Подводники Второй мировой войны испытывали трудности, действуя в рамках ограниченной подводной войны. Наличие в зоне боевых действий судов и кораблей нейтральных государств не позволяло использовать правило «топи их всех». Командиры субмарин были обязаны сначала удостовериться в законности атаки — и только потом действовать. Но это не всегда удавалось сделать. Из-за путаницы с идентификацией порой жертвами нападения подлодок становились нейтралы.
Первым, на что нужно было обратить внимание командиру субмарины, — это флаг предполагаемой жертвы. Он нёс цвета государства, которому принадлежало судно, и служил знаком для опознания нации. Однако с флагами были свои сложности. Во-первых, цвета разных стран схожи, и порой можно ошибиться, пытаясь определить, кто перед тобой. Во-вторых, далеко не все капитаны нейтральных судов заботились о безопасности: иногда их флаги были настолько малы и грязны, что определить по ним нацию судна не представлялось возможным. В результате они привлекали к себе внимание подлодок, командиры которых принимали неряшливость нейтралов за маскировку врага.
Вероятно, именно этим можно объяснить ошибочные нападения английских подводных лодок на нейтральные суда в Средиземном море весной 1942 года. Рассмотрим два примера, когда путаница с флагами стала причиной этих атак.
Перепутал флаг?
Британская подлодка «Анбитен» лейтенанта Джона Мартина вечером 1 марта 1942 года находилась на позиции у побережья Туниса, в 5 милях (9 км) восточнее города Махдия. Любопытно, что Мартин не был постоянным командиром этой субмарины. Его положение на службе можно охарактеризовать как «командир на подмену»: когда кто-нибудь из командиров подлодок из 10-й флотилии нуждался в отдыхе, его на время заменяли этим офицером.
Вскоре подводники с «Анбитен» заметили конвой. Мартин разглядел в перископ один танкер (приблизительно в 7000 брт) и два торговых судна на 6000 брт и 5000 брт. Их сопровождал как минимум один эсминец, но, вероятно, их было больше. Командир субмарины решил атаковать. Завершив предзалповое маневрирование, в 19:38 лодка выпустила четыре торпеды по танкеру с расстояния в 4000 ярдов (3,6 км). Одна из стальных «сигар» поразила цель. Спустя 13 минут началась контратака эсминцев. Они сбросили семь глубинных бомб, разорвавшихся довольно близко к лодке. Позже корабли сбросили ещё восемь бомб, но уже существенно дальше от «Анбитен».
Мартин сумел уйти от преследования и 4 марта вернулся на Мальту с «Весёлым Роджером» на перископе в знак одержанной победы. Но кто стал его жертвой? Оказалось, что он атаковал конвой Виши и пустил на дно судно с французским флагом.
28 февраля 1942 года из Сфакса в Бизерту вышел французский конвой S-14 с грузом фосфатов. В его ордере было четыре судна:
- «P.L.M.-20» (5 417 брт);
- «Шато Латур» (1 912 брт);
- «Сент Одетт» (4 140 брт);
- «Сент Симон» (5 535 брт).
Их охраняли два военных корабля: шлюп «Ля Батайёз» и миноносец «Ля Бомбард». Именно S-14 и стал целью для торпед «Анбитен».
На момент атаки Мартина «Сент Симон» отстал от конвоя, так как мог дать всего пять узлов. Шлюп находился рядом с ним, а миноносец и три судна шли впереди. Командир «Анбитен» принял пароход P.L.M-20 за танкер и выбрал его целью для нападения. После торпедирования судно затонуло в течение пары минут. Погибло девять моряков, но остальным тридцати двум членам экипажа удалось спастись.
«Ля Бомбард» начал поиск и бомбометание. Миноносец сбросил пять бомб, но безрезультатно. Вскоре к месту гибели P.L.M-20 подошёл шлюп, который, как утверждали французы, тоже был атакован, но торпеда прошла мимо. Это не подтверждается донесением Мартина, который атаковал только одну цель. На «Весёлом Роджере» подлодки «Анбитен» нет белой шпалы за атаку «Ля Батайёз», зато есть красная за потопление судна P.L.M-20.
Атака и потопление французского судна представляет собой весьма любопытное событие. Официально правительство Виши и Великобритания в состоянии войны не находились, хотя некоторые акции англичан в отношении вишистов были весьма недружественными. Вряд ли атака «Анбитен» была запланированной. Вероятнее всего, Мартин ошибся в идентификации французских судов и кораблей. Флаги Италии и Франции схожи между собой, отличаясь только цветом левой полосы.
Правда, неясно, находился ли французский конвой в своих территориальных водах на момент атаки «Анбитен». Но англичан это не сильно волновало, ведь эти воды мог использовать и противник для проводки своих судов. Это подтверждают слова вице-адмирала Хезлета, который писал, что в данном случае Мартин потопил вишистский танкер, находившийся под немецким контролем.
Любопытно, что французские военные корабли чётко определили местонахождение подлодки. Возможно, они заметили следы торпед. Отметим, что эти события могли вызвать политический скандал, если бы французы потопили лодку Мартина и получили доказательства агрессии англичан в виде пленных или предметов с поражённой субмарины. Но история такого шанса им не дала.
Необычно название потопленного судна — P.L.M.-20. Аббревиатура расшифровывается как «Париж–Лион–Марсель». Суда с названием P.L.M. принадлежали одноимённой компании с полным названием «Железные дороги Париж–Лион–Марсель». Основанная в 1857 году фирма использовала для своих нужд уголь из Северной Франции и Великобритании. Для импорта английского угля была основана пароходная компания, располагавшая собственными судами. Таким образом, железнодорожная компания была одновременно и одним из крупнейших судовладельцев Франции. 31 августа 1937 года все железные дороги Франции были национализированы, и четырнадцать судов, носившие аббревиатуру P.L.M., перешли в управление компании «Национальное общество фрахта».
Всего существовало 24 судна с таким названием. 19 из них погибли, в том числе по причине боевых действий во время обеих мировых войн. Несколько судов с названием P.L.M. потопили немецкие подводные лодки, но P.L.M.-20 было суждено погибнуть от английских торпед.
Чистота — залог здоровья
Это известное выражение во время войны может относиться к сохранению не только здоровья, но и жизни. Подтверждением тому служит случай, произошедший в апреле 1942 года у итальянского городка Сан-Ремо, который позже прославится своими фестивалями. Во время войны его воды были территорией боевых действий.
Ранним утром 26 апреля 1942 года английская подлодка «Анброкен» находилась на позиции южнее Сан-Ремо. После восхода солнца видимость улучшилась, и в 05:49 с субмарины заметили парусник — шхуну. Командир «Анброкен» лейтенант Марс решил атаковать судно в надводном положении с помощью артиллерии. Опознать национальность шхуны англичане так и не смогли. Она несла два флага, но те были малы и настолько грязны, что визуальной идентификации не подлежали. Это не смутило англичан, решивших действовать по принципу: сначала атака, а там разберёмся.
«Анброкен» сделала пять выстрелов с расстояния более километра, но попаданий не добилась. После пятого выстрела палубное орудие заклинило. Пулемёт Льюиса для потопления шхуны был абсолютно бесполезен. К этому моменту судно подняло большой итальянский флаг и развернулось, взяв курс на порт. Но ветер не был попутным, и шхуна остановилась. Марс нашёл её действия подозрительными и счёл парусник судном-ловушкой. Он решил его торпедировать и с расстояния 500 ярдов (457 м) выпустил в шхуну две торпеды.
Произошедшее затем напоминало трагикомедию. Марс умудрился промахнуться с такого расстояния в практически недвижимое судно. Одна торпеда прошла рядом с носом шхуны, а вторая, выйдя из торпедного аппарата, вместо того, чтобы пойти вперёд, упала на дно и взорвалась. Субмарину хорошенько тряхнуло, и взрывная волна вывела из строя её гидролокатор. Видя, что вооружение подлодки бессильно против шхуны, Марс решил выяснить, что за «заколдованное» судно он атаковал.
С «Анброкен» наконец-то рассмотрели, что два основательно запачканных флага были… португальским и швейцарским! Это оказалась португальская шхуна Vale Formoso II, экипаж которой состоял из португальцев и итальянцев. Она вышла из Генуи и попала в штиль. Вероятно, моряки опознали подводную лодку как итальянскую и решили поднять флаг Италии, чтобы не быть потопленными. Разобравшись, Марс отпустил нейтральную шхуну, не производя на ней досмотра.
Экипаж португальского парусника был исключительно неряшлив, раз смог содержать оба флага в таком состоянии. Хотя, конечно, не исключено, что англичане могли придумать историю с грязными флагами, чтобы оправдать свои действия.
Любопытно, что спустя пять суток Марс атаковал немецкую субмарину U 74, выпустив в неё три торпеды. Он промахнулся, но услышал, как все торпеды взорвались, врезавшись в дно. Не зря командующий подводными силами кригсмарине Карл Дёниц после торпедного кризиса в Норвегии в 1940 году требовал создать контактный взрыватель на основе английского. Как показал опыт «Анброкен», быть может, торпеды у англичан были и не самые лучшие, но взрыватели срабатывали всегда — даже когда торпеда падала на дно после выхода из аппарата.
Несмотря на эти неудачи, впереди Марса ждал большой успех. 13 августа того же года «Анброкен» торпедировала и повредила итальянский тяжёлый крейсер «Больцано». А спустя два года субмарина была передана советским морякам и вошла в состав ВМФ СССР как подлодка В-2. Пробыв в составе советского флота до 1949 года, она вернулась к англичанам, и на ней снова был поднят флаг святого Георгия.
Источники и литература:
- The Admirality. His Majesty's submarines. — Merriam Press, 2007.
- Bertke, D.A. World War II Sea War / D.A. Bertke, G. Smith, D. Kindell. — Volume 3: The Royal Navy is Bloodied in the Mediterranean. — Bertke Publications, 2012.
- Hezlet, A. British and Allied Submarine Operations in World War II / А. Hezlet. — Vol. 1. — The Royal Navy Submarine Museum, 2001.
- Walters, D. The History of the British 'U' Class Submarine / D. Walters. — Pen & Sword, 2004.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
- http://www.wrecksite.eu
- http://rnsubs.co.uk
- http://britsub.x10.mx
- http://www.wlb-stuttgart.de
Комментарии к данной статье отключены.