Весной 1941 года шведская армия сформировала требования на тяжёлый танк, боевая масса которого, впрочем, оценивалась всего в 20 тонн. Ответственная за разработку фирма Landsverk взяла за основу экспортный танк LAGO, разработав на его базе машину LAGO II. 19 декабря 1941 года Landsverk получила заказ на 100 таких танков. Серийные машины получили официальное обозначение Strv m/42.
Производство этих машин началось только в 1943 году. Несмотря на ряд «детских болезней», машина получилась вполне удачной. Тем не менее уже к середине 1943 года шведские военные, получив информацию о бронетехнике сражавшихся во Второй мировой войне стран, стали задумываться о дальнейшем усовершенствовании этого танка. В результате на свет появились такие интересные проекты, как Pricken, Leo и Lansen.
В погоне за Т-34
Статус нейтрального государства позволял Швеции торговать с обеими воюющими сторонами. Вместе с тем возможности получения сведений о новейших образцах зарубежной техники у шведов были ограниченными. По большому счёту, единственным относительно серьёзным источником такой информации была Финляндия. Помимо того, что Швеция сильно помогла финнам в Зимней войне, две страны периодически заключали сделки по продаже вооружения и военной техники.
К примеру, единственной гусеничной боевой машиной шведского производства, которая реально участвовала в мировой войне, стала зенитная самоходная установка Landsverk Anti II. Шесть таких машин было заказано финнами 25 апреля 1941 года, а попали к заказчику они в январе 1942 года. Стоит отметить, что ЗСУ Landsverk Anti II для шведской армии не выпускалась, она была чисто экспортной машиной.
Ещё в октябре 1941 года финны передали шведам информацию о 30-тонном среднем танке, а также о 50-тонном танке «Клим Ворошилов». К сводке ТТХ прилагалась и схема 30-тонного танка, в которой легко угадывался Т-34. А в июне 1943 года делегация, состоявшая из шведских военных, посетила одну из финских танковых частей, где в том числе имелись и трофейные Т-34.
Тщательный осмотр трофеев озадачил шведских военных ничуть не меньше, чем примерно за два года до этого немцев. Выводы для себя шведы сделали неутешительные: на вооружении у СССР, который считался шведами одним из наиболее вероятных противников, состоял танк, явно превосходивший только начавший поступать на вооружение Strv m/42. Особенно заинтересовали шведов схема бронирования Т-34 с листами, расположенными под рациональными углами наклона, и вооружение, состоявшее из 76-мм длинноствольной пушки Ф-34.
По возвращении делегации Департамент вооружений Королевской армии (KATF, Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning) устроил мозговой штурм. Фирма Landsverk получила задание на разработку концепции модернизации Strv m/42 и уже 17 июля представила своё видение улучшенного танка. Было предложено установить лобовую броню Strv m/42 под рациональным углом наклона. Довольно сильно переделывалась башня, которая лишалась бортовых люков и становилась немного больше. Наконец, вместо штатной пушки предлагалось установить 75-мм пушку с баллистикой зенитной пушки 7,5 cm Lvkan m/30.
Параллельно с этим на Landsverk разработали ещё два варианта модернизации танка. Оба они предусматривали установку более крупной башни, позволявшей наводить орудие на большой угол возвышения. Разница между ними была в размещении вооружения. Эскиз S-456 предполагал спаренное размещение длинноствольной 75-мм пушки и 40-мм автоматической зенитной пушки Bofors. Во втором варианте в башне оставалась только 40-мм зенитная пушка, а 7,5 cm kanon m/41 Strv, штатное орудие Strv m/42, предлагалось установить в корпусе.
В конце концов от всех трёх вариантов было решено отказаться. Даже первый, наиболее реалистичный из них, имел серьёзный недостаток в виде сильно выступающего за габариты орудия. К тому же оставшиеся на лобовом листе вентиляционные отверстия для охлаждения трансмиссии вряд ли позволили бы радикально улучшить бронестойкость.
Тем не менее начало работам над модернизацией Strv m/42 было положено. Впрочем, речь теперь шла не только об этом танке. Полковник Эрик Гиллнер, глава отдела разработок артиллерийского управления, запустил работы сразу по нескольким направлениям. Это хорошо иллюстрирует заказ, который был составлен для фирмы Bofors. Он включал в себя разработку 57-мм танковой пушки для модернизированного лёгкого танка Strv m/41, 75-мм танковой пушки с длиной ствола 54 калибра для Strv m/42, ещё одной такой же пушки, но с механизмом заряжания, 75-мм самоходной пушки и 105-мм самоходной пушки с длиной ствола 50 калибров. Последняя, к слову, должна была базироваться на баллистике 105-мм зенитной пушки 10,5 cm Lvkan m/42.
Из всего этого заказа в металле удалось воплотить 75-мм самоходную пушку на шасси Strv m/42, в серию она пошла как Pvkv m/43. Танковая пушка с механизмом заряжания была разработана Bofors к апрелю 1944 года. В дальнейшем башенная установка с нею, известная как Delat torn, была построена в виде полноразмерного макета.
К весне 1944 года шведскими военными были подготовлены требования к модернизированным лёгким и тяжёлым (средним) танкам. Между тем в дополнение к модернизированному Strv m/42 добавился и новый танк. Впервые он был упомянут в смете на опытные работы, датированной 24 мая 1944 года.
Согласно этому документу, модернизированный Strv m/42 должен был обозначаться как LAGO V. На проведение опытных работ выделялось 495 000 шведских крон. На новый лёгкий танк 13-тонного класса, обозначавшийся как Lillpricken (маленькая точка), выделялось 425 000 шведских крон. Наконец, в дополнение к LAGO V была начата разработка 28-тонного танка, получившего обозначение Pricken (точка). На разработку этой машины выделялась самая большая сумма — 692 000 шведских крон.
В ноябре 1944 года спецификация на новую машину была изменена. Её боевая масса выросла до 30 тонн, а в качестве силовой установки должен был использоваться 430-сильный двигатель Volvo. Шасси перспективного танка стало рассматриваться и как база для новой самоходной установки, вооружённой 105-мм пушкой с зенитной баллистикой.
Первые эскизные наработки по теме Pricken датированы 1944 годом. Более подробные характеристики появились позже — в ноябре 1945 года. Согласно им, длина корпуса танка вырастала до 6300 мм, полная ширина увеличивалась до 3000 мм, а высота до 2500 мм. В машине довольно легко угадывался Strv m/42, но при этом некоторые детали, особенно это касается лобовой части и бортов корпуса, однозначно делались с оглядкой на Т-34.
Согласно спецификации, толщина лобовой брони танка должна была достигать 70 мм. От пулемётчика в корпусе конструкторы благоразумно отказались, что позволило улучшить снарядостойкость лобового листа и более рационально разместить боеукладку. В качестве силовой установки предполагалось использовать двигатель Volvo, который должен был развивать мощность 450 лошадиных сил. С ним, как ожидалась, танк смог бы развить максимальную скорость около 50 км/ч.
Также прорабатывалось два типа размещения трансмиссии. В первом случае КПП находилась сразу за двигателем, и привод на ведущие колеса, размещавшиеся спереди, передавался по довольно хитрой схеме. Во втором случае общая схема трансмиссии больше напоминала трансмиссию Strv m/42 EH.
К моменту появления уточнённых характеристик Вторая мировая война окончилась. 720 танков, выпущенных шведскими заводами за годы войны, свою задачу выполнили. Одним только своим наличием они помогли Швеции обойти кровавую мясорубку стороной и сохранить нейтралитет.
Между тем окончание войны означало, что время больших денежных трат на военные нужды подходит к концу. Бюджет у Швеции был совсем не резиновый. Да и говорить, что война совсем обошла Швецию стороной, нельзя. Жертвами атак со стороны воюющих сторон оказались 250 шведских торговых судов, да и общая ситуация в Европе негативно влияла на шведскую экономику. Одним словом, шведкой армии предстояло потуже затянуть пояса. И танковая программа в этом смысле оказалась одной из самых уязвимых.
В 1946 году проект Pricken пропадает из опытных работ. Но идея танка 30-тонного класса не исчезла бесследно: в это время появляется проект машины, получившей название LS 46 (позже TLS 46). Согласно изначальным планам, она должна была иметь удельную мощность не менее 20 л. с. на тонну, а в качестве её основного вооружения предполагалось использовать либо 75-мм пушку, либо 105-мм пушку с зенитной баллистикой.
В рамках работы по этому проекту департамент KATF начал переговоры с англичанами и чехами. Максимальная скорость перспективного танка оценивалась в 60 км/ч. Высокая удельная мощность при массе 25–30 тонн означала, что танку нужен мотор мощностью до 650 л. с. Такой мотор, мощностью 620 л. с., имелся у английской фирмы Rover. Судя по всему, переговоры по поводу этого мотора зашли в тупик.
Кстати, в зависимости от массы варьировалась и цена танка — от 360 000 (25 тонн) до 433 000 (30 тонн) шведских крон за штуку.
Параллельно с LS 46 был разработан и проект истребителя танков LP (позже TLP 46). Финальная версия этой машины датирована февралём 1947 года. В качестве вооружения для неё предлагалась 105-мм пушка с зенитной баллистикой. САУ должна была иметь корпус длиной 5,8 метров, значительно более короткий, чему у Pricken. Одновременно количество опорных катков сократилось до 5 на борт.
Здесь программа создания 30-тонного шведского танка подошла к финалу. Помимо того, что необходимого для него двигателя не было, на это наверняка повлияли и результаты испытаний танка Sherman Firefly, который шведам удалось приобрести после нескольких попыток. Результаты стрельб 17-фунтовой пушки наглядно показали, что даже толщина лобовой брони в 70 мм не является надёжной защитой для танка. Погоня за Т-34 закончилась.
Третий не лишний
Закрытие программ TP 46 и LS 46 совсем не означало, что шведы полностью остановили разработку новых танков. Настоящими победителями Второй мировой войны оказались СССР и США, ставшие сверхдержавами. Они имели огромные, закалённые в сражениях армии. Начиналась Холодная война, пожиравшая огромные объёмы ресурсов разных стран на укрепление обороны. Несмотря на нейтральный статус, Швеция продолжала считать СССР своим основным потенциальным противником. По этой причине программа разработки перспективных танков продолжилась.
Неудача с программой 30-тонного танка заставила департамент KATF сделать определённые выводы. Ещё в 1946 году начались разговоры о том, что боевая масса танка должна составлять 25–30 тонн. Появление нижней планки в 25 тонн свидетельствует, что у военных и конструкторов появилось понимание простой истины: при отсутствии необходимого двигателя боевую массу надо снижать. Особой альтернативы тем моторам, которые устанавливались в танки семейства Strv m/42, на тот момент не существовало.
Первоначально фирма Landsverk возобновила работы по двум основным направлениям. Заказ на лёгкий танк никуда не делся, но теперь за основу брался не L-60 или Strv m/41, а Strv m/42. В июле 1947 года на свет появился эскизный проект, который получил название Pilen («Стрела»). Его концепция в значительной степени пересекалась с концепцией Landsverk Terro. Даже по длине корпуса (5,3 метра) Pilen и Terro были похожи. Фактически здесь инженеры Landsverk взяли Strv m/42 и сильно его укоротили. Количество опорных катков, как и на Terro, сократилось до 5.
Путём различных ухищрений в габариты новой машины удалось вписать агрегаты Strv m/42. За счёт оптимизации и увеличения ширины корпуса диаметр подбашенного погона удалось увеличить до 1,6 метра. Башня стала заметно просторнее, благодаря чему экипаж вырос до 4 человек, из них трое располагались в башне. Толщина брони корпуса сократилась до 35 мм, что также примерно соответствует бронированию Terro. Несмотря на исходные требования установить 57-мм пушку, на Pilen оставили орудие со Strv m/42. Впрочем, заменить его другой пушкой было несложно.
За счёт более короткого корпуса и уменьшения толщины брони боевая масса танка снизилась до 17 тонн, благодаря чему его удельная мощность увеличилась до 19 л. с. на тонну. При таких показателях ожидаемая максимальная скорость в 60 км/ч выглядела вполне реалистично.
Средний танк также было решено разрабатывать, используя базу Strv m/42. В целом концепция нового танка, названного Leo («Лев»), оказалась очень похожей на Pilen. Правда, его корпус, по сравнению с Strv m/42, не укоротили, а даже немного увеличили. Ширина машины достигла трёх метров, то есть совпала с шириной TLS. Похожей оказалась и бронезащита: в лобовой части корпуса толщина брони варьировалась от 30 до 70 мм, а во лбу башни — от 55 до 70 мм.
Боевая масса танка составила 25 тонн. При использовании самого мощного двигателя от Strv m/42 EH удельная мощность составляла 16,4 л. с. на тонну. Максимальная скорость оптимистично оценивалась в 55 км/ч, но даже менее тяжёлый Strv m/42 EH быстрее 45 км/ч не ехал.
В качестве вооружения Landsverk Leo предполагалось использовать 75-мм пушку с баллистикой зенитного орудия. Размещаться она должна была в трёхместной башне, сильно похожей на увеличенную башню Pilen. От боковых люков на ней отказались, а диаметр подбашенного погона вырос до 1820 мм.
Оба проекта имели весомые недостатки. В случае с Leo существовала проблема с явно недостаточной удельной мощности. Что же касается Pilen, то он был слишком тяжёлый для лёгкого танка, а для среднего имел слишком слабое орудие. По этой причине летом 1947 года фирма Landsverk подготовила чертёж S-1226A, на котором был изображён своеобразный гибрид. На шасси Pilen предлагалось установить облегчённую башню Leo. Впрочем, и это шведских военных не устроило — дальнейшую работу над проектом было решено прекратить.
Примерно в это же время правительство наконец сняло ограничение на экспортную деятельность Landsverk. В сентябре 1948 года шведская фирма подготовила проспект для потенциальных зарубежных заказчиков. В общей сложности предлагалось 12 типов боевых машин, как серийных, так и находящихся на стадии разработки. Среди них были Pilen с Leo, а также тот самый гибрид, который предлагался шведским военным.
Он получил обозначение Landsverk Lansen («Копьё»). Боевая машина массой 20 тонн имела бронирование на уровне Pilen, при этом обладая огневой мощью Leo. При двигателе мощностью 380 л. с. она имела удельную мощность на уровне Pilen, максимальная скорость оценивалась в 48–55 км/ч. Как ни странно, именно этот гибрид «прожил» дольше всех своих собратьев и даже продвинулся дальше чертёжной доски.
Шанс для экспортных танков
Мировой рынок вооружений в конце 40-х годов был весьма разношёрстным. После окончания Второй мировой войны высвободилось огромное количество военной техники. «Секонд-хенд» был гораздо дешевле новых образцов, к тому же машины воевавших стран последних военных лет имели вполне неплохие характеристики. Это предопределило их долгую службу. Даже Швеция не устояла перед появившимся соблазном: в первые послевоенные годы Королевская армия закупила немало образцов колёсной техники, в основном американского производства.
Выше уже упоминалось, что СССР и США оказались главными победителями во Второй мировой войне. Безусловно, формально победителей было гораздо больше, но фактически проигравшими оказались далеко не одни страны Оси. Вторая мировая война нанесла смертельный удар по колониальным империям, и в первую очередь это касалось Франции и Англии. Вскоре после окончания Второй мировой войны колонии одна за другой стали объявлять независимость. В связи с этим, естественно, возникали многочисленные очаги напряжённости, а нередко и войны. Так случилось, например, на Ближнем Востоке.
По большей части молодые государства наследовали вооружение и технику бывших хозяев, но дополнительный спрос на оружие всё равно возник. И хотя в значительной степени этот самый спрос удовлетворялся подержанной техникой и вооружением военного периода, у шведских производителей появился шанс.
Первым потенциальным покупателем оказался Пакистан. Из всего ассортимента предлагаемой шведами бронетехники пакистанские военные заинтересовались именно танком Lansen. Первоначально всё шло хорошо: был составлен предварительный заказ на 36 машин, изготовлен полноразмерный деревянный макет. Но в итоге сделка сорвалась. С чем это связано, до конца неизвестно, но не исключено, что фирма Landsverk не сошлась с пакистанскими властями в цене. То, что шведские танки, мягко говоря, не самый дешёвый товар, не являлось новостью. Пакистанцам оказалось проще закупить технику в США.
Более продолжительным оказалось сотрудничество со Швейцарией. По состоянию на 1950 год состояние бронетанковых сил этой страны, которая, как и Швеция, придерживалась в годы войны нейтралитета, было печальным. Основным танком швейцарской армии был Pzw.39, экспортный танк разработки чехословацкой фирмы ČKD. Всего их имелось 24 штуки. Также после войны во всё той же Чехословакии было закуплено 158 истребителей танков G-13. База G-13, к слову, рассматривалась швейцарцами в качестве основы для собственного лёгкого танка.
Как и пакистанцы, швейцарцы из всего ассортимента выбрали Lansen. Не в последнюю очередь выбор шведской машины был связан с большим углом склонения орудия, что для гористой Швейцарии было важной характеристикой. Вместе с тем само вооружение Lansen им не понравилось. Даже на лёгких танках Laupen 16t и Laupen 14t, которые проектировались примерно в это же время, предполагалось использовать 90-мм пушку. По этой причине уж в апреле 1950 года был подготовлен проект установки в башню Lansen 84-мм швейцарской пушки, представлявшей собой копию английского 20-фунтового танкового орудия.
В целом танк после переделки изменился не сильно, хотя длина его корпуса всё же увеличилась до 5670 мм, а боевая масса достигла 25 тонн. Тем не менее с новой пушкой Lansen выглядел совсем по-другому. Общая длина танка совсем чуть-чуть не дотянула до 10 метров. Впрочем, швейцарский 30-тонный танк, который разрабатывался с осени 1950 года, выглядел не менее экзотично.
Работы по Lansen продолжались как минимум до весны 1951 года. Для проверки правильности реализованных в проекте решений был построен полноразмерный макет машины. Также швейцарцы разрабатывали собственные варианты Lansen с 90-мм пушкой, более толстой бронёй (вариант C имел толщину лба корпуса 76 мм, а башни 100 мм), иной подвеской и двигателем. Впрочем, и эти проекты не дошли даже до стадии изготовления опытного образца. Причиной сворачивания работ стал тот самый упоминавшийся выше 30-тонный 30-t Panzer, который выглядел куда как более перспективно. Позже он превратился в KW.30, а затем в Panzer 58.
В мае 1949 года шведские военные снова вернулись к разработке машин, схожих с Pilen и Lansen. Были составлены требования на танки боевой массой 15 и 20 тонн. Впрочем, долго эти работы не продлились. К началу 50-х годов Leo/Lansen/Pilen однозначно выглядели устаревшими. Кроме того, у шведских военных появился и другой повод для беспокойства. Их пугали советские ИС-3, впервые проехавшие на Параде Победы в Берлине ещё в сентябре 1945 года. Против них даже «швейцарский» вариант Lansen с 84-мм пушкой выглядел несерьёзно. И тогда из небытия шведами был вновь вытащен танк 30-тонного класса…
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации
Источники и литература:
- Архив Карла Бломстера (Karl Blomster).
- http://tanks.mod16.org.
- http://ftr.wot-news.com.
- http://ritastatusreport.blogspot.ru.
Комментарии к данной статье отключены.