• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • Поиск
  • wargamming.net
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие

    Поиск

    Войти

    Написать
    wargamming.net
    Популярное
    • 15 April '18
      Что спасло Ленинград
    • 13 April '18
      Пластмассовый «Джедай»
    • 12 April '18
      Конструктор Калашников: дебют
    • 08 April '18
      Музей крупнейшего линкора в истории
    • 07 April '18
      Warspot про кино: обыкновенный фашизм Пола Верховена
    • 06 April '18
      Весёлые картинки Warspot: счёт вслух
    • 06 April '18
      «Панцергаубица» третьего тысячелетия
    • 06 April '18
      Специальный самолёт для специальных людей
    • 05 April '18
      Оружие последнего шанса
    • 05 April '18
      Схватка длиной в десятилетие
    • 04 April '18
      Владычицы земли «чёрных фараонов»
    • 04 April '18
      Явление Махди
    61

    Константинополь-1453

    • Турция
    • Средние века
    • музеи
    • Византийская империя
    Алексей Козленко
    04 April '17

    В 2009 году в Стамбуле был открыт музей-панорама, посвящённый падению Константинополя в 1453 году (Panorama 1453 Tarih Müzesi). Над панорамой работал международный коллектив художников под руководством Хашима Ватандаша. Фон, включая пейзаж и стены делал Рамазан Эркут, человеческие фигуры и лошадей писали выпускники санкт-петербургской Академии художеств Яшар Зейналов и Оксана Легка, а предметный план, включая платформу и 3D-объекты, выполнил Атилла Тунжа.

    Warspot предлагает познакомиться с результатами их кропотливого труда и «побывать» у стен Константинополя именно в тот момент, когда была поставлена точка в тысячелетней истории Византийской империи.

    8/24

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5

    Заголовок6

    Заголовок7

    Заголовок8

    Заголовок9

    Заголовок10

    Заголовок11

    Заголовок12

    Заголовок13

    Заголовок14

    Заголовок15

    Заголовок16

    Заголовок17

    Заголовок18

    Заголовок19

    Заголовок20

    Заголовок21

    Заголовок22

    Заголовок23

    Заголовок24

    Здание музея, представляющее собой приземистый круглый павильон, находится недалеко от станции трамвая Топкапы, где в 1453 году происходил самый ожесточённый штурм города. Именно здесь, вблизи ворот Топкапы, или Пушечных, в византийское время носивших имя св. Романа, туркам удалось ворваться в город.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Музейная экспозиция размещается на двух этажах, из которых сама панорама полностью занимает верхний. На нижнем размещаются стенды с различной информацией, включая карты, схемы, гравюры с изображением основных участников и различных эпизодов взятия Константинополя.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    На фотографии мы видим карту, представляющую расположение сил противников. Защитники города укрылись за его стенами. Турецкая армия находится снаружи. Напротив центрального участка обороны находится ставка султана Мехмеда II Фатиха.

    Панорама представляет собой круглую площадку диаметром 38 метров, накрытую 20-метровым куполом. На холсте общей площадью 2350 квадратных метров изображено примерно 9,5 тысячи фигур участников битвы, защитников города и нападающих.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Её создатели применили несколько технических новинок. Это первая панорама, в которой благодаря высокому куполу можно увидеть над головой небо. Низко расположенная зрительная площадка усиливает эффект присутствия. Зритель как бы наблюдает происходящее на одном уровне с нападающими.

    Панорама воспроизводит решающий момент штурма Константинополя, когда 29 мая 1453 года, после продолжавшейся несколько часов ожесточённой схватки в проломах, туркам удалось ворваться в город.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Прямо перед нами верхом на белом коне изображен молодой султан Мехмед II и окружающая его свита. Позади султана в несколько эшелонов построены войска резерва, еще дальше видны палатки турецкого лагеря.

    Султану Мехмеду II на тот момент был всего 21 год. Непреклонность султана, настаивавшего на решительном штурме вопреки мнению склонявшейся к осаде свиты, в конечном итоге привела к победе.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Основные силы турок идут в атаку на город. Сцена изображена очень динамично и сопровождается мощным звуковым эффектом, в котором грохот копыт конницы, пушечные выстрелы, крики сражающихся и музыка военного оркестра сливаются в нескончаемый гул.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Осаждавшая город турецкая армия насчитывала в своем составе 120 тысяч регулярных воинов и еще 20 тысяч всадников ополчения башибузуков. Состав армии был очень пестрым и включал также воинов, присланных султану в помощь зависимыми от него христианскими правителями Сербии.

    На переднем плане слева мы видим всадника, вместо доспехов облачённого в шкуру барса. Его головной убор и щит украшены крыльями хищных птиц. Такие всадники назывались «дели» (буквально — «безумные»). Обычно они набирались из уроженцев подвластных османам балканских районов. Дели сражались в пограничных конфликтах, в которых отличались «безумной» храбростью. От них ведут своё происхождение гусары.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Защитники города храбро обороняются, поражая нападающих на дальних подступах к стенам выстрелами из пушек и метательных машин. С успехом они используют также старинное византийское оружие «греческий огонь», дым от которого застилал в тот день небо. На переднем плане сосуд с греческим огнём попадает прямо в середину колонны наступающих войск.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    В штурме участвуют все войска, имевшиеся у турок. В первой атаке в основном принимали участие башибузуки, которые понесли большие потери. После двухчасового боя их отвели назад, и в атаку пошли анатолийские турки под командованием Исхак-паши. В нескольких местах им удалось потеснить защитников города и даже через пролом прорваться за стену, но здесь, однако, все они были окружены и перебиты. Тогда сам султан повел в третью атаку пехотинцев-янычар. На этот раз после упорного боя туркам удалось ворваться в город.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Благодаря понижающемуся рельефу перед нашими глазам предстает широкая панорама левого фланга турецкой армии. Здесь также кипит ожесточённое сражение, рвы во многих местах засыпаны фашинами и землёй, турки с лестницами подступают к самым стенам, и защитникам удается сдерживать их натиск из последних сил.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Несколько преувеличенно многочисленными изображены силы защитников города. В действительности, против 140-тысячной турецкой армии греки смогли выставить лишь 8000 солдат. Этих сил едва хватало, чтобы хоть как-то занять чрезвычайно протяженную линию обороны. Концентрировать войска в сколь-нибудь большом числе защитники могли лишь на направлении главного удара.

    Накануне решающего штурма Константинополь подвергся сильной артиллерийской бомбардировке. Турецкие орудия большого калибра били по городским стенам практически в упор, выпустив по ним более 5000 ядер. Особенно тяжёлый ущерб укреплениям был нанесён в районе ворот св. Романа. Из имевшихся здесь 23 башен устояли лишь 11, многие куртины превратились в груды камней.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    На изображении представлен решающий момент боя – прорыв турок за вторую линию стен Феодосия, положивший конец сопротивлению защитников города. Укрепления сильно разрушены бомбардировкой, в нескольких местах стены превратились в груды битого камня и кирпича, по которым продвигаются вперед колонны нападающих. Там где стены уцелели, турки подтащили к ним штурмовые лестницы. По ним наверх карабкаются новые толпы нападающих. Красное знамя, поднятое над второй стеной, свидетельствует, что укрепление захвачено. Однако небольшие группы защитников все еще продолжают оказывать безнадежное сопротивление.

    Здесь мы видим последние минуты обороны города. Сопротивление обороняющихся уже прорвано. В огромную брешь в стене устремились толпы нападающих, пехотинцев и всадников. В проломе идёт ожесточённая рукопашная схватка. Сверху защитники города забрасывают нападающих стрелами и дротиками. Другие впали в отчаяние и только смотрят на прорывающихся врагов, уже не оказывая сопротивления.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Штурм города обернулся огромными потерями для нападавших. На этом фрагменте мы видим раненных или умирающих янычар, которым оказывают посильную помощь. На первом плане изображён водонос, дающий пить смертельно раненному воину.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Ворота св. Романа позволяют наглядно представить оборонительные сооружения, которыми была окружена столица Византии. Эти укрепления пересекали Босфорский мыс от Мраморного моря до залива Золотой Рог на расстояние 5,6 км. Первый ряд стен высотой 5 м защищал ров с водой в 20 м шириной и до 10 м глубиной. Второй ряд, имевший 2–3 м в ширину и 10 м в высоту, усиливали 15-метровые башни. Третий ряд, наиболее массивный, достигал в толщину 6–7 м и был защищён башнями высотой от 20 до 40 м.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Основания стен уходили на 10–20 м под землю, что практически исключало возможность подкопа. Стены были оборудованы боевыми площадками, а башни – бойницами, через которые защитники города могли обстреливать нападавших.

    В самой высокой точке панорамы, на вершине северной башни, изображён легендарный турецкий воин-великан Хасан Улубатлы, который, по легенде, первым водрузил знамя над башней города, воодушевив войско близкой победой. В следующий после этого момент он был убит византийской стрелой.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Большое полотно с изображением двуглавого орла является символом обороняющихся византийцев. Пока идет бой, на одной из башен символ держится, на другой двуглавого орла уже спускают вниз победители.

    Здесь мы видим развернувшуюся в проломе рукопашную схватку. Город защищали 5000 греческих солдат гарнизона и около 3000 наёмников-латинян (каталонцев, венецианцев и генуэзцев), откликнувшихся на призыв о помощи. Их возглавлял опытный кондотьер Джованни Джустиниани Лонго. Его вклад в оборону города был огромен. Именно роковое ранение Джустиниани в бою 29 мая, от которого он умер 2 дня спустя, стало одной из причин одержанной турками победы.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Одновременно со штурмом и рукопашной схваткой продолжается обстрел города из пушек. Под ударами огромных ядер обрушиваются башни, увлекая вниз как защитников, так и нападающих. Наряду с современной артиллерией, против стен турки использовали и старинные осадные башни. Для защиты от зажигательных стрел их обтягивали свежесодранными шкурами. Защитники города использовали против нападающих греческий огонь (горючую смесь) и раскалённое масло, которое лили из установленных на стенах бронзовых котлов.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    В проломе через пыль и дым виднеется обречённый город. Вдали хорошо заметен купол храма святой Софии.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Один из наиболее разрушенных участков стены. Башни и куртины превратились в груду каменной осыпи. Защитники города пытаются укрепить то, что осталось, при помощи подручных средств, и одну за другой отбивают атаки нападающих.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    На переднем плане мы видим турецких землекопов, которые пытаются вести подкоп против укреплений. Массивный и глубокий фундамент стен, а также каменистый грунт не давали шансов на успех такого рода предприятий. Однако на первом этапе осады турки действительно пытались заложить несколько подкопов. Все они были своевременно обнаружены и взорваны защитниками города, так что туркам пришлось отказаться от этого замысла. Позади землекопов продолжается штурм города.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Правый фланг турецкой армии. Вдали виден турецкий флот на Мраморном море и палатки лагеря. Укрепления южной части стены Феодосия пострадали значительно меньше от обстрела пушек. В ходе штурма занимавшие их защитники города успешно отразили все атаки турок. Когда на центральном участке обороны нападающим всё же удалось прорваться в город, его защитники оказались здесь в окружении. Многим из них удалось спастись лишь потому, что турки, боявшиеся остаться без добычи, оставляли свои посты, чтобы присоединиться к грабежу.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Своей победой более всего турки были обязаны артиллерии. Мехмет II учёл ошибки предыдущих осад и хорошо подготовился к нападению на город. По его приказу были изготовлены и доставлены к городу 68 артиллерийских орудий. Большинство из них стреляли каменными ядрами массой 90 кг. Одиннадцать больших орудий метали ядра массой от 226 до 552 кг. Артиллерийский обстрел города продолжался 47 дней. За это время турецкие пушки сделали более 5000 выстрелов.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Самым крупным турецким орудием была бомбарда «Базилика» с длиной ствола 8,2 м, калибром 76 см, массой свыше 30 тонн, изготовленная венгерским мастером Леонардом Урбаном. Для её передвижения и обслуживания требовались 60 волов. 700 человек заряжали эту громаду каменным ядром массой до тонны в течение часа. К счастью для защитников города, орудие могло делать не более 7 выстрелов в день, а вскоре окончательно вышло из строя.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Судьба его создателя также сложилась трагично. Узнав, что Урбан ранее предлагал свои услуги его врагам, Мехмет II приказал его казнить несколько дней спустя после взятия города.

    На переднем плане изображён вышедший из строя артиллерийский ствол и в беспорядке рассыпанные огромные ядра. На заднем плане взгляду открывается панорама турецкого лагеря и выстроенных перед ним войск. Справа виден военный оркестр. Турки одними из первых в Европе оценили значение музыки для поднятия духа своих войск и уделяли её организации самое пристальное внимание.

    ​ - Константинополь-1453 | Военно-исторический портал Warspot.ru

    Алексей Козленко

    Скандинавские клады: армия из Хьёртшпринга на Warspot.ru
    Скандинавские клады: армия из Хьёртшпринга
    Скандинавские клады: римские мечи  на Warspot.ru
    Скандинавские клады: римские мечи
    Так создавались легионы: эпоха Пунических войн и заката Республики на Warspot.ru
    Так создавались легионы: эпоха Пунических войн и заката Республики
    Поделиться
    • 14
    • 147
    • 3
    • 0
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (19)
    Битва при Филипхоу — ковенантеры против роялистов  на Warspot.ru
    Битва при Филипхоу — ковенантеры против роялистов
    Сицилийская Реконкиста на Warspot.ru
    Сицилийская Реконкиста
    История в цитатах: «Если б стало наше войско солью…»
 на Warspot.ru
    История в цитатах: «Если б стало наше войско солью…»
    «В конце должен остаться только один» на Warspot.ru
    «В конце должен остаться только один»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (19)
    Неизвестный
    Vad Yashi
    • 0
    Не совсем понял фото с общим видом панорамы. Она так и установлена под углом или что-то не так?
    April 4, 2017 9:04pm | Ответить
    Алексей Козленко Vad Yashi
    • 2
    На самом деле это модель. Это фото здесь, чтобы было понятно, как все устроено. Технически вы стоите на центральной площадке (она довольно маленькая) и поворачиваетесь по часовой стрелке (в этом порядке даны фотографии).
    April 4, 2017 9:58pm | Ответить
    Vad Yashi Алексей Козленко
    • 1
    Во-о-от! Теперь понятно)))) Спасибо...
    April 5, 2017 9:01am | Ответить
    Aleksey Patrakov
    • 0
    Красивая картина, но смущает правдоподобность - неужели могли кавалерией скакать на развалины стен? Ноги бы только поломали. Сдается, это все для красоты.
    April 4, 2017 6:26pm | Ответить
    T55 Aleksey Patrakov
    • 0
    видимо, кавалерия действует по-драгунски: стремительно выдвигается на определённый рубеж, спешивается, после чего действует с пешем строю
    April 6, 2017 8:40am | Ответить
    Алексей Козленко Aleksey Patrakov
    • 3
    Ну как Вам сказать... Все-таки это художественное произведение...
    April 4, 2017 7:40pm | Ответить
    Aleksey Patrakov Алексей Козленко
    • 0
    Я так его и оценил :) Но, по-привычке, приходится смотреть не только как на искусство.
    April 4, 2017 8:48pm | Ответить
    Terramorpher
    • 6
    Внезапно.
    Красные знамёна против двуглавых орлов.
    April 4, 2017 3:22pm | Ответить
    Alexander Glukhovtsev Terramorpher
    • 0
    Вот значит откуда 3 Рим ГМО геральдику позаимствовал .
    April 6, 2017 7:40am | Ответить
    Иван Ядренцев Terramorpher
    • 5
    Красные знамёна имел много кто, например, восточноевропейские соперники Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское) Наконец, это просто красиво.
    P.s. Падение Византии — трагедия тысячелетия. Какая цивилизация погибла...
    April 5, 2017 9:44am | Ответить
    Terramorpher Иван Ядренцев
    • 0
    Бог Индра Громовержец (он же Зевс, он же Перун, он же Тор) тоже имеет красный флаг на колеснице в качестве атрибута)))
    April 5, 2017 11:55am | Ответить
    Алексей Козленко Terramorpher
    • 4
    Хе-хе, красное с зеленым :-)
    April 4, 2017 5:47pm | Ответить
    Alexey Astankov Terramorpher
    • 2
    хехе, а ведь и правда! :)
    April 4, 2017 5:24pm | Ответить
    Алексей Лесин
    • 4
    Спасибо. Любопытное место и хорошо видно, какую роль это событие играет (или, хотя бы, должно играть) в национальной памяти турков.
    April 4, 2017 1:16pm | Ответить
    Corrie_Sanders Алексей Лесин
    • 9
    да уж, и в памяти христианских народов Юго-Восточной Европы (в том числе и наших болгар, гагаузов и молдаван) эта трагедия сидит на генетическом уровне до сих пор. С военной точки зрения эта "перамога" - "ни о чём": 120 тысяч против 8, причем половина из них была городским ополчением, грекоязычным, открыто не желающим воевать, а желающим поскорее закончить это безнадёжное дело и сдаться под гарантии Луки Нотараса. Хотя именно эта милиция и хорошо делала своё дело весь месяц осады, исправно заделывая бреши за ночь к изумлению турок. Основная военная "нагрузка" приходилапсь на "банду" кондотьера Джустиниани и небольшое "регулярное" войско императора Константина 12 (1,5-2 тысячи максимум). Кондотьеры "Долговязого" Джустиниани были отлично экипированы - все имели отличные доспехи , одинаково хорошо использовали дистанционное оружие (арбалеты и огнестрел) и холодное.Также число защитников пополнил отряд критских моряков (200 человек в доспехах, большинство лучники), привезших в город вино и хлеб (по космоценам естественно). Кстати, турки явно лукавят об истинной причине взятия ворот Романа: все византинисты знают по большинству источников, что изнутри открыли потайную калитку для вылазок ("керкопорта") и сообщили туркам. Пока "делибашлар" и "башибузуклар", вдохновленные дервишами-бекташи на святой джихад, лезли с фронта, отвлекая внимание, в керкопорту проникли гази в числе около 30 человек, и внезапно появились на стенах за спиной защитников. В этот момент "Долговязый" понял что это конец и отдал приказ кондотьерам на отход. Пока рубились с проникшими гази, с фронта по лестницам на стены взошли массы турок и башня была взята, а ворота Романа открыты. К чести защитников все 30 гази были изрублены, но все они пали как доблестные шахиды, Хасан-пехлеви, сбивший большое желтое знамя Палеологов и пытавшийся водрузить красное, был убит алебардами (а не стрелой). Но гази-шахиды сделали своё дело - "османлы аскерлар" были уже на стенах. Император Константин 12 (не помазанный еретическим униатским патриархом), увидев массы турок на стенах, собрал кто был под рукой и попытался их остановить. На нём были отличные доспехи и турки немало потрудились пока его наконец убили (Афонская легенда гласит что император положил немало турок (ясно дело бездоспешных), пока его не достали в поясницу сзади мощным копьём. Dolce et decоrum est pro patria mori ...
    April 4, 2017 6:39pm | Ответить
    Reytar1979 Corrie_Sanders
    • 2
    При всем уважении, каким макаром взятие Константинополя османами могло быть трагедией для уже около века находившихся под властью осман болгар и сербов, контингенты из числа которых сражались на стороне турок и явно принимали участие в разграблении города - решительно не ясно.
    April 6, 2017 10:01am | Ответить
    T55 Corrie_Sanders
    • 2
    >>и внезапно появились на стенах за спиной защитников.
    >> В этот момент "Долговязый" понял что это конец и
    >> отдал приказ кондотьерам на отход
    Где то в переведённом первоисточнике читал, что Джустиниати получил от янычара пулю, пробившую доспех, вызвавшую сильное огнестрельное ранение , был тотчас же эвакуирован со стены, что вызвало замешательство в рядах защитников.
    April 6, 2017 9:03am | Ответить
    Corrie_Sanders T55
    • 2
    Да, все источники пишут что Джустиниани "Лонго" был ранен в бедро, что вызвало смятение у защитников. По поводу характера ранения позиции источников разные: по одним (греки) это была пуля, по другим (турки) - стрела, даже встречается утверждение что рана была осколком камня от попадания ядра пушки. Момент ранения был тоже очень "своевременным" - как раз незадолго до проникновения гази через керкопорту. Получилось так, что ранение Джустиниани и его уход со стен (несмотря на мольбы императора остаться) надломило дух защитников, а последовавшее вскоре появление гази в их тылу его погасило окончательно. Другое дело что судя по описаниям, рана Джустиниани была не "критичной", он вполне мог командовать и передвигаться (возможно с помощью). После появления гази на стенах приказ на отход отдал именно раненный Джустиниани - его генуэзская "банда" вполне организованно отступила сначала в Галату, а оттуда на корабли,
    April 6, 2017 6:49pm | Ответить
    Алексей Козленко Алексей Лесин
    • 4
    Да, и денег в этот проект было вбухано немало. Но и результат впечатляет.
    April 4, 2017 5:48pm | Ответить
    wargamming.net © 2014 — 2018 Warspot
  • Все авторы
  • Все теги
  • Правила
  • Как стать автором
  • О нас
  • Связаться с нами
  • Соглашение
  • Карта сайта
  •  
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Пожалуйста, войдите через одну
    из предложенных соцсетей

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google +