Считается, что становым хребтом флота являются линкоры, авианосцы и крейсера – большие и грозные корабли, которые одним своим существованием представляют угрозу для противника. Но, как бы парадоксально это ни выглядело, морская мощь Великобритании во время Второй мировой войны базировалась не на них, а на эсминцах. Именно эти маленькие и юркие кораблики сражались в Ла-Манше и несли потери от ударов немецких пикировщиков в Средиземном море и у берегов Норвегии. А главной их заслугой была охрана жизненно важной артерии через Атлантику. Она соединяла Англию с США и Канадой с помощью конвоев, снабжавших британцев всем необходимым для жизни и борьбы с противником. За время войны немецкие подводники потопили или повредили под списание более 30 британских эсминцев, и первым стал потопленный 21 января 1940 года «Эксмут».
С самого начала войны эсминцы были грозным врагом для немецких субмарин, стремившихся разорвать эту артерию путём истребления торговых судов, но и они несли потери в подводной войне, получившей название «Битва за Атлантику». Торпедами с подлодок было потоплено или повреждено более 50 союзных эсминцев, из которых львиная доля приходится на корабли под британским «Юнион Джеком».
Сомнительную честь стать первым кораблём, погибшим от торпеды с немецкой подлодки, эсминцы уступили авианосцам и линкорам. Так, 17 сентября 1939 года U 29 потопила авианосец «Корейджес» (HMS Courageous), а в ночь с 13 на 14 октября во время знаменитого прорыва U 47 в гавань Скапа-Флоу на дно отправился линкор «Ройал Оук» (HMS Royal Oak).
Что касается эсминцев – до того момента, как первый британский корабль этого типа был потоплен подводной лодкой, по разным причинам на дно успели отправиться четыре эсминца:
- «Бланш» (HMS Blanche) – 13 ноября 1939 года затонул в устье Темзы во время буксировки после подрыва на минах в Северном море, установленных немецкими эсминцами;
- «Джипси» (HMS Gipsy) – 21 ноября 1939 года подорвался на магнитной мине, сброшенной с немецкого самолёта во входном канале в гавань Гарвича, и затонул;
- «Дачесс» (HMS Duchess) – 12 декабря 1939 года затонул после столкновения с линкором «Бархэм» (HMS Barham) в Северном канале, на выходе из Ирландского моря;
- «Гренвилль» (HMS Grenville) – 19 января 1940 года затонул в устье Темзы после подрыва на минах, установленных немецкими эсминцами.
Первую кровь своего злейшего врага немецкие подводники пролили 21 января 1940 года, обильно окропив ею воды шотландского залива Мори-Ферт. Об этом стоит рассказать во всех подробностях.
Корабль Его Величества «Эксмут»
Эсминец «Эксмут» (HMS Exmouth) был построен на верфи Портсмута и принят в строй Королевского флота 3 октября 1934 года. Он относился к эсминцам типа «Е», но проектировался как лидер флотилии, и потому несколько отличался от своих систершипов усиленным вооружением и увеличенным запасом топлива, а также был быстрее. Корабли этого типа создавались по улучшенному проекту «Кодригтона» (HMS Codrington), лидера эсминцев типа «А».
После того как в период между августом и ноябрем 1934 года в строй вступили восемь эсминцев типа «Е», из них сформировали 5-ю флотилию эсминцев Флота метрополии во главе с лидером «Эксмут». В августе 1935 года во время Абиссинского кризиса 5-я флотилия была переведена на Средиземное море, где находилась вплоть до марта 1936 года, после чего вернулась в метрополию.
Начало гражданской войны в Испании снова заставило флотилию в сентябре 1936 года покинуть родные воды для патрулирования в Бискайском заливе и западном Средиземноморье. Сделано это было по поручению Комитета по невмешательству в испанские дела, созданного в августе 1936 года для наблюдения за выполнением соглашения о запрещении экспорта и транзита оружия в Испанию. Патрулирование дважды прерывалось – с ноября 1936 по январь 1937 годы «Эксмут» уходил на верфь в Портсмут для планового ремонта, а с апреля по октябрь того же года участвовал в Великобритании в мероприятиях по случаю коронации Георга VI. В октябре лидер продолжил патрулирование вод Испании, а в феврале 1938 года оконательно вернулся вместе с 5-й флотилией домой.
В апреле 1939 года 5-я флотилия эсминцев была переименована в 7-ю. Постепенно Адмиралтейство стало заменять старые эсминцы новыми, и корабли типа «Е» стали выводиться в резерв флота. «Эксмут» получил статус учебного корабля и был передан в распоряжение военно-морской базы в Портсмуте. В августе, когда напряжение в отношениях с нацистской Германией усилилось, и угроза войны стала очевидной, из эсминцев типа «Е» была сформирована 12-я флотилия. Её командиром был назначен кэптэн Ричард Стоддарт Бенсон (Richard Stoddart Benson), одновременно ставший новым командиром «Эксмута».
Начало войны лидер встретил с 12-й флотилией, входившей в состав Флота метрополии, но в декабре корабль был передан командованию Западных Подходов. В компетенцию командования входила охрана конвоев на конечном отрезке их пути в Атлантике из Канады в Великобританию. Спустя месяц «Эксмут» был переведён в Росайт для действий против подлодок в Северном море.
Подводная лодка U 22
Подводная лодка U 22 была спущена на воду со стапеля крупповской «Германияверфт» 29 июля 1936 года, а 20 августа была введена в строй ВМС Германии. Она относилась к классу малых прибрежных субмарин типа IIВ, самого многочисленного из построенных немецким флотом «каноэ» – именно такое неофициальное прозвище получили малые лодки в кригсмарине.
После прохождения курса сдаточных испытаний и тренировок U 22 была включена в состав флотилии «Лос», названной в честь подводного аса Первой мировой Йоханнеса Лооса (Johannes Lohs), погибшего в 1918 году. Первым командиром лодки стал капитан-лейтенант Харальд Гроссе (Harald Grosse). В октября 1937 года он сдал командование лодкой капитан-лейтенанту Вернеру Винтеру (Werner Winter), ставшему впоследствии подводным асом и командиром 1-й подводной флотилии. Именно под командованием Винтера U 22 и встретила начало Второй мировой войны.
25 августа U 22 покинула Киль вместе с двумя другими субмаринами, получив приказ перейти в Мемель для противодействия советскому ВМФ в случае вмешательства последнего при нападении Германии на Польшу. По приходу в Мемель Винтер снова вышел в море, где занял позицию у входа в Ирбенский пролив. В начавшейся польской кампании U 22 упустила шанс проявить себя, 7 сентября неудачно атаковав польскую подлодку «Жбик» (ORP Żbik). Поздно вечером Винтер обнаружил лодку противника, лежащую в дрейфе, и выпустил в неё торпеду, наблюдая попадание в районе рубки. На самом деле «полька» уцелела, а Винтер, видимо, принял за поражение цели взрыв торпеды от преждевременно сработавшего взрывателя. Спустя двое суток U 22, завершив первый боевой поход, пришла в Киль и встала на ремонт.
27 сентября Винтер вывел лодку из Киля во второй поход, который оказался самым коротким в карьере U 22. На следующий день ею была атакована неизвестная субмарина, принятая Винтером за британскую, но выпущенная торпеда прошла мимо. 29 сентября командир U 22 заболел, и на следующий день лодка вернулась в Вильгельмсхафен.
Дёниц остался недоволен Винтером и перевёл его на береговую должность, назначив на лодку нового командира – капитан-лейтенанта Карла-Генриха Йениша (Karl-Heinrich Jenisch), служившего на флоте с 1929 года. В 1938 году Йениш командовал подлодкой U 1, после чего преподавал в торпедной школе в Мюрвике.
Новый командир оказался удачливее Винтера и в первом же походе добился успеха. 18 ноября Йениш атаковал группу рыболовных траулеров, эскортируемых военными кораблями. U 22 выпустила три торпеды, последняя из которых поразила траулер «Вигмор» (Wigmore, 345 брт), затонувший со всем экипажем спустя три минуты после взрыва. Спустя четверо суток Йениш атаковал неизвестное судно, выпустив в него последние две торпеды, но промахнулся. 24 ноября лодка вернулась на базу.
16 декабря Йениш вывел U 22 в море для установки минного поля у входа в гавань английского города Блит. Спустя четверо суток лодка успешно справилась с заданием, положив на грунт в указанном районе девять магнитных донных мин TMB. Постановка оказалась очень успешной: из девяти мин сработали шесть. В течение месяца на них подорвались и затонули четыре торговых судна общим тоннажем почти в 6000 брт и два вспомогательных корабля Флота метрополии, но вернувшийся к рождеству в Германию Йениш не подозревал об этом.
«Первая кровь»
15 января 1940 года U 22 была отправлена далеко на север, к шотландскому заливу Мори-Ферт, для нападения на местное судоходство. Спустя пять суток лодка предприняла безуспешное нападение на одиночное судно – выпущенная торпеда прошла мимо цели. Рано утром 21 января Йениш заметил три небольших освещённых судна и заподозрил в них приманку для подлодок. Он продолжал наблюдение, когда внезапно в 04:25 в бинокле появились две больших тени, загородившие свет первых судов. Присмотревшись получше, Йениш понял, что перед ним эсминец, сопровождающий торговое судно. Командир U 22 решил, что перед ним важная цель, и начал преследование.
Йениш не ошибся в своём предположении. Днём 20 января кэптэн Бенсон получил приказ вести «Эксмут» к шотландскому порту Абердин на Северном море для рандеву с пароходом «Киприан Принс» (Cyprian Prince), чтобы сопроводить его до Скапа-Флоу. Судно везло в главную базу британского флота важный груз: прожектора, зенитные орудия, грузовики и боеприпасы.
Лидер и пароход встретились с наступлением темноты. Бенсон передал на «Киприан Принс»: «Следуйте за мной. Скорость 10 узлов. Курс 70 градусов». После этого «Эксмут» зажёг кормовые огни и двинулся впереди парохода, как гид на экскурсии. Судно следовало за ним, ориентируясь на огни лидера. На беду для англичан, их путь пролегал через позицию U 22.
Йениш преследовал маленький конвой чуть более часа. Затем лодка заняла удобную позицию для стрельбы и атаковала. Вот как командир U 22 описывал дальнейшие события в своём журнале боевых действий:
«05:35. Квадрат AN1684
Делая поворот, чтобы напасть на пароход, мы стреляем в эсминец с расстояния 1500 метров. Время хода торпеды до попадания в цель 2 мин. 35 сек., угол встречи торпеды с целью 110°. Во время взрыва видны четыре тёмных облака дыма.
05:38.
Затем выстреливаем торпеду по пароходу – приблизительный тоннаж 4000 т – с расстояния 1000 метров и углом встречи торпеды с целью 80,6°.
Неисправная торпеда или промах, возможно, пароход изменил курс и скорость после первого взрыва. Вторая торпеда взорвалась спустя 4 мин. и 7 сек.»
После атаки лодка бросилась в погоню за удирающим пароходом, который шёл на скорости в 12,5 узлов к побережью, совершая лихие повороты, чтобы не стать целью для торпеды. Для маленькой «двойки» Йениша это был предел скорости, и U 22 так и не смогла повторно атаковать «Киприан Принс» – последний не дал для этого ни одного шанса. Потратив на преследование час, Йениш решил прекратить его после того, как в 06:40 радист доложил о сигнале «SOS» с координатами, которое передавало какое-то судно. Командир U 22 понял, что его действия переполошили англичан, и пора убираться из района, чтобы самому не стать жертвой.
На пути своего отхода в 07:10 Йенишу удалось торпедировать и потопить нейтральное датское судно «Текла» (Tekla), потратив на него последние две торпеды. С израсходованным боезапасом 24 января лодка вернулась в Вильгельмсхафен.
Стоит пояснить, что произошло во время атаки U 22 на «Эксмут» и «Киприан Принс». На лодке не могли долго наблюдать за последствиями взрыва от попадания торпеды в «Эксмут», так как Йениш быстро переключил внимание на эскортируемое судно. Так как из экипажа «Эксмута» не спасся ни один человек, а с подводной лодки и с «Киприан Принс» никто не видел, как затонул эсминец, точные обстоятельства гибели корабля Бенсона и его команды долго оставались неясными.
В рапорте об израсходовании торпеды Йениш указал: «Попадание в переднюю часть корабля, плотное чёрное облако дыма, потопление не зафиксировано». Промах второй торпеды был также очевиден: её взрыв, о котором пишет Йениш, вероятнее всего, был детонацией боезапаса торпедированного лидера. Эта версия подтвердилась, когда 16 июня 2001 года был обнаружен корпус корабля: «Эксмут» лежал на дне вверх килем, и у него отсутствовала носовая часть, которая, определённо, была уничтожена взрывом боезапаса.
Весной 1940 года Адмиралтейство назначило специальную комиссию, чтобы разобраться, что стало причиной гибели корабля и 190 человек его экипажа. Комиссия установила, что в гибели «Эксута» был виноват его командир. Его действия, как и инструкции капитану «Киприан Принс», были сочтены комиссией не просто неправильными, но даже неадекватными. Лидер не должен был нести столь яркий огонь на корме, как и идти головным – это противоречило установленной конвойной практике. Кроме того, было отмечено, что во время перехода Бенсон не использовал противолодочный зигзаг. В результате, «Эксмут» выглядел как цель на полигоне, чем и воспользовалась U 22.
Неспособность англичан сделать быстрые выводы из гибели «Эксмута» привела к новой трагедии. 18 февраля лодка U 23 Отто Кречмера (Otto Kretschmer) атаковала конвой HN-12 и потопила сопровождавший его эсминец «Дэринг» (HMS Daring), и вновь с большими жертвами в экипаже. На этот раз погибло 157 человек, включая командира корабля, и лишь пять моряков сумели спастись.
Как и «Эксмут», «Дэринг» стал прекрасной мишенью для торпед Кречмера, находясь позади конвоя и не выполняя противолодочный зигзаг. Любопытно, что такое поведение эсминца было обусловлено инструкциями Адмиралтейства, запрещавшими такой манёвр кораблям эскорта во время нахождения позади конвоя. Обеспокоенный потерей второго эсминца, командующий Флота метрополии адмирал сэр Чарльз Форбс (Charles Forbes) отдал приказ изменить неэффективные инструкции.
Имя командира немецкой подлодки, отправившего на дно «Эксмут», стало известно Адмиралтейству после потопления лодки U 55 капитан-лейтенанта Вернера Хайделя (Werner Heidel), экипаж которой попал в плен и поделился этой информацией на допросах. Но англичанам так и не довелось посчитаться с U 22 за гибель лидера.
Йениш снова вышел в море 8 февраля 1940 года для участия в операции «Нордмарк», в ходе которой командование ВМС Германии хотело нанести удар по конвоям в Северном море, ходившим из Англии в Норвегию. Согласно плану, эскадра адмирала Маршалля (Wilhelm Marschall) в составе линкоров «Гнейзенау» (Gneisenau), «Шарнхорст» (Scharnhorst), тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер» (Admiral Hipper) и эсминцев должна была внезапно появиться в районе между Шетландскими островами и Норвегией и уничтожить встретившиеся ей конвои противника. Командующий подлодками Карл Дёниц получил приказ расположить свои субмарины в том районе с целью прикрытия эскадры Маршалля от британского флота.
Операция «Нордмарк» не принесла ожидаемого результата. Достигнув нужного района, немецкая эскадра никого в нём не обнаружила и была вынуждена повернуть обратно. Подводным лодкам повезло немногим больше – как уже упоминалось выше, U 23 удалось обнаружить конвой HN-12 и потопить «Дэринг». U 22 в этом походе совершила четыре торпедных атаки на различные суда, но успеха не добилась: все торпеды прошли мимо цели.
20 марта U 22 вышла в море в свой пятый боевой поход, который стал для лодки последним. Изначально Йениш получил приказ действовать в районе к востоку от Оркнейских островов, но 22 марта штаб подводных сил передал по радио приказ о временном изменении позиции. U 22 надлежало вместе с пятью другими лодками идти к проливу Скагеррак для защиты немецких торговых судов от возможного нападения английских кораблей. Неизвестно, успел ли Йениш получить эту радиограмму, так как с момента выхода из Вильгельмсхафена лодка ни разу не вышла на связь. 27 марта она была официально объявлена погибшей. До сих пор нет никакого объяснения причин её гибели, поэтому по сей день лодка числится пропавшей без вести.
Такова печальная история первой успешной атаки немецкой подлодки британского эсминца в Битве за Атлантику. Как истинный лидер флотилии, «Эксмут» возглавил этот печальный список. Для него война закончилась, практически не успев начаться.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II – Annopolis: Naval Institute Press, 1999
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945, Band 1. Norderstedt
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996
- Haarr G.H. The Gathering Storm: The Naval War in Northern Europe, September 1939 – April 1940 – Naval Institute Press, 2013
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
- Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
- Morgan D., Taylor B. U-BOAT ATTACK LOGS: A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 – Naval Institute Press, 2012
- http://uboat.net
- http://www.ubootarchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.