Уже в декабре 1939 года, до начала полномасштабной военной операции по разгрому Франции, командование вермахта предложило руководству кригсмарине и люфтваффе обсудить возможность морского вторжения в Англию. На тот момент подобная задача носила скорее теоретический характер. По предложенному вермахтом варианту суда с морским десантом должны были отходить к побережью Англии из портов Нидерландов и Бельгии, которые пока еще не были не только захвачены, но и являлись нейтральными. Жирный крест на планах немецких сухопутных войск поставил Герман Геринг, глава люфтваффе. Он заявил, что идея высадки в Англии в начале войны должна быть отклонена, и такой десант может быть предпринят только на заключительном этапе победоносной войны против Великобритании.
В мае 1940 года, после оккупации Германией государств Бенилюкса и Франции, весь южный берег Ла-Манша оказался в руках немцев. Теперь уже командующий кригсмарине гроссадмирал Эрих Редер в беседе с Гитлером поднял тему возможного вторжения в Британию. Впрочем, к этому моменту немецкие военно-морские силы получили достаточно печальный опыт морского вторжения в Норвегию. Немецкий флот значительно уступал по силам британскому, и Редер предупредил фюрера об огромных рисках, высказавшись в пользу продолжения блокады Соединенного Королевства.
В конце мая в Великобритании обострилось противостояние между выступавшим за продолжение войны с агрессором премьер-министром Уинстоном Черчиллем и министром иностранных дел Эдвардом Вудом, который после разгрома немцами Франции предлагал изучить пути мирного урегулирования конфликта с Германией. После победы британской «партии войны» Гитлер усомнился в возможности заключения мирного договора с англичанами, и немецкий Генеральный штаб всерьез взялся за составление плана вторжения. А 16 июля 1940 года на свет появилась директива Гитлера о подготовке к высадке в Англии. По состоянию на август 1940 года планировалось, что в ходе операции «Seelöwe» («Морской лев») на северный берег Ла-Манша высадка немецких соединений будет осуществляться тремя волнами. В первую из них должны были войти 11 пехотных дивизий, во вторую – 8 танковых и моторизованных, и в третью – еще 6 пехотных дивизий.
Тем временем общественность в Великобритании всерьез полагала, что немецкое вторжение летом – осенью 1940 года будет неизбежным. Англичане даже пытались вычислить дату его возможного начала, приурочив ее к высоким морским приливам 5 – 9 августа, 2 – 7 сентября, 1 – 6 октября или 30 октября – 4 ноября. Впрочем, высшее руководство страны не разделяло подобных панических настроений. Еще 10 июля Черчилль заявил правительству, что вторжение в Англию для немцев будет самоубийственным. Несмотря на то, что после поражения в Франции дела с танками у англичан обстояли из рук вон плохо, летом 1940 года Великобритания отправляла танки в Северную Африку. Однако на всякий случай вооруженные силы метрополии готовились к возможному немецкому вторжению. Даже после января 1942 года, когда Гитлер своим приказом отменил высадку, на юге Англии проводились частые учения по отражению возможного вторжения. Более того, правительство Великобритании создало специальные части (auxiliary units), которые должны были продолжать партизанскую борьбу против Германии после оккупации части территории страны.
Комментарии к данной статье отключены.