О легендарных разведывательно-диверсионных отрядах британцев, действовавших во время Второй мировой войны на территории Северной Африки, написано за последние годы немало. Люди, интересующиеся историей развития отрядов специального назначения, наверняка хорошо знакомы с аббревиатурами LRDG (Long Range Desert Group) и SAS (Special Air Service). Однако мало кто знает, что в борьбе с ними немцы использовали и авиацию.
К началу 1942 года для немецких коммуникаций в Северной Африке главной проблемой были рейды небольших групп британских «коммандос», которые передвигались на внедорожниках «Шевроле» по пустыне, практически не встречая сопротивления и уничтожая тыловые объекты. Особенно доставалось итальянским гарнизонам на юге Ливии – кульминацией войны здесь стал захват одной из групп оазиса Куфра 1 марта 1941 года.
Немецкая разведка быстро установила, что практически единственным эффективным способом борьбы с такими мобильными группами стало бы уничтожение баз снабжения и центра контроля. Вскоре было установлено, что управление «коммандос» ведется с Форта-Лами на территории нынешнего Чада. Там же находился и аэродром, куда воздухом из Западной Африки доставлялось все необходимое. При этом проблемой для немцев стало расстояние – Форт-Лами находился в 2500 км от побережья Средиземного моря!
Идея атаковать противника с воздуха впервые пришла в голову капитану Тео Блайху (который, кстати, до войны серьезно занимался планеризмом). Ее поддержал командующий Deutsches Afrikakorps генерал Эрвин Роммель.
Вскоре была сформирована ударная группа Sonderkommando Blaich, в состав которой вошел… единственный боевой самолет! Для базирования группы были выбраны два аэродрома – Гун (600 км) и Себха (1000 км) к югу от Триполи. А основной задачей было уничтожение складов топлива в Форт-Лами, что, по мнению немцев, должно было резко снизить активность британцев в их тылу. Для акции были отобраны три самолета: He-111H-6 с дополнительным подфюзеляжным пилоном и дополнительным топливным баком в фюзеляже, переданный из состава Fliegerführer Afrika; S.82 (по другим данным SM.81) с дополнительным запасом топлива и Ме-108 в качестве пункта управления. Кроме того, итальянцы прикомандировали к группе опытного штурмана, знакомого с местными реалиями – Роберто Сансеверино Вимерцати.
21 января 1942 года вся группа была собрана на полевом аэродроме с кодовым названием «Campo Uno» в 1200 км к югу от Триполи. Тут на «Хейнкель» были подвешены 16 бомб по 50 кг. Вылет был назначен на утро следующего дня. Несмотря на непростые условия полета, экипажу удалось выйти на цель и сбросить смертоносный груз с высоты 2000 метров. В послеполетном отчете немцы отметили несколько десятков взрывов на земле.
По британским данным налет был настолько неожиданным, что зенитчики даже не успели открыть огонь. А всего в ходе рейда сгорело 400 000 галлонов бензина и 10 самолетов, стоявших на земле, кроме того, семь человек наземного персонала получили ранения.
Однако на обратном пути летчики заблудились и после израсходования топлива «Хейнкель» приземлился в 200 км южнее «Campo Uno». После сеанса радиосвязи поднятый по тревоге Ca.309 сбросил им воду и продовольствие. После ночевки в пустыне наутро прибыл Ju.52, который привез топливо, после чего «Хейнкель» благополучно перелетел на аэродром базирования. На этом рискованная акция была завершена и больше не повторялась – немцы стали искать более безопасные пути решения проблемы….
Комментарии к данной статье отключены.