• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    54

    Триумф гауптмана Хельбига

    • ВМВ
    • флот
    • авиация
    • Германия
    • Великобритания
    • Италия
    Сергей Марченко
    26 September '21

    Знатокам истории хорошо известны события в Чёрном море 6 октября 1943 года, когда немецкие пикировщики «Юнкерс» Ju 87 в ходе четырёх атак потопили лидер «Харьков» и эсминцы «Способный» и «Беспощадный», возвращавшиеся в Туапсе после ночного рейда к берегам Крыма. Своевременное обнаружение этих кораблей ещё утром 5 октября позволило немцам подготовиться к отражению нападения, а на следующий день нанести советским морякам сокрушительный удар. Эта трагедия стала почти полным повторением событий 11 мая 1942 года в Средиземном море, когда под удар попали четыре британских эсминца, возвращавшихся после несостоявшегося перехвата вражеского конвоя. Опираясь на доступные документы и исследования, попробуем воссоздать картину этого сражения.

    Обстановка на Средиземном море

    К началу мая 1942 года на Средиземном море сложилась напряжённая ситуация. С одной стороны, силы Оси добились очевидных успехов. Мальту удалось блокировать с воздуха так, что она не представляла угрозы для итало-немецких конвоев, более того — готовилась десантная операция по захвату острова. С другой стороны, командующий группировкой вермахта в Ливии генерал-полковник Эрвин Роммель (Erwin Rommel), отбросивший в конце января — начале февраля британскую 8-ю армию на линию Газала — Бир-Хакейм, опасался, что не сможет удержать этот рубеж в случае наступления противника. Об этом он при личной встрече информировал главнокомандующего немецкими войсками на Юго-Западе генерал-фельдмаршала Альберта Кессельринга (Albert Kesselring).

    ​Британский эсминец «Джервис» - Триумф гауптмана Хельбига | Warspot.ru
    Британский эсминец «Джервис»

    Англичане действительно прилагали колоссальные усилия для пополнения группировки своих войск в Северной Африке и укрепления ПВО Мальты. 20 апреля американский авианосец «Уосп» (USS Wasp) доставил на остров 46 истребителей «Спитфайр» Mk.V, но операция завершилась тяжёлыми потерями — в течение трёх дней практически вся группа была перебита вражеской авиацией на земле. У немецкого командования создалась иллюзия нейтрализации Мальты, и стратегические приоритеты были пересмотрены — операцию по вторжению на «непотопляемый авианосец Британии» отложили в пользу опережающего наступления Роммеля на Тобрук, запланированного на 26 мая.

    Эти планы не поменялись даже после успешной доставки 9 мая авианосцами «Уосп» и «Игл» (HMS Eagle) на Мальту 60 «Спитфайров», которые в этот же день приняли участие в отражении налётов на остров. На следующий день в 05:30 в Ла-Валетту пришёл минный заградитель «Уэлшмен» (HMS Welshman), доставивший персонал Королевских ВВС, смесь для дымогенераторов, запасные авиамоторы, зенитные боеприпасы и продовольствие. Под прикрытием дымовой завесы он к 13:30 завершил разгрузку и в 21:30 того же дня вышел в море. Попытка вражеской авиации разбомбить «Уэлшмен» в гавани была отражена вновь прибывшими «Спитфайрами». Самое удивительное, что как раз в этот день Кессельринг докладывал о «завершении нейтрализации Мальты».

    14-я флотилия выходит на перехват

    Резкое изменение ситуации в небе над Мальтой никак не повлияло на борьбу на коммуникациях. Британские боевые корабли и подводные лодки уже покинули Ла-Валетту, а ударную авиацию на острове представляла лишь горстка бипланов-торпедоносцев флота. Обнаглевший противник проводил конвои в непосредственной близости от острова, и в этих условиях британцы предприняли попытку атаковать вражеские коммуникации кораблями из Александрии.

    10 мая в Каире из расшифрованных с помощью «Ультры» вражеских радиограмм была получена информация о том, что из Таранто в Бенгази вышел «конвой из трёх транспортов и трёх кораблей сопровождения». Командующий Средиземноморским флотом адмирал Генри Харвуд (Henry H. Harwood) решил расправиться с ним. В 20:00 10 мая в рамках операции M.G.2 из Александрии вышли эсминцы «Джервис» (HMS Jervis) с командиром 14-й флотилии кэптеном Альбертом Поландом (Albert L. Poland) на борту, «Лайвли» (HMS Lively), «Киплинг» (HMS Kipling) и «Джакал» (HMS Jackal) с задачей перехватить противника на рассвете 12 мая в 60 милях северо-западнее Бенгази.

    ​Британский эсминец «Киплинг» в сражении в заливе Сирт, 22 марта 1942 года - Триумф гауптмана Хельбига | Warspot.ru
    Британский эсминец «Киплинг» в сражении в заливе Сирт, 22 марта 1942 года

    На аэродроме Джервела, что в 22 км юго-восточнее Мерса-Матруха, в готовности прикрыть корабли по их вызову сидели экипажи «Бофайтеров» 272-й эскадрильи. Поланд имел полномочия прервать операцию, если эсминцы будут обнаружены на переходе днём 11 мая, или если по какой-либо причине они не смогут к 06:00 12 мая выйти в точку перехвата.

    Увы, миссия кэптена Поланда была обречена на поражение почти с самого начала. В 09:20 11 мая немцы подняли в воздух четыре разведчика «Юнкерс» Ju 88 из отряда 2.(F)/123, а бомбардировочная группа I./LG 1 отправила на «вооружённую разведку» пару Ju 88 с двумя 250-кг бомбами каждый.

    В 10:50 экипаж из 2.(F)/123 в точке 33°40ˊN 26°40ˊE обнаружил «четыре эсминца, двигающиеся на большой скорости курсом на запад», при этом сам замечен не был. В 12:58 взлетели ещё два разведчика Ju 88 из I./LG 1. В 13:35 эсминцы снова были замечены на западном курсе в точке 33°50ˊN 24°50ˊE пролетевшим над ними на высоте 3000 метров Ju 88 обер-фельдфебеля Отто Лойперта (Otto Leupert) из I./LG 1. Обстрелянный англичанами самолёт немедленно доложил о «находке», и командующий X авиакорпусом генерал Ганс Гайслер (Hans Ferdinand Geisler) приказал командиру эскадры LG 1 полковнику Фридриху-Карлу Кнусту (Friedrich-Karl Knust) атаковать противника.

    На самом деле, из Таранто в Бенгази в 22:00 9 мая вышел конвой в составе парохода «Больсена» (Bolsena, 2384 тонны) и эсминца «Саэтта» (Saetta). Итальянская авиаразведка установила контакт с британскими эсминцами ещё раньше немцев. В 11:00 авиаразведка сообщила, что британский минный заградитель «Уэлшмен» покинул Мальту.

    Исходя из этого, штаб итальянских ВМС предположил, что «Уэлшмен» и эсминцы следуют на соединение, чтобы затем вместе атаковать итальянский конвой. «Саэтте» и «Больсене» приказали уходить в Аугусту, а лёгкому крейсеру «Монтекукколи» (Montecuccoli) и эсминцам «Авьере» (Aviere) и «Камича Нера» (Camicia Nera) — покинуть Мессину с целью перехвата минзага или эсминцев до их предполагаемого соединения и до наступления темноты. Однако после того как «Уэлшмен» был замечен в 60 милях восточнее мыса Бон на западном курсе, а британские эсминцы начали отход на восток, выход «Монтекукколи» отменили.

    Первые удары

    После обнаружения с воздуха британцам стало ясно, что операция с перехватом конвоя провалилась. В 14:45 Поланд повернул назад, в Александрию, и запросил прикрытие истребителями. В 15:20 эсминцы легли на курс 130°, следуя на высокой скорости, готовые в любой момент открыть огонь. В 16:20 они приняли строй фронта, но затем перестроились в «ромб».

    ​Британский эсминец «Лайвли» - Триумф гауптмана Хельбига | Warspot.ru
    Британский эсминец «Лайвли»

    Между тем, в 15:30 с критского аэродрома Ираклион поднялась первая ударная группа — восемь Ju 88 из I./LG 1 с двумя 500-кг и двумя 250-кг бомбами каждый. Самолёты повёл лично командир группы, опытнейший гауптман Йоахим Хельбиг (Joachim Helbig), срочно вернувшийся около 15:00 в свою часть из штаба корпуса в Кифисии, что близ Афин. Хельбиг проинструктировал пилотов и штурманов о том, что сброс бомб должен происходить с высоты 800 метров — с тем, чтобы выходить из-под зенитного огня дальнейшим снижением с удалением от цели.

    Первые вражеские самолёты были замечены кораблями Поланда около 16:30, а в 16:35 они атаковали со стороны солнца. Только что прибывшая пара «Бофайтеров» 272-й эскадрильи, взлетевшая из Джервелы в 15:20, не успела отразить атаку. Эсминцы энергично маневрировали на скорости более 30 узлов, отстреливаясь из всех зенитных стволов, но в 16:40 спикировавший с носа на крайний левый в ордере «Лайвли» самолёт обер-фельдфебеля Отто Лойперта сбросил четыре бомбы, поразив цель одной из них сразу за орудием «B».

    ​Бомбардировщики «Юнкерс» Ju 88 в атаке - Триумф гауптмана Хельбига | Warspot.ru
    Бомбардировщики «Юнкерс» Ju 88 в атаке

    Бомба взорвалась на уровне нижней палубы эсминца. Ещё одна или две бомбы взорвались в воде у борта рядом с орудием «A». Эсминец сразу осел носом, накренился на правый борт и после сильного взрыва в носовой части затонул кормой вперёд через 3,5 минуты после попадания. Это произошло в 100 милях к северо-востоку от Тобрука в точке 33°24ˊN 25°38ˊE. Экипажи «Бофайтеров» заявили о «возможном уничтожении потопившего эсминец самолёта», но на самом деле все участвовавшие в налёте «Юнкерсы» в 17:30 благополучно приземлились в Ираклионе. Сам Хельбиг посчитал вылет безуспешным, но затем видевший атаку экипаж самолёта-разведчика сообщил, что «один эсминец был подбит и потоплен».

    Воспользовавшись неопределённостью в докладах немцев, итальянцы приписали уничтожение «Лайвли» себе: сразу после атаки I./LG 1 с запредельной высоты 8000 метров по эсминцам отбомбились взлетевшие из Барки в Ливии шесть итальянских бомбардировщиков CANT Z.1007b из 35-го стормо (полка). Экипажи заявили, что накрыли «Лайвли» залпом из 12 100-кг бомб с одним прямым попаданием и несколькими близкими разрывами.

    По завершению двух налётов всех оставшихся в живых членов экипажа «Лайвли» подобрали «Джервис» и «Киплинг», после чего уцелевшие три эсминца 14-й флотилии продолжили свой путь в Александрию. Немецкие самолёты-разведчики неотступно следовали за ними, регулярно сообщая о местоположении противника.

    ​Итальянский бомбардировщик CANT Z.1007b - Триумф гауптмана Хельбига | Warspot.ru
    Итальянский бомбардировщик CANT Z.1007b

    В 17:55 «Бофайтеры» улетели на заправку, а в 18:09 начались атаки вылетевших в 16:30 с аэродрома Элефсин близ Афин 13 Ju 88 не менее опытного командира группы II./LG 1 гауптмана Герхарда Коллеве (Gerhard Kollewe). Сначала четыре «Юнкерса» бомбили с большой высоты — англичане приняли их за «Хейнкели», хотя находившаяся в районе боя пара He 111 из II./KG 100 только вела наблюдение. Затем в 18:33 девятка Ju 88 отбомбилась с пикирования, но эсминцы маневрированием избежали попаданий. Самолёты II./LG 1 сели в Ираклионе в 19:30.

    Разгром

    В 18:45 для следующего удара с аэродрома в Ираклионе поднялись 10 Ju 88 во главе с гауптманом Хельбигом. Для участия в атаке он отобрал лучших пилотов и штурманов I./LG 1, среди которых были обер-лейтенанты Иро Ильк (Iro Ilk), Герхард Бакхаус (Gerhard Backhaus) и Герхард Бреннер (Gerhard Brenner). На этот раз Хельбиг приказал бомбить с высоты 500 метров.

    ​Гауптман Йоахим Хельбиг. Опытнейший бомбардировщик, он дослужился до генерал-инспектора бомбардировочной авиации (правда, из-за конфликтов с начальством вскоре вернулся на должность командира эскадры LG 1), был награждён Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами. Пережив войну, полковник Хельбиг вернулся к мирной жизни и работал директором пивоваренного завода, пока не погиб в автомобильной аварии на отдыхе в Испании в 1985 году через пару недель после своего 70-летия - Триумф гауптмана Хельбига | Warspot.ru
    Гауптман Йоахим Хельбиг. Опытнейший бомбардировщик, он дослужился до генерал-инспектора бомбардировочной авиации (правда, из-за конфликтов с начальством вскоре вернулся на должность командира эскадры LG 1), был награждён Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами. Пережив войну, полковник Хельбиг вернулся к мирной жизни и работал директором пивоваренного завода, пока не погиб в автомобильной аварии на отдыхе в Испании в 1985 году через пару недель после своего 70-летия

    В 20:00 немцы были визуально замечены эсминцами, находившимися в этот момент в 60 милях к северу от Мерса-Матруха, и стремительно спикировали со стороны заходящего солнца. Три «Бофайтера» снова не успели помешать атаке, и в 20:07 были поражены сразу два эсминца. Сам Хельбиг сбросил четыре 250-кг бомбы на «Киплинг»: одна из них пробила палубу с правого борта и попала в кормовое машинное отделение, другая взорвалась у левого борта; торпедные аппараты тут же снесло за борт. Машинное отделение, кормовая котельная и кормовые топливные цистерны были немедленно затоплены, обшивка обоих бортов разорвана, киль сломан. От разлома эсминец удерживала только верхняя палуба; корабль сильно накренился влево.

    Через 10 минут «Киплинг» затонул кормой вперёд в точке 32°38ˊN 26°20ˊE. Одновременно Ju 88 унтер-офицера Герхарда Рора (Gerhard Rohr) накрыл 4-бомбовым залпом «Джакал» с одним прямым попаданием и двумя близкими разрывами у левого борта. Попавшая в верхнюю палубу над задней котельной бомба пробила корпус насквозь и взорвалась под килем. Оба котельных и машинное отделения немедленно затопило, редукторный отсек постепенно заливался водой. Эсминец лишился всей энергии, а через 20 минут началось возгорание мазута в носовой котельной.

    «Бофайтеры» снова заявили о «возможном уничтожении потопившего эсминец Ju 88», но немцы снова обошлись без потерь и сели в Ираклионе в 21:00.

    ​Британский эсминец «Джакал» - Триумф гауптмана Хельбига | Warspot.ru
    Британский эсминец «Джакал»

    В 22:30 «Джервис», подобрав оставшихся в живых с «Киплинга», подошёл к «Джакалу», чтобы взять его на буксир. Однако вскоре после начала буксировки, в 01:50 12 мая, пожар в котельной вышел из-под контроля — пламя вырвалось через дымовую трубу. Затопление погреба боеприпасов и других соседних помещений не спасло ситуацию. Так как откачивать воду из повреждённого близкими разрывами корпуса было нечем, корабль начал оседать кормой. В 02:50 на «Джервис» сообщили, что положение безнадёжное. В 04:55 12 мая «Джервис», сняв с «Джакала» экипаж, добил его торпедой в точке 32°33ˊN, 26°25ˊE, в 90 милях северо-западнее Мерса-Матруха.

    На помощь гибнущему соединению кэптена Поланда из Александрии отправилась эскадра коммандера Грэма Стокса (Graham H. Stokes) — эсминцы «Сикх» (HMS Sikh) и «Хэсти» (HMS Hasty) с тремя эскортными миноносцами. В 03:37 к одинокому «Джервису» присоединился миноносец «Эрдэйл» (HMS Airedale), а в 06:35 — остальные корабли Стокса.

    ​Точки гибели британских эсминцев 11 мая 1942 года - Триумф гауптмана Хельбига | Warspot.ru
    Точки гибели британских эсминцев 11 мая 1942 года

    В течение ночи несколько раненых умерли на борту «Джервиса», включая командира «Лайвли» лейтенант-коммандера Уильяма Хасси (William F.E. Hussey). В 10:30 «Джервис» остановился в 60 милях к западу от Александрии, чтобы похоронить умерших в море, после чего в 13:30 с 630 оставшимися в живых членами экипажей трёх потопленных эсминцев возвратился в Александрию. Несмотря на быструю гибель «Лайвли» и «Киплинга», потери экипажей оказались относительно невелики: «Лайвли» лишился 77 человек, «Киплинг» — 25, «Джакал» — 9, а всего погибло 111 человек. Итальянский конвой в составе «Больсены» и «Саэтты» вместе с пароходами «Орса» (Orsa), «Менес» (Menes) и эсминцем «Фольгоре» (Folgore) благополучно прибыл в Бенгази в 11:30 13 мая.

    12 мая Хельбиг и экипажи, участвовавшие вместе с ним в последней атаке, получили в подарок от генерал-фельдмаршала Альберта Кессельринга 12 бутылок шампанского, а на следующий день об успехе LG 1 сообщила сводка Верховного командования вермахта.

    Эпилог

    Проанализировав неудачную операцию, британцы отметили отличную специальную противокорабельную подготовку экипажей немецких бомбардировщиков и развитую аэродромную сеть Оси в зоне «бомбовой аллеи» — акватории Средиземного моря между Критом и побережьем Киренаики. Среди своих недочётов выделялись запоздалое обнаружение воздушного противника корабельными радарами, ограниченное количество задействованных для сопровождения самолётов (всего шесть «Бофайтеров» в двух вылетах), а также отвратительная связь между кораблями и истребителями прикрытия.

    ​Патрульное звено «Бофайтеров» 272-й эскадрильи Королевских ВВС над морем - Триумф гауптмана Хельбига | Warspot.ru
    Патрульное звено «Бофайтеров» 272-й эскадрильи Королевских ВВС над морем

    Британские истребители частично реабилитировались уже на следующий день, когда в 09:20 пять «Бофайтеров» и девять «Киттихауков» из 252-й и 250-й эскадрилий в 60 милях севернее Дерны перехватили над морем вылетевшие с аэродрома Малеме на Крите 14 транспортных «Юнкерсов» Ju 52 из группы III./KGrzbV 1, шедших в сопровождении всего пары двухмоторных «Мессершмиттов» Bf 110 из группы III./ZG 26. У каждого «Юнкерса» на борту было 20 солдат вермахта. Потеряв один «Бофайтер», британцы вогнали в море девять Ju 52 и один Bf 110, а ещё два «Юнкерса» совершили вынужденные посадки на пляж.

    После 11 мая эсминцы и эскортные миноносцы Средиземноморского флота не снизили свою активность, но теперь они привлекались исключительно для противолодочного патрулирования и конвойной службы на коммуникации Александрия — Тобрук. C начала же июня в Александрию для участия в операции «Вигорес» (Vigorous) начали прибывать британские боевые корабли из Индийского океана.


    Литература:

    1. Francesco Mattesini. Operation M.G.2. Una tragica azione navale britannica nel Mediterraneo Orientale. L’affondamento dei cacciatorpediniere Lively, Kipling e Jackal, 11 maggio 1942 — Roma, 2021
    2. Michele Palermo. Eagles over Gazala. The air battles in North Africa, May-June 1942 — Napoleone, 2014
    3. Christopher Shores, Giovanni Massimello, Russell Guest, Frank Olynyk, Winfried Bock. A History of the Mediterranean Air War, 1940–1945. Volume 2: North African Desert, February 1942 -March 1943 — Grub Street Publishing, 2014
    4. Peter C. Smith. Fighting Flotilla. RN Laforey Class Destroyers in World War 2 — Pen & Swordб 2012
    5. War Diary: German Naval Staff Operations Division — Washington, Office of Naval Intelligence, 1948–1955
    6. Michael J. Whitley. Destroyers of World War Two. An International Encyclopedia — US Naval Institute Press, 1988
    7. http://forum.12oclockhigh.net
    8. http://www.naval-history.net

    Сергей Марченко

    Конец курортного сезона кригсмарине на Warspot.ru
    Конец курортного сезона кригсмарине
    Скользящие над волнами, сеющие смерть на Warspot.ru
    Скользящие над волнами, сеющие смерть
    Недолгая жизнь, невеликая слава на Warspot.ru
    Недолгая жизнь, невеликая слава
    Поделиться
    • 9
    • 344
    • 6
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Сражение за Лерос на Warspot.ru
    Сражение за Лерос
    Мальтийское ударное крыло на Warspot.ru
    Мальтийское ударное крыло
    Гибель крейсера «Ковентри» на Warspot.ru
    Гибель крейсера «Ковентри»
    Итальянцы, ставшие немцами на Warspot.ru
    Итальянцы, ставшие немцами
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google