11 декабря 1941 года, через 4 дня после нападения Японии на США, солидарность со своей азиатской союзницей по Берлинскому пакту продемонстрировали Германия и Италия. Обе эти страны объявили войну Соединенным Штатам. Что касается Германии, здесь решение о присоединении к войне против США было принято, по всей видимости, рейхсканцлером Адольфом Гитлером, причем вопреки желанию многих других крупных государственных деятелей.
По условиям союзного соглашения, Германия обязана была прийти на помощь Японии в том случае, если бы на нее напала третья страна. Япония же напала на Америку сама, что формально освобождало немцев от принятых обязательств. При этом японцы даже не уведомили заблаговременно своих европейских союзников о планировавшемся нападении. Более того, накануне руководство Третьего рейха убеждало Японию объявить войну Великобритании и захватить Сингапур, что должно было не только навредить британцам, но и помочь удержать США от вступления в войну. Япония, как известно, проигнорировала эти советы.
После японской атаки на Пёрл-Харбор министр иностранных дел Германии Риббентроп пытался удержать Гитлера от опрометчивого шага, но напрасно. Причин, почему Гитлер объявил войну США, хотя формально, по условиям договора с Японией, мог этого и не делать, было несколько. Одной из них являлся эмоциональный фактор. Японское нападение на США без объявления войны своей внезапностью напоминало начало операции «Барбаросса» в июне 1941 года, что не могло не понравиться немецкому лидеру. Кроме того, превращение европейской войны в общемировую окончательно убедило рейхсканцлера в том, что он является фигурой всемирно-исторического масштаба. В своей речи в рейхстаге 11 декабря 1941 года фюрер в приступе мессианства заявил:
«Я могу быть только благодарен Провидению за то, что оно доверило мне руководить этой исторической борьбой, которая в следующие пятьсот или тысячу лет будет признана решающей не только для истории Германии, но и для всей Европы, да и вообще, всего мира».
Вряд ли решение Гитлера объявить войну США можно назвать удачным. Известие о вступлении Соединенных Штатов в войну против Германии было с энтузиазмом воспринято в первую очередь в государствах – членах Антигитлеровской коалиции.
Комментарии к данной статье отключены.