Впервые шведская промышленность занялась самоходными артиллерийскими установками в середине 1930-х годов. Речь идёт о зенитной самоходной установке Landsverk L 62 на базе лёгкого танка Landsverk L-60. Дальнейшее развитие этой темы привело к созданию экспортной зенитной самоходной установки Landsverk Anti. Венгерский вариант этой машины получил обозначение 40M Nimrod, причём применялся он венграми в первую очередь как противотанковое средство. Что же касается шведов, то сами они взялись за создание истребителей танков гораздо позже. Наиболее известным из них стала САУ pvkv m/43.
Самоходная пушка с большой задержкой
Необходимость создания противотанковой самоходной артиллерийской установки для шведских военных до поры до времени отсутствовала по вполне естественным причинам. Вплоть до конца 1930-х годов толщина брони танков позволяла бороться с ними при помощи буксируемой противотанковой артиллерии, обладавшей небольшой массой. В шведской армии с этой задачей вполне справлялась 37-мм противотанковая пушка 37 mm infanterikanon m/34 (позже pansarvärnskanon m/38). Она имела боевую массу 370 кг и без проблем перемещалась расчётом по полю боя. Характеристики бронепробития позволяли ей уверенно бороться с танками, имевшими противопульную броню.
Это орудие было разработано Bofors в том числе и для использования в качестве танкового. Впервые его установили на танке Strv m/31, позже оно использовалось на лёгких танках Strv m/38, Strv m/39, Strv m/40 и Strv m/41. В определённом смысле вооружённая такой пушкой машина сама становилась истребителем танков.
Предпосылки к созданию шведских истребителей танков стали появляться в начале 1941 года. 4 апреля в военном ведомстве страны состоялось совещание, на котором обсуждались тенденции роста толщины брони и массы танков. Шведские военные прекрасно понимали, что при текущей тенденции роста противотанковые пушки скоро устареют. В перспективе, по мнению участников совещания, боевая масса танка должна была вырасти до 30–35 тонн, а толщина брони — до 70 мм.
Как раз на этом совещании впервые озвучили идею создать истребитель танков. Одним из итогов совещания стал запуск разработки более мощного орудия калибром 57 мм для замены 37 mm pvkan m/38. Это же орудие в танковом исполнении предполагалось установить на тяжёлый танк LAGO II, но в конце концов предпочтение отдали 75-мм орудию 7,5 cm kanon m/41 Strv с длиной ствола 31 калибр. По характеристикам это было вполне неплохое орудие, очень близкое к советской 76-мм танковой пушке Л-11. Именно в таком виде LAGO II и пустили в серию как Strv m/42. Для борьбы же с новыми танками вероятных противников на тот момент, как посчитали шведские военные, вполне достаточно было новой буксируемой противотанковой пушки, получившей обозначение 57 mm pvkan m/43. Правда, здесь шведы столкнулись с теми же проблемами, что и в других странах, где строили более крупные противотанковые системы. Боевая масса их орудия составляла 915 кг, так что перемещать её по полю боя силами расчёта стало значительно сложнее.
Шведы прекрасно понимали, что противотанковое орудие калибра 57 мм — это скорее полумера. Доходившая до них информация как о немецких, так и о советских танках однозначно свидетельствовала о том, что толщина брони боевых машин будет расти и дальше. В октябре 1941 года финны передали шведам информацию о советском 30-тонном среднем танке, а также о 50-тонном танке «Клим Ворошилов». К тактико-техническим характеристикам прилагалась и схема 30-тонного танка, в которой легко угадывался Т-34.
К появлению танков с более серьёзным бронированием шведская королевская армия оказалась частично готовой. Ещё с начала 1930-х годов в Швеции началось производство 75-мм зенитной пушки 7,5 cm Lvkan m/30. Это орудие в некоторой степени было прародителем знаменитой немецкой зенитной пушки 8.8 cm Flak 18. Шведская пушка имела очень неплохие показатели бронепробития и вполне могла использоваться как противотанковая. Правда, существовали две проблемы. Первая заключалась в том, что зенитное орудие было слишком высоким. Вторая проблема оказалась более существенной: боевая масса зенитки составляла более 4 тонн, катать такую пушку по полю боя было весьма нетривиальной задачей. Неудивительно, что ещё в начале 1941 года шведские военные задумались о самоходной версии орудия.
Первый эскизный проект самоходной установки с 75-мм орудием был подготовлен Landsverk ещё в середине января 1941 года. На тот момент она обозначалась как 75 mm Band PV, или «75-мм гусеничная самоходная пушка». На чертеже S-316 конструкторы изобразили весьма странный аппарат, который базировался на шасси танка LAGO. Вместо башни машина получила большую рубку, причём место механика-водителя было максимально приподнято.
Уже на этом проекте можно видеть характерную особенность установки вооружения, сохранившуюся и далее. Связана она, как ни странно, со шведским законодательством. Официально военное положение в стране не объявлялось, так что правила дорожного движения военные должны были соблюдать в полном объёме. Машина с длинным стволом представляла собой самый что ни на есть негабарит, и с этим нужно было что-то сделать. В результате ствол орудия в походном положении частично оттягивался в боевое отделение. Чтобы он там помещался, в кормовой части боевого отделения появился специальный «карман».
19–20 января 1942 года проходило совещание, посвящённое перспективам создания самоходной артиллерийской установки с 75-мм пушкой, имеющей длину ствола 50 калибров. В совещании участвовали представители фирм Landsverk, Bofors, артиллерийской инспекции, а также департамента KATD (Kungliga Arméförvaltningens Tygdepartement), отвечавшего в том числе и за перспективные разработки. В качестве базы для самоходной установки утвердили шасси LAGO. Bofors также получила задание разработать альтернативный вариант вооружения калибром 105 мм. С таким орудием это уже была штурмовая САУ. В качестве даты изготовления опытного образца было определено 10 января 1943 года.
Через день после совещания Landsverk подготовила переработанный эскизный проект S-317. От идеи с высоко сидящим механиком-водителем конструкторы фирмы отказались. Несколько изменилась конструкция орудийной установки и рубки, при этом выступ для отвода ствола в походном положении оставался на месте. Дальнейшее развитие проекта продолжалось в течение лета 1942 года. В целом концепция машины уже более-менее сформировалась, некоторым переработкам подверглись отдельные её элементы.
Осенью 1942 года был создан макет такой установки, причём одновременно с ним была построена и штурмовая САУ со 105-мм орудием. На макетах отрабатывалась общая концепция боевого отделения, а также орудийной установки. В результате орудийная установка подверглась некоторым изменениям: был введён дырчатый дульный тормоз, несколько переделана бронировка орудийной маски и откатные механизмы. Одновременно очередной переделке подверглось боевое отделение, компоновка которого стала более рациональной. В частности, кормовую часть несколько упростили, избавившись от выступа, в который в походном положении убиралась казённая часть орудия.
В качестве базы решили брать шасси LAGO IV (он же Strv m/42 EH). Этот вариант танка использовал двигатель Volvo A8B и гидромеханическую коробку передач Atlas Diesel DF 1,15 S. Шасси, согласно техническому заданию, оставалось максимально неизменным, а толщина лобового листа рубки достигала 70 мм.
Правда, при этом боевая масса САУ не должна была превышать 22 тонн (позже эту цифру скорректировали до 23 тонн). В результате конструкторскому бюро Landsverk пришлось идти на компромисс. Лобовая броня разрабатывалась в соответствии с техническим заданием, но при этом произошло облегчение конструкции за счёт того, что рубка выполнялась открытой. Для обеспечения нормальной работы расчёта рубку пришлось делать довольно высокой. Общая высота самоходной установки достигла 2565 мм, что, впрочем, оказалось даже чуть меньше, чем у танка Strv m/42.
В целом получалась машина, по концепции очень похожая на немецкие истребители танков серии Marder. Существенной разницей было то, что Marder строились на базе лёгких танков, и их защита оказалась противопульной. Что же касается шведской машины, то она в лобовой проекции вполне могла выдержать огонь советской 76-мм пушки Ф-34.
17 октября 1942 года Эрик Гиллнер, возглавлявший департамент KATD, подписал соглашение с Landsverk на изготовление серии из 87 самоходных установок на шасси Strv m/42 EH. Альтернативный вариант машины со 105-мм орудием в это время всё ещё значился в повестке дня, но позже из программы исчез. Выяснилось, что проще его разработать на шасси Strv m/41. Стоимость одной 75-мм самоходной установки на шасси LAGO IV была утверждена на уровне 278 200 шведских крон.
Подписание соглашения отнюдь не означало, что конструкция самоходной установки останется неизменной. Её обсуждение продолжалось и в 1943 году и привело к некоторым доработкам.
В июне 1943 года департамент KATD скорректировал характеристики самоходной артиллерийской установки, которая в тот момент обозначалась как PV 75. Расчёт показал, что проектная боевая масса на уровне 22 тонн оказалась чересчур оптимистичной. Ближе к реальности оказалась цифра в 22 896 кг. В июле скорректировали и программу выпуска машины. О производстве серийных машин в 1943 году уже забыли: по планам, первые 7 машин сдавались в сентябре 1944 года, по 10 в октябре и ноябре, 20 в декабре, а также в январе и феврале 1945 года.
12 июля фирма Landsverk представила финальный проект машины. Чертёж S-454 выполнили после правок со стороны военных. Прежде всего это касалось появления оборонительного вооружения. В переднем левом углу рубки появилась турельная установка пулемёта ksp m/39 B strv. Именно в таком виде эту машину, носившую тогда название 7.5 cm pvvagn, и запустили в серийное производство.
Окончательное обозначение самоходной установки приняли в ноябре 1943 года. Она стала называться pansarvärnskanonvagn m/43 (сокращённо pvkv m/43), то есть «противотанковая орудийная машина образца 1943 года». Самоходные установки поступали на вооружение соединений, получивших обозначение pansarbrigaden m/43 («танковая бригада образца 1943 года»). В каждой бригаде предполагалось иметь батарею pvkv m/43. Ждать готовых самоходных установок, впрочем, пришлось долго, поскольку предприятия были заняты выпуском танков Strv m/42. Планы выпуска первых серийных машин в сентябре 1944 года оказались чересчур оптимистичными. За 1944 год удалось построить только опытный образец pvkv m/43.
За проведённое в ожидании время конструкция шасси несколько поменялась: двигатель Volvo V8B остался на месте, а вот коробку передач заменили на 5-скоростную механическую Volvo Typ VL 420. Такие же коробки передач установили и на LAGO II (Strv m/42 TM), поскольку шведские военные устали бороться с электромеханической КПП ZF Typ 6 EV 75. Правда, желание получить механическую коробку передач ещё больше оттянуло время запуска pvkv m/43 в серию. Реальный запуск серийного производства состоялся только в 1946 году. Ввиду того что Вторая мировая война к тому времени уже год как окончилась, никакой спешки с производством теперь не требовалось. Последнюю из заказанных pvkv m/43 сдали в 1948 году. Машины получили серийные номера 80201–80287.
Первой частью, которая получила на вооружение pvkv m/43, стал танковый полк P 4 (в Шёвде). В апреле 1946 года состоялись первые учения с участием этих машин. В целом САУ получилась вполне удачной, другое дело, что она опоздала года эдак на три. Одним из наиболее существенных её недостатков стала перегрузка передних опорных катков. Эта проблема была отнюдь не уникальной, ею страдало едва ли не больше половины самоходных установок аналогичной компоновки. Кроме того, требование максимально вписаться в габариты шасси привела к тому, что место наводчика получилось не очень удобным.
Проблема перегрузки опорных катков стояла не особо остро. Вплоть до середины 1950-х годов шасси никаким переделкам не повергалось, о чём красноречиво говорят фотографии, сделанные в то время. Тем не менее департамент KAFT разработал проект модернизации ходовой части. Она предполагала замену двух пар передних опорных катков на усиленные катки. Они понадобились позже, когда pvkv m/43 решили модернизировать более радикальным способом.
Вторая жизнь лёгких танков
Вторая половина 1940-х годов прошла для шведского танкостроения в обстановке быстро меняющихся требований как к танкам, так и к самоходным установкам. Это касалось и лёгких танков. Работа над целым рядом различных проектов, ведшаяся в основном конструкторами Landsverk, окончилась ничем. Шведских военных они не устроили, да и особой нужды в них не было.
В результате к концу 1940-х годов шведская королевская армия оказалась в крайне щекотливой ситуации. Наиболее массовыми её танками оказались Strv m/40 и Strv m/41, которые были вооружены 37-мм пушками. Это вооружение выглядело несерьёзным ещё в 1942 году, а под конец 1940-х о его современности и говорить не приходилось. Неудивительно, что в 1950 году появилась вполне здравая идея превратить лёгкие танки в самоходные установки.
В качестве базы предлагалось использовать Strv m/41. Во-первых, это позволяло делать достаточно мощные САУ, а во-вторых, Strv m/41 уже успешно использовали для создания штурмовой самоходной установки Sav m/43. В предложении, датированном 29 декабря 1950 года, рекомендовалось установить на шасси Strv m/41 75-мм зенитную пушку lvkan m/36 либо m/37. Таким образом, появлялось лёгкое и достаточно дешёвое дополнение для pvkv m/43. Кроме того, такая машина отчасти компенсировала пробуксовку программы Landsverk Lansen.
Дальнейшее обсуждение проекта продолжилось в феврале 1951 года. Согласно предварительным расчётам, боевая масса такой машины составила бы около 12 тонн. Обсуждение несколько затянулось, кроме того, по его ходу возникли другие варианты. Появилась идея похожим образом переделать Strv m/40, но опыты 1940-х годов однозначно говорили о том, что большое орудие на такую базу поставить нельзя. Заложенный в шасси Landsverk L-60 ресурс по дополнительной нагрузке оказался куда ниже. По этой причине появилось предложение использовать в качестве вооружения 57-мм противотанковую pvkan m/43. Аналогичное орудие решили ставить и на шасси Strv m/41.
Первым на свет появился изначальный проект лёгкой САУ, получивший обозначение pvkv II. Он представлял собой Strv m/41, на шасси которого установили 75-мм зенитное орудие lvkan m/37. Орудие поместили в башню, имевшую круговое вращение, угол его наводки по вертикали составил от −10 до +18 градусов. Ради сохранения небольшой массы башня pvkv II получила достаточно условное бронирование: 15 мм в лобовой части и 10 мм по бортам. В соответствии с требованиями, скорострельность системы должны была составить 10–15 выстрелов в минуту. Боекомплект включал всего 30 патронов. Опытный образец построили ещё в 1951 году, причём предполагалось переделать по такому же проекту 200 Strv m/41. Первый серийный pvkv II ожидалось получить в ноябре-декабре 1951 года, а последний — весной 1952 года.
В качестве более лёгкой альтернативы была построена самоходная установка, получившая обозначение pvkv III. С точки зрения башенной установки эта машина полностью повторяла pvkv II, но в качестве вооружения здесь использовалась 57-мм противотанковая пушка pvkan m/43. В пару к ней была создана третья самоходная установка pvkv IV, также известная как Värjan («Меч»). Эта машина больше походила не на истребитель танков, а на танк. В качестве базы для неё использовался Strv m/40L с регистрационным номером 377. САУ получила увеличенную башню, спаренный пулемёт пришлось ставить в отдельной установке справа от орудия.
В конце концов идею с переделкой лёгких танков в истребители похоронили. Окончательно шведские военные охладели к проекту в конце 1953 года. Pvkv II оказалась далеко не лучшей огневой платформой, орудие калибром 75 мм с круговым вращением для неё было великовато. Ситуация с 57-мм самоходными противотанковыми пушками оказалась лучше с точки зрения стабильности платформы при стрельбе. Однако это орудие в 1953 году выглядело, мягко говоря, не очень современным. Более перспективными направлениями стали перевооружение Strv m/42 и разработка безоткатных орудий. В 1954 году началась разработка 90-мм безоткатного орудия pvpj 1110 (Pansarvärnspjäs 1110), принятого на вооружение шведской армии в 1959 году.
Модернизация вместо замены
Разведывательная информация, которую шведские военные получали с 1943 года, говорила о том, что даже 75-мм зенитного орудия для борьбы с современными танками вскоре может не хватить. По этой причине в 1944 году стал прорабатываться вопрос использования в качестве противотанкового ещё более мощного орудия. Им оказалась зенитная пушка 10,5 cm Lvkan m/42. Её характеристики вполне позволяли поражать большинство существовавших тогда танков. Весьма замысловатые проекты прорабатывала фирма Landsverk. В списках перспективных разработок, датированных декабрём 1944 года, значится Motorlavettage (20 ton). Согласно описанию, предполагалось разработать «самоходный лафет» на базе Strv m/42 с возможностью установки 10,5 cm Lvkan m/42.
Летом 1944 года своё видение «самоходного лафета» представила Bofors. В данном случае самоходная установка, иногда проходящая под обозначением sav fm/44, представляла собой боевую машину с кормовым расположением боевого отделения. В качестве вооружения предполагалось использовать либо 75-мм орудие с длиной ствола 60 калибров, либо 105-мм гаубицу. Похожая по концепции машина датирована 1945 годом. Представляла она собой максимально облегчённую pvkv m/43, лишённую рубки, но при этом имеющую гораздо больший сектор обстрела. Дальше эскизного проекта данный вариант, получивший обозначение pvkv 2, не продвинулся. Та же судьба ждала разработку Bofors.
Неудача с разработкой проекта истребителя танков LP (он же TLP 46) заставила Landsverk вновь обратить внимание на шасси Strv m/42. В июне 1947 года началось обсуждение проекта 23-тонного истребителя танков, который представлял собой модернизацию pvkv m/43. В сентябре 1947 года проект получил обозначение pvkv m/48. Вооружение оставалось тем же, что и у pvkv m/43, но при этом конструкция корпуса и рубки менялась. Толщина лобовых листов рубки и корпуса снижалась до 60 мм (позже до 47 мм), но они устанавливались под большими углами наклона. За счёт этого высота машина (весьма важный для истребителей танков показатель) уменьшилась до 2300 мм.
Была подготовлена серия эскизных проработок машины, но вскоре шведские военные потеряли к ней интерес. Дело в том, что принципиального различия между pvkv m/43 и pvkv m/48 не было, и эта модернизация не имела особого смысла. Landsverk пыталась предложить машину на экспорт, но зарубежных заказчиков она тоже не заинтересовала. На тот момент истребителей танков аналогичного класса на рынке было предостаточно, например американские GMC M10, GMC M18 и GMC M36. За счёт того, что они были «подержанными», цена на них оказалась невысокой, а по характеристикам они оказались как минимум не хуже шведского аналога.
Единственным реализованным в металле проектом новой противотанковой САУ оказался модернизированный вариант самой pvkv m/43. Рассматривать этот проект начали в октябре 1952 года. Прежде всего предлагалось сделать боевое отделение самоходной установки закрытым. Примерно в это же время аналогичное решение начали прорабатывать и в отношении лёгкой штурмовой САУ Ikv 72. В связи с различными работами по более перспективным темам вопрос модернизации быстро сошёл на нет, так что долгое время серьёзные модернизации обходили машину стороной.
По-настоящему серьёзной модернизации pvkv m/43 пришлось ждать почти два десятилетия. Отчасти переделкам машина оказалась обязана танку Strv 74. Прежде всего это касается орудия, которое получило сильно изменённую конструкцию ствола. В частности, на нём появился эжектор, позволивший заметно снизить загазованность боевого отделения. Ещё одной причиной, которая всё же заставила провести модернизацию, оказалась не лучшая ситуация с моторами. Практика показала, что двигатель Volvo A8B менее надёжен в эксплуатации, чем спаренная установка двигателей Scania-Vabis typ L 603.
В декабре 1959 года фирма Landsverk получила задание на переделку трёх pvkv m/43. По итогам модернизации их боевая масса выросла до 25 тонн, при этом спаренная установка моторов Scania-Vabis typ L 603/3 была менее мощной, чем Volvo A8B. Рост массы произошёл за счёт переделки боевого отделения, которое стало закрытым. Тем не менее динамические характеристики машины особо не ухудшились, зато надёжность выросла. Самоходная установка подверглась целому ряду разных переделок, что позволило улучшить её эксплуатационные характеристики. Модернизацию признали успешной, и это стало сигналом к переделке оставшихся машин. Модернизация pvkv m/43 продолжалась в 1963–1964 годах.
Благодаря проведённой модернизации удалось продлить службу pvkv m/43 более чем на десятилетие. С вооружения эти машины стали снимать только во второй половине 70-х годов прошлого века, когда им на смену стали поступать истребители танков Ikv 91. До наших дней сохранилось около десятка pvkv m/43, из них треть находится в ходовом состоянии. Эта машина не может похвастаться революционностью, но она стала первым серийным шведским истребителем танков. Возложенные на неё задачи она выполняла четверть века. Далеко не каждая САУ может похвастаться таким достижением.
Автор выражает признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster) и Виктору Нурланду (Viktor Norlund), Швеция, за помощь в подготовке материала.
Источники и литература:
- Материалы из архива Карла Бомстера.
- http://ftr.wot-news.com.
- http://www.ointres.se/pvkv_m43.htm.
Комментарии к данной статье отключены.