10 сентября 1937 года шведская армия приняла решение о закупке 15 легких танков L-60-S, получивших армейское обозначение Strv m/38. Эта машина стала первым танком шведской разработки, который был произведен в объеме более 10 экземпляров. Более чем через два года шведские военные заказали еще 20 Landsverk L-60S/II, получивших армейское обозначение Strv m/39. Между тем, в Европе уже бушевала война, причем к декабрю 1939 года боевые действия начались неподалеку от границ Швеции. Знаменитое древнеримское высказывание «хочешь мира – готовься к войне» становилось как никогда более актуальным. В такой сложной обстановке и появилась на свет последняя модификация танка L-60, известная как Strv m/40.
В условиях зыбкого нейтралитета
Начало Второй мировой войны Швеция встретила в двояком положении. Шведская армия была крупнейшей в регионе и имела за спиной сильную и развитую промышленность. Но при этом вооруженные силы королевства испытывали острейший дефицит военной техники. Достаточно сказать, что на 1 сентября 1939 года современных танков у шведов имелась всего 61 штука, из которых пушечное вооружение было только у 16. И за первый год Второй мировой войны ситуация нисколько не изменилась, поскольку планы по выпуску Strv m/39 оказались по ряду причин сорваны.
Между тем, ситуация на севере Европы все более накалялась. Война между СССР и Финляндией стала лишь прологом для грядущих грозных событий. Стоит отметить, что в скандинавских странах нашлось немало людей, которые отправились добровольцами в Финляндию. В Швеции таковых, например, набралось 8260 человек. Активно повоевали в Финляндии и шведские 37-мм противотанковые пушки pvkan m/38, оказавшиеся там самым опасным противником для советских танков. Для датчан, норвежцев и шведов война Финляндии против СССР была «своей», скандинавская солидарность в данном случае не была пустым звуком. Впрочем, Советскому Союзу была нужна не вся Финляндия, а та ее часть, которая могла быть позже использована как плацдарм для наступления на Ленинград. И события лета 1941 года показали всю правильность решения советского руководства.
Совсем другие цели преследовали стороны, развязавшие боевые действия в Скандинавии весной 1940 года. С 8 на 9 апреля 1940 года началась операция немецких армии и флота «Учения на Везере» (Weserübung). Часто при упоминании о ней опускается тот факт, что Великобритания с Францией тоже собирались оккупировать Норвегию, но опоздали буквально на несколько недель. Битва за Норвегию продолжалась больше двух месяцев, а Дания продержалась считанные часы. В итоге летом 1940 года Швеция «обнаружила» вокруг себя оккупированных Германией соседей и симпатизирующую немцам Финляндию. Продолжая на словах соблюдать нейтралитет, шведы 5 июля были вынуждены разрешить немцам осуществлять транзит войск по своей территории. Особо деваться в этих условиях было некуда: к полноценной войне Швеция оказалась не готова, а складывающаяся на тот момент в Европе ситуация была отнюдь не в пользу противников Германии.
На этом фоне более чем удивительно выглядит некоторая медлительность шведского руководства. Надо сказать, что здесь вполне трезво оценивали производственные мощности фирмы Landsverk AB, и, что не менее важно, умели считать деньги. А танк Landsverk L-60-S получился, мягко говоря, недешевым. При характеристиках пусть и хорошего, но все-таки легкого танка он стоил как средний, а бюджет Швеции был совсем не бездонным.
По этой причине шведские военные очень внимательно глядели в сторону Чехословакии. Конкретно их интересовали новинки фирмы ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk), с которой уже имелся положительный опыт сотрудничества с результатом в виде малых танков Strv m/37. Именно эти машины оказались самыми массовыми танками шведской армии на начало Второй мировой войны. Для полного понимания картины стоит напомнить, что чехословацкий малый танк оказался «могильщиком» для шведского Landsverk L-120.
Очень похожая ситуация могла сложиться и в случае с Landsverk L-60. Дело в том, что 14 марта 1939 года было подписано соглашение о поставке в Швецию 50 чехословацких легких танков TNH. Детище Landsverk спасли, как не странно, немцы, который днем позже оккупировали Чехословакию. Во второй раз шведы попытались приобрести легкие танки ČKD спустя год. 21 марта 1940 года было подписано соглашение о поставке 90 танков TNHP-S, которыми предполагалось залатать зиявшую «брешь» в танковом парке шведской армии. И снова отечественного шведского производителя косвенно поддержали немцы. 18 июля 1940 года контракт был аннулирован, а уже построенные TNHP-S отправились в вермахт под обозначением Pz.Kpfw.38(t) Ausf.S.
Шведы не сдавались, и с третьей попытки все же смогли приобрести лицензию на танк, более известный как Strv m/41. Игра стоила свеч, потому что даже завышенная, по их мнению, цена чехословацкой машины составляла всего 120 тысяч крон, то есть почти в 2 раза меньше, чем у Strv m/39.
Тем не менее, на сей раз шведские военные решили подстраховаться. В октябре 1940 года с Landsverk был заключен контракт на выпуск ста танков третьей серии, получивших обозначение Landsverk L-60-S/III. Также эти машины получили армейское обозначение Strv m/40, под которым они ныне широко известны.
История с продолжением
Танки третьей серии поначалу имели мало отличий от предшественников. Отработанная конструкция башни с двумя спаренными пулеметами вполне устраивала шведских военных, так что ее трогать не стали. То же самое касалось и носовой части корпуса, которая никак не изменилась. По этой причине, кстати, Strv m/39 и Strv m/40 часто путают. Надежно отличить их друг от друга можно по бортам корпуса, а также по надмоторной плите.
По итогам эксплуатации танков предыдущей серии стало понятно, что воздухозаборники в бортах – не самое удачное техническое решение. Их конструкцию пришлось переработать. Теперь в бортах появились характерные «уши», куда лучше защищающие от попадания пуль и осколков снарядов моторное отделение. Также с правого борта появился характерный выступ, где разместился воздушный фильтр.
Заметно преобразилась и надмоторная плита: ее разделили на две секции, что облегчило обслуживание, а левая створка получила воздухопритоки. Аналогичные воздухопритоки появились и на задней части крыши боевого отделения. Еще одним изменением конструкции стало использование гидромеханической трансмиссии Atlas-Diesel. По итогам переделок боевая масса танка выросла до 8930 кг, а его общая длина увеличилась до 4900 мм.
Согласно первоначальному плану, производство Strv m/40 предполагалось начать в апреле, а закончить – в ноябре 1941 года. На деле эти планы были сорваны: последние Strv m/40 покинули Ландскруна только 9 марта 1942 года. Как и в случае с Strv m/39, виновником задержек оказалась фирма Bofors, задержавшая отгрузку пушек. Кроме того, задерживался и выпуск коробок передач.
Серийные танки получили регистрационные номера 315–414. К слову, за счет более высокого объема выпуска стоимость танков удалось снизить почти на четверть. Все равно получалось дороговато, но это уже были не астрономические для легкого танка 200 тысяч крон.
Выпущенными танками стали доукомплектовываться части, ранее получившие Strv m/38 и Strv m/39. Первой из них стал Скараборгский пехотный полк (I 9) в Шёвде, в 1942 году переформированный в Скараборгский танковый полк (P 4). Получил Strv m/40 и Сёдерманландский пехотный полк (I 10) из Стренгнеса, с 1942 года переформированный в танковый полк (P 3).
Между тем, к 1942 году до шведского военного руководства стало доходить, что текущее положение дел в армии может закончиться для Швеции примерно тем же, что произошло с Норвегией и Данией. Была инициирована масштабная программа по реорганизации частей. Как раз в ходе реализации этих планов пехотные полки оказались переформированы в танковые. Поскольку для их комплектования требовалось гораздо больше боевых машин, новый заказ на L-60-S был уже не за горами.
Еще 17 февраля 1942 года стал прорабатываться заказ на улучшенный вариант Strv m/40, получивший также обозначение L-60-S/V. Бронирование его корпуса увеличивалось до 18 мм, башни до 20 мм. Танк предполагалось оснастить двигателем Scania-Vabis L 603, мощность которого увеличилась до 162 лошадиных сил. Прорабатывалась и альтернативная силовая установка – V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 175–180 лошадиных сил. Всего планировалось заказать 80 L-60-S/V стоимостью 155 тысяч шведских крон за штуку.
Впрочем, эти пожелания остались на бумаге. Дело в том, что в дополнение к легким танкам новая шведская доктрина предполагала принятие на вооружение тяжелых (по шведским меркам) танков массой 22 тонны. Под эти требования Landsverk переделала танк LAGO, работы по которому начались еще в 1938 году. В результате Landsverk оказался перегружен заказами, и о дополнительной серии Strv m/40 пришлось забыть. L-60-S/III оказался последним легким танком, выпущенным в Ландскруне.
В сложившейся ситуации армии пришлось искать другого подрядчика, способного выполнить важный заказ. Им оказалась фирма AB Karlstads Mekaniska Werkstad (KMW) из Карлстада. «Механическими мастерскими», как переводится «Mekaniska Werkstad» со шведского, это предприятие назвать можно крайне условно. Основанное в далеком 1860 году, KMW являлось одним из ведущих производителей турбин для гидроэлектростанций.
При наличии таких серьезных производственных мощностей переориентировать предприятие на выпуск легких танков не оказалось сверхсложной задачей. Лицензионная версия Strv m/40 получила обозначение L-60-S/V. Позже, чтобы не путать танки двух производителей, армейское обозначение было изменено. Танки выпуска Landsverk стали именовать Strv m/40L, а машины выпуска KMW – Strv m/40K. Это обозначение, кстати, тоже оказалось не финальным. В руководстве по эксплуатации эти машины фигурировали как Strv m/40LI и Strv m/40 KI.
Пока продолжались подготовительные работы и утрясались формальности, шло время, а заодно и росли требования, предъявляемые заказчиками к бронезащите танков. К 1943 году стало ясно, что броня толщиной 20 мм выглядит уже совсем несерьезно. По этой причине была запущена программа модернизации ранее выпущенных машин. Как и Strv m/39, ранее выпущенные Strv m/40L получили усиленное бронирование лобовой части корпуса и башни, что подняло боевую массу машины до 9360 кг. Верхний лобовой лист корпуса получил экраны толщиной 30 мм, а лоб подбашенной коробки – 35 мм. Лоб башни был усилен дополнительными листами толщиной 35 мм. Таким образом, толщина лба достигла 50 мм.
Впрочем, и с такой броней, надежно защищавшей от пушек калибра 37 мм, шведы явно опоздали. В то время противотанковая артиллерия уверенно достигла калибров 57–76 мм, и для нее подобные показатели бронирования не являлись серьезной преградой. К счастью, шведским танкистам так и не довелось участвовать на своих машинах в настоящих сражениях.
Изменяющиеся требования отразились и на Strv m/40K. Благодаря закупкам в Германии коробок передач ZF FAK 55, произошедшим осенью 1942 года, было решено вернуться к старой схеме и отказаться от гидродинамической трансмиссии. Одновременно танки получили усиленное бронирование. Впрочем, толщину лба корпуса производители оставили на уровне 30 мм.
Танки из Карлстада лишились, наконец, фары по центру верхнего лобового листа. Правда, массивный воздухозаборник на верхнем лобовом листе так и остался на своем месте. Поначалу его прикрыли дополнительными жалюзи, а позже появился массивный короб, похожий на тот, что ставился на Strv m/40L. Несколько изменилась конструкция башни, в частности были переделаны смотровые приборы.
За счет переделок боевая масса танка выросла до 10900 кг, а длина достигла 4970 мм. Рост массы был несколько скомпенсирован за счет более мощного двигателя. Кроме того, выросшая боевая масса потребовала усиления ходовой части.
Согласно планам, фирма KMW должна была выпускать по 10 танков в месяц начиная с ноября 1943 года. Фактически же поставки несколько затянулись, и последний Strv m/40K покинул предприятие в конце сентября 1944 года. К тому времени танк безнадежно устарел, но и угроза немецкого вторжения миновала.
Построенные машины получили регистрационные номера 415–494. Большинство из них отправилось в Сканский кавалерийский полк (K 2), дислоцировавшийся в Хельсингборге. Позже туда же попало и некоторое количество ранее выпущенных Strv m/40L. Таким образом, всего шведская армия получила 216 танков семейства Landsverk L-60-S.
Боевой опыт на излете карьеры
Несмотря на то, что к концу Второй мировой войны танки семейства Landsverk L-60-S были явно устаревшими, списывать их никто не собирался. Война явно шла к концу, а Швеция смогла сохранить на всем ее протяжении нейтралитет, чему, к слову, не в последнюю очередь способствовало усиление армии в военные годы. Продолжать играть в гонку вооружений шведы не имели ни желания, ни возможностей – средств в казне для этого просто не было. По этой причине легкие танки, история которых началась еще в середине 30-х годов, надолго задержались в строю. К тому же разработанная под руководством Отто Меркера машина оказалась довольно удачной и удобной в эксплуатации.
В процессе службы как минимум часть этих машин получила установку пехотного миномета, разместившуюся на крыше моторного отделения.
К слову, на Landsverk и после Второй мировой войны не считали, что резервы модернизации Landsverk L-60-S исчерпаны. В середине ноября 1947 года был представлен проект модернизации танка, получивший обозначение Strv L-60 m/48. В целом корпус и башня особых изменений не претерпевали, лишь кормовой лист выполнялся упрощенным. В качестве силовой установки предполагался некий 8-цилиндровый двигатель, мощность которого не указывалась.
Гораздо интереснее выглядело вооружение. На Landsverk решили вернуться к автоматическим пушкам и предложили для вооружения танка 40-мм зенитный автомат Bofors. Для упрощения заряжания и сохранения текущей конфигурации башни орудие было перевернуто. Получился неплохой танк-разведчик. Впрочем, шведских военных он не заинтересовал, и дальше эскизного проекта дело в этом направлении не продвинулось.
В апреле 1948 года была запущена программа по разработке системы подводного вождения для Strv m/40. В качестве подопытной машины был выбран Strv m/40K с регистрационным номером 419. Танк получил герметичные крыши на воздухозаборники, кроме того, все его щели плотно закрыли, исключив попадание внутрь воды. На люк командирской башенки была установлена большая труба, а трубы поменьше использовались для питания воздухом двигателя. Согласно расчетам, подобные переделки позволяли преодолевать брод глубиной до 4 метров.
Испытания танка, оснащенного системой вождения под водой, проходили с 24 по 29 июля 1948 года. В ходе тестов трубу с командирской башенки убрали, одновременно придав люку герметичность. Вместо широкой трубы оборудования подводного вождения танка (ОПВТ) была установлена другая, оказавшая тоньше и длиннее. По итогам испытаний был составлен отчет, на чем все и закончилось.
Имели место попытки приспособить стремительно устаревающий легкий танк и для других целей. Еще в 1944 году прозвучала идея перевооружить Strv m/40 гораздо более мощной 57-мм противотанковой пушкой. К этой идее конструкторы вернулись в 1949 году, и на сей раз дело пошло дальше эскизных проработок.
Strv m/40L с регистрационным номером 377 получил новую, более крупную башню, формой напоминающую ту, что устанавливалась на Strv m/42. В ней была размещена 57-мм противотанковая пушку Pvkan m/43, получившая массивный кожух. Спаренный пулемет не поместился в маске, так что его пришлось установить отдельно, справа от пушки.
Эта машина получила обозначение Pvkv IV (Pansarvärnskanonvagn IV), то есть «истребитель танков IV». Также использовалось обозначение Värjan, то есть «Меч». Впрочем, испытания, проходившие в 1950 году, показали, что этот меч уже явно маловат. Помимо выявленных проблем с оптикой, было очевидно, что в 1950 году 57-мм противотанковая пушка может бороться с достаточно ограниченным числом танков. Pvkv IV так и остался опытным.
Не менее интересным оказался другой проект истребителя танков, датированный 1956 годом. Швеция внимательно следила за последними новинками в области вооружений. Не пропустили шведские военные и момента создания управляемых противотанковых ракет.
В 1955 году на вооружение французской армии поступили противотанковые ракеты SS.10, в американской армии они же использовались под обозначением MGM-21A. Ракеты хранились в специальных контейнерах. В 1956 году Strv m/40L с регистрационным номером 394 переоборудовали в мобильную пусковую установку. Вместо башни на ней была размещена установка с рабочим местом оператора-наводчика, а также фермами, куда можно было поставить до 11 контейнеров с SS.10. В серию эта машина также не пошла. Эксперименты с ПТУР продолжились, но уже на другой базе.
С вооружения Strv m/40 начали снимать в 1957 году. Первыми под списание попали Strv m/40L, более поздние Strv m/40K продержались дольше – до 1960 года. С части списанных танков шведы демонтировали башни, которые использовались на долговременных огневых точках. Между тем, 25 танков Strv m/40L ожидала совсем другая судьба. В 1957 году эти машины были проданы в Доминиканскую Республику. Это был самый большой и одновременно последний экспортный контракт для Landsverk.
Strv m/40L были доставлены в Доминиканскую Республику в 1960 году. Пять лет спустя в республике вспыхнуло восстание, в ходе которого наконец состоялся боевой дебют Strv m/40L. Впрочем, громким он не стал. Дело в том, что военным во главе с полковником Франсиско Кааманьо пришлось сражаться с американской морской пехотой, которая высадилась на острове 28 апреля 1965 года. Один танк шведского производства оказался подбит из 105-мм безоткатного орудия, второй пал жертвой самоходной установки M50 Ontos, а третьему Strv m/40L совсем не повезло. Его противником оказался M48 Patton III, против которого у ветерана не было никаких шансов.
Уцелевшие в 1965 году танки прослужили в армии Доминиканской республики до 2003 года.
В отличие от Strv m/38 и Strv m/39, до наших дней дожило довольно большое число танков «третьей» серии. Только в отреставрированном виде их сохранилось полтора десятка, из которых треть находится в ходовом состоянии. С одним из Stridsvagn m/40L, представленном в экспозиции шведского музея Arsenalen, можно познакомиться в детальном фотообзоре. Еще около десятка машин находится на артиллерийских стрельбищах.
Источники и литература:
- Материалы из архива Карла Бломстера (Karl Blomster)
- http://tanks.mod16.org
- Landsverk L-60, Christer Baadstöe, PANSAR 3–2013
- “Pueblo” En Dominikansk L-60 I rätta händer, Thorlief Olsson, PANSAR 2–2000
- http://www.ointres.se/strv_m_40.htm
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.
Комментарии к данной статье отключены.