31 июля 1944 года в Лондоне три польских генерала приняли решение, имевшее трагические последствия. Командующий Армией Крайовой (АК) Тадеуш Коморовский, его заместитель Леопольд Окулицкий и начальник штаба Тадеуш Пельчинский постановили на следующий день в 17:00 начать в Варшаве восстание против немецких оккупационных войск. Буквально за час до того, как судьбоносное решение было принято, поступило сообщение о том, что у берега Вислы показались первые советские танки. Когда же стало известно, что эти танки были всё-таки немецкими, военачальники не изменили планы. Они спешили провозгласить в Варшаве власть Польского правительства в изгнании (ППИ) до того, как Красная армия вступит в столицу.
Игра ва-банк
В ходе летнего наступления РККА разгромила немецкую группу армий «Центр» и освободила Белорусскую ССР и восточные области Польши. 21 июля в Москве был создан Польский комитет национального освобождения (ПКНО). Он выпустил манифест, который призывал к борьбе против нацистов, поддержке Армии Людовой и Красной армии и осуждал ППИ. Помимо прочего документ провозглашал дружественные отношения между Польшей и СССР. Члены комитета намеревались провести политические и земельные реформы, передать государству заводы, банки и промышленные предприятия, а также предоставить рабочим политические права.
Власть ПКНО распространялась на освобождённые районы Польши, в пределах которых проживало почти 6 млн граждан. Комитет имел собственные, сформированные в СССР, вооружённые силы — 1-ю армию Войска Польского под командованием генерала Зигмунда Берлинга. Она с 1943 года, когда был создан 1-й корпус, послуживший основой для формирования армии, воевала против немцев. 26 июля 1944 года ПКНО подписал с Советским Союзом договор, регулировавший права и обязанности РККА на территории Польши — шаг, на который ППИ пойти не желало. Правительство в изгнании опасалось, что в освобождённой Польше власть к своим рукам приберут коммунисты. Начавшееся 1 августа 1944 года Варшавское восстание в военном отношении было направлено против немецких оккупантов, но его дальнейшие политические цели включали противодействие РККА с ПКНО.
Восстание планировалось провести на финальном этапе войны, командование Армии Крайовой готовило его в течение нескольких лет. Повстанцы должны были ударить в спину отступающему вермахту, который в то время будет занят прорывающими его оборону частями РККА. Когда советские войска подошли бы к Варшаве, их встретили бы полноправные хозяева столицы — подразделения АК, с которыми «красным» пришлось бы считаться как с законной властью. По итогам операции, получившей название «Буря» (Burza), власть в Польше должна была полностью перейти к находившемуся в Лондоне ППИ.
На конференции «большой тройки» — СССР, США и Великобритании — в Тегеране в декабре 1943 поднимался и польский вопрос. Освобождение Польши ложилось на плечи советских войск. При этом польские политики в Лондоне рассчитывали добиться поддержки британского правительства на предстоящих переговорах с СССР касательно будущего Польши.
Этот план был подобен замку из песка. Никакая армия не стала бы терпеть у себя в тылу боевые соединения, не связанные с ней союзными договорами. РККА разоружала все соединения АК, находившиеся на освобождённой ею территории и не желавшие вступать в 1-ю армию Войска Польского. Многие офицеры и солдаты этих соединений попали в советские лагеря для интернированных.
Импровизация без координации
Принимая решение начать восстание, ППИ допустило несколько ошибок в оценке сложившейся обстановки:
- Несмотря на успехи летнего наступления, РККА испытывала ощутимые трудности: её коммуникации растянулись, не хватало топлива и боеприпасов, а войска нуждались в пополнении перед наступлением на Варшаву. Битва под Радзимином к востоку от Варшавы (25 июля — 5 августа) стала самым крупным танковым сражением Второй мировой войны на польской территории: с немецкой стороны в ней участвовало 500 танков, с советской — 400. 2–3 августа немцы отбили наступление 3-го танкового корпуса РККА. Красная армия перешла к обороне.
- Советская стратегия предусматривала не прямое наступление на Варшаву, а окружение города. Вермахт это понял, а командование АК — нет.
- Быстрое освобождение Франции и покушение на Гитлера командование АК неверно расценило как разложение в рядах вермахта.
АК к 1 августа имела слишком мало людей и оружия. Всего в её рядах насчитывалось около 30 000 бойцов, из которых лишь примерно 3000 человек были вооружены и очень немногие имели боевой опыт. Боеприпасов хватало на два–три дня.
7 июля начальники штабов союзников заявили, что не смогут поставить необходимое количество оружия. Также они потребовали, чтобы ППИ скоординировало дату восстания с РККА. Поляки требование проигнорировали. 27 июля ППИ в Лондоне официально попросило британцев о поддержке восстания с воздуха, однако получило отказ.
Решив поднять восстание 1 августа, командиры АК поставили и РККА, и западных союзников перед фактом. В официальном ответе от 14 августа 1944 года британское Министерство иностранных дел сообщало ППИ, что решение о начале восстания поляки принимали самостоятельно, и потому ни СССР, ни Великобритания не видят возможности действовать сообща.
Начало восстания
По плану повстанцы должны были захватить аэродромы в Окенце и Билани в окрестностях Варшавы, прервать движение на железнодорожном узле столицы и захватить радиостанцию. По сути, реализация плана легла на плечи варшавского командования АК. Восстание продолжалось девять недель, но АК не проводила боевых действий в других оккупированных немцами районах, чтобы облегчить ситуацию в Варшаве. В столицу не были отправлены формирования из других регионов. Находившиеся в Варшаве небольшие контингенты Армии Людовой присоединились к восстанию и перешли в распоряжение варшавского командования АК, оставаясь при этом политически независимыми от неё.
Немцы, знавшие о подготовке восстания и дате его начала, построили у мостов и важных зданий защитные укрепления. К 13:00 1 августа войска были приведены в боевую готовность. Однако немецкое командование недооценило размах выступления, и в городе было всего около 12 000 солдат вермахта, СС и полиции.
В первый же день повстанцы атаковали практически все немецкие опорные пункты. В ночь с 1 на 2 августа немцы получили свежие подкрепления, но АК всё-таки удалось освободить Жолибож, Мокотув и некоторые другие районы города. На подконтрольных АК улицах бойцы воздвигали баррикады, что не позволило вермахту применять танки, и потому бои происходили в домах, квартирах и подвалах. Натиск повстанцев, пусть и хуже вооружённых, произвёл впечатление на немецкие войска.
Без моста
Все четыре моста через Вислу, оба аэродрома, казармы вермахта, СС и полиции, а также более сотни административных зданий оставались в руках оккупантов. Немцы сумели изолировать поляков друг от друга, и в разных частях города отряды повстанцев сражались с врагом самостоятельно. Оккупанты сохранили телефонную и телеграфную связь, а также контролировали важнейшие дороги, и потому снабжение войск на Восточном фронте не прерывалось.
По мнению историка Ханса фон Краннхальса (Hans von Krannhals), тот факт, что поляки не смогли захватить мосты и аэродромы, поставил крест на всём восстании. С обоих аэродромов немецкие бомбардировщики один за другим наносили удары по восставшим. Чтобы получить подкрепления со стороны советских войск, от помощи которых АК не стала отказываться, требовался хотя бы один мост. Похоже, что польское командование недооценило их стратегическое значение: в переписке между генералами мосты не упоминаются как приоритетная цель.
С 3 августа повстанцы, экономя боеприпасы, перешли к обороне. Инициатива оказалась в руках оккупантов. Нацистское командование восприняло восстание как удобный и давно ожидаемый повод нанести удар по полякам. В начале месяца Гитлер подписал приказ, который предусматривал полное уничтожение города и его населения, а также запрещал брать пленных. В назидание другим Варшаву предстояло сровнять с землёй. Выступая 21 сентября 1944 года перед генералами, Гиммлер заметил, что немцам необходимо ликвидировать цвет польской нации, которая уже 700 лет закрывает Германии путь на восток.
5 августа немецкие войска под командованием группенфюрера СС Эриха фон дем Баха (Erich von dem Bach) перешли к систематическим атакам на занятые повстанцами районы. Поначалу в распоряжении фон дем Баха было всего 2740 бойцов СС и полиции. Однако подкрепления поступали регулярно: с печально известным подразделением СС Оскара Дирлевангера он получил 880 человек, из 29-й ваффен-гренадерской дивизии СС «Русской освободительной народной армии» коллаборациониста Бронислава Каминского — 1700 человек. Прибыли также 2500 человек из штрафного лагеря СС в Данциге и 608-й полк азербайджанских и туркменских солдат вермахта. К 20 августа фон дем Бах собрал 21 000 человек — отлично вооружённых, с мощной артиллерией, орудиями и миномётами, танками и штурмовыми самоходками.
Немецкие войска изолировали отдельные районы города и уничтожали там повстанцев. В центре Варшавы, в старом городе, около 7200 бойцов АК до 2 сентября оборонялись против вдвое превосходившего противника.
Немцы не щадили Варшаву. Огонь тяжёлой артиллерии и бомбардировки разрушили город и погубили множество мирных жителей. Пленные подлежали расстрелу. Польских женщин немцы использовали в качестве живого щита. 4 и 5 августа в Варшаву с запада вошли части под командованием генерал-лейтенанта Хайнца Райнефарта (Heinz Reinefarth). Только за эти два дня они уничтожили 38 000 горожан. Однако вскоре Эрих фон дем Бах приказал остановить истребление поляков, так как жестокость СС отнюдь не подавляла их стремление к сопротивлению. Бах решил изменить тактику: в случае капитуляции он обещал повстанцам статус военнопленных.
ППИ всё же добилось помощи от Уинстона Черчилля, и с 5 по 14 августа на Варшаву была сброшена тысяча единиц оружия и боеприпасы. Однако английская авиация несла большие потери, и потому в вылетах случались перерывы.
Легенды и факты
Основная легенда этой кампании берёт начало в депеше от 5 августа, посланной вице-премьером ППИ и делегатом Представительства правительства на родине Яном Станиславом Янковским в Лондон. На следующий день генерал Леопольд Окулицкий и полковник Антоний Хрусцель повторили её содержание в напечатанных АК листовках. В них утверждалось, что РККА специально остановила наступление, а в разыгравшейся в Варшаве трагедии виновен Иосиф Сталин, предавший восстание.
Опубликованные в 1990 году внутренние документы АК сами противоречат этой легенде. В середине сентября войска 1-го Белорусского фронта, в чьём оперативном подчинении находились три дивизии 1-й армии Войска Польского, сломили немецкое сопротивление к востоку от Вислы. 13 сентября они захватили пригород Варшавы Прагу. С этого дня повстанцы ежедневно получали поддержку: с воздуха им сбрасывали оружие и продукты. Советские истребители прикрывали город от атак немецких бомбардировщиков. Противовоздушная и полевая артиллерия 1-й армии Войска Польского поддерживала повстанцев с другого берега реки.
1-я армия Войска Польского несколько раз пыталась переправиться через реку и сумела создать два плацдарма на западном берегу Вислы. Эти бои стоили жизней более чем 4000 польских солдат, но повстанцы их не поддержали, и в итоге оба плацдарма были потеряны.
Кризис и капитуляция
Разгромив повстанцев в старом городе, Бах направил войска в восточные районы Варшавы. К 6 сентября немцы установили контроль почти над всем западным берегом Вислы и начали там строительство укреплений для обороны от РККА.
В начале сентября положение повстанцев осложнилось. Артиллерийский обстрел и бомбардировки уносили жизни многих горожан. Всё сильнее сказывалась нехватка оружия, боеприпасов, медикаментов, воды и еды. Но хуже всего было то, что повстанцы теряли веру в победу. С каждым утраченным районом города энтузиазм повстанцев всё больше угасал, и они всё меньше доверяли командованию АК.
Тем временем отведённые с фронта немецкие войска, имевшие боевой опыт, зачищали город от повстанцев. 30 сентября, потеряв важнейшие районы Варшавы, командование АК начало переговоры о капитуляции. Они завершились 2 октября: 900 офицеров и 15 000 солдат АК сдались в немецкий плен. Город был разрушен на 80%.
Две стороны медали
Варшавское восстание до сих вызывает противоречивые чувства. После пяти лет террора, убийств и насилия у поляков наконец появился шанс встретиться с захватчиками в открытом бою. Хотя повстанцы испытывали нехватку оружия и боеприпасов, их мужество и готовность к самопожертвованию позволили здорово потрепать оккупантов. Только через девять недель ожесточённых боёв немцы сломили сопротивление поляков. По словам Гиммлера, каждый из 63 дней восстания стоил немецкой армии 300 убитых солдат. Чтобы подавить его, в город пришлось стянуть 25 000 отлично вооружённых бойцов. Сами немцы признавали, что поляки сражались героически.
Любая оценка восстания должна учитывать его сложный характер. С одной стороны, оно задумывалось как демонстрация военной силы, хотя солдаты и младшие офицеры АК не имели представления о политических целях верховного командования. ППИ хотело установить свою власть в Варшаве до того, как город освободят советские войска. Западных союзников поляки также просто поставили перед фактом.
Повстанцы потеряли 16 000 человек убитыми и ещё 6000 — ранеными. Жертвами боёв и бомбардировок стали около 200 000 простых горожан. Немецкая сторона потеряла 17 000 солдат погибшими и пропавшими без вести, 9000 немцев получили ранения. Варшава была разрушена и разграблена, исторические памятники лежали в руинах.
Как бы то ни было, это была борьба польского народа против оккупантов. В ней участвовали не только бойцы АК, но и другие военные формирования, а также почти всё гражданское население. Двухмесячные бои в Варшаве стали вкладом поляков в победу над Германией и ознаменовали собой кульминацию шестилетнего польского сопротивления.
Литература и источники:
- Relacja Adama Komorowskiego / Norman Davies. Powstanie’44. — Znak, 2006.
- R.F. Leslie. The History of Poland since 1863. — Cambridge University Press, 1983.
- Helmuth Fellner. Warschauer Aufstand Juli 1944 // Junge Welt. — 31.07.2004.
- Hanns von Krannhals. Der Warschauer Aufstand 1944. — Bernard & Graefe, 1962.
- Armia Krajowa w dokumentach 1939–1945 — W 6 t. — Wrozlaw, 1990.
- Czesław Madajczyk. Ludność cywilna w powstaniu Warszawskim. Tom. I–IV. — Państwowy Instytut Wydawniczy 1974.
- Спецсообщение Л. П. Берии — И. В. Сталину с приложением протоколов допроса Я. И. Янковского и Л. Б. Окулицкого: hrono.info
Комментарии к данной статье отключены.