Лётчики-истребители люфтваффе с первых дней Великой Отечественной войны парами и четвёрками действовали над советскими тылами, уничтожая не только самолёты в воздухе, но и цели на земле. Подобная тактика, особенно в 1941–1942 гг., производила сильное впечатление на советских лётчиков и наземные войска, что впоследствии нашло широкое отражение в советских книгах и кинофильмах о войне. Немецких пилотов, действовавших таким образом, на советской стороне фронта называли «охотниками», что прямо отражало самоназвание немецкого лётчика-истребителя (Jagdflieger), соответственно именовались части и соединения - Jagdgruppe, Jagdgeschwader, Jagddivision. Штабы и инициативные лётчики ВВС КА всю первую половину войны искали свои способы противодействия наглому и уверенному в своей неуязвимости противнику.
Про одну из первых попыток создать элитные части для оказания противодействия асам люфтваффе, предпринятую ещё в июне 1941 года, мы уже рассказывали. В дальнейшем в ВВС КА предпринимались попытки создать полки асов-«охотников», в 1942 и 1943 гг. закончившиеся созданием 9-го и 176-го гвардейских истребительных авиационных полков. Однако, работая с документами ВВС Резервного фронта за 1941 год, автору удалось выяснить, что официально термин «лётчик-охотник» в отношении советских воздушных бойцов появился ещё осенью 1941 года.
При этом надо учесть, что сам термин «охотник» в русской царской армии издавна обозначал не того, кто охотится на противника, а того, кто вызвался отправиться на опасное дело, выразил на это свою охоту — то есть, добровольца. Вероятно, в итоге в ВВС КА в термине «охотник» переплелись и немецкие корни, и давние отечественные.
В ходе работы с документами ВВС Резервного фронта автору случайно попались на глаза три листа с любопытным содержанием. Первый заключал коротенькую записку за подписью полковника Ланского, буквально шесть строчек текста:
«Начальнику штаба ВВС Резервного фронта комбригу тов. Котельникову. При сём представляю список лётного состава 163-го, 10-го иап и 66-го шап, изъявивших желание выполнять задания одиночным экипажем на территории противника. За 38-ю сад список представлю дополнительно».
Следующий лист содержал список из 10 фамилий лётчиков ВВС 24-й армии – пятерых из 163-го иап, двоих из 10-го иап и троих из 66-го шап. Самым интересным оказался третий лист с рукописным списком всех лётчиков ВВС Резервного фронта, изъявивших желание летать в тыл врага, подписанный: «Охотники».
Кроме упомянутых выше 10 пилотов ВВС 24-й армии, самый представительный контингент выставила 12-я сад — 12 лётчиков (по шесть из 239-го иап и 16-го сбап), а также 10 человек из ВВС 43-й армии (двое из 161-иап и восемь из 165-го иап). В ВВС 31-й армии нашелся всего один доброволец. Казалось бы, что за странный состав «охотников», включающий бомбардировщиков и штурмовиков? Оказалось, что фронтовой приказ является реакцией на инициативы «в верхах». Следующий документ расставляет все точки над «i»:
Москва, Кремль. Товарищу Маленкову.
Согласно Вашим указаниям, представляю проект приказа о создании эскадрилий «охотников» в действующих фронтах и резервных авиагруппах. Прошу Вашего доклада тов. Сталину.
Соколов-Соколёнок, 28 сентября 1941 года.
Приказ Народного комиссара обороны Союза ССР, «__» сентября 1941, г. Москва
Содержание: о создании эскадрилий «охотников»
На протяжении трёх месяцев войны наша славная авиация наносит сокрушительные удары врагу: по его пехоте, мотомехчастям, танкам и артиллерии. Героические летчики беспощадно уничтожают вражескую авиацию в воздухе и на его аэродромах. Однако, как показывает опыт войны, на сегодня наша авиация не ведёт систематической борьбы по нарушению и дезорганизации работы тыла, системы подвоза и управления противника.
Приказываю:
1. Для систематической дезорганизации управления противника и работы его тыла создать в составе каждых ВВС фронта из имеющихся в наличии истребителей по одной-две истребительных эскадрильи «охотников».
2. Основными задачами эскадрилий «охотников» считать: систематическое уничтожение штабов, штабных и командирских вражеских автомашин, его автоцистерн с горючим, отдельных и небольших групп автомашин с пехотой и боеприпасами и разрушение проволочной связи.
3. Эскадрильи «охотников» укомплектовать из наиболее смелых летчиков, отлично владеющих техникой пилотирования в сложных условиях погоды, из отличных стрелков по наземным целям.
4. В основу тактики действий эскадрилий «охотников» положить действие их на низких высотах, парами и звеньями вдоль основных шоссейных и грунтовых дорог, днем и в любых условиях погоды.
Своими действиями мелкие группы «охотников» должны прочесывать дороги путем регулярных последовательных боевых вылетов. Для увеличения радиуса действия наших истребителей и в целях воздействия на противника в полосе всего фронта организовывать подсадку (подскок) наших самолетов на передовые аэродромы, площадки.
Исполнение о сформировании эскадрильи «охотников» донести к 1 октября 1941 года. Итоги боевой работы эскадрилий «охотников» доносить ежедневно в оперативной сводке. Приказ ввести в действие по телеграфу.
Народный комиссар обороны Союза ССР И. Сталин
Учитывая, что генерал Соколов-Соколёнок был на приеме у Сталина 22, 25 и 26 сентября 1941 года, очевидно, что готовился приказ во второй половине сентября.
В целом, идея для 1941 года была не слишком удачная. Да, пилоты 10-го иап летали на МиГ-3, 165-го и 239-го иап — на ЛаГГ-3, 161-го и 163-го иап — на Як-1, однако, учитывая превосходство немецких истребителей в скорости, даже истребители новых типов не могли гарантированно избежать невыгодного боя и уйти на свою территорию, не говоря о штурмовиках или бомбардировщиках. Вполне вероятно, что список «охотников» от полков 38-й сад отсутствует потому, что летавших на И-16 тип 5/10 и И-153 пилотов крайне трудно было мотивировать к полётам в тыл противника в одиночку или небольшой группой.
Тем не менее, для нас интересен другой момент — какие люди решились искать удачу на столь рискованном поприще? После просеивания списка «охотников» через базу данных Михаила Быкова по результативным лётчикам, удалось выяснить, что 20 человек из 23 стали результативными пилотами, одержавшими хотя бы одну воздушную победу, а семеро — фактически, каждый третий, были полноправными асами, имевшими от 6 до 26 личных побед.
Очень интересно, что среди рядовых пилотов и командиров звеньев есть два заместителя командира полка и два заместителя командира эскадрильи. При этом оба старших по должности командира, ветеран боёв в Испании и Финляндии майор И.С. Хотелев и батальонный комиссар И.А. Зуб в ходе войны стали асами.
Отдельно следует выделить опытных лётчиков 163-го иап командиров звеньев старших лейтенантов А.В. Покровского и И.П. Недошивина, которые в августе-сентябре 1941 года много летали на разведку в тыл противника, сделав по 30-40 вылетов. Эти два лётчика не успели стать асами, однако имели личные и групповые победы, а их заслуги особенно отмечены в истории 163-го иап. Впоследствии Аркадия Покровского выдвинули на должность заместителя командира эскадрильи, а Иван Недошивин стал командиром эскадрильи, а затем штурманом полка.
Наиболее результативным лётчиком из списка стал Иван Зудилов, который свою первую воздушную победу одержал ещё 22 июня 1941 года в небе над Вильнюсом, а последнюю в августе 1944 года. Он же единственный из списка удостоился звания Героя Советского Союза. Вот список истребителей-добровольцев ВВС Резервного фронта:
- Агеев Пётр Иванович, 165-й иап, 1+6 побед, погиб 15.12.1941;
- Бахарев Евгений Васильевич, 161-й иап, 1+0 побед, погиб 1942;
- Дьяченко Иван Яковлевич, 163-й иап, 1+2 побед, погиб 1942;
- Зуб Иван Андреевич, 239-й иап, 14+0 побед, пережил войну;
- Зудилов Иван Сергеевич, 163-й иап, 26+5 побед, пережил войну;
- Калинин Александр Николаевич, 163-й иап, данных о победах нет, пережил войну;
- Калинин Иван Семенович, 165-й иап, 6+4 побед, пережил войну;
- Короткевич Евгений Михайлович, 239-й иап, 1+0 побед, погиб 17.03.1942;
- Костыркин Александр Васильевич, 239-й иап, 1+1 побед, в 1942 году списан по ранению;
- Кочкин Николай Николаевич, 239-й иап, 7+0 побед, погиб 19.12.1942;
- Куликов Иван Никитович, 165-й иап, 2+3 побед, погиб 11.05.1943;
- Макаренко Григорий Андреевич, 165-й иап, 2+7 побед, погиб 00.07.1942;
- Мальцев Виктор Иванович, 239-й иап, 6+0 побед, погиб (несчастный случай) 14.04.1945;
- Маренин Николай Софронович, 165-й иап, 2+3 побед, в 1942 году списан по ранению;
- Марков Дмитрий Алексеевич, 239-й иап, данных о победах нет, погиб 27.09.1941;
- Недошивин Иван Петрович, 163-й иап, 3+3 побед, погиб 1942;
- Покровский Аркадий Васильевич, 163-й иап, 3+8 побед, погиб 1942;
- Ртищев Иван Дмитриевич, 10-й иап, данных о победах нет, погиб 1941;
- Усенко Василий Федорович, 161-й иап, 2+1 побед, погиб 1943;
- Хахиль Иван Романович, 165-й иап, 1+3 побед, в 1942 году списан по ранению;
- Хотелев Иосиф Сидорович, 165-й иап, 7+0 побед, пережил войну;
- Цикин Илья Алексеевич, 10-й иап, 7+0 побед, погиб 1944;
- Чернов Иван Герасимович, 165-й иап, 2+0 побед, погиб 24.02.1942.
К сожалению, проверить, что получится из идеи формирования группы «охотников», на практике не удалось. Буквально через неделю вермахт начал стратегическую наступательную операцию «Тайфун» на московском направлении, и советскому командованию стало не до экспериментов.
Увы, если судить с позиции сегодняшних знаний, вряд ли группу ожидал успех. Как показал опыт боевых действий, даже полки, укомплектованные новой матчастью и частично лучшими пилотами, имевшими боевой опыт, в прямом противостоянии с истребительными частями люфтваффе, вооруженными лучшими по тактико-техническим характеристикам самолётами и укомплектованными лётчиками с великолепной летной и боевой подготовкой, несли тяжелые потери вплоть до конца 1943 года и позже.
Собственные успехи при этом были довольны скромными или отсутствовали вовсе. Если посмотреть на список летчиков-«охотников», то можно увидеть, что большинство из них погибли или были списаны с летной работы из-за ранений уже в 1941–1942 гг. Ситуация понемногу начала меняться в течение 1944 года, а по-настоящему массово заняться «свободной охотой» советские пилоты смогли лишь в самом конце войны.
Автор выражает благодарность Алексею Сергееву и Михаилу Быкову за помощь в работе над статьёй.
Комментарии к данной статье отключены.