Сухие документы военного времени не всегда позволяют оценить весь драматизм событий, но когда они дополняются кадрами фото- и кинохроники – начинают играть новыми красками. Примером может служить один из эпизодов противостояния авиации ПЛО союзников и немецких подлодок, имевший место летом 1943 года у побережья Бразилии. В этой истории, когда никто не захотел уступать, не оказалось победителей – одни лишь побеждённые.
Из Франции к Бразилии
В течение июня 1943 года из баз на атлантическом побережье Франции вышли в море семь немецких подводных лодок: две субмарины IX серии и пять лодок VII серии. Они получили задание пересечь Атлантику и действовать против судоходства у побережья Южной Америки. При этом для перехода к Бразилии «семёрки» должны были в море дозаправиться топливом с подводного танкера U 487.
В состав «бразильской» группы субмарин входила и «семёрка» U 604 опытного капитан-лейтенанта Хорста Хёльтринга (Horst Höltring), для которой данный поход был уже пятым по счёту. Как и другие «семёрки», его лодка совершала переход через океан на одном дизеле, экономя топливо. Приблизительно 8 июля 1943 года U 604 заправилась топливом с U 487 к югу от Азорских островов.
22 июля U 604 пересекла экватор. Согласно устоявшейся традиции, на борту провели праздник Нептуна: новичков посвящали в «морские волки», подвергнув всяческим экзекуциям, после чего каждому выдали свидетельство о пересечении экватора и порцию ликёра. Этим прелести плавания в экваториальных водах исчерпывались – высокая температура и влажность делали жизнь на борту лодки невыносимой.
Бой с ничейным результатом
Днём 30 июля 1943 года U 604 шла в надводном положении, находясь на некотором расстоянии от бразильского порта Сальвадор. На мостике несли верхнюю вахту первый вахтофицер обер-лейтенант Франк Ашман (Frank Aschmann) и три подводника, среди которых был обер-боцманс-маат Герберт Лурц (Herbert Lurz). Там же находился военный корреспондент обер-лейтенант Герберт Кюн (Herbert Kühn), который фотографировал.
Внезапно в небе появился самолёт. Это был бомбардировщик PV-1 «Вентура» лейтенант-коммандера Томаса Дэвиса (Thomas D. Davies) из патрульной эскадрильи VB-129 ВМС США, который в 14:10 заметил U 604 на удалении в 15 миль. Вероятно, противники обнаружили друг друга одновременно, однако, имея время на погружение, обер-лейтенант Ашман почему-то приказал совершить разворот на 180° для отражения атаки.
Субмарина быстро развернулась на обратный курс. Подводники заняли места у двух зенитных автоматов, открыв огонь, когда самолёт Дэвиса находился на расстоянии четырёх миль от лодки. «Вентура» начала обстрел U 604 при сближении до одной мили. Пулемётный огонь прошёлся по мостику лодки свинцовым смерчем, подавив зенитки. Ашман и Лурц были смертельно ранены – офицеру оторвало челюсть, старшина получил ранения в живот. Выскочивший на мостик командир лодки получил пули в руку и грудь.
Пока немцы стаскивали раненых с мостика в центральный отсек, Дэвис цепочкой сбросил четыре глубинные бомбы, положив их поперёк лодки. Первая в серии бомба взорвалась с недолётом в примерно 15 метров, третья и четвертая – с перелётом приблизительно в 35 и 65 метров от борта U 604, но вторая угодила точно в палубу субмарины. Немедленного взрыва не последовало, но, вероятно, затем она скатилась с палубы в воду и сработала на заданной глубине 7,5 метров, прямо под килем. Именно этим можно объяснить взрыв, который наблюдали американские пилоты уже после детонации трёх первых бомб:
«После того, как лодка прошла примерно 300 ярдов, постепенно теряя ход, между рубкой и кормой был замечен второй взрыв (взрыв бомбы №2, скатившейся с палубы – прим. автора), выбросивший вверх примерно 200-футовый фонтан воды. После взрыва лодка погрузилась на ровном киле, продолжая медленно двигаться вперёд (под водой – прим. автора). Пятна мазута и крупные воздушные пузыри на поверхности обозначали малый ход и поворот вправо. Во время поворота лодка показала из воды рубку, а затем как будто села кормой. Новая серия пузырей обозначила дальнейшее продвижение вперёд. Вскоре под предельным углом на поверхности показалась корма, при этом перо руля и винты вышли из воды. Пробыв в таком положении около трёх минут без хода (винты не вращались), лодка исчезла из виду, оставив пятно мазута и воздушные пузыри, продолжавшие выходить ещё примерно 15 минут».
Больше никаких доказательств уничтожения субмарины замечено не было, хотя самолёт оставался в районе атаки ещё 2 часа 20 минут. Вернувшись на базу, Дэвис написал рапорт о проведённой атаке. Ознакомившись с ним, командир эскадрильи лейтенант-коммандер Джейми Джонс (Jamie E. Jones) посчитал атаку успешной, а субмарину «вероятно потопленной». Но американцы ошибались – Хёльтринг сумел уйти.
Любопытно, что командир U 604 в тот же день, сообщая в штаб о воздушной атаке и запрашивая разрешения вернуться на базу, доложил, что один из моторов самолёта был подожжён зенитным огнём, и, вероятно, противник был сбит. Таким образом, оба участника боя посчитали друг друга уничтоженными.
Второй раунд
Спустя несколько часов после атаки с воздуха Ашман и Лурц скончались. Ночью Хёльтринг решил всплыть и провести похоронную церемонию. Умерших, завёрнутых в холст и укрытых флагом, вынесли на палубу. Командир произнёс по громкой связи короткую речь, после чего последовала команда: «Опустить тела за борт». Смерть сослуживцев произвела на экипаж тяжёлое впечатление.
Результатом атаки Дэвиса стали также серьёзные повреждения лодки. Взрывы бомб вывели из строя электромотор левого борта, оба перископа и компрессор, был пробит ряд цистерн, повреждены несколько групп баллонов воздуха высокого давления и правый носовой руль. Лодка сохранила возможность погружаться, но под водой управлялась с большим трудом. После оценки повреждений Хёльтринг решил, что может попытаться достигнуть Франции, но последующие события заставили его изменить своё мнение.
Утром 3 августа 1943 года верхняя вахта U 604 вновь заметила самолёт, и лодка поспешила погрузиться. На сей раз это был четырёхмоторный PB4Y «Либерейтор» лейтенант-коммандера Бертрама Джозефа Прюэра (Bertram Joseph Prueher), командира эскадрильи VB-107 ВМС США, который заметил лодку в 07:22. Самолёт достиг места погружения субмарины спустя 16 секунд после того, как она скрылась под водой, и Прюэр сбросил вдогонку шесть глубинных бомб. После взрыва лётчики наблюдали в воде большое нефтяное пятно в форме восьмёрки.
Сразу после атаки Прюэр обнаружил вторую подлодку в 10–12 милях к югу-востоку, но она ушла под воду, прежде чем «Либерейтор» сумел атаковать. Самолёт пробыл в районе обнаружения лодок ещё 45 минут, но следов противника не обнаружил. Вскоре ему на смену прибыл другой «Либерейтор» из VB-107, и Прюэр ушёл на базу.
Сменщик Прюэра в 17:45 обнаружил и атаковал в этом же районе большую субмарину с палубным орудием перед рубкой. Лодка ответила огнём из зениток и погрузилась. Вероятно, это была U 185 капитан-лейтенанта Августа Мауса (August Maus) из той же «бразильской» группы лодок, что и U 604, действовавшая поблизости.
Дождавшись темноты, U 604 всплыла для зарядки батарей, но спустя несколько часов верхняя вахта услышала свист снарядов над рубкой. Перед погружением Хёльтринг приказал выпустить в воздух несколько «Афродит» (Aphrodite) – воздушных шаров FuMT 30 с грузом, имитировавших цель на вражеском радаре. После погружения на субмарине были слышны звуки работающего гидролокатора и разрывы глубинных бомб.
На этот раз за U 604 охотился американский эсминец «Моффетт» (USS Moffett), который был вызван «Либерейтором» после вероятной атаки лодки Мауса вечером 3 августа. «Моффетт» в течение ночи патрулировал район и сбросил 19 глубинных бомб по контактам гидролокатора. В 03:26 4 августа эсминец открыл орудийный огонь по появившейся на радаре субмарине и заявил пять прямых попаданий в неё, после чего цель исчезла с экрана. Очевидно, что никаких попаданий в благополучно погрузившуюся лодку Хёльтринга не было, а «Моффетт» уничтожил все воздушные шары.
Неизбежное рандеву
Утром 4 августа 1943 года U 604 вновь появилась на поверхности. Ей снова повезло, но пережитые приключения лодка выдержала чудом. Оценив состояние корабля, Хёльтринг понял, что не сможет вернуться во Францию. Среди команды быстро распространилось мнение, что командир может попытаться добраться до Аргентины и сдаться местным властям. Но после того, как Хёльтринг доложил о своём бедственном положении в штаб подводных сил, оттуда пообещали прислать на помощь другие лодки. Оставалось только ждать.
Получив сообщение с U 604, 5 августа Карл Дёниц отправил к Хёльтрингу две «девятки»: U 172 капитан-лейтенанта Карла Эммермана (Carl Emmermann) и уже упомянутую U 185 Августа Мауса. Спустя двое суток обмена радиограммами между Хёльтрингом и штабом стало ясно, что «семёрку» спасти нельзя. Поэтому 7 августа Дёниц отдал Маусу и Эммерману следующий приказ:
«1. Хёльтринг и Маус встречаются в квадрате FK 3955. Оттуда они вместе следуют в квадрат FL 1255. Там Хёльтринг должен передать Маусу всё топливо, а также половину провизии. Также следует принять важное оборудование, насколько хватит места.
2. Сегодня вечером Эммерман должен сообщить коротким сигналом о прибытии в последний квадрат. Там принять оставшуюся половину провизии, а затем экипаж Хёльтринга должен быть поровну разделён между обеими лодками. После этого U 604 должна быть затоплена. После её затопления Маус должен прислать сигнал «Да», и обе лодки должны раздельно идти на базу».
Спустя ещё двое суток Дёниц внёс поправки, согласно которым рандеву Мауса и Эммермана с Хёльтрингом должно было состояться в 10:00 11 августа в другом квадрате.
Встреча произошла в указанный день рано утром. Первой к U 604 пришла U 185. Лодки занялись процессом передачи топлива, провизии и оборудования.
U 172 прибыла на место только к вечеру 11 августа. В 18:10 Эммерман заметил обе лодки и обменялся с ними опознавательными сигналами. К этому моменту передача топлива и провизии с U 604 на U 185 завершилась, и U 172 приготовилась принять с U 604 остатки того и другого. Согласно записям Эммермана в журнале боевых действий, Хёльтринг нервничал и говорил о нахождении в этом районе поисковой группы кораблей противника, работу гидролокаторов которых он слышал накануне вечером.
Опасения Хёльтринга были вполне оправданными: союзники зафиксировали радиообмен немцев, и с аэродрома в Натале (Бразилия) вновь поднялся в воздух «Либерейтор» лейтенант-коммандера Прюэра. Последний собирался заняться поиском субмарины, обнаруженной с помощью радиоперехвата, и судьба снова свела двух противников вместе.
Фото за 300 секунд до гибели
Прюэр появился в небе над тремя немецкими лодками, когда на них вовсю кипела работа.
Согласно записям Эммермана, в 20:04 из тумана вынырнул самолёт и, снизившись до 40–50 метров, ринулся к U 172 и U 604, которые стояли напротив друг друга, соединённые линями и топливными шлангами. С лодок открыли огонь из зениток, но самолёт сбросил на них шесть глубинных бомб, взрывы которых на время скрыли обе субмарины под вздыбившимися фонтанами воды.
Отойдя от шока, вызванного неожиданным нападением, Эммерман приказал освободиться от пут и дать полный ход. Лодка рванулась вперёд, но самолёт, сделавший второй заход, сбросил на неё ещё две бомбы и обстрелял из пулемётов. Одна из бомб взорвалась в пяти метрах от кормы, заклинив у U 172 вертикальный руль. Это привело к тому, что лодка начала разворот прямо на U 185, создавая угрозу тарана.
К этому моменту у Эммермана вышли из строя все зенитки, один подводник погиб, а двое были ранены. Командир U 172, получив доклад о готовности лодки к погружению, приказал нырять. Он понимал, что бомбы у самолёта, вероятно, кончились, но посчитал свои повреждения достаточными, чтобы не испытывать судьбу далее. В 20:15 U 172 скрылась под водой, оставив беспомощную U 604 на попечении Мауса.
Оставшись с противником один на один, U 185 начала описывать циркуляцию вокруг U 604, чтобы прикрыть её огнём, и зенитчики преуспели. Во время очередного разворота «Либерейтор» вдруг клюнул носом и рухнул в море – возможно, его пилот был убит. Маус подошёл к месту падения самолёта, но никого там не обнаружил: мужественный Прюэр и его экипаж погибли.
Любопытно, что момент одной из атак «Либерейтора» на U 604 и U 172 был зафиксирован на фотоплёнку одним из подводников. Снимок был сделан приблизительно за пять минут до падения самолёта в воду.
Разные лодки – разные судьбы
Разделавшись с самолётом, Маус принял на борт весь экипаж Хёльтринга, после чего U 604 была затоплена. Всплывший на поверхность Эммерман не обнаружил своих коллег на месте. Доложив о ситуации в штаб, он получил приказ снова встретиться с Маусом и все же забрать часть экипажа U 604 к себе.
Утром 14 августа лодки встретились. Эммерман объяснил своё опоздание неисправностью компаса. Позже на допросе у американцев один из членов экипажа U 604 заявил, что Маус обрушился на Эммермана с упрёками за уход с поля боя 11 августа, но другие свидетели этого обвинения не подтвердили.
U 172 забрала с U 185 22 моряка из экипажа U 604, включая инженер-механика и военкора Кюна, после чего лодки разошлись и взяли курс на Францию. Штаб подводных сил для обеспечения топливом приказал обеим субмаринам дозаправиться с подводного крейсера U 847 капитан-лейтенанта Герберта Куппиша (Herbert Kuppisch), следовавшего в Индийский океан. Эммерман встретился с Куппишем утром 25 августа и, приняв у него 30 тонн топлива, продолжил свой путь во Францию.
На последнем отрезке пути на U 172 случилась последняя неприятность в этом походе. У части экипажа началась диарея, сопровождаемая высокой температурой. Большинство заболевших быстро поправились, но с одним из подводников случился приступ безумия. Схватив на камбузе нож, он прибежал в центральный отсек и нанёс им лёгкое ранение инженеру-механику. Матроса скрутили, и на этом инцидент был исчерпан.
Днём 7 сентября 1943 года U 172 благополучно добралась до Лориана. Это был последний поход Карла Эммермана: после прихода на базу он сдал лодку своему первому вахтенному офицеру и, после награждения Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту, его назначили командиром 6-й подводной флотилии в Сен-Назере.
Лодка Мауса до Франции не дошла. 24 августа 1943 года U 185 была атакована и потоплена самолётами с американского эскортного авианосца «Кор» (USS Core) к западу от Азорских островов. Командир, половина его экипажа и часть команды U 604 попали в плен.
Этот день ознаменовался ещё одной трагедией для членов экипажа U 604. После того, как самолёты атаковали U 185 и метко положили рядом с ней глубинные бомбы, разбитая лодка начала медленно тонуть. Узнав, что она больше не способна погружаться, а аккумуляторная батарея начала выделять хлор, Маус приказал всем покинуть субмарину. Несколько подводников задохнулись в отсеках, остальные сумели выбраться на мостик, продолжая умирать от отравления уже в воде.
В носовом отсеке, по рассказам очевидцев, в момент атаки на соседних койках оказались командир U 604 и раненный в ногу молодой матрос из команды U 185. Услышав крики о появившемся хлоре, раненые поняли, что отсек стал для них смертельной ловушкой. Увидев в руке Хёльтринга пистолет, матрос принялся умолять застрелить его, избавив от мучительной смерти. Тот выполнил его просьбу, после чего застрелился сам.
Подобранные американским эсминцем подводники на допросе раскрыли тайну исчезновения самолёта комэска VB-107. Американское командование, высоко оценив действия в последнем бою, посмертно наградило лейтенант-коммандера Прюэра крестом «За выдающиеся лётные заслуги» (DFC – Distinguished Flying Cross) с формулировкой:
«Пилотируя бомбардировщик и постоянно отслеживая вражескую субмарину в южной Атлантике, он совершил несколько последовательных атак, которые повредили её и, в конечном счёте, вынудили нацистскую команду уничтожить свою лодку».
Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998
- Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction – Frontline Books, 2014
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 5. Norderstedt
- Plottke H. Faecher Loos! U 172 im Einsatz – Podzun-Pallas-Verlag GmbH, 1994
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- https://findagrave.com
Комментарии к данной статье отключены.