Бои, разгоревшиеся в итальянском горно-лесистом районе Гарфаньяна в последние дни 1944 года, во многих отношениях напоминают знаменитую битву в Арденнах, происходившую примерно в то же время. Правда, «итальянские Арденны» имели значительно меньший размах – быть может, именно благодаря этому войскам Оси удалось добиться локального успеха в наступательных боях против американцев.
К концу 1944 года основные военные силы Итальянской социальной республики (ИСР) занимали позиции на укрепленной «Готской линии». Немецкое командование, не особо надеясь на своих союзников, доверило итальянцам сравнительно спокойный западный фланг этой линии. Характер здешней местности позволял не ожидать широкомасштабных наступательных операций со стороны противника. Более опасным считался центральный участок – здесь немцы расположили свою 14-ю армию с одним итальянским соединением (1-й дивизией берсальеров «Италия»). На западном фланге находилась армия «Лигурия», костяк которой составляли три итальянские дивизии (2-я дивизия гренадеров «Литторио», 3-я дивизия морской пехоты «Сан-Марко» и 4-я альпийская дивизия «Монтероза»), усиленные несколькими немецкими частями.
Планирование наступления
В октябре 1944 года немецко-итальянское командование начало проработку возможной наступательной операции в районе Гарфаньяна. Эта местность, принадлежащая к провинции Лукка, с северо-востока ограничивается главным хребтом северных Апеннин, а с запада – массивом Апуанских гор. Гористый район покрыт густыми лесами, среди которых разбросаны немногочисленные деревни с каменными строениями. Характерной чертой климата Гарфаньяны являются обильные осадки, зимой создающие глубокий снежный покров, сковывающий маневр в и без того труднопроходимой местности.
Инициатива шла «снизу» – от командира дивизии «Монтероза» генерала Марио Карлони и командира немецкой 42-й пехотной дивизии (ПД) Вальтера Йоста. Идея получила поддержку как руководства ИСР, так и главнокомандующего войсками Оси в Италии фельдмаршала Альберта Кессельринга. Первоначальный план предполагал нанесение удара силами итальянских дивизий «Сан-Марко» и «Монтероза» и одной немецкой дивизии при поддержке максимально возможного количества танковых частей и большинства имевшейся в Италии немецкой авиации. Ударная группировка численностью 40 000 человек должна была прорвать позиции 4-го корпуса 5-й американской армии, отбить города Лукка и Пиза, а в дальнейшем – стратегически важный порт Ливорно (основную перевалочную базу союзников на западном побережье Италии). Предполагалось, что эта операция вынудит противника перебросить на западный фланг часть сил с центрального участка фронта, где, как предполагали генералы Оси, союзники готовились к решающему удару на Болонью и Равенну.
План, прекрасно выглядевший на бумаге, не имел ничего общего с реальным положением дел. Три дивизии, которые предполагалось задействовать – итальянские «Сан-Марко» и «Монтероза» и немецкая 148-я ПД (укомплектованная, в основном, эльзасцами) – являлись полноценными боевыми частями лишь на бумаге. Фактически же боеспособными были лишь некоторые батальоны из их состава. Танковых частей в Гарфаньяне не имелось вовсе, а их переброска с центрального участка фронта не могла остаться незамеченной разведкой союзников. Нехватка авиабензина и господство противника в воздухе делали невозможной эффективную авиационную поддержку наступления. Поэтому план операции «Винтергевиттер» («Зимняя гроза» – так называлась и операция по прорыву окружения под Сталинградом, провалившаяся в конце 1942 года), окончательно утвержденный 10 декабря 1944 года, предусматривал привлечение гораздо более скромных сил. Аппетиты пришлось существенно ограничить: ширина фронта наступления сузилась до 20 км, глубина прорыва не должна была превышать 25 км. При этом задача оставалась прежней – добиться локального успеха на западе, вынудив противника ослабить давление на других участках.
Силы сторон
Выделенные для наступления части Оси были сведены в боевую группу «Фреттер-Пико», которую возглавил генерал Отто Фреттер-Пико, командир 148-й ПД. Но он был лишь номинальным руководителем, фактическое же командование осуществлял генерал Марио Карлони. Под их руководством удалось собрать лишь восемь батальонов (с частями усиления) общей численностью 9100 человек. Танки все так же отсутствовали – командование выделило лишь артиллерийскую поддержку: батарею 150-мм и три батареи 105-мм гаубиц, а также батарею 88-мм и две батареи 75-мм противотанковых пушек.
Силы боевой группы «Фреттер-Пико» были разделены на три колонны: западную, центральную и восточную. Первая из них включала батальон альпийских стрелков, штабную роту 1-го полка и разведывательную группу из дивизии «Монтероза», батальон морской пехоты из дивизии «Сан-Марко», а также часть батальона 285-го гренадерского полка 148-й ПД. Целями группы являлись деревни Вергемоли и Каломини.
Центральная группа (батальон из дивизии «Монтероза» и полтора батальона 285-го гренадерского полка) должна была наступать вдоль реки Серхио к деревням Треппиньяна и Кастельвеччио. Наконец, восточная группа, наносившая основной удар в направлении Соммоколония-Барга, состояла исключительно из немецких частей: двух горно-егерских батальонов (4-го и «Миттенвальд»), усиленных подразделениями горно-пулеметного батальона «Кессельринг».
Группе «Фреттер-Пико» противостояла американская 92-я ПД, занимавшая позиции на крайнем левом фланге фронта союзников – от морского побережья до реки Серхио. В плане организационно-штатной структуры она являлась вполне обычной пехотной дивизией армии США и состояла из трех пехотных полков (366-го, 370-го и 371-го), четырех артиллерийских дивизионов (трех 105-мм и одного 155-мм гаубиц), разведывательного эскадрона, саперного и медицинского батальонов, а также тыловых служб. Однако эта дивизия имела одну особенность – она комплектовалась афроамериканцами (в то время в вооруженных силах США сохранялась расовая сегрегация). Чернокожие солдаты носили прозвище «Buffalo soldiers» – «солдаты-бизоны». Это название уходит своими корнями во вторую половину XIX века, когда немало афроамериканцев вербовалось в армию США для службы на западном фронтире. Поскольку правительство далеко не всегда своевременно обеспечивало своих солдат зимним обмундированием, тем приходилось выходить из положения, изготавливая одеяния из бизоньих шкур.
Все рядовые и сержанты 92-й ПД были афроамериканцами, так же, как и большинство офицеров низшего звена. Но командный состав, начиная с уровня батальона, был «белым», равно как и командир дивизии – генерал-майор Эдвард Мэллори Алмонд. Среди частей дивизии наибольшим боевым опытом обладал 370-й полк, первым прибывший в Италию. В сентябре-октябре 1944 года он участвовал в боях на левом фланге союзных войск (форсирование реки Арно, занятие города Лукка). К ноябрю в Италию прибыли остальные подразделения дивизии. Её командование, как и противник, планировало в декабре провести локальную наступательную операцию, причем с аналогичной целью – «разгрузить» американские войска на центральном участке фронта. Генерал Алмонд считал, что противник на его участке не располагает силами, способными вести наступательные действия. Полки 92-й ПД начали выдвижение в исходные районы для атаки, намеченной на 25 декабря. 371-й полк находился в приморском районе, два других – в долине реки Серхио. 366-й полк занимал городок Барга и несколько деревень на восточном берегу реки, а центром позиции 370-го полка была деревня Галликано на западном берегу. Однако 24 декабря наступление было отменено.
Сражение
Итальянцы и немцы перешли в наступление утром 26 декабря. Момент был как нельзя более подходящим: полки 92-й ПД ещё не успели вернуться из исходных районов для атаки на подготовленные оборонительные позиции. К тому же, погодные условия – низкая облачность и снег – сковали действия американской авиации, не позволив своевременно вскрыть намерения противника.
Первой ударила восточная колонна боевой группы «Фреттер-Пико», атаковавшая деревни, занятые передовыми отрядами 366-го полка. В течение двух часов немцам удалось окружить деревню Соммоколония, где находились два взвода вышеуказанного полка. Несмотря на помощь итальянских партизан и попытку третьего взвода придти на выручку товарищам, к вечеру (около 16:00) Соммоколония была занята немцами. Из примерно 70 американских пехотинцев, оборонявшихся в деревне, из окружения вырвалось только 17 человек.
В 14:00 противник атаковал центральную позицию 366-го полка – город Барга. К утру 27 декабря американцы были выбиты и оттуда. Тем же утром две роты батальона «Миттенвальд» выбили американцев из деревень Беббио и Скарпелло. Здесь оборонялись два взвода разведывательного эскадрона 92-й ПД – им пришлось отойти к Корелье, но и оттуда их выбили немцы.
Утром 26 декабря начали наступление и две другие колонны боевой группы «Фреттер-Пико». В отличие от восточной колонны, их наступление сопровождалось поддержкой всей наличной артиллерии. Части центральной группы продвигались по обоим берегам реки Серхио, причем итальянцы из альпийского батальона сумели своим примером увлечь эльзасцев 285-го полка, не отличавшихся высоким боевым духом. Довольно быстро и без особого сопротивления со стороны американцев им удалось занять населенный пункт Форначи. Батальон дивизии «Сан-Марко» из состава западной группы быстро захватил деревню Молаццано. Не справилась с задачей штабная рота 1-го полка альпийской дивизии – она не смогла взять деревню Бруччиано, понеся тяжелые потери. Разведгруппа и альпийский батальон из дивизии «Монтероза» быстро овладели деревней Каломини, но не смогли выбить «бизонов» 370-го полка и итальянских партизан из деревни Вергемоли. Заняв укрепленные позиции, американцы оказывали ожесточенное сопротивление, несмотря на артиллерийский обстрел. Вскоре оказалось, что Вергемоли является единственным серьезным очагом сопротивления – в остальных направлениях войска Оси успешно продвигались на юг. Вергемоли угрожало окружение, поэтому подразделениям 370-го полка пришлось отступить. Их отход прикрывали итальянские партизаны, рассеявшиеся затем в окрестных лесах.
Ночью с 26 на 27 декабря немцы и итальянцы продолжали атаки вдоль реки Серхио. К утру восточная колонна заняла деревню Пиан-де-Корелья и остановилась, выйдя на рубеж, предусмотренный планом операции. Итальянские разведывательные дозоры продвинулись ещё на несколько километров вперед и доложили о том, что американцы отступают. Оборона 366-го и 370-го полков окончательно развалилась.
К концу дня 27 декабря намеченных рубежей достигли все три колонны группы «Фреттер-Пико». В плен попали более 250 американцев, трофеями стали значительные запасы продовольствия и боеприпасов, много стрелкового оружия и минометов. Стало ясно, что импровизированной боевой группе удалось нанести поражение полнокровной американской дивизии, хотя и не разгромить её.
Части группы «Фреттер-Пико» потеряли около ста человек убитыми и тяжелоранеными. Цели операции «Винтергевиттер» были достигнуты, и батальоны начали отход. Стоит заметить, что это было сделано вовремя – 27 декабря улучшилась погода, и над Гарфаньяной появились американские истребители Р-47 «Тандерболт»…
Американская 92-я дивизия, отступившая на юго-восток, встретила две бригады 8-й индийской ПД, высланной на помощь «бизонам». Заняв оборону, американцы и индусы ждали появления противника, но его всё не было… 28 декабря разведывательный полк 8-й индийской ПД начал осторожно продвигаться на север, не встречая неприятеля. В это время итальянцы и немцы уже праздновали победу, укрепляясь на новых позициях, которые отстояли от исходного рубежа их наступления всего на 2 км.
Итоги
Несмотря на свой локальный масштаб, бои в Гарфаньяне вызвали эйфорию среди руководства «Республики Сало». Муссолини и Грациани настаивали на развитии успеха и продолжении наступательных операций в этом районе с привлечением более крупных сил. Их пыл быстро погасило немецкое командование, прекрасно понимавшее, что в условиях господства противника в воздухе любое наступление будет продолжаться лишь при нелетной погоде. Это не помешало немецкой пропаганде трубить об успехе в Гарфаньяне, окрещенной «итальянскими Арденнами».
Союзники также создали свою «Гарфаньянскую легенду». Согласно ей, битва не завершилась 27 декабря, а продолжалась до конца года. В течение нескольких дней 8-я индийская ПД, сменив на позициях 92-ю дивизию, контратаковала противника, отбив город Барга и вынудив немцев и итальянцев отступить. В действительности же никаких «ожесточённых боев» в те дни не велось – индусы просто заняли территорию, оставленную противником. Известно, что их дозоры захватили лишь троих пленных (немца и двоих итальянцев), отставших от своих частей.
Командир 92-й ПД, потерявшей погибшими и ранеными около тысячи человек, во всем обвинял своих чернокожих солдат. Генерал Алмонд заявил: «Ни один белый человек не хочет быть обвинен в бегстве с позиции. Чёрного это не волнует… люди думают, что южане [имеются в виду выходцы с Юга США – прим. автора] не любят чёрных. Это не так – просто мы знаем их возможности…». Сами немцы и итальянцы отмечали малую агрессивность чернокожих бойцов в атаке, утверждая, однако, что в обороне они обладают достаточной стойкостью. Стоит учитывать и ещё один нюанс: Алмонд бессменно командовал 92-й дивизией с 1942 года – если за два года подготовки соединение не приобрело нужных боевых кондиций, то вина, безусловно, ложится и на его командира. Тем не менее, Алмонд остался на своем посту. Командующий 5-й армией генерал Марк Кларк отметил своевременность решения Алмонда об отходе, благодаря чему дивизии удалось избежать окружения. Однако расистские взгляды Алмонда в дальнейшем принесли ему немало неприятностей во время войны в Корее. Командуя 10-м армейским корпусом, он потерпел ряд поражений. Непосредственной причиной наиболее громкого из них (на реке Ялу) стала недооценка Алмондом боевых возможностей китайских войск – по его мнению, азиаты не могли на равных противостоять белому человеку…
Литература:
- Jowett P. S. The Italian Army, 1940–1945 (3): Italy, 1943–45. – Oxford, 2001
- Szopa M. Bitwa pod Garfagnana // Historia Wojsko i Technika. – 2016. – №2
- Monterosa Alpini Division // http://www.flamesofwar.com/hobby.aspx?art_id=213
Комментарии к данной статье отключены.