9 апреля 1940 года одновременной высадкой морских и авиационных десантов в ключевых точках германские вооружённые силы начали вторжение в Норвегию. Двухмесячная Норвежская кампания стала суровым испытанием как для Кригсмарине, так и для Королевского флота. В первые же дни на севере Норвегии, в порту Нарвик, произошло два столкновения между британскими кораблями и германскими эсминцами, которые высадили там десант, захвативший город. Для немцев это обернулось тяжёлым поражением.
Линкор как весомый аргумент
Утром 10 апреля британская 2-я флотилия эсминцев проникла во фьорд и в ходе короткого боя, впоследствии получившего название «Первый бой у Нарвика», потопила два немецких корабля. Адмиралтейство было намерено покончить с остальными, для чего в район Лофотенских островов было направлено соединение под командованием вице-адмирала Уильяма Уитворта (William Whitworth). В ночь на 11 апреля лёгкий крейсер «Пенелопа» (HMS Penelope) и эсминцы «Бедуин» (HMS Bedouin), «Эскимо» (HMS Eskimo), «Панджаби» (HMS Punjabi) и «Кимберли» (HMS Kimberley) самим фактом своего присутствия предотвратили попытку прорыва двух немецких эсминцев. К вечеру 12 апреля прибыл линейный корабль «Уорспайт» (HMS Warspite), на который Уитворт перенёс свой флаг. Располагая линкором и девятью эсминцами, – «Бедуин», «Коссак» (HMS Cossack), «Эскимо», «Панджаби», «Кимберли», «Фоксхаунд» (HMS Foxhound), «Форестер» (HMS Forester), «Хироу» (HMS Hero), «Айкэрес» (HMS Icarus), – адмирал назначил атаку на следующий день.
Утром 13 апреля британская эскадра вошла в Уфут-фьорд. Уитворт разделил свои корабли на три группы. В центре величественно шёл «Уорспайт», перед которым двигались «Айкэрес», «Хироу» и «Фоксхаунд» с выставленными параван-тралами на случай наличия мин. На левом фланге, чуть выдвинувшись вперёд, находились «Коссак», «Кимберли» и «Форестер». Правофланговую группу составляли «Бедуин», «Эскимо» и «Панджаби». Эскадренные миноносцы вёл коммандер Джеймс Маккой (James Abernethy McCoy), находившийся на «Бедуине». Впоследствии командир «Хироу» коммандер Биггс (Hilary Worthington Biggs) уподобил английское построение взводу пехоты, поддерживаемому танком, или охотнику со сворой гончих.
К тому времени дислокация немецких кораблей была следующей. Эсминец «Герман Кюнне» (Z 19 Hermann Künne) выдвигался на дозорную позицию. С ним шёл «Эрих Кёльнер» (Z 13 Erich Koellner), накануне потерпевший навигационную аварию и потому способный развивать не более 7 узлов хода – командир германского отряда капитан цур зее Эрих Бей (Erich Bey) решил использовать его в качестве плавучей батареи у входа во фьорд. Ещё шесть немецких эсминцев находились непосредственно в гавани Нарвика. При этом «Дитер фон Рёдер» (Z 17 Diether von Roeder), тяжело повреждённый в предыдущем бою, был лишён хода и пришвартован к пирсу; на нем действовали только два орудия и не имелось торпед. На «Георге Тиле» (Z 2 Georg Thiele) и «Гансе Людемане» (Z 18 Hans Lüdemann) было выведено из строя по одному орудию, «Вольфганг Ценкер» (Z 9 Wolfgang Zenker), «Бернд фон Арним» (Z 11 Bernd von Arnim) и «Эрих Гизе» (Z 12 Erich Giese) находились во всеоружии. Кроме того, в районе Уфут-фьорда находись четыре подводные лодки: U 46 – на входе в него (около 10:00 была атакована эсминцем «Эскимо»), U 51 – непосредственно в гавани, U 25 – в районе бухты Боген, U 64 – в Херьянгс-фьорде.
В 12:56 британское соединение было обнаружено «Германом Кюнне». Эсминец передал по радио сигнал тревоги и отошёл под прикрытием дымовой завесы, обмениваясь орудийными выстрелами с передовыми британскими кораблями. «Эрих Кёльнер», не успевший дойти до Торстадта, где ему надлежало встретить англичан внезапным торпедным залпом и артиллерийским огнём, изменил курс и пошёл на юг в надежде укрыться у Дьюпвика.
Везучий «Суордфиш» и первая кровь
Поднявшийся в воздух с «Уорспайта» разведывательный гидросамолёт «Суордфиш» в 13:03 обнаружил «Кюнне», в 13:10 – находившийся восточнее «Кёльнер», а в 13:20 – «Людеман» у входа в нарвикскую гавань. Передовые британские эсминцы «Бедуин» и «Коссак» установили визуальный контакт с «Кюнне» только в 13:28. Через две минуты по нему был открыт огонь с предельной дистанции, прекращённый после второго залпа, поскольку невозможно было видеть места падения снарядов. Туманная изморось, оседавшая на линзах дальномеров и прицелов, затрудняла наводку.
Между тем, британский гидросамолёт осмотрел Нарвик и близлежащие фьорды. Именно на его счету и оказалась первая в этом бою победа. В Херьянгс-фьорде воздушный разведчик заметил подводную лодку U 64, и решение атаковать пилот петти-офицер Райс (Frederick Charles Rice) принял почти мгновенно. Он направил свой «Суордфиш» в пикирование и, когда машина находилась всего в 60 метрах над целью, сбросил две 100-фунтовые бомбы. Одна упала рядом с бортом U 64, зато другая угодила прямо в рубку, вызвав немедленную гибель подлодки.
На обратном пути в поле зрения лётчиков неугомонного «Суордфиша» снова попал «Кёльнер», притаившийся у южного берега в миле впереди. Подошедшие через некоторое время в этот район эсминцы «Бедуин», «Панджаби» и «Эскимо» вовремя получили предупреждение о затаившемся германском эсминце, поэтому успели развернуть свои орудия и торпедные аппараты. Несмотря на безнадёжное положение, «Эрих Кёльнер» под командованием фрегаттен-капитана Альфреда Шульце-Хинрихса (Alfred Schulze-Hinrichs) оказал превосходящему противнику упорное сопротивление.
Эсминцы обменялись первыми выстрелами практически одновременно, в 14:09, с дистанции 18 кабельтовых. Немцы успели выпустить обе остававшиеся у них торпеды, но успеха не имели. «Панджаби» сразу открыл плотный огонь как из 120-мм орудий, так и из «пом-помов». «Бедуин» выпустил по неподвижной цели одну, а «Панджаби» и «Эскимо» – по две торпеды. В течение 10 минут «Кёльнер» получил торпедное попадание в носовую часть и был поражён множеством снарядов, вызвавших сильные разрушения и пожар.
По приказу командира экипаж оставил обречённый корабль, но расчёт одного 127-мм орудия продолжал стрельбу. Тогда «Уорспайт» ввёл в действие свой главный калибр. Бронебойные 15-дюймовые снаряды прошивали тонкие борта «Кёльнера» навылет, круша всё на своём пути, не успевая разорваться. При каждом таком попадании корпус эсминца сильно раскачивался. После шестого залпа «Уорспайта» всё было кончено. Потери экипажа «Кёльнера» составили 31 убитого и 39 раненых. Оказавшиеся на берегу немецкие моряки во главе с Шульце-Хинрихсом попали в плен к норвежцам и были освобождены только в июне.
Немецкие торпеды и немецкие глубинные бомбы
Оповещённый о приближении противника, капитан цур зее Бей в 14:15 вышел с «Ценкером», «Арнимом» и «Людеманом» в Уфут-фьорд, где к ним присоединился «Кюнне». «Тиле» и «Гизе» оставались в порту. Этим кораблям вследствие неудачного предположения Бея о времени английской атаки предписывалось находиться в готовности только к 14:00, и теперь их команды спешно приводили механизмы в действие. Британские эсминцы приближались двумя группами: «Коссак», «Кимберли» и «Форестер» продвигались по северной части Уфут-фьорда, а «Бедуин», «Панджаби» и «Эскимо» составляли южную группу. Ещё три эсминца – «Айкэрес», «Хироу» и «Фоксхаунд» – с тралами на случай наличия во фьорде германских мин прокладывали дорогу флагманскому «Уорспайту».
В замкнутом пространстве Уфут-фьорда, имевшего длину 12 и ширину 9 миль, начался манёвренный бой. В разгар перестрелки подводная лодка U 25 корветтен-капитана Виктора Шютце (Viktor Schütze) дала залп двумя торпедами по «Коссаку» с дистанции 4 кабельтовых, но была немедленно им контратакована. Торпеды прошли мимо эсминца в сторону «Уорспайта», впрочем, не причинив вреда и ему.
Британская флотилия продолжала наседать, и немцам ничего не оставалось, как постепенно смещаться вглубь фьорда, отчаянно маневрируя. Противники прятались в снежных зарядах, обменивались торпедными залпами и вели интенсивный артиллерийский огонь, из-за плохой видимости большей частью неэффективный. По показаниям очевидцев со стороны англичан, немцы действовали очень искусно, разворачиваясь так, чтобы задействовать все орудия, в то же время, благоразумно держась на достаточном расстоянии от британских кораблей. Выпущенные «Ценкером» торпеды прошли вблизи от «Уорспайта», но не попали в цель.
Вскоре к немцам присоединился «Георг Тиле», завязавший перестрелку с «Бедуином». К 14:40 правофланговая группа британской флотилии выдвинулась далеко вперёд и оказалась под сосредоточенным огнём немецких кораблей. Близкими разрывами на «Бедуине» было снесено за борт носовое 120-мм орудие, а обшивка стала походить на решето от множества осколочных пробоин. Эсминец был вынужден отойти к южному берегу фьорда, за ним последовал «Панджаби».
«Коссак» также несколько раз накрывали неприятельские залпы. В один из моментов боя эсминец оказался в ситуации, когда невозможно было увернуться от трёх приближавшихся торпед. Затаив дыхание, моряки наблюдали, как они все прошли мимо: одна – почти по носу, вторая – за кормой, третья – прямо под корпусом в районе мостика. Дефекты рулей глубины, от которых страдали немецкие торпеды, сыграли на руку англичанам.
В этот момент в небе появились 10 британских «Суордфишей» 816-й эскадрильи с авианосца «Фьюриэс» (HMS Furious), безуспешно сбросившие 250-фунтовые бомбы на германские эсминцы. Немцев спасла высокая скорость и непрекращающееся маневрирование. Лишь одна из бомб разорвалась вблизи от «Арнима», но не нанесла ему никаких повреждений. Два самолёта были сбиты зенитчиками «Арнима» и «Гизе».
За все это время вице-адмирал Уитворт не отдал ни одного приказания, предоставив командирам эсминцев полную свободу действий. Флагманский «Уорспайт» величественно двигался 10-узловым ходом позади своих миноносцев, растянувшихся по всей ширине фьорда, и вёл огонь из носовых башен главного калибра. Каждый залп 15-дюймовых орудий отдавался гулким эхом в узком скалистом мешке.
К 14:50 немцы израсходовали почти все снаряды, и Бей отдал приказ отходить в Румбакс-фьорд. «Тиле» прикрыл выходящие из боя эсминцы дымовой завесой. «Вольфганг Ценкер» и «Бернд фон Арним» ушли в дальнюю часть фьорда и были приготовлены к взрыву. «Тиле» и «Людеман», ещё сохранившие несколько торпед, заняли выгодную позицию в наиболее узкой части Румбакс-фьорда.
Наблюдатели «Германа Кюнне» не заметили сигнала флагмана к отходу. Командир эсминца корветтен-капитан Фридрих Коте (Friedrich Kothe) принял решение уходить в Херьянгс-фьорд, чтобы выброситься на берег, спасти экипаж и взорвать корабль. «Кюнне» не имел повреждений и потерь в личном составе, но израсходовал весь боезапас, поэтому дальнейшее сопротивление не имело смысла. Экипаж сошёл с корабля, открыв кингстоны и установив подрывные заряды, в качестве которых выступали глубинные бомбы.
Оторвавшийся от своего дивизиона «Эскимо» преследовал «Кюнне», обстреливая из носовых пушек, и в 15:13 с дистанции 25 кабельтовых выпустил три торпеды. Сильный взрыв переломил немецкий эсминец пополам. Сейчас уже невозможно установить, стало ли это результатом попадания торпеды, или прежде успели сработать подрывные заряды. Так или иначе, англичане и немцы продемонстрировали в этом эпизоде редкое единство в стремлении уничтожить корабль.
Трудный вопрос корветтен-капитана Шмидта
Отставшие от товарища «Бедуин» и «Панджаби» в 14:52 обнаружили два других вражеских корабля, все ещё находившихся в нарвикской гавани. «Эрих Гизе» только-только сумел дать ход, но на выходе из гавани левая машина отказала, дополнительно задержав его на несколько минут. Между британскими и немецкими эсминцами разгорелась жаркая перестрелка. «Бедуин» выпустил по неподвижным целям три оставшиеся торпеды, «Панджаби» – две, но единственное попадание пришлось в пирс, у которого был отшвартован «Дитер фон Рёдер», не получивший при этом повреждений.
Дистанция стрельбы быстро сократилась с 30 до 15 кабельтовых. Германские артиллеристы сосредоточили огонь на «Панджаби», который вскоре получил пять попаданий. Первый снаряд разрушил центральный артиллерийский пост; второй разбил кранцы первых выстрелов носового орудия, перебив всех подносчиков и вызвав пожар; третий оставил подводную пробоину в носовом отсеке; четвёртый вызвал пожар в районе второй трубы; пятый пробил корпус ниже ватерлинии, что привело к затоплению кормового погреба. Ответом англичан стали два попадания в «Рёдер», не повлёкшие серьёзных последствий.
Около 14:50, как раз тогда, когда Бей с четырьмя эсминцами устремился в Румбакс-фьорд, механикам «Эриха Гизе» удалось кое-как восстановить работоспособность машин, хотя скорость эсминца не превышала 12 узлов. Его командир корветтен-капитан Шмидт (Karl Schmidt) впоследствии вспоминал:
«Я мог уничтожить корабль в гавани, – и в этом случае вся команда была бы спасена, – или выйти и драться… Это оказалось трудным вопросом для меня, но я считал, что действительная обязанность офицера и солдата – нанести как можно большие потери врагу, пока это возможно сделать. У нас были боеприпасы на 10 минут боя и все торпеды, поэтому мы могли драться. Я не надеялся, что мы когда-нибудь вернёмся в порт…»
В этот момент левая машина «Гизе» отказала, задержав эсминец на месте ещё на 13 минут. Только в 15:05 он вышел из гавани, но лишь затем, чтобы попасть под ураганный огонь. «Бедуин» и «Панджаби» расстреливали его с близкой дистанции, затем на новой цели сосредоточили стрельбу другие эсминцы и «Уорспайт». Избитый «Гизе» безрезультатно выпустил четыре последние торпеды, зато его артиллеристы успели всадить в «Панджаби» шестой снаряд, который доставил англичанам едва ли не больше неприятностей, чем все предыдущие вместе взятые. Он уничтожил моторный катер правого борта, осколки перебили паропровод в кормовом котельном отделении, повредили торпедный аппарат и «пом-пом», убив или ранив почти всю их прислугу – только убитыми экипаж «Панджаби» потерял семь человек. После этого коммандер Лин (John Trevor Lean) увёл порядком потрёпанный эсминец в западном направлении, просигналив адмиралу Уитворту, что вынужден выйти из боя для устранения повреждений.
«Эрих Гизе» не продержался и 10 минут. Израсходовав все снаряды, экипаж оставил дрейфующий и горящий эсминец. Англичане продолжали расстреливать его и добились не менее 20 попаданий, включая три главным калибром линкора, прежде чем тот затонул. Погибло 83 моряка. Во многом благодаря их самопожертвованию подводная лодка U 51 сумела погрузиться и незаметно прошмыгнуть из порта во фьорд под килями увлечённых перестрелкой британских кораблей.
Добить уцелевших!
Вице-адмирал Уитворт уже имел все основания считать сражение выигранным, однако был полон решимости довести дело до конца. Около 15:00 с флагманского «Уорспайта» был отдан первый за время бой сигнал: «Примите во внимание угрозу торпедной атаки. Противник должен быть уничтожен без промедления. При необходимости идите на таран или берите на абордаж». Не прошло и четверти часа, как британские эсминцы разбрелись по фьорду, прочёсывая окрестные заливы и бухты.
В 15:20 коммандер Роберт Шербрук (Robert St. Vincent Sherbrooke) на «Коссаке», поддерживаемый артиллерией «Уорспайта», решил войти в гавань Нарвика, чтобы выяснить, не осталось ли там кораблей противника. Осторожно, 12-узловым ходом, эсминец обогнул маячный мыс и неожиданно натолкнулся на «Рёдера». Англичане открыли огонь первыми с дистанции 12 кабельтовых, но промахнулись. Немцы стреляли точнее, и за две минуты успели добиться, по разным оценкам, от четырёх до восьми попаданий. Один снаряд разорвался в передней части носовой надстройки, убив всех подносчиков снарядов орудия «А»; другой перебил главный паропровод и рулевой привод; ещё один вывел из строя носовой котёл. Осколками были перебиты электрические кабели системы управления огнём. В нижнем кубрике возник пожар, а носовой погреб оказался затопленным. Потеряв 11 человек убитыми и 23 ранеными, неуправляемый эсминец в 15:22 выскочил на мель у Анкенеса.
Несмотря на превосходство в числе стволов, британские артиллеристы оказались не на высоте. Снаряды «Уорспайта» увечили пристань и портовые сооружения, но ни один из них не задел абсолютно неподвижный германский эсминец. «Рёдер» получил только одно попадание, однако полностью израсходовал боеприпасы, после чего команда сошла на берег.
В это время «Эскимо» и «Форестер» вошли в Румбакс-фьорд, и в 15:24 коммандер Миклтуэйт (St. John Aldrich Micklethwait) просигналил: «Вижу противника», привлекая остающиеся позади «Бедуин», «Хироу» и «Айкэрес». Как уже говорилось, эсминцы «Ценкер» и «Арним» находились в дальней части фьорда – команды готовили их к взрыву. «Тиле» и «Людеман» с остатками снарядов и торпед ждали англичан в наиболее узкой части фьорда, где его ширина составляла чуть более кабельтова.
Возглавлявший колонну «Эскимо» двигался со скоростью 15 узлов, прижимаясь к южному берегу, остатки поставленной немцами дымовой завесы ограничивали ему видимость. В 15:45 тишину разорвал залп немецких орудий. На этот раз результат артиллерийской дуэли заметно отличался от поединка «Коссака» и «Рёдера». Первым же ответным залпом «Эскимо» уничтожил на «Людемане» орудие №3. Германский эсминец едва успел выпустить оставшиеся четыре торпеды, как его поразил следующий залп, в результате чего вышли из строя орудия №4 и №5. Командир корабля корветтен-капитан Херберт Фридрихс (Herbert Friedrichs) решил более не испытывать судьбу и отойти вглубь фьорда. Артиллеристы английского эсминца провожали его 120-мм снарядами, добившись ещё нескольких попаданий в корму. К счастью для англичан, дефектные немецкие торпеды вновь дали себя знать: одна из них прошла точно под «Форестером», а вторая выскочила на песчаную косу за его кормой.
Торпедный офицер «Георга Тиле» готовил два последних «угря» с особой тщательностью и, как только «Эскимо» вышел в точку упреждения, произвёл пуск. Одна торпеда вовсе не вышла из аппарата, но второй с лихвой хватило, чтобы причинить англичанам массу неприятностей. В узости у коммандера Миклтуэйта не было никакой возможности уклониться. В 15:51 прогремел взрыв, начисто оторвавший носовую оконечность «Эскимо» вплоть до начала надстройки. Из экипажа 15 человек было убито и 10 ранено, что составило более четверти потерь британского флота в этом бою. Несмотря на тяжелейшие повреждения, орудие «В» показало высочайший профессионализм расчёта и возобновило стрельбу всего через 30 секунд! Через минуту «Эскимо» в ответ выпустил по «Тиле» последнюю торпеду, но промахнулся.
Подоспевшие «Бедуин», «Хироу» и «Форестер» прикрыли повреждённого товарища и открыли по противнику ураганный огонь. «Тиле» отвечал редкими выстрелами из четырёх орудий, но вскоре истощение артиллерийских погребов и тяжёлые повреждения заставили командира эсминца корветтен-капитана Макса-Эккарта Вольффа (Max-Eckart Wolff) прекратить огонь. Около 16:00 «Георг Тиле», имея на борту 14 убитых и 28 раненых, выбросился на скалистый берег и переломился на две части. Его мужественное сопротивление на некоторое время задержало англичан, что позволило «Людеману» отойти вглубь Румбакс-фьорда и присоединиться к находившимся там «Ценкеру» и «Арниму». Отсутствие снарядов и торпед делало дальнейшее сопротивление невозможным. Немецкие моряки взорвали свои эсминцы.
В 16:20 подрывные заряды отправили «Бернд фон Арним» на дно, через полчаса вслед за ним отправился «Вольфганг Ценкер». Из-за небрежности при закладке зарядов «Ганс Людеман» не был разрушен взрывом. На борту «Айкэреса» уже готовили абордажную партию, чтобы взять вражеский корабль в качестве трофея и отбуксировать в Англию, но адмирал Уитворт, опасаясь воздушных налётов, приказал потопить его. Торпеда с «Хироу» сделала своё дело.
Тем временем в нарвикской гавани в одиночестве погибал «Рёдер». Видя, что немцы покинули свой корабль, деятельный Шербрук решил спустить вельбот и захватить его в качестве приза, но почти сразу отказался от этой авантюры. Тогда адмирал Уитворт приказал «Фоксхаунду» сблизиться с «Рёдером» и захватить его. Тем временем один из офицеров германского корабля, лейтенант Титке, заложил два мощных подрывных заряда и поджёг запалы с таким расчётом, чтобы оба эсминца были уничтожены взрывами как раз в тот момент, когда они сцепятся бортами.
Случайная пулемётная очередь с берега, ранившая матроса на палубе «Фоксхаунда», помешала замыслу немцев. Не дойдя всего 50 метров до цели, британский эсминец застопорил машины, а затем дал полный назад. В 15:20 «Дитер фон Рёдер» взорвался, обломки его рубки рухнули на набережную. Все, что оставалось сделать «Фоксхаунду» – выпустить несколько снарядов по железнодорожному тоннелю, в котором укрылись немецкие моряки.
На «Коссаке» тем временем механики, не покладая рук, заделывали пробоины, откачивали воду и ремонтировали перебитые паропровод и рулевое управление. Командир «Фоксхаунда» лейтенант-коммандер Питерс (Geoffrey Hendley Peters) предложил завести концы и попытаться стащить «Коссак» с мели, но Шербрук ответил, что не уверен, что корабль вообще удастся снять. К счастью, у немцев на противоположном берегу бухты не имелось тяжёлого вооружения, способного причинить эсминцу серьёзных повреждений. Около 18:00 одинокая гаубица открыла по нему огонь, но успела сделать всего три выстрела, прежде чем ответные залпы 120-мм орудий вынудили её замолчать.
Удовлетворённый результатами боя, вице-адмирал Уитворт в 18:55 увёл «Уорспайт», «Бедуин», «Фоксхаунд», «Хироу» и «Айкэрес» в западном направлении, оставив «Кимберли» и «Форестер» в районе Нарвика. Игнорируя подводную угрозу (в 19:40 соединение было ещё раз безрезультатно атаковано U 25), в 21:50 Уитворт изменил курс и вернулся назад, чтобы прикрыть повреждённые «Эскимо» и «Коссак». Около 22 часов «Кимберли» подобрал с берега моряков потопленных в гавани британских кораблей и судов – всего около 50 человек.
Попытки снять «Коссак» с мели при помощи буксиров результатов не дали, и лишь в 04:15, во время прилива, эсминец сошёл на чистую воду. К тому времени на нем смогли развести пары в одном котле и восстановили рулевое управление, и корабль ушёл на ремонт своим ходом. «Эскимо» был отбуксирован «Бедуином» в норвежский порт Харстад (в 50 милях к северо-западу от Нарвика), где на нем произвели временный ремонт, а в конце мая отбуксировали на Британские острова для окончательного восстановления.
Общие потери англичан в ходе Второго боя под Нарвиком составили 28 убитых и 55 раненых. Сражение стало одной из самых ярких побед Королевского флота в первый год войны.
Немцы сформировали из экипажей восьми погибших эсминцев полк морской пехоты численностью около 2600 человек. Вместе с горными егерями генерала Дитля (Eduard Dietl) моряки храбро сражались против высадившихся в этом районе союзных войск. Корабельные технические специалисты совместно с сапёрами восстанавливали портовые сооружения Нарвика, ремонтировали паровозы, вагоны, автомобили и вооружение.
Комментарии к данной статье отключены.