Около трёх с половиной лет назад мы публиковали статью Михаила Тимина «Тяжёлое испытание для испытателей», в которой рассказывалось о создании в начальный период Великой Отечественной войны авиаполков особого назначения (ОСНАЗ) и боевой работе этих частей. В числе прочего автору удалось прояснить обстоятельства воздушного боя 4 июля 1941 года, в котором погиб командир 401-го иап ОСНАЗ Герой Советского Союза подполковник Степан Супрун, получивший посмертно вторую «Золотую Звезду». Теперь Михаилу удалось установить и судьбу его победителя.
После изучения ранее не введённых в научный оборот оперативных документов 23-й смешанной авиадивизии ВВС КА, в состав которой входил 401-й иап, и сопоставления этих данных с заявками на победы немецких лётчиков-истребителей удалось выяснить, что наиболее вероятным противником советского аса был пилот 10-го отряда группы IV./JG 51 фельдфебель Хайнц Геркен (Heinz Gerken), для которого МиГ-3 подполковника Супруна стал восьмой личной победой.
Конечно, автор заинтересовался личностью фельдфебеля Геркена, однако в доступных источниках по эскадре JG 51 не удалось найти даже фотографии немецкого лётчика, а тем более — подробностей его биографии. Дело в том, что удачно пошедшая на советско-германском фронте в гору карьера аса закончилась уже 26 июля 1941 года, и получить больших наград и званий канувший в безвестность фельдфебель не успел. К счастью, искажённая фамилия «Геккен» недавно всплыла в одном из документов ВВС Западного фронта, в которых содержались цитаты из протоколов допросов немецких лётчиков, попавших в плен летом 1941 года. Дальнейшее было делом техники: с помощью документов из фондов Российского государственного военного архива (РГВА) удалось уточнить судьбу фельдфебеля Геркена и получить его фото. К сожалению, информация в протоколе весьма ограничена, однако и она позволяет представить среднего противника советских лётчиков тяжёлым летом 1941 года.
Протокол допроса военнопленного, состоявшегося 8 августа 1941 года:
«Ганс Геккен, 1916 года рождения. С 15 лет работал на фабрике пильщиком. Немец. Родился в Саксонии, город Цвиккау. Имеет мать. Отец железнодорожник, умер в 1925 году. Писем от родных не получал.
Военное звание унтер-офицер. Служил в 51-й авиаэскадрилье. В армию поступил добровольцем в 1936 году. В 1937 году окончил лётную школу. Служил лётчиком-истребителем. Эскадрилья прибыла в Оршу через Брест-Литовск в Минск из Мангейма.
О настроении солдат говорит, что солдаты войной довольны. Лично солдатам война ничего не даёт, а они выполняют приказ фюрера защищать Германию от нападения Англии.
В плен попал при следующих обстоятельствах: 25 июля вылетел на разведку в район Смоленска с задачей разведать русские наземные силы и для связи с 60-й эскадрильей, расположенной вблизи Смоленска. В воздушном бою был сбит советским истребителем, удачно приземлился в расположении советских войск и пытался пробраться к своим, но 30 июля 1941 года был задержан войсками НКВД. О потерях своей части не говорит.
Имеет Железный крест II степени за участие в войне против Франции. О причинах войны с СССР не думал. Солдатам не положено думать, за них думает фюрер. О войне с Россией узнал у границы: «Нам объявили, что Англия натравливала Россию на Германию. Россия сосредоточила большую армию на нашей границе — это была большая угроза для Германии. Мы хотели покончить с Россией, а потом разгромить Англию»».
Несмотря на невысокое звание, фельдфебель Хайнц Геркен был опытным лётчиком-истребителем. Он прослужил в строевых частях два года до начала Второй мировой войны, участвовал в боевых действиях во Франции и над Британскими островами. Упорный и фанатичный служака, Геркен не сдался в плен, а четверо суток пытался пробиться к своим.
Из той части протокола, которая касается боевой деятельности, видно, что Геркен даёт не соответствующие действительности сведения. По сути, кроме номера своей эскадры, он ничего не рассказал — даже собственное воинское звание назвал другое. Местом базирования своей группы указал Оршу, хотя реально IV./JG 51 базировалась в Шаталово. О своих успехах в войне на советско-германском фронте фельдфебель скромно умолчал, хотя первые две победы он заявил 29 июня, а последний, девятый самолёт сбил 4 июля.
Даже день своего последнего вылета Геркен исказил: из немецких источников известно, что «Мессершмитт» Bf 109F-2 W.Nr.12874 с бортовым номером «Белый 5», который пилотировал Геркен, был потерян 26 июля в 20 км юго-восточнее Ельни после боя с советскими бомбардировщиками. Интересно, что в том же районе и, предположительно, в том же бою тяжёлые повреждения получил самолёт ещё одного свежеиспечённого аса отряда 10./JG 51 лейтенанта Хорста Хазе (Horst Haase).
К сожалению, на сегодняшний день оперативные документы группы IV./JG 51 за лето 1941 года не введены в научный оборот, а у советских лётчиков 26 июля не отмечены заявки на воздушные победы в районе Ельни. Возможно, «Мессершмитты» Геркена и Хазе были поражены огнём стрелков бомбардировщиков Пе-2 или лётчиков штурмовиков Ил-2 10-й смешанной авиационной дивизии, которые в ходе последующего боя сами были сбиты немецкими истребителями: дивизия потеряла в тот день примерно в этом районе четыре Ил-2 и восемь Пе-2. Есть вероятность, что Геркена мог сбить и советский истребитель, пилот которого не увидел падения «Мессершмитта» и не доложил о своём успехе. Поисковая работа продолжается, и есть вероятность, что впоследствии эта история будет дополнена.
Хайнц Геркен не пережил войну. Осенью 1942 года он умер в советском лагере для военнопленных, возможно, навсегда унеся с собой обстоятельства боя со Степаном Супруном 4 июля 1941 года.
Автор благодарит Сергея Чекунова и Станислава Сопова за предоставленные документы.
Комментарии к данной статье отключены.