В 1942 году на вооружение армии США поступила 105-мм самоходная гаубица М7 на базе среднего танка М3, в Великобритании получившая название «Прист». Эта САУ была весьма удачной боевой машиной, но имела и ряд недостатков: по мнению многих специалистов, при массе в 23 т самоходка была явно перетяжелена. Исходя из отзывов специалистов, в том же году армия США инициировала разработку серии самоходных установок на более лёгком шасси. Первая из этих машин была принята на вооружение в январе 1945 года под наименованием 105 mm Howitzer Motor Carriage M37.
Начиная разработку облегчённой САУ, американцы понимали, что для установки 105-мм гаубицы вполне годится и шасси лёгкого танка, например, немецкая «Веспе», построенная на базе Pz.Kpfw. II и весившая вдвое меньше «Приста». Надо сказать, что американские инженеры уже имели опыт создания лёгкой 105-мм самоходки, использовав шасси полугусеничного бронетранспортёра М3. Получилась САУ Т19 массой всего 8,65 т, но она рассматривалась лишь как промежуточное решение. Дело в том, что Т19 оказалась далеко не идеальной: орудие на ней монтировалось практически открыто, а проходимость перегруженного шасси оставляла желать лучшего. В итоге Т19 приняли лишь как «ограниченный стандарт», и самоходка не получила привычного для серийных машин индекса «М».
Более подходящим представлялось шасси лёгкого танка М5А1. В 1942 году армия США инициировала разработку на этом шасси серии самоходных установок, известных как «Лёгкая боевая команда» (Light Combat Team). Среди воплощённых в металл прототипов этой серии была и 105-мм самоходная гаубица Т82. Испытания двух опытных образцов прошли в целом успешно, однако в серию эта САУ не пошла, выбор сделали в пользу создания машин «Лёгкой боевой команды» на более перспективном шасси Т24.
Разработка
Решение о разработке новой 105-мм самоходной гаубицы было одобрено 8 июля 1943 года, когда прототипы Т24 ещё даже не вышли на испытания. В августе был готов деревянный макет самоходки, получившей обозначение Т76. При его создании конструкторы пошли путём разработчиков САУ М7, сохранив компоновку базового танка с кормовым расположением моторного отделения. Вместо применённой на «Присте» минимально доработанной артиллерийской части полевой гаубицы М2А1, на Т76 использовали 105-мм гаубицу М4, изначально создававшуюся для монтажа в башню «Шермана». От своего полевого аналога «танковая» гаубица отличалась более компактными размерами, но имела идентичную баллистику. Орудие установили в открытой сверху бронированной рубке, сооружённой на месте башни Т24. Тумбовая установка гаубицы располагалась в диаметральной плоскости машины за рабочими местами механика-водителя и его помощника.
Осмотрев макет Т76, военные потребовали внести ряд изменений. Прежде всего, они сочли, что механик-водитель самоходки вполне может обойтись без помощника — рабочее место последнего упразднили, а тумбовую установку гаубицы сместили вправо и вперёд. Ещё правее появилась «кафедра» с пулемётной турелью, подобная той, что имелась на «Присте». Теперь надстройка простиралась над всем корпусом самоходки, в том числе и над моторным отделением. Это позволило существенно увеличить боекомплект САУ, а также ввести в состав её экипажа дополнительного заряжающего (экипаж по сравнению с М7 увеличился с 6 до 7 человек). Последнее требование диктовалось стремлением военных увеличить практическую скорострельность орудия.
Доработка «деревяшки» не заняла много времени — представители заказчика осмотрели модифицированный макет уже в сентябре 1943 года. До декабря продолжалось обсуждение деталей, после чего проект Т76 окончательно утвердили. 17 марта 1944 года начались полигонные стрельбовые испытания орудийной установки Т14, предназначенной для монтажа в САУ Т76. После внесения некоторых изменений в начале июня состоялся второй раунд стрельб, а в июле уже комплектный прототип Т76 прибыл на Абердинский полигон. После выполнения обширной программы стрельб прототип отправили в Форт-Нокс, где машина прошла ходовые испытания.
По итогам тестов в конструкции Т76 был произведён ряд доработок. В частности, пулемётная турель М49С диаметром 42 дюйма (106,7 см) была заменена более компактной Т107 диаметром 36 дюймов (91,4 см). От радиостанции SCR 510 отказались вовсе – американцы считали, что можно обойтись полевой телефонной сетью, разворачиваемой на огневой позиции (в отличие от англичан, требовавших установки радиостанций на поставлявшиеся из США «Присты»).
Отказ от радиостанции высвободил место для дополнительного боекомплекта. Кроме того, боеукладку переделали, сменив горизонтальное расположение снарядов вертикальным — благодаря этому боекомплект увеличился с 68 до 126 выстрелов (для сравнения, в М7 он составлял всего 69 выстрелов). Конструкцию кормовой двери рубки переделали таким образом, чтобы в открытом положении её можно было использовать в качестве площадки для подачи снарядов с грунта. В таком виде самоходную гаубицу в январе 1945 года приняли на вооружение, присвоив наименование 105 mm Howitzer Motor Carriage M37. Орудийная установка Т14 была стандартизирована как М5.
Конструкция
Лёгкая САУ М37 на деле получилась не такой уж и лёгкой: её боевая масса была меньше, чем у М7 всего на 2 т. Силовая установка и ходовая часть самоходки полностью соответствовали серийному танку М24. В левой передней части бронированного корпуса находилось рабочее место механика-водителя, правее — гаубица М4 на станке М5, ещё правее – пулемётная турель. Открытая сверху надстройка, изготовленная из бронелистов толщиной 13 мм, занимала почти всю длину корпуса.
Главное вооружение САУ — 105-мм гаубица М4. Со своей предшественницей — полевой гаубицей М2А1 — она имела единственный взаимозаменяемый узел (затвор), все остальные, включая ствол и противооткатные устройства, были спроектированы заново. Длина ствола орудия составляла 22,5 калибра. Весила гаубица 534,25 кг. Затвор — горизонтальный клиновой. В стволе имелось 36 правосторонних нарезов крутизной 20 калибров. По сравнению с САУ М7 орудийная установка обеспечивала больший диапазон углов наведения: в вертикальной плоскости — от −10,5 до 43° (у М7 — от −5 до+35°), в горизонтальной — 52° (по 26° вправо и влево) против 45° (30° вправо, и 15° влево).
Боекомплект орудия состоял из 126 выстрелов полуунитарного заряжания. Основным типом боеприпасов являлся осколочно-фугасный снаряд М1, весивший 14,97 кг и снаряжённый 2,18 кг взрывчатого вещества (тротил либо смесь тротила с аматолом). Масса выстрела с таким снарядом составляла 19,08 кг, начальная скорость снаряда — 472 м/с.
Хотя борьба с танками не являлась приоритетной задачей самоходной гаубицы, для самообороны в её боекомплект включили бронебойный (кумулятивный) снаряд. Этот снаряд весил 13,25 кг и снаряжался 1,33 кг смеси пентрита с тротилом. Масса выстрела с таким снарядом составляла 16,71 кг. Начальная скорость была гораздо меньшей, чем у осколочно-фугасного снаряда — всего 381 м/с. Эффективная дальность составляла 1800 м, бронепробиваемость — 102 мм.
В боекомплект САУ входило также несколько типов дымовых снарядов. В частности, М84 снаряжался хлоридом цинка, WP M60 — белым фосфором, FS M60 — триоксидом серы. «На всякий случай» предусмотрели и возможность применения химического снаряда Н М60, начинённого ипритом (масса отравляющего вещества — 1,44 кг). Наконец, для учебных целей применялся снаряд-болванка (без взрывчатого вещества) М1(Practice).
Имелось семь переменных зарядов. Масса метательного вещества в первом заряде составляла 238,42 г, в седьмом — 1241 г. Максимальная дальность стрельбы достигала 11 000 м, практическая скорострельность — восемь выстрелов в минуту.
Вспомогательным вооружением САУ был 12,7-мм пулемёт М2НВ, установленный на турели (боекомплект — 990 патронов). Экипаж самоходки, состоявший из семи человек, располагал шестью 7,62-мм карабинами М2 и одним 11,43-мм пистолетом-пулемётом М3.
13 сентября 1945 года шасси М37 было рекомендовано в качестве базы для самоходного 106,7-мм миномёта, получившего обозначение Т38. Поскольку война к тому времени уже закончилась, проектирование, осуществлявшееся фирмой «Йорк Сэйф энд Лок Компани», велось неспешно: опытный образец, переделанный из самоходки в Детройтском арсенале, был готов лишь в декабре 1948 года. С М37 сняли орудие, зашив амбразуру броневым листом, а в боевом отделении установили на поворотном основании миномёт М2. Угол горизонтальной наводки составлял 180° (по 90° вправо и влево), вертикальной — от +45 до +60°. Возимый боекомплект включал 140 мин. На боевой машине перевозилась и штатная опорная плита миномёта М2: в случае необходимости миномёт можно было снять для стрельбы с грунта.
Переделка М37 в самоходный миномёт была достаточно простой и могла осуществляться в армейских мастерских с применением поставляемых промышленностью модификационных комплектов. Но испытания Т38, продолжавшиеся до лета 1949 года, завершились ничем — самоходный миномёт на вооружение так и не приняли. Не были внедрены в войска и варианты усиления вооружения САУ за счёт монтажа безоткатного орудия вместо пулемёта (испытывались два варианта: с 75-мм пушкой Т21 и 106,7-мм короткоствольной «безоткатной мортирой»).
Производство и служба
Серийный выпуск САУ М37 осуществлялся фирмами «Америкен Кар энд Фаундри» и «Кадиллак». Поставки начались уже после окончания Второй мировой войны, в октябре 1945 года, что неминуемо отразилось на объёмах производства: из 448 заказанных самоходных гаубиц изготовили только 316. Впрочем, и в этой цифре уверенности нет: её приводит в своих работах безусловно авторитетный С. Залога, но не менее авторитетный Р. Ханникатт указывает, что было выпущено лишь 150 единиц. В любом случае новая самоходка не смогла вытеснить М7, заменив её лишь в нескольких дивизионах.
Единственной войной, в которой довелось поучаствовать самоходкам М37, стала война в Корее. Применялись они очень ограниченно: лишь в составе 58-го дивизиона 3-й пехотной дивизии. Этот дивизион был «цветным» (укомплектованным афроамериканцами), и был придан 65-й полковой боевой группе, тоже «цветной» — в ней служили пуэрториканцы. Весной 1951 года этот дивизион весьма активно участвовал в боях на реке Имджин. В октябре 1951 года его «интегрировали», лишив «цветного» статуса, а в ноябре перевооружили 105-мм буксируемыми гаубицами, полагавшимися пехотной дивизии по штату.
Итоги боевого применения М37 были неоднозначны. С одной стороны, самоходка показала себя лучше, чем М7. Одним из преимуществ М37, важных для боёв в гористой местности, был больший, чем у М7, угол возвышения орудия. С другой — одним из существенных недостатков М37 (как и всех прочих американских самоходных артсистем) было открытое сверху боевое отделение. К тому времени уже велось производство новой 105-мм САУ М52, в которой орудие устанавливалось в полностью закрытой башне. В итоге к концу 50-х годов САУ М37 были сняты с вооружения армии США.
Ввиду относительной малочисленности самоходки М37 не получили распространения за рубежом. Единственной страной, получившей такие САУ по программе военной помощи, стала Испания. 36 самоходок М37, прибывших в эту страну, были распределены между двумя частями: 13-м полком полевой артиллерии из бронетанковой дивизии «Брунете» и 19-м полком конной артиллерии, входившим в кавалерийскую дивизию «Харама». С вооружения их сняли в конце 60-х годов.
Самоходная гаубица М37 стала своеобразным переходным звеном в эволюции американских 105-мм САУ, занимая место в промежутке между М7 и М52. По сравнению с предшественницей, в М37 не было заложено никаких принципиально новых решений, что в итоге определило небольшой объём выпуска этой самоходки и недолгий срок её службы.
Боевая масса, т |
20,87 |
---|---|
Экипаж, чел. |
7 |
Вооружение |
одна 105-мм гаубица, один 12,7-мм пулемёт |
Длина, м |
5,49 |
Ширина, м |
3,0 |
Высота, м |
2,84 |
Клиренс, м |
0,46 |
Мощность силовой установки, л. с. |
220 |
Максимальная скорость, км/ч |
48 |
Запас хода по шоссе, км |
160 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м ширина рва, м глубина брода, м подъём, град. |
0,9 2,4 1,0 35 |
Литература:
- Тернов В. Легкий танк М24 «Чаффи» // Военная кампания, 2017, №1
- Boose D.W. US Army Forces in the Korean War 1950-53. – Oxford: Osprey Publishing, 2005
- Dunstan S. Armour of the Korean War 1950-53. – London: Osprey Publishing, 1982
- Hunnicutt R.P. Stuart. A history of the American Light Tank Volume 1. – Presidio, 1992
- Mesko J. M24 Chaffee in action. – Carrolton: Squadron/Signal Publications, 1988
- Pejčoch I. Samohybná houfnice M37 // Hobby Historie, 2010, №5
- Windrow M. The French Indochina War 1946-54. – London: Osprey Publishing, 1998
- Zaloga S.J. M24 Chaffee Light Tank 1943-85. – London: Osprey Publishing, 2003
Комментарии к данной статье отключены.