В годы Второй мировой войны лавры главного класса кораблей перешли от линкоров к авианосцам. Основными авианосными державами на тот момент были Великобритания, США и Япония с их океанскими флотами, но «сухопутная» Германия тоже намеревалась вступить в этот клуб. Однако таким планам не суждено было сбыться из-за более раннего, чем ожидалось, начала большой европейской войны. В результате авианосец «Граф Цеппелин» так и не был достроен, но подготовленная для него авиагруппа и построенные специальные самолёты всё же попали на фронт. Как они там себя проявили?
По условиям Версальского договора Германии было запрещено иметь авианосцы, но в ноябре 1932 года немцы включили их в «План перестройки флота». В 1934 году был выполнен эскизный проект, в декабре 1936 года заложили головной корабль, спущенный на воду в декабре 1938 года уже как «Граф Цеппелин». К началу Второй мировой войны он был готов на 85%, а его вступление в строй ожидалось в конце 1940 года, поэтому работы продолжались, хотя и с минимальным приоритетом по сравнению с другими классами кораблей. Постройку второго заложенного корабля отменили в сентябре 1939 года, а два других так и остались на бумаге.
Работы над палубными самолётами начались в 1936 году. Первым истребителем стал построенный в 1937 году «Арадо» Ar 197 — прямое развитие сухопутного Ar 68; но было ясно, что к моменту готовности корабля этот биплан безнадёжно устареет, а потому в конце того же года Вилли Мессершмитту предложили сделать палубную версию его истребителя Bf 109. Всего в 1938–1939 годах в этой программе было задействовано шесть прототипов, переоборудованных из серийных истребителей. В марте 1940 года поднялся в воздух переделанный из Bf 109E-1 седьмой прототип, он же эталон для серии.
Серийные самолёты, получившие обозначение Bf 109T (T — «Träger», т. е. «палубный»), впервые появились в производственных планах в начале 1939 года. Первоначально собирались конверсировать 60 планеров от Bf 109E-3, но в апреле приняли решение строить их с нуля. Летом-осенью 1939 года серию последовательно увеличивали до 120, 155 и, наконец, 170 экземпляров, но в начале 1940 года вновь урезали до 70.
В итоге серийные палубники по конструкции соответствовали модификации Bf 109E-7, отличаясь от неё увеличенным размахом крыла и незначительными внутренними изменениями. Они выпускались в вариантах Bf 109T-1 — со всеми палубными элементами (посадочным гаком, креплениями к катапультной тележке и механизмом складывания законцовок крыла) и Bf 109T-2 — без них.
Все эти палубники получили камуфляж недавно введённого «серого» стандарта (тёмно-серая с зеленоватым отливом краска RLM 74 Graugrün, более светлая серая с фиолетовым RLM 75 Grauviolett и светло-серая RLM 76 Lichtblau).
Выпуск первых серийных истребителей был запланирован на декабрь 1940 года, но из-за параллельного разворачивания производства модификации Bf 109F, имевшей максимальный приоритет, первый «Теодор», иначе «Тони», сошёл с конвейера только в конце января 1941 года, второй — в конце февраля. В марте построили ещё четыре истребителя, и только в апреле маховик производства раскрутился — в июне заказ был выполнен. Один самолёт потеряли при испытаниях, а 69 были сданы заказчику.
Постройка «Графа Цеппелина» к тому времени уже год как была приостановлена, поэтому к варианту Bf 109T-1 относилось только шесть экземпляров, один из которых отправили в испытательный центр, а остальные поместили на базу хранения в Эрдинге. Все прочие машины были сухопутными Bf 109T-2, и все их отправили в Норвегию, доставив несколькими партиями в период с 1 июня по 2 июля 1941 года.
Jagdgruppe Stavanger
Основным получателем «Теодоров» стали подразделения эскадры JG 77, известные как истребительная группа «Ставангер»: штаб I группы и 2-я, 3-я и 13-я эскадрильи, в сумме получившие 47 истребителей этого типа. Задачей сводной группы была противовоздушная оборона Южной Норвегии и прикрытие судоходства вдоль её берегов, поэтому подразделения были раскиданы по разным базам: Ставангер-Сола, Листер (Фарсунн) и Хердла (Берген).
После вступления в строй самолёты получили тактические обозначения в виде стандартных бортовых номеров разного цвета: красные с чёрной окантовкой были у 2./JG 77 (на отдельных машинах порядок цветов был обратным), жёлтые — у 3./JG 77, белые — у 13./JG 77, а штабные машины несли не менее стандартные чёрные шевроны с белой окантовкой. Позже на борту кабины стали рисовать эмблему группы, но массового распространения она не получила.
Первый боевой вылет на Bf 109T лётчики группы совершили 15 июня. В тот день в 13:19 из Солы на перехват одиночного бомбардировщика «Бленхейм» Mk.IV вылетели лейтенант Рудольф Глёкнер (Rudolf Glöckner) из 13./JG 77 и лейтенант Франц-Йозеф Винхузен (Franz-Josef Wienhusen) из 3./JG 77. В 13:25 англичане отбомбились по небольшому норвежскому пароходу, но промахнулись, а две минуты спустя в 30 километрах южнее Ставангера их настигла пара «Мессершмиттов». После первой же атаки лейтенанта Глёкнера за бомбардировщиком потянулся шлейф дыма, потом вспыхнуло пламя, и самолёт быстро приводнился. Штурман был убит в воздухе, а пилот и стрелок попали в плен. В 18:45 того же дня лейтенант Ханс-Дитер Хартвайн (Hans-Dieter Hartwein) перехватил и сбил ещё один «Бленхейм».
Первая боевая потеря была отмечена 24 июля. На рассвете три торпедоносца «Бофорт» 42-й эскадрильи RAF охотились на суда у берегов Норвегии, и один из них был атакован парой истребителей из 2./JG 77. Британские стрелки встретили немцев метким огнём: машина ведущего, лейтенанта Вернера Минца (Werner Minz), перешла в пикирование и врезалась в море, а ведомый сразу же вышел из боя.
Всего с июля по ноябрь пилоты «Тони» (лётчики предпочитали именно так именовать свои самолёты) одержали 25 побед, из которых минимум 22 подтверждаются британскими данными о потерях.
В подавляющем большинстве случаев лётчики группы «Ставангер» летали парами или четвёрками, перехватывая одиночные «Бленхеймы», «Бофорты» и «Хадсоны», но были и исключения.
Так, 4 сентября четыре бомбардировщика «Фортресс» Mk.I (полученный по ленд-лизу из США B-17C) 90-й эскадрильи RAF провели налёт на тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», стоявший в порту Осло. Бомбёжка успехом не увенчалась, но и поднятым на перехват «Мессершмиттам» не удалось догнать противника. Два дня спустя британцы повторили операцию, и на этот раз им не удалось разминуться с истребителями. Первой в атаку вышла пара из 13./JG 77, сбившая «крепость», — победу засчитали ведущему лейтенанту Альфреду Якоби (Alfred Jakobi), по итогам кампании ставшему самым результативным пилотом Bf 109T (три победы). Чуть позже подоспела пара из 2./JG 77, и ещё один сбитый бомбардировщик засчитали унтер-офицеру Карл-Хайнцу Войте (Karl-Heinz Woite). Кроме того, один четырёхмоторник был повреждён, но благополучно вернулся на базу. Англичане также записали своим стрелкам один сбитый истребитель, но в действительности два «Мессершмитта» получили лишь небольшие повреждения.
Ещё одной примечательной жертвой стал фоторазведывательный «Москито», перехваченный и сбитый 4 декабря унтер-офицером Рудольфом Фентеном (Rudolf Fenten) — лётчиком недавно вернувшейся с советской границы 1./JG 77, заменившей отправленную на север 13./JG 77 и принявшей её самолёты. Это было первое сбитое немцами «деревянное чудо», но те просто не знали о самом существовании такого самолёта и приняли его за «Хадсон».
23 декабря в Ставангер пришёл приказ отправить все оставшиеся Bf 109T-2 обратно в Германию. В течение нескольких дней во всех подразделениях их заменили Bf 109E-7, поэтому, когда 27 декабря англичане провели операцию «Арчери» (рейд коммандос на порт Молёй, в обеспечении которого участвовала и авиация), в бой должны были идти только «Эмили». Как минимум один «Теодор» тоже взлетел по тревоге, когда «Бленхеймы» начали бомбёжку аэродрома Хердла, но попал под огонь воздушных стрелков и был разбит при вынужденной посадке.
20 января 1942 года I./JG 77 была преобразована в I./JG 5. К тому времени в её составе оставалось всего несколько «Теодоров», которые уже не участвовали в боевых вылетах, а в марте последний истребитель этого типа был снят с баланса части.
Jagdgruppe Drondheim
«Истребительная группа Тронхейм» — кодовое имя для переведённой в начале июня 1941 года из Восточной Пруссии в Данию 3-й школы лётчиков-истребителей. Собственно в Тронхейме на аэродроме Вернес базировалась только её 4-я эскадрилья, сформированная специально для обеспечения противовоздушной обороны переведённой туда с Балтики 24-й учебной флотилии подводных лодок.
Подразделению досталось 16 самолётов Bf 109T-2, на борта которых нанесли белые с чёрной окантовкой тактические номера. В отличие от 77-й эскадры использование «Теодоров» в этом подразделении оказалось недолгим, и уже в сентябре 1941 года их полностью заменили на Bf 109E-7. Единственным боевым эпизодом за эти три месяца стал перехват фоторазведывательного «Спитфайра», сбитого 1 сентября унтер-офицером Йоханнесом Ранвигом (Johannes Ranwig).
Всего же после полугода боевых действий уцелело 30 Bf 109T-2, ещё 18 были повреждены, но находились в ремонтопригодном состоянии. Все 48 машин в соответствии с приказом командующего ВВС были направлены для переоборудования в вариант Bf 109T-1 с последующей передачей флоту.
Причиной такого «возвращения к истокам» стало возрождение интереса к авианосцам: осенью 1941 года в ожидании скорого окончания восточной кампании германское командование склонялось к мысли о возобновлении постройки «Графа Цеппелина». Москву взять не удалось, но в апреле 1942 года приказ по авианосцу всё же был подписан. В мае-августе также было принято решение о переоборудовании в авианосцы пассажирских лайнеров «Потсдам» и «Гнейзенау», а также недостроенного тяжёлого крейсера «Зейдлиц».
Конверсия всех наличных Bf 109T-2 прошла с апреля по октябрь 1942 года, а в период с 19 мая по 7 декабря их официально передали флоту. Что стало с двумя истребителями, не совсем понятно, а 46 поступили на хранение на военно-морскую базу в Пиллау в ожидании готовности первого авианосца. Туда же перевели и пятёрку оригинальных Bf 109T-1 из Эрдинга. В ходе переоборудования все истребители были покрашены заново, но по тем же стандартам, и получили стандартные четырёхбуквенные заводские коды.
Основанные на модификации Bf 109E «Теодоры» к началу 1943 года уже считались устаревшими и предназначались только для тренировок авиагрупп, а воевать должны были палубные варианты Bf 109G, которые ещё только предстояло спроектировать. Но ничего этого не произошло, поскольку 30 января 1943 года работы над «Цеппелином» были снова остановлены, на этот раз окончательно.
В марте того же года палубные истребители, снова ставшие ненужными, передали в ведение Люфтваффе, где они даже после «денавализации» проходили под обозначением Bf 109T-1. В первую очередь с самолётов демонтировали посадочный гак, а от крюков крепления к стартовой тележке они избавились не ранее осени.
Jagdstaffel Helgoland
Архипелаг Гельголанд лежал непосредственно на пути налётов бомбардировщиков из Британии на северогерманские портовые города, и в июне 1941 года на острове Дюна начали строить аэродром. Работу закончили к августу 1942 года, но затем пришлось заняться удлинением полосы, и до полной готовности её довели только к апрелю следующего года.
Однако размеры аэродрома всё ещё оставались ограниченными, поэтому 31 марта 1943 года прошёл специальный отбор пилотов в новую часть: кандидаты выполнили по пять посадок на Bf 109T, соревнуясь в точности приземления, и шестеро победителей получили новое назначение.
Истребительная эскадрилья «Гельголанд» была сформирована 7 апреля и оперативно подчинена штабу группы II./JG 11. Она получила 10 Bf 109T-1 и один Bf 109G-2, но в мае «Густав» был списан по техническим причинам, и в дальнейшем на острове базировались только «Теодоры». Эти самолёты первоначально несли зелёные бортовые номера с белой окантовкой, а зимой-весной 1944 года расцветку тактических обозначений поменяли на чёрную с зелёной окантовкой.
17 апреля 1943 года лётчики эскадрильи совершили первый боевой вылет. В тот день 115 американских «летающих крепостей» совершили налёт на Бремен, и на обратном пути эта армада, «сопровождаемая» 30 немецкими истребителями, в 13:00 пересекла береговую черту Северного моря. В 13:15 в воздух поднялись две пары «гельголандцев». Первая пара, фельдфебель Эрих Кариус (Erich Carius) и унтер-офицер Эвальд Герхольд (Ewald Herhold), атаковала два уже повреждённых B-17, идущих отдельно от строя, и сбила один из них. Победу засчитали Герхольду. Вторая пара пошла на бомбардировщики основной «коробки», и один из истребителей был сбит огнём воздушных стрелков — лётчик унтер-офицер Оскар Менц (Oskar Menz) спасся на парашюте.
Осеннее ухудшение погоды заставило командование 30 октября перевести эскадрилью в норвежский Листер, где 30 ноября часть была переименована в 11./JG 11. Эскадрилья просуществовала до 17 августа 1944 года, а затем расформирована. Её персонал пошёл на пополнение подразделений II./JG 11. Всего за время существования части её лётчики одержали 24 воздушные победы, в том числе 21 — над четырёхмоторными бомбардировщиками. Самым результативным лётчиком стал лейтенант Эрих Хондт, которому засчитали три сбитых B-17.
В июне-июле 1944 года 11 Bf 109T-1, ранее принадлежавших 11./JG 11 и сохранивших её тактические номера, там же, в Листере, были приняты на баланс IV группы эскадры JG 5. Уже в августе один самолёт был потерян в аварии, а остальные были отправлены в тыл. Каких-либо подробностей применения этих самолётов нет, но как максимум они могли использоваться только для прибрежного патрулирования.
NJG 101
В апреле 1943 года одновременно с гельголандской эскадрильей ПВО истребители Bf 109T пошли на вооружение эскадры NJG 101, получившей до конца месяца 13 машин. Эта эскадра, как и остальные с «сотыми» номерами, была учебно-боевой и занималась в первую очередь обучением молодых пилотов, но при необходимости привлекалась к выполнению задач ПВО.
Основным её вооружением были двухмоторные ночные истребители, но в штабном звене и эскадрильях I группы собрали все имеющиеся в эскадре Bf 109, из которых лишь часть относилась к модификации Bf 109T. Максимум численности «Теодоров», 17 штук, пришёлся на июнь 1943 года. К августу их осталось уже восемь, а до конца месяца все они были переданы в другие части или отправлены ремонт.
18 августа лётчикам эскадрильи 3./NJG 101 при отражении американского налёта на Регенсбург засчитали три сбитых B-17, но, к сожалению, неясно, на каких именно истребителях они тогда летали.
С августа 1943 по декабрь 1944 гг. одиночные Bf 109T в разное время числились ещё в нескольких частях, но относительно их использования нет никаких данных. В марте 1945 года командование VI воздушного флота вспомнило о палубных истребителях, надеясь использовать катапульты на кораблях, проводивших эвакуацию войск и населения из Курляндии, но ответ штаба люфтваффе поставил крест на затее: ни одного Bf 109T уже не осталось, а остальные истребители были непригодны для катапультного старта.
Рисунки Михаила Быкова
Комментарии к данной статье отключены.