Вторая мировая война велась почти по всему земному шару, в том числе и там, где боевые действия казались крайне маловероятными. К началу 1942 года линия фронта прошла вдоль северного побережья Австралии — протяжённого, слабо населённого и почти лишённого коммуникаций. На некоторое время эти пустынные места стали ареной битвы.
Стремительный японский «бросок на юг» зимой 1941–1942 годов привёл к тому, что все довоенные центры колониальных владений в Юго-Восточной Азии оказались захвачены или блокированы. Природные богатства и промышленные мощности Филиппин, Малайи, Явы, Суматры, Борнео оказались в руках японцев, равно как и аэродромы, оборудованные порты, военные базы. Неожиданно для всех передовой линией союзной обороны оказалось северное побережье Австралии — практически пустыня, центром которой была столица Северной территории Дарвин, небольшой городок с населением около 5000 человек. Кроме того, в зоне боевых действия оказались малонаселённые северные части штатов Западная Австралия и Квинсленд.
Успешное вторжение японских армии и флота на Филиппины, в Малайю и Голландскую Ост-Индию (Индонезию) сделало городки северной Австралии стратегически важными: они стали путями отступления для разбитых войск и флотов, маршрутами спасения беженцев. В свою очередь, японцы опасались, что австралийские аэродромы и порты позволят союзникам перебросить в регион подкрепления или даже организовать контрнаступление. Неудивительно, что как только на Тихоокеанском театре военных действий наметились крупные успехи, японское флотское командование обратило свои взоры на северную Австралию.
Страшнейшей угрозой для австралийского военно-политического руководства к началу 1942 года выглядела высадка крупного морского десанта на уязвимом севере страны. Как стало известно позже, всерьёз такой вопрос японскими штабами никогда не поднимался, и меры по планированию подобной операции не принимались. Однако страх перед вражеским вторжением был объяснимым, особенно с учётом слабости австралийских вооружённых сил и невозможности США и Великобритании оказать эффективную помощь в тот момент.
Действия подводных лодок
С впечатляющей оперативностью уже в первых числах января 1942 года командование японских подводных сил выделило субмарины для действий в водах северной Австралии, Тиморском и Арафурском морях. Операция была поручена 6-й эскадре подлодок контр-адмирала Тимаки Коно, вооружённой четырьмя подводными минными заградителями типа «Kiraisen»: I-121, I-122, I-123 и I-124. Корабли соединения (формально разделённого на два дивизиона) к моменту начала кампании базировались в оккупированном порту Давао на Филиппинах, их плавбазой служило судно «Chogei».
Субмарины типа «Kiraisen» (или KRS) являлись единственными в японском флоте подводными минными заградителями специальной постройки. Они были построены между 1924 и 1928 годами и основывались на конструкции германских подводных минзагов Первой мировой войны, изученных японцами. Субмарины были довольно крупными (стандартное водоизмещение — 1400 т, полное — 1800 т), их вооружение состояло из четырёх 533-мм торпедных аппаратов (12 торпед), одной 140-мм пушки и 42 морских мин. Стандартный экипаж составлял 75 человек.
Со стороны союзников противостоять подлодкам в водах северной Австралии могли устаревшие эсминцы-«флэшдекеры» типа «Clemson» Азиатского флота США, ходившие в северную Австралию с конвоями в первые месяцы 1942 года. В самом Дарвине базировалась 23-я австралийская флотилия тральщиков типа «Bathurst», четыре корабля которой использовались для патрульной и эскортной службы. Противолодочной обороной руководил старший морской офицер (так называемый NOIC) Дарвина кэптен ВМС Австралии Эдвард Томас. Стоит подчеркнуть, что к северу от Дарвина эпизодически появлялись крупные корабли американского Азиатского флота, в частности — тяжёлый крейсер «Houston» и авиатранспорт «Langley», которые могли оказаться ценной добычей для японских подводников.
I-121 (командир — капитан 2-го ранга Синобу Эндо) покинула Давао 5 января и направилась к Дарвину. В проливе Кларенс к северу от города подлодка выставила 39 морских мин, после чего патрулировала в Тиморском море, 18 января проведя безуспешную торпедную атаку неопознанного судна. Встречающееся иногда утверждение, будто в тот день I-121 потопила голландский транспорт «Bantam» (3300 т), не соответствует действительности. Это судно было повреждено японскими пикирующими бомбардировщиками в феврале 1943 года у Новой Гвинеи и не восстанавливалось (корпус затоплен в 1946 году).
21 января I-121 была обнаружена и атакована в проливе Кларенс поисковой группой союзников (американские эсминцы «Alden» и «Edsall», австралийские тральщики «Deloraine» и «Katoomba»), но сброшенные глубинные бомбы не нанесли ей серьёзных повреждений. 30 января подлодка вернулась в Давао, где её отремонтировали с помощью плавбазы «Chogei».
9 февраля во второй поход в Тиморское море подлодку повёл новый командир — капитан 3-го ранга Ясуо Фудзимори. 18 февраля I-121 передала прогноз погоды для Ударного авианосного соединения, атаковавшего Дарвин, после чего безуспешно патрулировала ещё некоторое время. 28 февраля субмарина пришла на оккупированный индонезийский остров Сулавеси, откуда в начале марта направилась в Японию.
I-122 (командир — капитан 3-го ранга Судзиро Уцуги) покинула Давао 5 января, а 15 января выставила 30 морских мин в Торресовом проливе между Австралией (штат Квинсленд) и Новой Гвинеей. Затем она безуспешно патрулировала к северу от Дарвина до возвращения в Давао 30 января. После этого подлодка сменила командира (им стал капитан 3-го ранга Садатоси Норито) и 9 февраля направилась в Торресов пролив. Никаких результатов этот патруль не принёс, 28 февраля I-122 пришла на Сулавеси, откуда затем направилась в Японию.
I-123 (командир — капитан 3-го ранга Тоситаке Уэно) покинула Давао 10 января и направилась в воды к северу от Дарвина. Ранним утром 20 января в заливе Бигль подлодка атаковала четырьмя торпедами американский танкер ВМС «Trinity» (5400 т), следовавший в сопровождении эсминцев «Alden» и «Edsall». Все торпеды прошли мимо, «Alden» в ответ сбросил несколько глубинных бомб, но также промахнулся и быстро потерял контакт с противником. Этот эпизод примечателен тем, что даёт повод для путаницы, позволяющей американским эсминцам претендовать на уничтожение I-124, потопленной австралийскими тральщиками чуть позже в том же районе.
Пережив атаку, 20 января I-123 выставила 30 морских мин в проливе Дандас к северо-востоку от Дарвина, после чего продолжила безрезультатный патруль. Подлодка вернулась в Давао 3 февраля. Следующий боевой поход начался 19 февраля — субмарина прибыла в Торресов пролив, где 25 февраля поставила 40 мин. Не добившись никаких успехов, 9 марта I-123 пришла на Сулавеси, откуда направилась в Японию.
Гибель I-124
Самой драматичной среди подлодок 6-й эскадры оказалась судьба I-124 (командир — капитан 3-го ранга Коити Кисигами), покинувшей Давао 10 января. На борту субмарины находился командир 9-го дивизиона подлодок капитан 2-го ранга Юкио Эндо. I-124 вышла на позицию в Тиморском море к северу от Дарвина и 16 января выставила там 27 морских мин. За время патруля удалось обнаружить американский тяжёлый крейсер «Houston» и транспорт (возможно, танкер «Trinity»), но попыток атаковать Кисигами не предпринимал. При этом с крейсера подлодка была замечена, информацию о вражеской активности передали в Дарвин. Поздним вечером 19 января I-124 последний раз вышла на связь, сообщив о контакте с транспортом.
После безуспешной атаки I-123 на танкер «Trinity» утром 20 января старший морской офицер Дарвина кэптен Томас отправил в противолодочный патруль австралийский тральщик «Deloraine» (командир — лейтенант-коммандер Десмонд Мэнлав). В 13:35, находясь примерно в 90 км к северу от Дарвина в заливе Бигль, I-124 обнаружила противника и атаковала его одной торпедой, от которой «австралиец» уклонился. Один из матросов тральщика вспоминал:
«Торпеда прошла так близко за нашей кормой, что работа винтов буквально заставила её выпрыгнуть на поверхность».
В свою очередь, «Deloraine» в 13:38 установил акустический контакт с подводной целью и сбросил серию глубинных бомб. I-124 показалась на поверхности со следами повреждений, но тут же погрузилась вновь. До 15 часов тральщик методично атаковал глубинными бомбами, наблюдая на поверхности следы нефти и воздушные пузыри. По некоторым данным, в воздухе при этом находился (или даже сбросил серию бомб) американский гидросамолёт — либо PBY Catalina из гавани Дарвина, либо OS2U Kingfisher с авиатранспорта «Langley». Так или иначе, маловероятно, чтобы самолёт сыграл заметную роль в этих событиях. На «Deloraine» закончились глубинные бомбы, и после 16 часов его сменили подошедшие к месту боя систершипы «Lithgow» и «Katoomba». Ещё позже на сцене появились освободившиеся от конвоирования танкера американские эсминцы «Alden» и «Edsall».
Сложно утверждать наверняка, была ли I-124 полностью обездвижена, но контакт с ней поддерживался ещё довольно долго. Более того, союзники полагали, что имеют дело с тремя субмаринами, ошибочно интерпретировав данные о нескольких контактах (в том числе, вероятно, с I-121 и I-123). Пополнившие боезапас «Deloraine» и «Katoomba» сбрасывали глубинные бомбы с 4 часов утра до полудня 21 января, пока уничтожение противника не стало бесспорным. Через несколько дней американские водолазы с плавбазы «Holland» обнаружили лежавшую на глубине 50 м большую подлодку с разрушенным корпусом, опровергнув громкую заявку союзников на три победы. I-124 погибла со всем экипажем (80 человек, включая командира дивизиона), став первой японской субмариной, уничтоженной австралийцами. Её потопление считается одним из самых значительных успехов ВМС Австралии в годы Второй мировой войны.
Операции подлодок 6-й японской эскадры у северного побережья Австралии в январе-феврале 1942 года сложно охарактеризовать иначе, чем «полная неудача». Достоверных побед (в том числе минным оружием) добиться не удалось, погибла одна большая субмарина со старшим офицером на борту. Судя по всему, разочарование командования Императорского флота оказалось очень сильным, поскольку позже японские подлодки на севере Австралии не появлялись. При этом у восточного тихоокеанского побережья страны японские подводники довольно активно действовали в 1942–1943 годах и добились некоторых успехов.
Воздушное наступление 1942 года
Оккупация японцами островов Индонезии в феврале 1942 года позволила им быстро развернуть воздушное наступление на морские коммуникации северной Австралии. «Козырем» японского флота стало мощнейшее в то время в мире Ударное авианосное соединение вице-адмирала Тюити Нагумо. Немаловажную роль играла и авиагруппа «Токо», вооружённая тяжёлыми летающими лодками Н6К с большим радиусом действия (базы на островах Серам, Сулавеси, Амбон). Истребительная авиация у союзников в регионе фактически отсутствовала, изначально можно было рассчитывать лишь на мелкие группы американских Р-40, которые перегоняли в Индонезию через австралийские авиабазы.
Кампания началась 15 февраля, когда японская патрульная летающая лодка Н6К обнаружила в Тиморском море (в 250 км к западу от Дарвина) конвой из семи кораблей и судов, включавший американский тяжёлый крейсер «Houston». Попытка слежения оказалась неудачной, на перехват подняли единственный имевшийся в Дарвине Р-40 лейтенанта Роберта Буэля, который догнал и поджёг гидроплан, после чего сам погиб от огня 20-мм авиапушки. Пять уцелевших японских лётчиков высадились на острове Мелвилл, где 2 марта были взяты в плен аборигенами и переданы австралийским военным. Влиятельная мельбурнская газета «Argus» писала о случившемся:
«Хотя японцы, избавившиеся от своих лётных комбинезонов, заявляли, что они кули с союзного судна, Луи [предводитель аборигенов Луи Параптамели] было не так-то просто обмануть. Оставив Пароджими и Мариана, двух его товарищей, сторожить пленников, Луи пересёк пролив Эпсли и направился на авиабазу острова Батэрст, чтобы сообщить о своей находке».
Перед гибелью Н6К успел передать сообщение о найденном конвое, и 16 февраля его атаковало соединение из тридцати шести бомбардировщиков G3M (1-я авиагруппа) и девяти H6K. Столь значительные силы смогли лишь повредить транспорты «Meigs», «Manua Loa» и «Portmar» (погиб один моряк). Решающую роль в успехе союзников сыграл зенитный огонь тяжёлого крейсера «Houston». Впрочем, определённого успеха японцы всё-таки добились: конвой с подкреплениями для острова Тимор вернули в Дарвин, где транспорты через несколько дней попали под удар палубной авиации.
Наиболее известным эпизодом морской войны на севере Австралии стала, безусловно, бомбардировка города Дарвин самолётами японского Ударного авианосного соединения 19 февраля. Помимо самого факта единственного за всю войну появления японских авианосцев («Akagi», «Kaga», «Hiryu», «Soryu») непосредственно у побережья континентальной Австралии, операция включала нанесение ударов по морским целям. Обстоятельства этого рейда хорошо известны, в данной статье отметим лишь его воздействие на судоходство союзников.
81 «горизонтальный» бомбардировщик В5N и 71 пикирующий бомбардировщик D3A потопили в гавани Дарвина транспорты «Meigs», «Zealandia», «Neptuna», «Mauna Loa» (общее водоизмещение — 25 000 т), танкер «British Motorist» (6900 т) и американский эсминец «Peary» — «флэшдекер» 1920 года постройки (1190 т). Погибли 160 союзных моряков. На обратном пути к авианосцам самолёты потопили в море паром «Don Isidro» (3200 т) и транспорт «Florence D» (2600 т), на которых погибли ещё 16 человек. За этот успех японцы заплатили гибелью одного пикирующего бомбардировщика и одного истребителя эскорта от огня с земли, ещё два самолёта сели на воду на обратном пути.
20 февраля в открытом море у границы Западной Австралии и Северной территории четыре гидроплана H6K атаковали 60-кг авиабомбами транспорт «Koolama» (4100 т, 1937 года постройки), шедший с эвакуируемыми из Дарвина. Японские лётчики добились нескольких попаданий и вынудили судно выброситься на берег. Потери команды и пассажиров составили два человека ранеными (один из которых позднее умер), выжившие не без труда за несколько дней добрались посуху до ближайшей религиозной миссии и получили там помощь. Позднее их эвакуировали на летающей лодке.
Судьба повреждённого транспорта оказалась неожиданно запутанной. 21 февраля его попытался добить одиночный Н6К, но все бомбы упали мимо. Затем вернувшиеся на «Koolama» члены экипажа смогли запустить двигатель, довели судно до городка Уиндэм и поставили его там в верфь. Но уже 3 марта городок подвергся штурмовой атаке восьми «Зеро», по итогам которой транспорт затонул на мелководье. Австралийские историки отмечают, что причиной гибели стала неисправность электропомп, из-за которых судно набрало воду. «Koolama» не ремонтировали и не вводили в строй, но его корпус уничтожили лишь после войны.
Преследование японцами отступавших из Индонезии кораблей и судов союзников не может быть рассмотрено в данной статье, поскольку проходило вдалеке от австралийского побережья, но один эпизод стоит упомянуть. 27 февраля шесть G4M с Тимора (авиагруппа «Такао») безуспешно атаковали у побережья Западной Австралии американскую плавбазу гидроавиации «Childs» — устаревший эсминец-«флэшдекер», уходивший с Явы. На следующий день корабль благополучно прибыл в безопасный залив Эксмут на побережье Индийского океана.
Наконец, 18 марта три G4M с мощным эскортом из 15 «Зеро» (4-я авиагруппа, базировавшаяся на Новой Гвинее и Новой Британии) атаковали остров Горн у северного побережья Квинсленда. В Торресовом проливе между Австралией и Новой Гвинеей они обнаружили и обстреляли пушечно-пулемётным огнём пассажирский лайнер «Canberra» водоизмещением 7700 т. В ходе этой атаки 13 моряков получили ранения, но судно не пострадало.
Фактически целенаправленное наступление японских ВМС на морские коммуникации северной Австралии оказалось крайне непродолжительным и велось лишь в январе-феврале 1942 года. Его пиком стал воздушный удар по Дарвину, который навсегда остался самым разрушительным нападением на австралийскую метрополию за всю историю существования Австралийского Союза. Затем активность японской стороны была сведена к систематическим авиаударам по наземным целям в северной Австралии, главным образом по городу Дарвин с окрестностями. Впрочем, морская война в регионе продолжалась.
Продолжение следует
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- http://www.combinedfleet.com
- http://www.navy.gov.au/ (официальный сайт Королевских ВМС Австралии)
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1939-1942 (1st edition, 1957). https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
- Gillison, Douglas Napier. Royal Australian Air Force, 1939-1942. (1st edition, 1962). – https://www.awm.gov.au/collection/C1417315
- Lewis, Tom. The Empire Strikes South: Japan`s Air War Against Northern Australia 1942-45. – Kent Town, South Australia: Avonmore Books, 2017
- Lewis, Tom. Sunk 75 years ago – Japanese Navy`s I-124 Darwin`s submarine. https://navalinstitute.com.au/sunk-75-years-ago-japanese-navys-i-124-darwins-submarine/
- McCarthy, Mike. Japanese submarine I-124. Report. http://museum.wa.gov.au/maritime-archaeology-db/sites/default/files/no._043_japanese_sub_i124.pdf
- Tanaka, Hiromi. The Japanese Navy's operations against Australia in the Second World War, with a commentary on Japanese sources. https://www.awm.gov.au/articles/journal/j30/tanaka
Комментарии к данной статье отключены.