Знатокам истории хорошо известны события в Чёрном море 6 октября 1943 года, когда немецкие пикировщики «Юнкерс» Ju 87 в ходе четырёх атак потопили лидер «Харьков» и эсминцы «Способный» и «Беспощадный», возвращавшиеся в Туапсе после ночного рейда к берегам Крыма. Своевременное обнаружение этих кораблей ещё утром 5 октября позволило немцам подготовиться к отражению нападения, а на следующий день нанести советским морякам сокрушительный удар. Эта трагедия стала почти полным повторением событий 11 мая 1942 года в Средиземном море, когда под удар попали четыре британских эсминца, возвращавшихся после несостоявшегося перехвата вражеского конвоя. Опираясь на доступные документы и исследования, попробуем воссоздать картину этого сражения.
Обстановка на Средиземном море
К началу мая 1942 года на Средиземном море сложилась напряжённая ситуация. С одной стороны, силы Оси добились очевидных успехов. Мальту удалось блокировать с воздуха так, что она не представляла угрозы для итало-немецких конвоев, более того — готовилась десантная операция по захвату острова. С другой стороны, командующий группировкой вермахта в Ливии генерал-полковник Эрвин Роммель (Erwin Rommel), отбросивший в конце января — начале февраля британскую 8-ю армию на линию Газала — Бир-Хакейм, опасался, что не сможет удержать этот рубеж в случае наступления противника. Об этом он при личной встрече информировал главнокомандующего немецкими войсками на Юго-Западе генерал-фельдмаршала Альберта Кессельринга (Albert Kesselring).
Англичане действительно прилагали колоссальные усилия для пополнения группировки своих войск в Северной Африке и укрепления ПВО Мальты. 20 апреля американский авианосец «Уосп» (USS Wasp) доставил на остров 46 истребителей «Спитфайр» Mk.V, но операция завершилась тяжёлыми потерями — в течение трёх дней практически вся группа была перебита вражеской авиацией на земле. У немецкого командования создалась иллюзия нейтрализации Мальты, и стратегические приоритеты были пересмотрены — операцию по вторжению на «непотопляемый авианосец Британии» отложили в пользу опережающего наступления Роммеля на Тобрук, запланированного на 26 мая.
Эти планы не поменялись даже после успешной доставки 9 мая авианосцами «Уосп» и «Игл» (HMS Eagle) на Мальту 60 «Спитфайров», которые в этот же день приняли участие в отражении налётов на остров. На следующий день в 05:30 в Ла-Валетту пришёл минный заградитель «Уэлшмен» (HMS Welshman), доставивший персонал Королевских ВВС, смесь для дымогенераторов, запасные авиамоторы, зенитные боеприпасы и продовольствие. Под прикрытием дымовой завесы он к 13:30 завершил разгрузку и в 21:30 того же дня вышел в море. Попытка вражеской авиации разбомбить «Уэлшмен» в гавани была отражена вновь прибывшими «Спитфайрами». Самое удивительное, что как раз в этот день Кессельринг докладывал о «завершении нейтрализации Мальты».
14-я флотилия выходит на перехват
Резкое изменение ситуации в небе над Мальтой никак не повлияло на борьбу на коммуникациях. Британские боевые корабли и подводные лодки уже покинули Ла-Валетту, а ударную авиацию на острове представляла лишь горстка бипланов-торпедоносцев флота. Обнаглевший противник проводил конвои в непосредственной близости от острова, и в этих условиях британцы предприняли попытку атаковать вражеские коммуникации кораблями из Александрии.
10 мая в Каире из расшифрованных с помощью «Ультры» вражеских радиограмм была получена информация о том, что из Таранто в Бенгази вышел «конвой из трёх транспортов и трёх кораблей сопровождения». Командующий Средиземноморским флотом адмирал Генри Харвуд (Henry H. Harwood) решил расправиться с ним. В 20:00 10 мая в рамках операции M.G.2 из Александрии вышли эсминцы «Джервис» (HMS Jervis) с командиром 14-й флотилии кэптеном Альбертом Поландом (Albert L. Poland) на борту, «Лайвли» (HMS Lively), «Киплинг» (HMS Kipling) и «Джакал» (HMS Jackal) с задачей перехватить противника на рассвете 12 мая в 60 милях северо-западнее Бенгази.
На аэродроме Джервела, что в 22 км юго-восточнее Мерса-Матруха, в готовности прикрыть корабли по их вызову сидели экипажи «Бофайтеров» 272-й эскадрильи. Поланд имел полномочия прервать операцию, если эсминцы будут обнаружены на переходе днём 11 мая, или если по какой-либо причине они не смогут к 06:00 12 мая выйти в точку перехвата.
Увы, миссия кэптена Поланда была обречена на поражение почти с самого начала. В 09:20 11 мая немцы подняли в воздух четыре разведчика «Юнкерс» Ju 88 из отряда 2.(F)/123, а бомбардировочная группа I./LG 1 отправила на «вооружённую разведку» пару Ju 88 с двумя 250-кг бомбами каждый.
В 10:50 экипаж из 2.(F)/123 в точке 33°40ˊN 26°40ˊE обнаружил «четыре эсминца, двигающиеся на большой скорости курсом на запад», при этом сам замечен не был. В 12:58 взлетели ещё два разведчика Ju 88 из I./LG 1. В 13:35 эсминцы снова были замечены на западном курсе в точке 33°50ˊN 24°50ˊE пролетевшим над ними на высоте 3000 метров Ju 88 обер-фельдфебеля Отто Лойперта (Otto Leupert) из I./LG 1. Обстрелянный англичанами самолёт немедленно доложил о «находке», и командующий X авиакорпусом генерал Ганс Гайслер (Hans Ferdinand Geisler) приказал командиру эскадры LG 1 полковнику Фридриху-Карлу Кнусту (Friedrich-Karl Knust) атаковать противника.
На самом деле, из Таранто в Бенгази в 22:00 9 мая вышел конвой в составе парохода «Больсена» (Bolsena, 2384 тонны) и эсминца «Саэтта» (Saetta). Итальянская авиаразведка установила контакт с британскими эсминцами ещё раньше немцев. В 11:00 авиаразведка сообщила, что британский минный заградитель «Уэлшмен» покинул Мальту.
Исходя из этого, штаб итальянских ВМС предположил, что «Уэлшмен» и эсминцы следуют на соединение, чтобы затем вместе атаковать итальянский конвой. «Саэтте» и «Больсене» приказали уходить в Аугусту, а лёгкому крейсеру «Монтекукколи» (Montecuccoli) и эсминцам «Авьере» (Aviere) и «Камича Нера» (Camicia Nera) — покинуть Мессину с целью перехвата минзага или эсминцев до их предполагаемого соединения и до наступления темноты. Однако после того как «Уэлшмен» был замечен в 60 милях восточнее мыса Бон на западном курсе, а британские эсминцы начали отход на восток, выход «Монтекукколи» отменили.
Первые удары
После обнаружения с воздуха британцам стало ясно, что операция с перехватом конвоя провалилась. В 14:45 Поланд повернул назад, в Александрию, и запросил прикрытие истребителями. В 15:20 эсминцы легли на курс 130°, следуя на высокой скорости, готовые в любой момент открыть огонь. В 16:20 они приняли строй фронта, но затем перестроились в «ромб».
Между тем, в 15:30 с критского аэродрома Ираклион поднялась первая ударная группа — восемь Ju 88 из I./LG 1 с двумя 500-кг и двумя 250-кг бомбами каждый. Самолёты повёл лично командир группы, опытнейший гауптман Йоахим Хельбиг (Joachim Helbig), срочно вернувшийся около 15:00 в свою часть из штаба корпуса в Кифисии, что близ Афин. Хельбиг проинструктировал пилотов и штурманов о том, что сброс бомб должен происходить с высоты 800 метров — с тем, чтобы выходить из-под зенитного огня дальнейшим снижением с удалением от цели.
Первые вражеские самолёты были замечены кораблями Поланда около 16:30, а в 16:35 они атаковали со стороны солнца. Только что прибывшая пара «Бофайтеров» 272-й эскадрильи, взлетевшая из Джервелы в 15:20, не успела отразить атаку. Эсминцы энергично маневрировали на скорости более 30 узлов, отстреливаясь из всех зенитных стволов, но в 16:40 спикировавший с носа на крайний левый в ордере «Лайвли» самолёт обер-фельдфебеля Отто Лойперта сбросил четыре бомбы, поразив цель одной из них сразу за орудием «B».
Бомба взорвалась на уровне нижней палубы эсминца. Ещё одна или две бомбы взорвались в воде у борта рядом с орудием «A». Эсминец сразу осел носом, накренился на правый борт и после сильного взрыва в носовой части затонул кормой вперёд через 3,5 минуты после попадания. Это произошло в 100 милях к северо-востоку от Тобрука в точке 33°24ˊN 25°38ˊE. Экипажи «Бофайтеров» заявили о «возможном уничтожении потопившего эсминец самолёта», но на самом деле все участвовавшие в налёте «Юнкерсы» в 17:30 благополучно приземлились в Ираклионе. Сам Хельбиг посчитал вылет безуспешным, но затем видевший атаку экипаж самолёта-разведчика сообщил, что «один эсминец был подбит и потоплен».
Воспользовавшись неопределённостью в докладах немцев, итальянцы приписали уничтожение «Лайвли» себе: сразу после атаки I./LG 1 с запредельной высоты 8000 метров по эсминцам отбомбились взлетевшие из Барки в Ливии шесть итальянских бомбардировщиков CANT Z.1007b из 35-го стормо (полка). Экипажи заявили, что накрыли «Лайвли» залпом из 12 100-кг бомб с одним прямым попаданием и несколькими близкими разрывами.
По завершению двух налётов всех оставшихся в живых членов экипажа «Лайвли» подобрали «Джервис» и «Киплинг», после чего уцелевшие три эсминца 14-й флотилии продолжили свой путь в Александрию. Немецкие самолёты-разведчики неотступно следовали за ними, регулярно сообщая о местоположении противника.
В 17:55 «Бофайтеры» улетели на заправку, а в 18:09 начались атаки вылетевших в 16:30 с аэродрома Элефсин близ Афин 13 Ju 88 не менее опытного командира группы II./LG 1 гауптмана Герхарда Коллеве (Gerhard Kollewe). Сначала четыре «Юнкерса» бомбили с большой высоты — англичане приняли их за «Хейнкели», хотя находившаяся в районе боя пара He 111 из II./KG 100 только вела наблюдение. Затем в 18:33 девятка Ju 88 отбомбилась с пикирования, но эсминцы маневрированием избежали попаданий. Самолёты II./LG 1 сели в Ираклионе в 19:30.
Разгром
В 18:45 для следующего удара с аэродрома в Ираклионе поднялись 10 Ju 88 во главе с гауптманом Хельбигом. Для участия в атаке он отобрал лучших пилотов и штурманов I./LG 1, среди которых были обер-лейтенанты Иро Ильк (Iro Ilk), Герхард Бакхаус (Gerhard Backhaus) и Герхард Бреннер (Gerhard Brenner). На этот раз Хельбиг приказал бомбить с высоты 500 метров.
В 20:00 немцы были визуально замечены эсминцами, находившимися в этот момент в 60 милях к северу от Мерса-Матруха, и стремительно спикировали со стороны заходящего солнца. Три «Бофайтера» снова не успели помешать атаке, и в 20:07 были поражены сразу два эсминца. Сам Хельбиг сбросил четыре 250-кг бомбы на «Киплинг»: одна из них пробила палубу с правого борта и попала в кормовое машинное отделение, другая взорвалась у левого борта; торпедные аппараты тут же снесло за борт. Машинное отделение, кормовая котельная и кормовые топливные цистерны были немедленно затоплены, обшивка обоих бортов разорвана, киль сломан. От разлома эсминец удерживала только верхняя палуба; корабль сильно накренился влево.
Через 10 минут «Киплинг» затонул кормой вперёд в точке 32°38ˊN 26°20ˊE. Одновременно Ju 88 унтер-офицера Герхарда Рора (Gerhard Rohr) накрыл 4-бомбовым залпом «Джакал» с одним прямым попаданием и двумя близкими разрывами у левого борта. Попавшая в верхнюю палубу над задней котельной бомба пробила корпус насквозь и взорвалась под килем. Оба котельных и машинное отделения немедленно затопило, редукторный отсек постепенно заливался водой. Эсминец лишился всей энергии, а через 20 минут началось возгорание мазута в носовой котельной.
«Бофайтеры» снова заявили о «возможном уничтожении потопившего эсминец Ju 88», но немцы снова обошлись без потерь и сели в Ираклионе в 21:00.
В 22:30 «Джервис», подобрав оставшихся в живых с «Киплинга», подошёл к «Джакалу», чтобы взять его на буксир. Однако вскоре после начала буксировки, в 01:50 12 мая, пожар в котельной вышел из-под контроля — пламя вырвалось через дымовую трубу. Затопление погреба боеприпасов и других соседних помещений не спасло ситуацию. Так как откачивать воду из повреждённого близкими разрывами корпуса было нечем, корабль начал оседать кормой. В 02:50 на «Джервис» сообщили, что положение безнадёжное. В 04:55 12 мая «Джервис», сняв с «Джакала» экипаж, добил его торпедой в точке 32°33ˊN, 26°25ˊE, в 90 милях северо-западнее Мерса-Матруха.
На помощь гибнущему соединению кэптена Поланда из Александрии отправилась эскадра коммандера Грэма Стокса (Graham H. Stokes) — эсминцы «Сикх» (HMS Sikh) и «Хэсти» (HMS Hasty) с тремя эскортными миноносцами. В 03:37 к одинокому «Джервису» присоединился миноносец «Эрдэйл» (HMS Airedale), а в 06:35 — остальные корабли Стокса.
В течение ночи несколько раненых умерли на борту «Джервиса», включая командира «Лайвли» лейтенант-коммандера Уильяма Хасси (William F.E. Hussey). В 10:30 «Джервис» остановился в 60 милях к западу от Александрии, чтобы похоронить умерших в море, после чего в 13:30 с 630 оставшимися в живых членами экипажей трёх потопленных эсминцев возвратился в Александрию. Несмотря на быструю гибель «Лайвли» и «Киплинга», потери экипажей оказались относительно невелики: «Лайвли» лишился 77 человек, «Киплинг» — 25, «Джакал» — 9, а всего погибло 111 человек. Итальянский конвой в составе «Больсены» и «Саэтты» вместе с пароходами «Орса» (Orsa), «Менес» (Menes) и эсминцем «Фольгоре» (Folgore) благополучно прибыл в Бенгази в 11:30 13 мая.
12 мая Хельбиг и экипажи, участвовавшие вместе с ним в последней атаке, получили в подарок от генерал-фельдмаршала Альберта Кессельринга 12 бутылок шампанского, а на следующий день об успехе LG 1 сообщила сводка Верховного командования вермахта.
Эпилог
Проанализировав неудачную операцию, британцы отметили отличную специальную противокорабельную подготовку экипажей немецких бомбардировщиков и развитую аэродромную сеть Оси в зоне «бомбовой аллеи» — акватории Средиземного моря между Критом и побережьем Киренаики. Среди своих недочётов выделялись запоздалое обнаружение воздушного противника корабельными радарами, ограниченное количество задействованных для сопровождения самолётов (всего шесть «Бофайтеров» в двух вылетах), а также отвратительная связь между кораблями и истребителями прикрытия.
Британские истребители частично реабилитировались уже на следующий день, когда в 09:20 пять «Бофайтеров» и девять «Киттихауков» из 252-й и 250-й эскадрилий в 60 милях севернее Дерны перехватили над морем вылетевшие с аэродрома Малеме на Крите 14 транспортных «Юнкерсов» Ju 52 из группы III./KGrzbV 1, шедших в сопровождении всего пары двухмоторных «Мессершмиттов» Bf 110 из группы III./ZG 26. У каждого «Юнкерса» на борту было 20 солдат вермахта. Потеряв один «Бофайтер», британцы вогнали в море девять Ju 52 и один Bf 110, а ещё два «Юнкерса» совершили вынужденные посадки на пляж.
После 11 мая эсминцы и эскортные миноносцы Средиземноморского флота не снизили свою активность, но теперь они привлекались исключительно для противолодочного патрулирования и конвойной службы на коммуникации Александрия — Тобрук. C начала же июня в Александрию для участия в операции «Вигорес» (Vigorous) начали прибывать британские боевые корабли из Индийского океана.
Литература:
- Francesco Mattesini. Operation M.G.2. Una tragica azione navale britannica nel Mediterraneo Orientale. L’affondamento dei cacciatorpediniere Lively, Kipling e Jackal, 11 maggio 1942 — Roma, 2021
- Michele Palermo. Eagles over Gazala. The air battles in North Africa, May-June 1942 — Napoleone, 2014
- Christopher Shores, Giovanni Massimello, Russell Guest, Frank Olynyk, Winfried Bock. A History of the Mediterranean Air War, 1940–1945. Volume 2: North African Desert, February 1942 -March 1943 — Grub Street Publishing, 2014
- Peter C. Smith. Fighting Flotilla. RN Laforey Class Destroyers in World War 2 — Pen & Swordб 2012
- War Diary: German Naval Staff Operations Division — Washington, Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Michael J. Whitley. Destroyers of World War Two. An International Encyclopedia — US Naval Institute Press, 1988
- http://forum.12oclockhigh.net
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.