Боевые возможности немецких тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер» служат постоянной темой для дискуссий. Считается, что они имели слабую броневую защиту — несмотря на то, что по водоизмещению эти корабли заметно превосходили все «вашингтонские» крейсера и не уступали американским тяжелым крейсерам военной постройки типа «Балтимор». Как сформировалось подобное мнение о «Хипперах» и подтверждается ли оно фактами?
В книге «Бронированные пираты Гитлера» — лучшей и наиболее подробной монографии о немецких тяжелых крейсерах Второй мировой войны — В. Кофман и М. Князев пишут: «Немецкие конструкторы не до конца решили задачу по обеспечению защиты крейсера: имея резервы водоизмещения, они сумели обеспечить защиту лучшую, чем у первого поколения «вашингтонских крейсеров», но не дотягивающую до защиты некоторых представителей второго поколения… и не способную удержать 8’’ снаряд». Авторы считают, что на этих кораблях «броня не обеспечивала гарантированной защиты не только от 203-мм, но и в значительной мере даже от 152-мм снарядов».
Почему же при таком большом водоизмещении защита кораблей оказалась столь слабой? Ведь немецкие тяжелые крейсера имели стандартное водоизмещение в 14 400–14 900 т, полное достигало 17 500 т, а боевое – 18 600–19 000 т. В то же время, стандартное водоизмещение американских «вашингтонцев» второго поколения (крейсеров типа «Нью-Орлеанс») хотя и превосходило договорные лимиты, но едва дотягивало до 11 000 т, полное же даже к концу войны составило менее 14 000 т. Только у пост-вашингтонских крейсеров типа «Балтимор» стандартное водоизмещение достигло 13 600 т, а полное перевалило за 17 000 т.
Безусловно, немецкие кораблестроители изначально не сковывали себя договорными ограничениями, а потому не видели необходимости предельно ужимать водоизмещение, неизбежно увеличивая сложность производства и цену корабля. Тем не менее, немецкие тяжелые крейсера все равно получились крайне дорогими – в половину стоимости «Бисмарка»… При этом нельзя сказать, что конструкторы действовали без оглядки на вес – в частности, броневой корпус корабля был включен в силовую систему корпуса.
Очевидно, причина низкой оценки защиты крейсеров типа «Адмирал Хиппер» заключается в другом – сравнении «табличных» параметров их бронирования с табличными же характеристиками аналогичных кораблей других стран без учета реальной схемы бронирования. Действительно, общий вес брони (без бронирования артиллерии) на «Адмирале Хиппере» составил 2436 т, на «Принце Ойгене» – 2525 т, в то время как на «Нью-Орлеансах» броня весила всего 1507 т. Даже на «Балтиморах» общий вес брони составил 1709 т – в полтора раза меньше, чем на немецких крейсерах!
Судя по всему, легенда о слабой защите немецких тяжелых крейсеров по сравнению с зарубежными «одноклассниками» проистекает из немецких же оценок времен войны. Так, в немецких рекомендациях по выбору дистанций и курсовых углов в артиллерийском бою с кораблями противника, приведенных в работе Кофмана и Князева, указывается, что американские крейсера типа «Куинси» (то есть, тип «Нью-Орлеанс») и «Уичита» «защищены лучше, чем «Хиппер». В самом деле, если заглянуть в справочник Джейна за 1942 год, мы увидим, что «Нью-Орлеансы» имеют полный пояс всей цитадели толщиной 127 мм в районе машинно-котельных отделений, и 37 мм – в районе башен. Но главное – суммарная толщина их броневых палуб составляет 127 мм!
Увы, здесь мы имеем дело с откровенной дезинформацией. В реальности толщина броневой палубы на американских вашингтонских крейсерах второго поколения была несравнимо меньше – всего 57 мм. Борт «Нью-Орлеансов» также был слабее, чем указано в справочнике: толщину 127 мм имела только его верхняя полоса, а ниже ватерлинии она плавно уменьшалась до 76 мм. Но главное – полного пояса по цитадели эти корабли не имели: он прикрывал только машинно-котельные отделения, а за их пределами бронировались лишь отдельно погреба, расположенные под ватерлинией, в глубине корпуса. Лишь на завершающем этапе постройки в носовой части большинства крейсеров типа «Нью-Орлеанс» был дополнительно установлен узкий 76-мм броневой пояс, слегка возвышавшийся над ватерлинией. Правда, стенки погребов имели солидную толщину: 120 мм в носу и 102 мм в корме. Однако толщина их крыши была такой же, как и у остальной палубы – 57 мм.
Для более ранних американских тяжелых крейсеров (типов «Портленд» и «Нортхемптон») «Джейн» также преувеличил защиту, хотя не столь сильно – по справочнику толщина пояса и палуб у них составляет 76–102 мм. Реально поясная броня на этих кораблях имела толщину в 76 мм, а боковые стенки погребов достигали 120 мм. Однако палуба «Нортхемптонов» имела в толщину всего 25 мм и лишь над погребами увеличивалась до 51 мм. У «Портленда» и «Индианаполиса» толщина палубы выросла лишь до 65 мм.
Сравним эту защиту с бронированием крейсеров типа «Адмирал Хиппер». Немецкие крейсера несли 80-мм броневой пояс по всей цитадели с наклоном в 12° наружу (то есть, его эффективная толщина составляла порядка 90 мм), вдобавок – броневую защиту оконечностей вне цитадели, за пределами носового и кормового погребов: 40 мм в носу и 70 мм в корме (до рулевой машины). Правда, сам пояс был несколько более узким: 4 м (3,85 м в вертикальной проекции) против 4,6 м у американских кораблей. Осмысленность бронирования оконечностей мы рассматривать не будем, однако отметим, что в боевой живучести корабля оно также играет заметную роль.
Наружным поясом вертикальное бронирование не ограничивалось. За поясом находился 30-мм скос броневой палубы, а дальше вглубь корабля – 20-мм противоторпедная переборка, шедшая от середины скоса и до второго дна. Кроме того, толщина борта над поясом составляла 20–25 мм конструкционной стали: для снаряда, сначала пробившего верхнюю часть борта, а потом попадающего в палубу, такой борт играл роль внешнего «взводного» пояса. Наконец, немецкий корабль имел еще и конструктивную подводную защиту в виде булей, о которой создатели американских крейсеров могли только мечтать…
Горизонтальная защита немецких тяжелых крейсеров состояла из двух броневых палуб: 30-мм нижней (главной), расположенной на уровне нижней палубы, чуть ниже верхней кромки броневого пояса, и верхней (на уровне верхней палубы). Первая шла по всей цитадели, а в корме выступала за ее пределы (для прикрытия рулевой машины), вторая – располагалась в пределах цитадели, имея разную толщину на различных участках: от 12 мм в более безопасных местах до 25 мм над машинами и котлами.
Таким образом, общая толщина вертикальной защиты крейсера на протяжении всей цитадели составляла 130–150 мм – заметно больше, чем у «Нью-Орлеанса», и примерно столько же, сколько у «Балтимора». При этом броня располагалась под разными углами, то есть, ее эффективная толщина была еще больше. Вдобавок эта броня прикрывала гораздо большую часть корабля. Горизонтальное бронирование имело примерно такую же толщину (50–55 мм против 57), но тоже гораздо большую площадь, и также было разнесенным.
Попробуем рассмотреть возможные варианты поражения немецких крейсеров при попаданиях с разных дистанций. На небольших дистанциях (до 40–50 каб) при настильной траектории снаряда (любого калибра) он либо попадал в главный пояс, либо под очень малым углом соприкасался с броневой палубой и соскальзывал по ней. В случае пробития главного пояса снаряд соприкасался со скосом броневой палубы под углом, близким к 45°, и с большой вероятностью мог отрикошетировать вверх. Если этого не происходило, то при попадании под ватерлинию на его пути вставал третий слой брони – 20-мм переборка.
На средних дистанциях (50–80 каб) при более крутой траектории снаряд попадал в пояс под довольно малым углом, рикошетируя вниз. Даже если он пробивал пояс, то на его пути оставались еще два слоя брони (30-мм скос и 20-мм переборка), и тогда с большой вероятностью снаряд взрывался на продольной переборке в отсеках с мазутом. При попадании в палубу либо в верхнюю часть борта снаряд так или иначе сначала соприкасался с 20-мм слоем защиты под достаточно малым углом – это срывало бронебойный колпачок и взводило взрыватель. Затем на пути снаряда оказывалась 30-мм палуба либо ее скос, и он вновь соприкасался с ними под малым углом.
Лишь на больших дистанциях (свыше 80 каб) снаряду приходилось преодолевать всего два слоя горизонтальной брони – 20+30 мм. С увеличением дистанции угол падения снаряда увеличивался – таким образом, повышались его шансы на пробитие брони.
Заметим, что американский бронебойный 152-мм снаряд даже на 30 каб пробивал лишь 100 мм вертикальной брони, а 50 мм горизонтальной начинал пробивать лишь с 115 каб. Таким образом, крейсера типа «Адмирал Хиппер» даже при курсовых углах, близких к 90°, были защищены от 152-мм снарядов на всех дистанциях боя – кроме самых «пистолетных». Исключение составляли расстояния свыше 120 каб, стреляя с которых, попасть 152-мм снарядом в цель можно было только случайно.
Сложнее обстоит дело с 203-мм снарядами. Штатный американский бронебойный снаряд AP-19 весом в 118 кг начинал пробивать 150 мм вертикальной брони с дистанции 75–80 каб и меньше. Учитывая углы наклона и разнесенность бронирования, можно предположить, что на дистанции свыше 50–60 каб борт немецкого крейсера был для него неуязвим. 50 мм горизонтальной брони такой снаряд начинал пробивать со 105 каб и больше. С учетом разнесенности брони мы можем предположить, что для немецкого корабля эта дистанция составила бы 110–115 каб.
Итак, зона свободного маневрирования под огнем 203-мм американских орудий для немецких тяжелых крейсеров при курсовых углах, близких к 90°, составляла от 50–60 до 110–115 каб. При уменьшении курсовых углов она увеличивалась, а на углах порядка 45° корабли приобретали полную неуязвимость. Правда, это касается только 118-кг снарядов AP-19, а при использовании «длинных» 152-кг снарядов AP-21 зона неуязвимости при огне с траверза сжималась до нуля: к тому моменту, когда после 90 каб переставал пробиваться борт, начинала поражаться палуба… Однако такие снаряды были дороги и имели свои проблемы в использовании, поэтому американские тяжелые крейсера до конца войны применяли, в основном, обычные AP-19.
В то же время для американских крейсеров типа «Нью-Орлеанс» зона свободного маневрирования под огнем 203-мм снарядов составляла всего 10–15 каб, причем на предельных дистанциях – между 95 и 110 каб. Кроме того, объем незащищенных и уязвимых частей у них был куда большим.
Таким образом, бронирование немецких тяжелых крейсеров следует признать куда более мощным и адекватным, особенно для боя в условиях малой видимости, на ближних и средних дистанциях. По уровню защиты кораблям типа «Адмирал Хиппер» соответствуют только тяжелые крейсера типа «Балтимор» с их 63-мм палубами и поясом в 76–152 мм, однако расположенными в один слой, без скосов и наклонов (по американским оценкам, зона свободного маневрирования составляла 78–120 каб, при огне «длинными» снарядами AP-21 – 98–106 каб). Кроме того, на «Балтиморах» все еще отсутствовала противоторпедная защита, а зенитные артиллерийские установки не были стабилизированными. Наконец, из-за большего разноса стволов на немецких двухорудийных башнях, чем на американских трехорудийных, меткость немецкой артиллерии была несколько выше.
В целом, можно с уверенностью сказать, что по защите и артиллерийскому вооружению немецкие тяжелые крейсера существенно превосходили всех современные им корабли «вашингтонского» класса и соответствовали последним американским 203-мм крейсерам военной постройки – до вступления в строй послевоенных тяжелых крейсеров типа «Де Мойн».
Источники и литература:
- N. Friedman. US cruisers. An illustrated design history. Annapolis, Naval Institute Press, 1984
- Jane's All the World Fighting Ships 1942. London, 1942
- В. Кофман, М. Князев. Бронированные пираты Гитлера. Тяжелые крейсера типов «Дойчланд» и «Адмирал Хиппер». М.: Яуза, Эскмо, 2012
- http://www.navweaps.com
Комментарии к данной статье отключены.