Одна из самых распространённых легенд о немецких подлодках Второй мировой рассказывает о так называемом «конвое фюрера». Это мифическое образование обычно связывают с неким отрядом подводных лодок, находившихся в личном распоряжении Гитлера и выполнявших его персональные задания. Одной из таких лодок часто называют U 530, которая в конце войны якобы доставила в Аргентину важных пассажиров, документы и реликвии Третьего рейха. На чём основана эта история?
Одна из многих «девяток»
14 октября 1942 года в строй кригсмарине вступила подлодка с номером U 530, построенная в Гамбурге на верфи «Дойче Верфт АГ» (Deutsche Werft AG). Как и другие большие океанские лодки типа IXC/40, при длине около 77 метров она имела водоизмещение 1120/1545 тонн (надводное/подводное) и развивала скорость 19,0/7,3 узла соответственно. Вооружение составляли шесть торпедных аппаратов (четыре в носу и два в корме) с запасом в 22 торпеды, 105-мм палубное орудие и зенитные автоматы.
Командиром U 530 стал капитан-лейтенант Курт Ланге (Kurt Lange). Этот офицер был ветераном немецкого флота. Он пришёл в рейхсмарине рядовым матросом в 1922 году и спустя четыре года уволился в запас в звании обер-штурмана. С началом войны 36-летнего Ланге призвали из резерва с присвоением звания лейтенанта цур зее. До сентября 1941 года он командовал 9-й флотилией сторожевых кораблей, а затем перешёл в подплав. Пройдя курсы подготовки подводников, а затем командиров подлодок, в октябре 1942 года Ланге получил назначение на U 530. После окончания тренировок и испытаний лодка была включена в 10-ю подводную флотилию, базировавшуюся на французский Лориан.
За четыре боевых похода с февраля 1943 по октябрь 1944 года Ланге удалось потопить два судна общим тоннажем в 12 063 брт и повредить ещё один танкер на 10 195 брт. За эти довольно скромные успехи лодка несколько раз чудом не поплатилась. Её повреждали глубинные бомбы эскорта конвоев, она сталкивалась с форштевнем атакованного ею судна, а однажды U 530 едва избежала грозного врага субмарин — американского эскортного авианосца «Боуг» (USS Bogue) и сопровождавших его эсминцев.
Вермут, обер-лейтенант Отто Вермут
В январе 1945 года Курт Ланге, которому шёл уже 42-й год, был переведён на береговую должность. Заменил его молодой офицер — 24-летний обер-лейтенант цур зее Отто Вермут (Otto Wermuth), который ещё не имел опыта командования лодкой. С июля 1942 года по февраль 1944-го он служил вахтенным офицером на U 103 (тип IXB) капитан-лейтенанта Густава-Адольфа Янссена (Gustav-Adolf Janssen). На ней Вермут совершил четыре боевых похода общей длительностью в 254 дня.
В марте 1944 года Вермут был отправлен на курсы подготовки командиров подлодок. 10 июля того же года его назначили командиром U 853, которая ремонтировалась на верфи Лориана, но во Францию Вермут не попал. Ремонт лодки затягивался, а 7 августа началась осада Лориана частями армии США. Вермут числился командиром U 853 до конца августа 1944 года, так и не увидев лодку.
14 сентября Вермут был заочно зачислен в экипаж U 530 вахтенным офицером, чтобы после возвращения лодки из похода сменить на этой должности обер-лейтенанта цур зее Пауля Беркеманна (Paul Berkemann). В январе 1945 года заместитель Дёница адмирал Ганс-Георг фон Фридебург (Hans-Georg von Friedeburg) счёл возможным назначить Отто Вермута на должность командира U 530.
Последний поход U 530
К февралю 1945 года U 530 закончила доковый ремонт и вновь была готова к выходу в море. Вермут получил приказ готовиться к походу. На лодку погрузили продовольствие на 17 недель, 14 торпед, и вечером 19 февраля 1945 года она покинула Киль. Спустя четверо суток U 530 субмарина прибыла в норвежский порт Хортен, где прошла испытания пробными погружениями и хождением под «шнорхелем».
К этому времени лодку дозаправили, но залили 225 тонн топлива вместо 245 положенных. Это было сделано по просьбе инженер-механика U 530, который заявил, что лишние 20 тонн перегрузят лодку и она лишится стабильности в управлении.
3 марта Вермут покинул Хортен, выйдя в свой первый поход в качестве командира боевой субмарины. Согласно приказу, U 530 должна была следовать к канадскому порту Галифакс — точке оживлённого вражеского судоходства. Во время перехода через Атлантику Вермут передавал в штаб вечерние сводки погоды, пока эту обязанность не переложили на другую лодку.
Основную часть пути U 530 проделала под «шнорхелем», лишь по ночам всплывая на четыре часа. Впрочем, это не помешало соблюсти одну из традиций, укоренившихся в немецком флоте во время Второй мировой войны. В один из дней Вермут, как командир лодки, провёл церемонию заочного бракосочетания матроса Йоахима Кратцига (Joachim Kratzig) с невестой, которая в тот момент находилась в церкви Киля. Церемония была проведена по радио, после чего командир выдал Кратцигу свидетельство о браке.
13 апреля U 530 получила приказ сменить район действий и идти к Нью-Йорку. Это было одно из последних сообщений, переданных через станцию «Голиаф», которая прекратила свою работу в середине апреля. С этого момента приём радиосообщений, передаваемых на лодки в Атлантике, стал гораздо хуже. Как Вермут впоследствии вспоминал на допросе, последнее сообщение из штаба подводных сил лодка приняла 26 апреля 1945 года.
Так как журнал боевых действий U 530 не сохранился, чтобы восстановить последовательность событий в районе Нью-Йорка, обратимся к показаниям членов её экипажа, допрошенных офицерами разведки ВМС США 22 августа 1945 года:
«Приблизительно 28 апреля U 530 пересекла 200-метровую изобату и находилась в течение около двух недель к югу от Лонг-Айленда, лишь однажды приблизившись на две-три мили к берегу. Приблизительно 4 мая лодка выпустила три торпеды “Лут” (Lut) по конвою из 10–20 судов. Две торпеды в цель не попали, а у третьей оказалась неисправной батарея, и она не вышла из торпедного аппарата.
Двумя днями позже был замечен большой конвой. Лодка выпустила две торпеды “Лут”, но и они в цель не попали. Через час торпедой того же типа был безуспешно атакован танкер. Ещё спустя час лодка выпустила по отставшему от конвоя судну акустическую торпеду Т-5, но промахнулась. На следующий день, 7 мая 1945 года, лодка атаковала большой конвой двумя торпедами Т-5, но и они цель не нашли. Во время этих действий в перископ были замечены два дирижабля и самолёт, после чего несколько бомб упали недалеко от лодки. Было принято решение оставить район действий и попытаться восстановить связь со штабом подводных сил…»
В документе американцы сделали примечание, что в указанном районе в то же время были конвои HX-354, UC-65A и ON-298, и, вероятно, именно они были атакованы, но не сообщали о каких-либо контактах с подлодками.
Путь в Аргентину
Как известно, немецкие субмарины должны были прекратить боевые действия с 8:00 5 мая 1945 года. Согласно показаниям Вермута, радиограмма с этим приказом была принята на U 530 между 8 и 10 мая 1945 года. В ней говорилось о прекращении всех атак, поднятии синего флага, пребывании на поверхности и движении к ближайшему порту союзников для сдачи. Далее последовали сообщения с приказами снять с торпед взрыватели и выбросить все артиллерийские боеприпасы за борт.
Вермут приказам не поверил, сочтя их уловкой врага, но и подлинность их не стал исключать. В итоге он принял решение уйти из зоны боевых действий и интернировать лодку и экипаж в одной из нейтральных стран. Португалия и Испания не подходили из-за близости к зоне боевых действий, поэтому выбор пал на Аргентину.
Командир U 530 знал, что эта страна разорвала дипломатические отношения с Германией, но не подозревал, что она объявила Рейху войну. Вермут полагал, что встретит у аргентинцев более радушный приём, чем где-либо. Это решение одобрили офицеры лодки и её экипаж. Подводники U 530 считали, что положение Германии к этому времени было безнадёжным, но лишь немногие выступили за сдачу лодки союзникам. Большинство одобрило решение командира идти в Аргентину, не желая познавать на себе ужасы и позор плена, о которых во время войны твердила нацистская пропаганда.
Впоследствии на допросе у аргентинцев Вермут заявил, что у него в Аргентине не было никаких друзей или родственников, что он никогда прежде там не был и не имел знакомых среди интернированного экипажа броненосца «Адмирал граф фон Шпее», хотя некоторых из них он видел в Гамбурге в 1941 году. Также он сообщил, что и остальные члены экипажа U 530 не имели связей с этой южноамериканской страной. Из этого можно сделать вывод, что до приёма радиограммы с приказом о сдаче никто на U 530 об Аргентине не помышлял.
Приняв решение идти в Южную Америку, экипаж избавился от оставшихся на борту торпед, боеприпасов и части оборудования (радар, счётно-решающий прибор и т. п.). За борт также были выброшены все секретные документы, включая журнал боевых действий U 530. После этого лодка взяла курс на юго-восток, чтобы обойти Бермуды и двигаться дальше к экватору.
Путь до экватора занял около месяца — по словам Вермута, лодка пересекла его 17 июня 1945 года, всё это время медленно двигаясь на юг. Первый отрезок пути, близкий к зоне военных действий, U 530 прошла исключительно в подводном положении. Потом лодка в тёмное время суток стала всплывать на поверхность и вновь уходить под воду перед восходом солнца. Пока субмарина не достигла 20° южной широты, на поверхности она для экономии топлива шла со скоростью в 7–7,5 узла и держала ход в два узла в подводном положении. Лишь по достижении указанной широты Вермут приказал увеличить скорость надводного хода до девяти узлов.
К вечеру 9 июля 1945 года U 530 достигла аргентинского порта Мар-дель-Плата к югу от Буэнос-Айреса, одновременно являвшийся базой ВМС Аргентины. Вермут дождался рассвета, и в 6:30 лодка с зажжёнными навигационными огнями вошла в порт. Отвечая на запросы с берега, Вермут приказал передавать сигнальным прожектором: «Немецкая субмарина». Лодка вошла в Мар-дель-Плата на электромоторах, так как дизели немцы специально вывели из строя. На её борт поднялся офицер ВМФ Аргентины, которому Вермут официально сдался.
По словам Вермута, к этому моменту на борту лодки оставалось всего около шести тонн топлива и 1,8 тонны смазочных материалов. Перед выходом из Норвегии инженер-механик лодки лейтенант Петер Леффлер (Peter Leffler), не долив 20 тонн топлива, всё-таки взял лишних пять тонн смазочного масла.
12 июля 1945 года над U 530 был поднят аргентинский флаг, а все 54 члена экипажа лодки отправились в Буэнос-Айрес, а затем в тюрьму на острове Мартин-Гарсия. 22 июля немецких подводников допросили офицеры разведки ВМС Аргентины. После этого 29 июля Аргентина передала U 530 и её экипаж американцам, которые самолётами доставили немцев в Нью-Йорк. Лодка была поставлена на ремонт на одной из аргентинских верфей, чтобы подготовиться к переходу в США.
А был ли Гитлер?
Неожиданный приход U 530 в Аргентину мгновенно стал причиной для слухов и сплетен о возможной доставке руководителей Третьего рейха в Южную Америку. Как писал в своём труде американский историк Клэй Блэйр, латиноамериканская пресса наполнилась различной ерундой, включая утверждение, что U 530 привезла Адольфа Гитлера, Еву Браун, а также Мартина Бормана и других из Германии в Аргентину. Кроме того, Вермута обвиняли в потоплении бразильского крейсера «Байя» (Bahia), который на самом деле затонул 4 июля 1945 года от взрыва своих же глубинных бомб во время учений.
Разумеется, вопрос о возможных пассажирах и грузе U 530 интересовал аргентинскую и американскую разведку. Аргентинцы получили ответ на него на упомянутом допросе:
«Вермут показал, что 54 человека — это обычный экипаж подводной лодки того типа, к которому принадлежит U 530, что экипаж на борту на момент сдачи являлся неизменным со времени выхода из Германии, что на борту были только члены экипажа, и все находящиеся на борту являются членами экипажа, а также, что за время похода U 530 не принимала на борт никаких пассажиров любого подданства, как гражданских, так и военных. Он также заявил, что на побережье Аргентины или другой страны не производилась ни высадка людей, ни выгрузка ценностей, а также что во время похода никаких неположенных лодке грузов на борту не находилось».
В итоге аргентинскому правительству надоел разгул слухов о «контрабанде нацистов». Как пишет английский исследователь Лоуренс Патерсон, в конце концов аргентинское военно-морское министерство выпустило официальное коммюнике, в котором заявило, что U 530 не несёт ответственности за гибель «Байи», на борту лодки не было никаких нацистских лидеров или офицеров и что лодка никого не высаживала на побережье Аргентины перед своей капитуляцией.
Истерия газетчиков получила новый виток, когда 17 августа 1945 года в Мар-дель-Плата пришла U 977 (тип VIIC) обер-лейтенанта цур зее Хайнца Шеффера (Heinz Schaeffer). Теперь уже Шеффера обвинили в перевозке Гитлера и Евы Браун. Верхом нелепости стала легенда о том, что U 530 и U 977 были эскортом конвоя, который доставил Гитлера и его окружение на нацистскую базу в Антарктиде. Её автором стал аргентинский журналист венгерского происхождения Ладислао Сабо (Ladislao Szabó), потом долго собиравший лучи славы на этой сомнительной теме.
Пока газеты смаковали версии о спасении Гитлера на подводной лодке, в дело включилась разведка союзников. Шеффера и его экипаж допросили в Аргентине, после также отправили в США для более подробного следствия. Допросы подводников c U 530 и U 977 продолжились, но ничего нового не дали. Вермута и Шеффера специально содержали в одном помещении, нашпигованном микрофонами, чтобы выудить из их общения хоть что-то об их «секретной миссии». Но оба офицера никогда не были знакомы, поэтому их беседы не представляли интереса для разведки союзников.
Как справедливо заметил Клэй Блэйр, если бы Гитлер или Борман хотели сбежать из Германии на подлодке, то маловероятно, что они выбрали бы такую старую лодку, как U 530, где командиром был молодой офицер, не имевший опыта командования. К их услугам было много новых лодок различных типов и более опытных командиров, признательных Гитлеру за награды и почёт. В отношении U 977 и 24-летнего Хайнца Шеффера это справедливо в той же степени.
«Конвой фюрера»
В итоге, пройдя все процедуры проверок и допросов в США, экипажи обеих подлодок были отправлены в Европу, где подводники были освобождены из плена. Однако шумиха с приходом этих лодок в Аргентину, благодаря Жабо, на долгие годы сделала их объектом внимания любителей сенсаций. Так, в различной литературе и в интернете U 530 и Отто Вермут часто упоминаются в следующем ракурсе:
«13 апреля 1945 года священные реликвии Третьего рейха, документы и личные вещи фюрера, уложенные в шесть бронзовых ящиков, были доставлены в немецкий портовый город Киль и погружены на U 530. На лодку взошли и пять таинственных пассажиров, лица которых скрывали хирургические повязки. Той же ночью субмарина вышла из Киля. Её командир получил два личных письма – от Гитлера и Дёница. Согласно предписанию, он обязан был взять у каждого члена экипажа «обет вечного молчания». На стоянке в Кристиансанде Вермуту передали третий запечатанный пакет с инструкциями и указанием дальнейшего маршрута».
Утверждения о «бронзовых ящиках», которые якобы вёз «конвой фюрера», имеют конкретного автора. Об этом пишет Клэй Блэйр:
«Вильгельм Бернхарт, соавтор абсурдной повести «Адольф Гитлер и тайны Копья Лонгина» (1988), а также самопровозглашённый член экипажа U 530, написал, что перед прибытием в Аргентину U 530 спрятала в ледяной антарктической пещере «шесть освинцованных бронзовых ящиков», якобы вмещавших «избранные сокровища» Третьего рейха».
Кроме этого, Бернхарт стал автором ещё одной известной лжи. Он опубликовал письмо, якобы написанное ему как своему бывшему подчинённому Отто Вермутом и содержащее предостережение не выдавать «секретов о миссии U 530», которые Бернхарт собрался предать гласности. Разумеется, Вильгельм Бернхарт никогда не был членом команды U 530 и выдумал всё это, чтобы привлечь внимание к своей книге.
Другой известной «уткой» стала история о тайной базе нацистов в Антарктиде, сведения о которой якобы всплыли на допросе экипажа U 530 и на долгие годы были засекречены американцами. Эта выдумка тоже не имеет подтверждений: протоколы допросов Вермута и его команды давно рассекречены и находятся в Национальном архиве США в Вашингтоне, где с ними может ознакомиться любой желающий.
Истории высадок с немецких подлодок до сих пор будоражат воображение поклонников теории заговоров. Лоуренс Патерсон в своей книге писал:
«Субмаринам часто приписывали высадку и доставку людей и разных грузов на берега Ирландии, Новой Зеландии, Аргентины, Канарских островов, разных частей Британской империи и т.д. Однако подтверждённым фактом является то, что немецкие подлодки использовались только для высадки шпионов, диверсионных групп и саботажников. Теории же о лодках «конвоя фюрера», перевозивших золото, ценности, нацистских деятелей, религиозные артефакты и даже фюрера, известного своими страданиями от морской болезни, никогда не подтверждались хоть малейшими доказательствами и являлись выдумками или слухами».
Правда намного прозаичнее. U 530 и U 977 были последними элементами проигранной подводной войны Дёница, управляемыми молодыми подводниками, чьё неприятие перспективы сдаться и сдать свою лодку противнику в конце концов перевесило риски, связанные с длинным и трудным походом в Аргентину.
В завершение хотелось бы добавить один малоизвестный факт. 16 мая 1945 года подводная лодка U 873 сдалась американцам, но в нарушение всех конвенций экипаж был помещён в тюрьму, а не в лагерь военнопленных, где подводники подвергались унижениям и избиениям со стороны следователей и тюремного персонала. Спустя трое суток командир лодки капитан-лейтенант Фридрих Штайнхоф (Friedrich Steinhoff), не выдержав издевательств на допросах, покончил жизнь самоубийством в городской тюрьме Бостона.
Этот факт делает приход лодок Вермута и Шеффера в Мар-дель-Плата не таким уж и нелогичным. Выбирая Аргентину как конечную точку маршрута, они хотели избежать судьбы Штайнхофа, рассчитывая на более гуманное отношение аргентинцев, чем англо-американских союзников.
Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Литература:
- Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998.
- Busch R., Roll H.-J. German U-boat Commanders of World War II. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001.
- Paterson L. Black Flag. The Surrender of Germany’s U-Boat Forces 1945. — Seaforth Publishing, Barnsley, 2009.
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 3. Norderstedt.
- Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 9. Norderstedt.
- Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Шаффер Х. Последний поход U-977. — СПб.: Роза Ветров, 2013.
- http://www.uboat.net.
- http://www.uboatarchive.net.
- http://historisches-marinearchiv.de.
- http://wlb-stuttgart.de.
- http://www.base211.ru.
- http://www.histarmar.com.ar.
- http://www.navsource.org.
- http://www.uboatsnewengland.com.
Комментарии к данной статье отключены.