
- After action report, 753rd Tank Battalion, July, September, November & December 1943: attack on San Pietro, etc. Combined Arms Research Library Digital Library, 1944
- Armor in mountain warfare: a research report. – Fort Knox, KY: The Armored School, 1950
- Atkinson R. The Day of Battle: The War in Sicily and Italy, 1943–1944. – New York: Henry Holt, 2008
- Blumenson M. The Mediterranean Theater of Operations: Salerno to Cassino. – Washington: Office of the Chief of Military History, 1969
- Brady T. A Death in San Pietro: The Untold Story of Ernie Pyle, John Huston, and the Fight for Purple Heart Valley. – Boston: Da Capo Press, 2013
- Fifth Army at the Winter Line: November 1943–15 January 1944. – Washington D.C.: U.S. Department of the Army, Center of Military History, 1990
Комментарии к данной статье отключены.