В 2009 году в Стамбуле был открыт музей-панорама, посвящённый падению Константинополя в 1453 году (Panorama 1453 Tarih Müzesi). Над панорамой работал международный коллектив художников под руководством Хашима Ватандаша. Фон, включая пейзаж и стены делал Рамазан Эркут, человеческие фигуры и лошадей писали выпускники санкт-петербургской Академии художеств Яшар Зейналов и Оксана Легка, а предметный план, включая платформу и 3D-объекты, выполнил Атилла Тунжа.
Warspot предлагает познакомиться с результатами их кропотливого труда и «побывать» у стен Константинополя именно в тот момент, когда была поставлена точка в тысячелетней истории Византийской империи.
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Заголовок6
Заголовок7
Заголовок8
Заголовок9
Заголовок10
Заголовок11
Заголовок12
Заголовок13
Заголовок14
Заголовок15
Заголовок16
Заголовок17
Заголовок18
Заголовок19
Заголовок20
Заголовок21
Заголовок22
Заголовок23
Заголовок24
Здание музея, представляющее собой приземистый круглый павильон, находится недалеко от станции трамвая Топкапы, где в 1453 году происходил самый ожесточённый штурм города. Именно здесь, вблизи ворот Топкапы, или Пушечных, в византийское время носивших имя св. Романа, туркам удалось ворваться в город.
Музейная экспозиция размещается на двух этажах, из которых сама панорама полностью занимает верхний. На нижнем размещаются стенды с различной информацией, включая карты, схемы, гравюры с изображением основных участников и различных эпизодов взятия Константинополя.
На фотографии мы видим карту, представляющую расположение сил противников. Защитники города укрылись за его стенами. Турецкая армия находится снаружи. Напротив центрального участка обороны находится ставка султана Мехмеда II Фатиха.
Панорама представляет собой круглую площадку диаметром 38 метров, накрытую 20-метровым куполом. На холсте общей площадью 2350 квадратных метров изображено примерно 9,5 тысячи фигур участников битвы, защитников города и нападающих.
Её создатели применили несколько технических новинок. Это первая панорама, в которой благодаря высокому куполу можно увидеть над головой небо. Низко расположенная зрительная площадка усиливает эффект присутствия. Зритель как бы наблюдает происходящее на одном уровне с нападающими.
Панорама воспроизводит решающий момент штурма Константинополя, когда 29 мая 1453 года, после продолжавшейся несколько часов ожесточённой схватки в проломах, туркам удалось ворваться в город.
Прямо перед нами верхом на белом коне изображен молодой султан Мехмед II и окружающая его свита. Позади султана в несколько эшелонов построены войска резерва, еще дальше видны палатки турецкого лагеря.
Султану Мехмеду II на тот момент был всего 21 год. Непреклонность султана, настаивавшего на решительном штурме вопреки мнению склонявшейся к осаде свиты, в конечном итоге привела к победе.
Основные силы турок идут в атаку на город. Сцена изображена очень динамично и сопровождается мощным звуковым эффектом, в котором грохот копыт конницы, пушечные выстрелы, крики сражающихся и музыка военного оркестра сливаются в нескончаемый гул.
Осаждавшая город турецкая армия насчитывала в своем составе 120 тысяч регулярных воинов и еще 20 тысяч всадников ополчения башибузуков. Состав армии был очень пестрым и включал также воинов, присланных султану в помощь зависимыми от него христианскими правителями Сербии.
На переднем плане слева мы видим всадника, вместо доспехов облачённого в шкуру барса. Его головной убор и щит украшены крыльями хищных птиц. Такие всадники назывались «дели» (буквально — «безумные»). Обычно они набирались из уроженцев подвластных османам балканских районов. Дели сражались в пограничных конфликтах, в которых отличались «безумной» храбростью. От них ведут своё происхождение гусары.
Защитники города храбро обороняются, поражая нападающих на дальних подступах к стенам выстрелами из пушек и метательных машин. С успехом они используют также старинное византийское оружие «греческий огонь», дым от которого застилал в тот день небо. На переднем плане сосуд с греческим огнём попадает прямо в середину колонны наступающих войск.
В штурме участвуют все войска, имевшиеся у турок. В первой атаке в основном принимали участие башибузуки, которые понесли большие потери. После двухчасового боя их отвели назад, и в атаку пошли анатолийские турки под командованием Исхак-паши. В нескольких местах им удалось потеснить защитников города и даже через пролом прорваться за стену, но здесь, однако, все они были окружены и перебиты. Тогда сам султан повел в третью атаку пехотинцев-янычар. На этот раз после упорного боя туркам удалось ворваться в город.
Благодаря понижающемуся рельефу перед нашими глазам предстает широкая панорама левого фланга турецкой армии. Здесь также кипит ожесточённое сражение, рвы во многих местах засыпаны фашинами и землёй, турки с лестницами подступают к самым стенам, и защитникам удается сдерживать их натиск из последних сил.
Несколько преувеличенно многочисленными изображены силы защитников города. В действительности, против 140-тысячной турецкой армии греки смогли выставить лишь 8000 солдат. Этих сил едва хватало, чтобы хоть как-то занять чрезвычайно протяженную линию обороны. Концентрировать войска в сколь-нибудь большом числе защитники могли лишь на направлении главного удара.
Накануне решающего штурма Константинополь подвергся сильной артиллерийской бомбардировке. Турецкие орудия большого калибра били по городским стенам практически в упор, выпустив по ним более 5000 ядер. Особенно тяжёлый ущерб укреплениям был нанесён в районе ворот св. Романа. Из имевшихся здесь 23 башен устояли лишь 11, многие куртины превратились в груды камней.
На изображении представлен решающий момент боя – прорыв турок за вторую линию стен Феодосия, положивший конец сопротивлению защитников города. Укрепления сильно разрушены бомбардировкой, в нескольких местах стены превратились в груды битого камня и кирпича, по которым продвигаются вперед колонны нападающих. Там где стены уцелели, турки подтащили к ним штурмовые лестницы. По ним наверх карабкаются новые толпы нападающих. Красное знамя, поднятое над второй стеной, свидетельствует, что укрепление захвачено. Однако небольшие группы защитников все еще продолжают оказывать безнадежное сопротивление.
Здесь мы видим последние минуты обороны города. Сопротивление обороняющихся уже прорвано. В огромную брешь в стене устремились толпы нападающих, пехотинцев и всадников. В проломе идёт ожесточённая рукопашная схватка. Сверху защитники города забрасывают нападающих стрелами и дротиками. Другие впали в отчаяние и только смотрят на прорывающихся врагов, уже не оказывая сопротивления.
Штурм города обернулся огромными потерями для нападавших. На этом фрагменте мы видим раненных или умирающих янычар, которым оказывают посильную помощь. На первом плане изображён водонос, дающий пить смертельно раненному воину.
Ворота св. Романа позволяют наглядно представить оборонительные сооружения, которыми была окружена столица Византии. Эти укрепления пересекали Босфорский мыс от Мраморного моря до залива Золотой Рог на расстояние 5,6 км. Первый ряд стен высотой 5 м защищал ров с водой в 20 м шириной и до 10 м глубиной. Второй ряд, имевший 2–3 м в ширину и 10 м в высоту, усиливали 15-метровые башни. Третий ряд, наиболее массивный, достигал в толщину 6–7 м и был защищён башнями высотой от 20 до 40 м.
Основания стен уходили на 10–20 м под землю, что практически исключало возможность подкопа. Стены были оборудованы боевыми площадками, а башни – бойницами, через которые защитники города могли обстреливать нападавших.
В самой высокой точке панорамы, на вершине северной башни, изображён легендарный турецкий воин-великан Хасан Улубатлы, который, по легенде, первым водрузил знамя над башней города, воодушевив войско близкой победой. В следующий после этого момент он был убит византийской стрелой.
Большое полотно с изображением двуглавого орла является символом обороняющихся византийцев. Пока идет бой, на одной из башен символ держится, на другой двуглавого орла уже спускают вниз победители.
Здесь мы видим развернувшуюся в проломе рукопашную схватку. Город защищали 5000 греческих солдат гарнизона и около 3000 наёмников-латинян (каталонцев, венецианцев и генуэзцев), откликнувшихся на призыв о помощи. Их возглавлял опытный кондотьер Джованни Джустиниани Лонго. Его вклад в оборону города был огромен. Именно роковое ранение Джустиниани в бою 29 мая, от которого он умер 2 дня спустя, стало одной из причин одержанной турками победы.
Одновременно со штурмом и рукопашной схваткой продолжается обстрел города из пушек. Под ударами огромных ядер обрушиваются башни, увлекая вниз как защитников, так и нападающих. Наряду с современной артиллерией, против стен турки использовали и старинные осадные башни. Для защиты от зажигательных стрел их обтягивали свежесодранными шкурами. Защитники города использовали против нападающих греческий огонь (горючую смесь) и раскалённое масло, которое лили из установленных на стенах бронзовых котлов.
В проломе через пыль и дым виднеется обречённый город. Вдали хорошо заметен купол храма святой Софии.
Один из наиболее разрушенных участков стены. Башни и куртины превратились в груду каменной осыпи. Защитники города пытаются укрепить то, что осталось, при помощи подручных средств, и одну за другой отбивают атаки нападающих.
На переднем плане мы видим турецких землекопов, которые пытаются вести подкоп против укреплений. Массивный и глубокий фундамент стен, а также каменистый грунт не давали шансов на успех такого рода предприятий. Однако на первом этапе осады турки действительно пытались заложить несколько подкопов. Все они были своевременно обнаружены и взорваны защитниками города, так что туркам пришлось отказаться от этого замысла. Позади землекопов продолжается штурм города.
Правый фланг турецкой армии. Вдали виден турецкий флот на Мраморном море и палатки лагеря. Укрепления южной части стены Феодосия пострадали значительно меньше от обстрела пушек. В ходе штурма занимавшие их защитники города успешно отразили все атаки турок. Когда на центральном участке обороны нападающим всё же удалось прорваться в город, его защитники оказались здесь в окружении. Многим из них удалось спастись лишь потому, что турки, боявшиеся остаться без добычи, оставляли свои посты, чтобы присоединиться к грабежу.
Своей победой более всего турки были обязаны артиллерии. Мехмет II учёл ошибки предыдущих осад и хорошо подготовился к нападению на город. По его приказу были изготовлены и доставлены к городу 68 артиллерийских орудий. Большинство из них стреляли каменными ядрами массой 90 кг. Одиннадцать больших орудий метали ядра массой от 226 до 552 кг. Артиллерийский обстрел города продолжался 47 дней. За это время турецкие пушки сделали более 5000 выстрелов.
Самым крупным турецким орудием была бомбарда «Базилика» с длиной ствола 8,2 м, калибром 76 см, массой свыше 30 тонн, изготовленная венгерским мастером Леонардом Урбаном. Для её передвижения и обслуживания требовались 60 волов. 700 человек заряжали эту громаду каменным ядром массой до тонны в течение часа. К счастью для защитников города, орудие могло делать не более 7 выстрелов в день, а вскоре окончательно вышло из строя.
Судьба его создателя также сложилась трагично. Узнав, что Урбан ранее предлагал свои услуги его врагам, Мехмет II приказал его казнить несколько дней спустя после взятия города.
На переднем плане изображён вышедший из строя артиллерийский ствол и в беспорядке рассыпанные огромные ядра. На заднем плане взгляду открывается панорама турецкого лагеря и выстроенных перед ним войск. Справа виден военный оркестр. Турки одними из первых в Европе оценили значение музыки для поднятия духа своих войск и уделяли её организации самое пристальное внимание.
Комментарии к данной статье отключены.