5 июля 1940 года Швеция уступила давлению нацистской Германии и разрешила осуществлять транзит немецких войск по своей территории. Это произошло после оккупации Германией двух скандинавских стран – Дании и Норвегии, и стало существенным нарушением провозглашённого шведским правительством нейтралитета. С похожим ультиматумом через три с половиной месяца столкнулась Греция, у которой фашистская Италия затребовала права свободной транспортировки своих войск по её территории. В отличие от шведов, греческий премьер-министр Метаксас в этой ситуации принял решение ответить отказом, что привело к вступлению Греции во Вторую мировую войну на стороне Великобритании и впоследствии – к её оккупации Германией.
Впервые Германия выдвинула требования о предоставлении шведами права транзита ещё в ходе операции по захвату Норвегии весной 1940 года, но на это требование шведы ответили отказом, напомнив немцам о близости шведского и норвежского народов. С прекращением боевых действий этот аргумент стал несостоятельным, и шведы уступили. Официально немцы перевозили по шведским дорогам военнослужащих без оружия, раненых и следовавших в отпуска из Норвегии в Германию и обратно. На практике это далеко не всегда соответствовало действительности. Например, после нападения в июне 1941 года Германии на СССР из Норвегии в Финляндию со всем оружием была переправлена 163-я пехотная дивизия вермахта. Всего до отмены транзитного соглашения в августе 1943 года через территорию Швеции проследовало 1 004 158 немецких военнослужащих из Норвегии в Германию и 1 037 158 — в обратном направлении.
Московский мирный договор между СССР и Финляндией, заключённый после Зимней войны, предусматривал передачу Советскому Союзу полуострова Ханко у входа в Финский залив. При этом в договоре не оговаривались обязательства Финляндии по пропуску к этому анклаву советских железнодорожных эшелонов по своей территории. Подразумевалось, что советская военно-морская база у входа в Финский залив снабжаться будет по морю. 9 июля 1940 года, после того, как Швеция официально признала, что заключила договор о транзите с Германией, СССР потребовал заключения похожего соглашения и от Финляндии. 6 сентября оно было подписано, причём финны смогли ограничить число советских поездов, одновременно находящихся на их территории, до трёх.
Комментарии к данной статье отключены.