В конце 1944 года силы военно-морского командования «Юг» в Адриатическом море оказались зажатыми в северной его части — контролируемые ими воды простирались на 50 миль с востока на запад и на 50 миль с севера на юг. Подавляющее превосходство англо-американской авиации, постоянно патрулировавшей воды Северной Адриатики и атаковавшей порты, определяло их использование исключительно в тёмное время суток. Но в это время на поиск целей выходили катера британских Прибрежных сил из Анконы и Задара (Зары). Из этих пунктов до района поиска англичанам было всего около 100 миль хода.
Завершающие операции шнелльботов
После гибели в ноябре 1944 года миноносцев ТА-20 и ТА-21 2-я эскортная флотилия прекратила своё существование. Входившие ранее в состав 1-й эскортной флотилии и вновь введённые в строй миноносцы, всего 8 единиц (от ТА-40 до ТА-47), в феврале 1945 года были сведены в 9-ю флотилию под командованием фрегаттен-капитана Ф.-К. Бирнбаума (Friedrich-Karl Birnbaum). Все они, кроме ТА-43 (экс-югославский эсминец «Белград», затем итальянский «Sebenico») были современными 800-тонными экс-итальянскими миноносцами типа «Ariete». Корабли флотилии базировались на Триест и Полу, находились в различной степени готовности и на выполнение своих основных задач – сопровождение, минные постановки, разведывательные рейды и дозор, выходили редко.
Куда более активно действовали лёгкие силы. Прибрежными перевозками и минными постановками занимались в основном десантные баржи 10-й десантной флотилии, эскортированием – 6-я флотилия раумботов, а наступательными и диверсионными операциями — 612-я флотилия спецсредств и 1-я дивизия шнелльботов (три группы). При этом торпедные катера 1-й группы (S-30, S-33, S-36, S-58, S-60, S-61) базировались в Поле, 2-й (S-151, S-152, S-154, S-155, S-156, S-157) — в Венеции, и 3-й (S-621, S-623, S-626, S-628, S-630, S-627, S-629) — в Градо.
Немцы (3 десантные баржи и 3 раумбота) уже в 21:05-21:35 3 января 1945 года отметились оборонительной минной постановкой у Полы «Rita 5», выставив 150 мин.
Вечером 4 января шнелльботы S-33, S-60, S-58 и S-61 1-й группы покинули Полу и направились к острову Молат. Ночью 5 января они подошли к его юго-восточному побережью и у бухты Брегули наткнулись на патрульный катер HDML-1163 суб-лейтенанта Хоудена (Kenyon Howden). Англичанин заметил двигавшиеся в сомкнутом строю шнелльботы, дал по рации сигнал тревоги и бросился в атаку, стреляя из двух своих «Эрликонов». Головной S-33 метко выпущенной торпедой поразил противника в центр корпуса; HDML-1163 вместе со всем экипажем из 9 человек погиб мгновенно. После этого шнелльботы двинулись к мысу Люччино, что на юге острова. S-61 выпустил в пустую гавань две торпеды, которые попали в заграждение.
Ночью 9/10 января S-33, S-60 и S-58 (S-61 вернулся из-за неполадок с двигателями) 1-й группы доставили 10 бойцов из МЕК-71 (Marine-Einsatz-Kommandos) на итальянское побережье у Анконы, в устье реки Тенна (они имели задачу взорвать железнодорожный мост через реку и произвести диверсии на двух дорогах), а S-628, S-623, S-628 и S-630 3-й группы высадили 8 бойцов МЕК-71 на побережье Далмации. Обе эти операции прошли совершенно беспрепятственно, но следующий выход шнелльботов закончился катастрофой.
Вечером 10 января S-30, S-33, S-60 и S-58 вышли к острову Ист с бойцами МЕК-71 на борту (операция «Густав»), но из-за сбоя компаса S-60, S-33 и S-58 вылетели на камни острова Уние, в 20 милях юго-восточнее Полы. Попытки S-30 стащить пострадавшие катера на воду не удались. В течение следующих четырёх ночей немцы, задействовав другие шнелльботы, раумботы, десантные баржи F-1043 и F-1153 и буксир «Хироне» (Chirone), безуспешно пытались спасти хотя бы S-58. Далее в ход спасательной операции вмешались британцы.
MTB-699 (лейтенант-коммандер Д.А. Монтгомери) (John A. Montgomerie), MTB-706 и MTB-698 59-й флотилии, находившиеся в однодневном патрулировании в этом районе, около 05:00 16 января получили сообщение от партизан о «трёх вражеских кораблях на мели у острова Уние». Англичане немедленно устремились в указанном направлении. Острова они достигли уже после наступления рассвета. Видимость была превосходной и после недолгого осмотра береговой линии с севера на юг все три шнелльбота были обнаружены лежащими на пляже. MTB-698 выпустил по S-33 торпеду, которая взорвалась на камнях в 5 м от цели. Катер был серьёзно повреждён её взрывом, а затем добит огнём 6-фунтовых орудий «догов», вызвавших взрыв находившихся на борту немца торпед. Затем англичане перенесли огонь своих шести 6-фунтовок на два остальных шнелльбота и поразили каждый из них несколькими снарядами, что позволило Монтгомери отчитаться об «уничтожении 3 катеров противника». На самом деле немцы сами взорвали S-58 в 03:10, а S-60 – в 03:17 17 января.
Ночью 18/19 января три катера 1-й группы и пять катеров 2-й группы провели вылазку к Задару, но столкнулись с «группой MGB», в ходе которого S-30, S-151 и S-152 получили попадания.
Ночью 22/23 января S-30, S-36 и S-61 минировали пролив между островами Moлат и Сеструнь, а затем до конца месяца из-за нехватки топлива и непогоды простаивали на базах.
Ночью 4/5 февраля S-36, S-30 и S-61 вместе с миноносцами ТА-41 и ТА-45 попытались провести минную постановку, но наткнулись на английские катера и аварийно сбросили за борт мины, чтобы прикрывать миноносцы. Следующей ночью эти же три шнелльбота снова вышли в море и снова наткнулись на английские катера. В ходе боя S-36 и S-61 столкнулись и получили серьезные повреждения.
Катера 612-й флотилии в основном использовались как транспортные средства для высадки бойцов MEK-71, а также переброски агентов в тыл противника, но когда немцы узнали, что в гавани Задара находится крейсер ПВО «Коломбо» (Colombo), а в Сплите — крейсер ПВО «Дели» (Delhi), они решили задействовать спецсредства для их атаки (операция «Sofie»). В 17:00 11 февраля 8 шнелльботов 1-й и 2-й групп вышли из Полы, в бухте Сигале (остров Лошинь) взяли на борт взрывающиеся катера МТМ и боевых пловцов MEK с их транспортными средствами и направились на юг.
В 10 милях к югу от Задара один МТМ и 4 лодки с 8 диверсантами были спущены на воду, после чего транспортировавшие их шнелльботы 1-й группы повернули было назад. Но затем операция была отменена и вернувшиеся торпедные катера подобрали штурмовой отряд; два бойца MEK-71 пропали без вести.
4 торпедных катера 2-й группы, двигавшиеся к Сплиту, спустили на воду 6 МТМ в 23:30. При спуске один из МТМ дал течь и затонул, а два других по этой же причине оказались непригодными к использованию. Оставшиеся три МТМ направились к цели. Патрулирующий у входного бона катер HDML-1237 не увидел проход противника. В 05:45 12 февраля немцы уже были в гавани Сплита и только тут их заметили и осветили прожекторами. У левого борта «Дели» стоял десантный корабль LCF-8. Один катер подорвал его, повредив заодно и крейсер. Еще один катер уничтожили 20-мм орудия «Дели», а другой – береговая артиллерия; все три водителя были пленены. Шнелльботы же благополучно пришли в Полу в 07:00.
Хотя повреждения крейсера были незначительными, англичане после осмотра в Чатеме решили его не восстанавливать.
После этой операции шнелльботы из-за нехватки топлива снова прекратили свою деятельность.
Далее, налетами бомбардировщиков на Полу 7, 13, 21 и 23 февраля союзники полностью вывели из строя инфраструктуру этого порта и уничтожили арсенал. Шнелльботы не пострадали, но с их минными постановками было покончено. Налетом на Монфальконе 16 марта была уничтожена последняя ремонтная база немцев.
Прибрежные Силы против прибрежных конвоев
В январе 1945 года британские торпедные катера имели крайне мало контактов с противником, но это с лихвой восполнилось в феврале. В начале месяца из Анконы приступил к патрулированию подходов к Венеции на оснащенных радарами новых «Восперах» американской постройки 1-й дивизион 28-й флотилии (второй дивизион прибыл в середине марта). Ночью 7 февраля MTB-404, MTB-406 и MTB-407 у Читтанова (Новиград) в приблизительно 2000 ярдах радарами обнаружили маленький конвой, следовавший из Триеста в Полу — 5500-тонное судно «Плутон» (Pluto) в сопровождении пяти раумботов. Внезапная атака не получилась – немцы своевременно обнаружили противника по правому борту, открыли огонь и поразили MTB-407 ниже ватерлинии. Подбитый МТВ отвернул, а два других вышли в атаку и выпустили торпеды, наблюдая «два попадания, сопровождающиеся взрывами и сильными пожарами». После этого британские катера на большой скорости вышли из боя, встретились с MTB-407 и сопроводили его в Анкону. По прибытию они вызвали два «дога», чтобы зачистить поле боя, но те только обнаружили, что последние корабли противника укрылись в Паренцо (Пореч).
На самом деле попадание торпедой с MTB-406 получил только «Плутон», однако сумел 8 февраля добраться до Триеста (20 февраля он был добит там бомбардировщиками), а R-8 и R-10 в ходе боя столкнулись и укрылись в Читтанова.
12 февраля MTB-404, MTB-405, и MTB-407 патрулировали между Венецией и Триестом. Вскоре после полуночи MTB-405 радаром заметил в пяти милях судно, по которому катера отстрелялись торпедами. В потопленные записали 5083-тонный итальянский пароход «Meдичeo» (Mediceo), который согласно одной информации за две недели до этого подорвался на мине в 01:30 31 января в устье реки Тальяменто, а согласно другой – числился за английскими авиаторами, разбомбившими его там же 31 января.
Ночью 13/14 февраля в проливе Кварнер MTB-634, MTB-660 и MTB-710 57-й флотилии обнаружили «три крупные F-баржи» и все «отправили на дно» – одну торпедами по целеуказанию радара, а остальные – огнём артиллерии. При этом МТВ-710 был поражен 88-мм снарядом в машинное отделение; двое членов экипажа погибли и еще двое получили тяжелые ранения.
В ночь на 15 февраля три «дога» обстреляли город Црес на одноименном острове, а ночью 16/17 февраля MTB-655, MTB-660, MTB-699 и MTB-703 артиллерией и торпедами атаковали гавань Карлобага (на далматинском побережье).
В марте английские катера провели несколько боев. 6 марта MTB-656, MTB-703 и MTB-704, патрулировавшие у юго-восточного побережья полуострова Истрия, в проливе Арса натолкнулись на «две F-баржи и буксир, следовавшие в северном направлении». Враг открыл шквальный огонь и катера оказались от атаки. Через три часа были обнаружены «еще пять вражеских кораблей, следовавших в южном направлении через тот же пролив», которые были атакованы торпедами. По свидетельству англичан, «одна F–баржа получила попадание».
Ночью 9/10 марта близ Умага (на северо-западе полуострова Истрия) MTB-405, MTB-406 и MTB-407 обнаружили радарами, атаковали и «торпедировали пять F-барж». На два попадания претендовал MTB-406, два – MTB-407 и одно – MTB-405. Наблюдались «сильные взрывы», после чего «все пять целей исчезли с экранов радаров».
На самом деле, на этот раз противником англичан была группа из десантной баржи, нескольких раумботов 6-й флотилии и вспомогательного минзага «Фазана» (Fasana), вышедшая на минную постановку из Триеста; немцы избежали торпедных попаданий.
20 марта войска НОАЮ начали свое последнее наступление, одной из целей которого было освобождение Северной Далмации и Истрии. Чтобы помешать вражеским перевозкам в Северной Адриатике, в конце первой декады апреля британские Прибрежные Силы усилили натиск в этих водах.
9–16 апреля катера 28-й флотилии провели четыре ночных боя против «F-барж», как обычно, рапортуя о множестве пораженных целей. Так, ночью 12/13 апреля в Венецианском заливе, близ Каорле, MTB-409, MTB-408 и MTB-410 выпустили 6 торпед по данным РЛС, без визуального прицеливания, и сообщили о потоплении «пяти F-барж».
В ночь с 16 на 17 апреля MTB-409 с югославскими артиллерийскими катерами TČ-103 и TČ-108 (переданные югославам в марте через англичан американские 78-футовые «Higgins») выполняли поиск вдоль побережья Истрии к Умагу. Примерно в 23:00 радар сообщил о наличии конвоя, который состоял как минимум из «трех F-барж и пяти баркасов с солдатами». MTB-409 выпустил торпеды в концевую баржу конвоя, которая была «поражена и затонула». TČ-103 получил несколько попаданий, среди его экипажа были раненые.
По итогам деятельности на Адриатике 28-я флотилия «уничтожила 21 вражеский корабль, поразив цели 26 торпедами из 51 выпущенной».
«Доги» 60-й и 57-й флотилий в это же время провели два боя против «F-барж» и в обоих случаях были отбиты огнём 88-мм орудий без ущерба для противника; серьёзно пострадали МGB-662, МGB-647, MTB-633 и MTB-638.
Информация противной стороны об этих событиях отсутствует, но согласно немецких документов, из 15 погибших на Адриатике в 1945 году десантных барж 10-й флотилии в морских боях не было потоплено ни одной.
В этих операциях Прибрежные Силы потеряли три катера. 22 марта, возвращаясь в Задар с патрулирования, MTB-655 налетел на мину, загорелся и взорвался. На следующий день на переходе из Анконы в Задар подорвался на мине и затонул MTB-705; погибло три члена экипажа. 10 апреля подорвался на мине и погиб вместе с 15 членами экипажа MTB-710.
Конец 9-й флотилии миноносцев
К началу апреля 1945 года 9-я флотилия миноносцев была разгромлена ударами с воздуха. В Триесте 17 февраля бомбардировщики 15-й Воздушной Армии США потопили ТА-41 и ТА-44, 20 февраля — старый миноносец ТА-48, а миноносец ТА-40 повредили. 20 февраля американские бомбардировщики серьёзно повредили в Фиуме недостроенные ТА-46 и ТА-47. 21 марта в Венеции погиб ТА-42. ТА-43 и ТА-45 до конца марта изредка принимали участие в эскортировании судов, после чего, в ожидании высадок союзников на северо-востоке Адриатики, были выведены в резерв.
После потери побережья Далмации немецкие гарнизоны продолжали оставаться на близлежащих островах, чтобы помешать противнику пользоваться проливом Велебит (фарватер между материком и островами Крк, Раб и Паг). На острове Раб находились три береговые батареи и 130 немецких военнослужащих и полицейских. 11 апреля на остров высадились подразделения 2-й и 3-й бригад 9-й Далматинской дивизии НОАЮ и партизанский отряд Кварнера и быстро овладели островом, захватив неприкрытые пехотой батареи с тыла.
10 апреля Командование ВМС «Юг» отдало приказ десантным баржам 10-й флотилии нанести удар по вражеским плавсредствам в районе Сень – Яблонац — Карлобаг, а миноносцам 9-й флотилии — прикрыть их действия. В соответствие с этим приказом, последние боеспосбные корабли 9-й флотилии – ТА-40 (экс-итальянский Pugniale) под флагом командира флотилии фрегаттэн-капитана Бирнбаума с прикрытой только брезентовым пластырем подводной пробоиной, полученной 20 февраля, и ТА-45 (экс-итальянский Spica), 11 апреля вышли из Триеста. В этот же день они достигли Фиуме и укрылись в окруженной скалами бухте Бакар в 11 милях к юго-востоку от этого порта.
Операция должна была начаться этим же вечером. Погода – облачность и плохая видимость, идеально подходили для вылазки. Однако в последний момент пришел приказ отложить операцию на 24 часа – пришло извести о высадке на Раб. Миноносцы заглушили двигатели и установили камуфляж. После того, как поступила новая задача — прикрыть группы барж, которые должны были обстрелять гавани Сеня и Яблонаца, вечером 12 апреля были запущены двигатели и в полночь в пятницу 13 апреля миноносцы покинули бухту Бакар.
Теперь, при звездном небе с полной луной, ТА-40 и ТА-45, следовавшие вдоль далматинского побережья на юг проливом Морлакка (между островом Крк и материком) были хорошо заметными целями. Около 02:00 (по хронологии ТА-45 – в 02:30) миноносцы проходили створ Нови Винодольски – Врбник, когда справа, со стороны острова Крк, были замечены тени и буруны приближающихся торпедных катеров. Немцы немедленно сыграли «боевую тревогу» и выпустили в направлении противника осветительные снаряды. Командир головного ТА-40 капитан-лейтенант Голдаммер (Goldammer) увеличил скорость и отвернул вправо, на услышанный шлепок о воду выпущенных торпед. В следующий момент одна торпеда прошла по носу, а другая по корме миноносца. Почти сразу же, в 100 метрах позади, раздались один за другим два оглушительных взрыва — две торпеды поразили ТА-45. После попадания второй торпеды миноносец развалился надвое: нос затонул немедленно, а 3-4 минуты спустя следом за ним погрузилась и пылающая корма. Из 156 членов экипажа погибло 80, причем большая часть из тех 22, которые достигли Врбника (остров Крк), были схвачены и расстреляны местными партизанами и разведгруппой 26-й дивизии НОАЮ, которые ожидали высадки на остров основных сил.
Ведя ожесточенный заградительный огонь, ТА-40 развернулся и, оставив в воде без помощи моряков потопленного миноносца, зигзагом покинул поле боя; артиллерийским баржам он направил сообщение о своем возвращении. В 04:00 Бирнбаум прибыл в Фиуме, а затем направился в Полу, куда пришел в 09:00. В 14:00 он снова вышел в море и 19:00 благополучно достиг Триеста.
Со стороны англичан бой выглядел следующим образом.
Группа «догов» лейтенанта-коммандера Монтгомери — MTB-670 (флагман) и MTB-697 и MGB-643 и MGB-658, имевшая задание помешать немцам доставлять подкрепления на остров Раб проливом Планински, вышла на позицию к мысу Хаб (остров Крк) в 01:30. Катера застопорили машины неподалеку от берега и радарами отслеживали обстановку. В 02:15 оператор оснащенного новейшим американским радаром SC MGB-658 доложил своему командиру лейтенанту Л.Рейнольдсу (Leonard Reynolds) о двух крупных целях, входивших в пролив с севера; дистанция на момент обнаружения составляла около 4 миль. Рейнольдс сразу радировал Монтгомери. Англичане запустили двигатели и развернулись фронтом. MGB-658 ежеминутно сообщал флагману информацию о противнике, пока его не засекли РЛС остальных катеров. Вскоре цели были замечены визуально. Приказ об атаке Монтгомери отдал, когда дистанция сократилась до 1500 ярдов. Зафиксировав попадания двух торпед в «маленький эсминец», англичане немедленно начали отход на юг; артиллерию в этом бою они не использовали.
Автор успешного пуска торпед командир MTB-670 лейтенант Э. Хьюитт (Erik Hewitt) был награжден DSC; правительственные награды за этот бой получили еще 3 члена экипажа катера.
Завершение Адриатической кампании
Следующей целью союзников стал остров Крк, где немцы располагали 600 военнослужащими. В 23:00 16 апреля в сопровождении LCF и LCG от Раба отошли LCT и LCI с войсками и техникой НОАЮ на борту, которые после полуночи 17 апреля высадили десант на Крк. В конце дня остров капитулировал.
В ходе этой операции Прибрежные Силы понесли свою последнюю боевую потерю на Адриатике. Находившаяся в составе сил прикрытия группа лейтенанта-коммандэра Монтгомери — MGB-658, MTB-697 и MTB-633, следуя на патрулирование в район Фиуме плотной колонной, обходила остров Крк с запада, когда в 02:34 17 апреля у мыса Главоток (остров Крк), в 3 милях от вражеских береговых батарей, MTB-697 подорвался на мине и развалился на несколько частей; погибло 10 и получили тяжелые ранения четверо английских моряков. Англичане знали, что район сильно минирован, но получили заверения от партизан, что 30-мильное пространство вокруг побережья острова протралено.
Союзники завершали освобождение Далматинского архипелага совершенно без противодействия морских сил противника. Днем 18 апреля войска НОАЮ с британских десантных кораблей и кораблей партизанского флота высадились на Црес, а в ночь на 19 апреля – на Лошинь. После непродолжительного сопротивления на следующий день Лошинь пал. Это был последний случай на Адриатике, когда английским кораблям представился случай пострелять – на поддержку десанта LCG выпустили 21 снаряд. После этого 20 апреля немцы в Фиуме затопили 8 десантных барж (из них три недостроенные), 6 пехотно-десантных кораблей и 7 паромов «зибель», так как их уже нельзя было оттуда увести.
Далее с уцелевшими боевыми кораблями немцы покончили сами, чтобы они не достались наступающим вражеским войскам. Миноносец ТА-43 в числе других кораблей и судов был затоплен 1 мая в Триесте, а миноносец ТА-40 — в Монфальконе. 2 мая в устье реки Тельяменто затопили 4 раумбота. 3 мая из Полы в Анкону пришли шнелльботы 1-й дивизии S-30, S-36, S-61, S-151, S-152, S-155 и S-156 со своим командиром капитан-лейтенантом Вупперманом (Wupperman) и личным составом дивизии на борту, где сдались британцам.
На этом противостояние в Адриатике завершилось.
Комментарии к данной статье отключены.