75 лет назад, в ночь с 21 на 22 июля 1941 года, бомбардировщики люфтваффе совершили первый налёт на Москву. Экипажи более 200 «Хейнкелей», «Юнкерсов» и «Дорнье» рассчитывали на полигонные условия для бомбометания — по разведывательным данным, ПВО столицы большевиков имела слабую зенитную артиллерию и была полностью лишена ночной истребительной авиации. Однако немецких лётчиков встретила организованная сила, заставившая задуматься о целесообразности подобных атак. О том, как разворачивались события в ходе налёта и каковы были его итоги — в 20 иллюстрированных эпизодах.
Одиночные немецкие самолёты-разведчики появлялись в зоне ответственности ПВО Москвы и ранее – за первый месяц войны было зафиксировано 89 пролётов вражеских самолётов, из них девять прошли непосредственно над городом. «Достать» врага было практически невозможно – немецкие экипажи действовали на высотах в 7000 метров и выше, и успешный перехват в таких условиях мог быть только делом везения.
С захватом аэродромов в Белоруссии немецкое командование приступило к разработке плана бомбардировки советской столицы. Кроме деморализующего эффекта, который принесли бы жертвы и разрушения в густонаселённом городе с четырёхмиллионным населением, налёты имели и более прямые цели. Москва летом 1941 года была важнейшим административно-политическим и промышленным центром, а также транспортным узлом, через который шло снабжение войск на фронте.
Для первого налёта на Москву командование люфтваффе подняло в воздух мощнейшую группировку – 195 бомбардировщиков Хе-111, Ю-88 и До-17 (по советским данным, их было даже 220). Они были встречены во всеоружии лётчиками-истребителями, зенитчиками, прожектористами, операторами звукоулавливающих станций, пожарными и бойцами системы гражданской обороны. В небе над Москвой и на её земле разгорелось настоящее сражение…
1/20
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Заголовок6
Заголовок7
Заголовок8
Заголовок9
Заголовок10
Заголовок11
Заголовок12
Заголовок13
Заголовок14
Заголовок15
Заголовок16
Заголовок17
Заголовок18
Заголовок19
Заголовок20
Наиболее массовым из современных истребителей, защищавших Москву от первого налёта, был самолёт конструкции Микояна и Гуревича МиГ-3 – в составе 6-го ИАК ПВО к тому моменту было не менее 100 таких машин. Однако по той причине, что МиГ-3 был слабо освоен лётным составом (основная масса «МиГов» поступила в полки в апреле-мае), а также из-за низкого уровня готовности новой техники большой роли в отражении первых ночных налётов этот истребитель не сыграл.
Наибольшую нагрузку в ночных боях с 21 на 22 июля 1941 года вынес старый проверенный истребитель конструкции Поликарпова И-16, хорошо освоенный лётчиками. Впрочем, это были практически новые «ишачки» последних серий (тип 24 и тип 29), вышедшие с завода в конце 1940 года – радиофицированные, с протектированными топливными баками, с установленными орудиями для пуска реактивных снарядов РО-82. Единственное, что ограничивало их боевые возможности по сравнению с теми же МиГ-3, – это низкая надёжность моторов М-63, но в целом это были вполне боеспособные истребители.
Для помощи лётчикам ПВО Москвы, среди которых было довольно мало тех, кто освоил ночное применение новой техники, были созданы две эскадрильи лётчиков-испытателей на истребителях И-16 и МиГ-3. Не обладая навыками стрельбы в воздухе, испытатели, тем не менее, внесли свой вклад в отражение налёта – минимум один немецкий бомбардировщик был ими сбит. Отличился известный впоследствии лётчик-испытатель и писатель Марк Галлай, уничтоживший «Дорнье» До-17.
В условиях не до конца отработанного взаимодействия между постами ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь), радиолокационными станциями и истребительной авиацией лишь непрерывное патрулирование в воздухе давало реальные шансы на перехват противника, позволяя не тратить время на взлёт и набор высоты. Безусловно, при этом происходил большой расход моторесурса и горючего, а лётчики уставали. Всего на отражение первого налёта лётчики ПВО выполнили, по разным данным, от 173 до 178 ночных боевых вылетов, потери составили три истребителя – всё из-за технических неисправностей. Лётчики покинули самолёты с парашютами.
К моменту первого налёта на Москву в ПВО столицы было сосредоточено большое количество зенитной артиллерии: 564 орудия калибра 85 мм, 232 орудия калибра 76 мм, 248 орудий калибра 37 мм и 25 мм, а также 336 пулемётных установок из счетверённых пулемётов «Максим». При этом орудия малокалиберной зенитной артиллерии и пулемётные установки зачастую располагались непосредственно в городской застройке, на крышах зданий – как этот расчёт 37-мм орудия.
С началом войны в столице была проведена гигантская работа по маскировке – в этом плане Москва тоже оказалась подготовлена очень хорошо. Площади раскрашивались под парки и скверы, крупные здания при помощи краски и драпировки визуально дробились на более мелкие объекты, затенялись яркие пятна – такие, как купола московских соборов и церквей, кремлёвские звёзды. С наступлением ночи Москва погружалась в полную темноту. На фото – наглядный пример деформирующего камуфляжа, при помощи которого массивное здание Большого театра визуально превращено в несколько небольших строений.
Увы, предпринятые усилия по маскировке Москвы дали только частичный эффект – для опытных экипажей люфтваффе не составило труда быстро разобраться в обстановке и начать выходить на цель по естественным ориентирам типа изгибов Москвы-реки. На этом снимке, сделанном немецким самолётом-разведчиком 22 июля, на утро после налёта, хорошо просматривается весь центр Москвы. Разумеется, в ночных условиях эффект от маскировки был выше.
Основным бомбардировщиком в первых налётах на Москву был «Хейнкель» Хе-111. К началу войны с Советским Союзом он уступал по комплексу характеристик «Юнкерсу» Ю-88, но при этом обладал сильным защитным вооружением, а также имел прекрасную живучесть. Сбить в ночном бою «Хейнкель» для советских лётчиков, пилотировавших И-16 и МиГ-3, вооружённые 3–4 пулемётами, было не самой простой задачей. Зачастую единственным способом преградить путь врагу становился воздушный таран.
Подвеска 250-кг авиабомб под бомбардировщик Хе-111 из отдельной немецкой авиагруппы KGr 100. Это соединение было переброшено для участия в налётах на Москву из Франции в середине июля и выступало в роли лидеров и целеуказателей, создавая очаги пожаров. Основная масса сброшенных в первом налёте на Москву бомб составляла мелкие «зажигалки», не давшие нужного эффекта (всего в ходе первого налёта сброшено порядка 100 тонн фугасных авиабомб и более 45 000 мелких «зажигалок»). В последующих налётах немцы стали применять авиабомбы крупных калибров.
Немецкая разведка не сумела отследить усиление ПВО советской столицы накануне войны и в первый её месяц, поэтому экипажи бомбардировщиков люфтваффе были шокированы количеством ночных истребителей, которых у «советов» вообще не должно было быть, плотностью огня зенитной артиллерии, а также массовым применением аэростатов заграждения, поднимавшихся до 4000–4500 метров. Неожиданно ПВО Москвы оказалась сильнее ПВО Лондона, которая до этого вызывала у немцев большие опасения.
В июле, незадолго до начала налётов на Москву, 6-й ИАК ПВО, кадровые лётчики которого имели большой налёт, но в массе своей не участвовали прежде в боях, был усилен несколькими истребительными авиаполками, уже успевшими сразиться с врагом. На фото – лётчики 124-го ИАП, встретившие начало войны на западной границе, у истребителя МиГ-3. Осенью 1941 года полк вновь был передислоцирован, на этот раз в систему ПВО Ленинграда.
Глубокие тоннели и станции московского метрополитена могли вместить большое количество людей в качестве бомбоубежищ. С объявлением воздушной тревоги москвичи быстро научились спускаться в метро, прихватив с собой необходимый минимум вещей. На снимке люди пережидают воздушный налёт на станции метро «Маяковская».
Использование немцами в качестве боевой нагрузки своих бомбардировщиков большого количества мелких зажигательных бомб делало очень значимой в борьбе с последствиями налётов роль пожарной охраны, местной ПВО и добровольных народных дружин. Укомплектованные зачастую женщинами и подростками, эти подразделения очень быстро научились бороться с «зажигалками», сбрасывая их с крыш домов на тротуары или в специально заготовленные ящики с песком.
При отражении первого налёта не всегда удавалось достичь понимания между зенитчиками, прожектористами и лётчиками-истребителями. Зачастую огонь вёлся по любому замеченному самолёту, а прожектористы слепили своих лётчиков. Однако со временем взаимодействие между «небом» и «землёй» было налажено: лётчики перестали идти в зону сплошного зенитного огня, а прожектористы и зенитчики переставали сопровождать лучом и обстреливать своих перехватчиков.
К сожалению, зенитные установки счетверённых пулемётов «Максим» оказались практически бесполезны в условиях ночных налётов, особенно после того как экипажи люфтваффе вынуждены были поднять высоты захода на цель и бомбометания. Стрельба из таких установок в лучшем случае имела психологический эффект, но в целом была бесполезной тратой патронов.
После отражения налёта лётчики-истребители 6-го ИАК ПВО заявили об уничтожении 12 немецких бомбардировщиков, ещё 10 засчитали зенитчикам. На самом деле потери люфтваффе был гораздо скромнее – первый налёт на Москву стоил немцам 6–7 бомбардировщиков. Наибольший эффект заключался не в прямых потерях: прежде убеждённые в слабости московской ПВО, немцы были вынуждены перейти на налёты малыми группами и на бомбометание с больших высот.
На отражение первого налета на Москву части зенитной артиллерии израсходовали 16201 снаряд калибра 85 мм, 13280 снарядов калибра 37 мм, 10072 патрона к крупнокалиберным пулеметам и 117344 патрона калибра 7,62 мм. Неудивительно, что временами небо над Москвой освещалось целыми фейерверками.
С 21 июля 1941 года до середины 1942 года, когда закончились наиболее интенсивные бомбардировки, Москва пережила 95 ночных и 30 дневных налётов, в которых, по советским данным, участвовало 7202 самолёта. К городу через заслон истребителей, зенитный огонь и аэростаты заграждения прорвалось лишь 388 из них. Ослабление интенсивности налётов способствовало тому, что часть истребительных полков ПВО отправили на фронт. Тем не менее, налёты мелкими группами и одиночными самолётами немцы продолжали до августа 1943 года, а недосягаемые для советских истребителей разведчики появлялись в московском небе до конца 1944 года.
При первом налёте на Москву погибло 130 её жителей и защитников столицы, ещё 662 человека получили ранения. Это были первые и самые массовые из жертв бомбардировок города. К концу августа число погибших составит 736 человек, а к концу ноября 1941 года – около 1300 человек.
Отдавая должное защитникам московского неба, нарком обороны И. В. Сталин днём 22 июля в специальном приказе объявил благодарность участникам отражения налёта – это был первый приказ Верховного Главнокомандующего о поощрении военнослужащих. 25 июля указом Президиума Верховного Совета СССР группа защитников Москвы (83 человека) была награждена орденами и медалями. Среди них были командиры зенитных батарей старший лейтенант Иван Клец и лейтенант Алексей Турукало, лётчики-истребители капитан Константин Титенков и Василий Бокач, лётчики-испытатели Марк Галлай и Матвей Байкалов, пожарные, прожектористы, санитарные дружинники, милиционеры.
Комментарии к данной статье отключены.