• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 26 February '21
      Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство
    • 23 February '21
      Первое оружие легионера
    • 22 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: третий «Конрад»
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 15 February '21
      Шкура битой немецкой кошки
    • 13 February '21
      Бои на истощение: кто поднимет костыль выше?
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    62

    Запоздавшее улучшение

    • ВМВ
    • артиллерия
    • СССР
    • бронетехника
    Юрий Пашолок
    28 July '17

    В декабре 1942 года произошло значимое событие в истории отечественного танкостроения. В серийное производство была запущена СУ-35, первая советская серийная самоходная установка среднего класса. Разумеется, до того была еще СГ-122, но она представляла собой переделку трофейной немецкой САУ StuG III. А СУ-35 являлась полностью отечественной разработкой. Из-за спешки СУ-35 запустили в серию без постройки второго опытного образца, фактически САУ с чертежной доски сразу пошла в серию. В целом машина получилась достаточно удачной. Тем не менее, уже в январе 1943 года на самом верху был поднят вопрос о модернизации. Плодом начавшейся после этого работы стала неплохая самоходная установка СУ-122М. Впрочем, судьба этой штурмовой САУ оказалась не особо удачной: в серию она так и не пошла.

    Четвертое пришествие У-11

    Одним из недостатков СУ-35 в бронетанковом управлении Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) считали, как ни странно, её вооружение. Дело в том, что 122-мм гаубица М-34 была громоздкой и занимала довольно много места. Кроме того, для защиты откатных частей этой гаубицы требовалась массивная и тяжелая бронировка. В качестве альтернативы предлагалось использовать танковую гаубицу У-11, спроектированную еще в ноябре-декабре 1941 года для установки в танк КВ-9.

    Редакция Warspot
    /
    Самоходный «короткоствол»
    17 самоходных гаубиц, использовавшихся противоборствующими сторонами в годы Второй мировой войны
    • ВМВ
    • артиллерия
    • бронетехника

    Вооружать ею тяжелые танки так и не стали, не продвинулась дальше эскизного проекта и идея создания «гаубичного» Т-34. Впрочем, поначалу сама У-11 получила зеленый свет, и на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ) изготовили партию из 10 гаубиц. Перспективным оказалось использование У-11 в качестве основного вооружения самоходных установок. КБ завода №592 разработало самоходную установку СГ-122У, а КБ завода №8 – САУ ЗИК-10.

    Хотя ни та, ни другая машина дальше эскизных проектов не продвинулись, от идеи использования У-11 в ГАБТУ КА (с декабря 1942 года — Главном бронетанковом управлении, ГБТУ КА) не отказывались. Помимо желания просто «пристроить» У-11, существовали и куда более веские причины использовать именно эту гаубицу. Она оказалась более компактной, боевая масса этой системы была ниже, чем у М-30, причем в том числе и за счет бронировки. А вот Главное артиллерийское управление Красной армии (ГАУ КА) сопротивлялась попыткам уже четвертого возвращения У-11, обосновывая это тем, что система не находится в серийном производстве. Последний разговор на эту тему зафиксирован 8 января 1943 года.

    ​122-мм система Д-11, разработанная КБ завода №9 на базе У-11 - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    122-мм система Д-11, разработанная КБ завода №9 на базе У-11

    В тот момент ГАУ КА смогло отмахнуться от пожеланий «танкистов», ссылаясь на то, что испытания одной из СУ-35 установочной партии прошли вполне успешно. Это было действительно так, правда, за исключением одного нюанса. Условия работы орудийного расчета действительно улучшились, но только в сравнении с опытной У-35. Затем, уже в ходе эксплуатации СУ-35 установочной партии, вылезла масса недочетов. Прежде всего, это касалось условий работы экипажа. Обзор оказался недостаточным, экипаж работал в стесненных условиях, командира перегрузили задачами. Также претензии имелись и к системе М-30. Неудивительно, что уже к 20-м числам января 1943 года ГАУ КА стало поднимать вопрос о модернизации СУ-35. Ведь плохие условия работы – это, прежде всего, снижение боевой эффективности машины, в том числе – скорострельности.

    ​Боковой вид СУ-122М, апрель 1943 года - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Боковой вид СУ-122М, апрель 1943 года

    21 января 1943 года на УЗТМ состоялось совещание, председательствовал на котором главный инженер завода М.Г. Умнягин. Темой стало улучшение конструкции СУ-35. От ГАУ КА на мероприятии присутствовал П.Ф. Соломонов, от КБ УЗТМ – главный конструктор Н.Д. Вернер и ведущий конструктор Н.В. Курин. В качестве первоочередной меры было принято решение увеличить объем боевого отделения. Это предполагалось сделать за счет увеличения его до полной габаритной ширины машины. Кроме того, менялись сиденья командира и замкового, вводилась горизонтальная укладка снарядов. Серьезной переделке подвергалась орудийная установка: менялась ее бронировка, само орудие ставилось на рамку, появлялся телескопический прицел.

    ​Продольный разрез СУ-122М. Хорошо заметно, что конструкция боевого отделения сильно отличается от боевого отделения серийной СУ-122 - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Продольный разрез СУ-122М. Хорошо заметно, что конструкция боевого отделения сильно отличается от боевого отделения серийной СУ-122

    На тот момент про использование У-11 еще не упоминалось. Но стало ясно, что отвергнутая система снова возвращается. Правда, теперь уже в модернизированном виде. Дело в том, что за прошедшее время проектирование танковых систем перешло к КБ завода №9, главным конструктором которого был Ф.Ф. Петров. Непосредственное руководство работами по системе, получившей обозначение Д-11, вел А.Н. Булашев, имевший большой опыт проектирования систем для САУ.

    Переработанная У-11 несколько напоминала установку, которая до того проектировалась для САУ ЗИК-10. По сравнению с самоходной версией У-11 новая система лишилась лотка, появились ограждение для орудия и телескопический прицел. Также в конструкцию системы были внесены некоторые упрощения. Переделки внедрялись при наличии плотной кооперации с КБ УЗТМ, которое, свою очередь, работало над проектом модернизации СУ-35. Ведущим инженером машины, как и в случае с У-35, оставался Курин.

    ​Переработанное боевое отделение оказалось заметно просторнее - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Переработанное боевое отделение оказалось заметно просторнее

    Рассмотрение проектов Д-11 и модернизированной СУ-35 состоялось на техническом совещании, которое прошло в Свердловске 24 февраля 1943 года. В конструкции САУ использовались некоторые наработки, которые были позаимствованы у САУ СГ-2. В частности, это касается размещения боеукладки. За счет расширения боевого отделения удалось решить целую массу проблем. Вместо люка-половинки, годившегося исключительно для наблюдения, появилась возможность установить полноценный люк от Т-34. Также увеличение внутреннего объема позволило гораздо комфортнее разместить расчет в боевом отделении. Еще одним плюсом модернизации стало то, что центр тяжести САУ сместился назад на 300 мм, что позволило снизить нагрузку на передние опорные катки.

    В целом конструкцию переработанной СУ-35 признали успешной. То же самое касалось и орудия Д-11. За счет различных переделок масса системы вместе с бронировкой оказалась ниже массы М-30 на 100–120 килограмм. Не менее существенным фактом было и то, что система занимала гораздо меньше места. Значительно проще оказалась и ее установка: отсутствие тумбы позволило создать систему, которая крепилась прямо на верхнем лобовом листе. С точки зрения удобства монтажа и демонтажа это решение стало большим шагом вперед. В переписке Д-11 нередко называли У-11, хотя эти системы отличались.

    Предполагалось, что боевая масса У-35М будет составлять 31 тонну. Рост массы произошел в связи с увеличением объема боевого отделения.

    ​Схема размещения агрегатов СУ-122М - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Схема размещения агрегатов СУ-122М

    Опытный образец системы Д-11 предполагалось построить к 1 апреля, а опытный образец самой САУ, получивший индекс У-35М, ожидался к 10 апреля. На практике выдержать сроки смогли только на заводе №9. Опытный образец Д-11 был готов к 28 марта, после чего прошел испытания в объеме 26 выстрелов на заводском полигоне.

    Что же касается У-35М, то по ней работа затянулась. К слову, после того, как 3 апреля СУ-35 переименовали в СУ-122, сменился индекс и у У-35М. Теперь ее стали обозначать как СУ-122М.

    ​Опытный образец СУ-122М в цеху УЗТМ. Начало мая 1943 года - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Опытный образец СУ-122М в цеху УЗТМ. Начало мая 1943 года

    Из-за массы производственных проблем, связанных с СУ-122, Уральскому заводу тяжелого машиностроения было не до изготовления опытного образца. Лишь к 3 апреля удалось подготовить заводскую документацию, а к 10 числу – технические условия и описание машины. Что же касается изготовления ее в металле, то оно откладывалось. За апрель 1943 года удалось сдать всего 75 СУ-122 вместо 100, завод боролся с целым рядом дефектов. На этом фоне неудивительно, что срок изготовления был перенесен сначала на 20, а затем на 25 апреля. Закончить опытный образец СУ-122М удалось только в самом конце апреля, а первые заводские испытания были проведены 17 мая. В их ходе машина прошла 100 километров и произвела 50 выстрелов.

    Участвовавший в испытаниях Соломонов указал не только на достоинства, но и на недостатки машины. Для начала, боевая масса САУ выросла еще больше и составила 31,5 тонну. Обзорность была признана недостаточной. Нашлись минусы и у системы Д-11. На углах возвышения 5 градусов и выше поршневой затвор орудия ложился на колени командира. Не очень удачной получилась и конструкция неподвижной бронировки.

    ​Орудие на максимальном угле склонения - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Орудие на максимальном угле склонения

    27 мая была подписана программа государственных испытаний СУ-122М. Начались испытания 13 июня, продолжались до 13 июля. Проходили они на территории Уральского полигона. Испытания пробегом оказались осложнены тем, что дожди размыли дороги. В целом ходовые испытания машина выдержала, обнаруженные дефекты оказались равнозначными таковым у Т-34. Правда, отмечалась увеличившаяся нагрузка на вторую и третью пары опорных катков. Вполне успешными оказались испытания стрельбой. Неудачей закончились попытки стрельбы с хода, но на подобные задачи СУ-122М и не рассчитывалась. Не все оказалось гладко и с наведением орудия влево: как уже отмечал Соломонов, затвор на определенных углах наводки задевал ноги командира. Что же касается замечаний по обзорности, то ее признали лучшей, чем у СУ-122.

    ​Хорошо заметно, насколько отличается конструкция рубки и установки орудия - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Хорошо заметно, насколько отличается конструкция рубки и установки орудия

    Несмотря на некоторые обнаруженные недочеты, СУ-122М признали выдержавшей испытания. Комиссия дала добро на запуск серийного производства модернизированной самоходной установки и системы Д-11. Вопрос в том, что к тому моменту ситуация со средними самоходными установками изменилась. В результате СУ-122М оказалась за бортом, а в конце июля на испытания вышла уже другая машина.

    В кильватере СУ-85

    Закат концепции средней штурмовой САУ начался весной 1943 года. Дело в том, что 18 января были захвачены два немецких тяжелых танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Проведенный в апреле 1943 года обстрел показал, что гарантированно с ним может бороться 85-мм зенитное орудие 52-К. Неудивительно, что 5 мая 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок». Постановление предусматривало установку в СУ-122 «85-мм пушки с баллистикой существующей зенитной пушки». Сроком подачи опытных образцов САУ было определено 1 июля 1943 года.

    ​Установка 122-м системы Д-5-С-122 в САУ СУ-122-III, июнь 1943 года - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Установка 122-м системы Д-5-С-122 в САУ СУ-122-III, июнь 1943 года

    На заводе №9 закипела работа по разработке 85-мм орудий, предназначенных для установки в танки и САУ. Орудие для установки в САУ получило обозначение Д-5, а танковая версия – Д-7. В конце мая их переименовали в Д-5С-85 и Д-5Т-85 соответственно. Одновременно было решено разработать на той же базе системы с баллистикой 122-мм гаубицы М-30. Самоходная версия получила обозначение Д-6, танковая Д-8, позже их переименовали в Д-5-С-122 и Д-5-Т-122. Последнее решение исходило от Арткома ГАУ КА. Во многом эти системы представляли собой развитие орудия Д-11 и его танковой версии Д-12. Главным отличием стало то, что семейство являлось дуплексом, то есть с минимальными изменениями ствол калибра 85 мм заменялся на ствол с баллистикой 122-мм гаубицы М-30. Такая унификация позволяла с минимальными усилиями получить самоходные установки сразу двух типов.

    ​СУ-122-III на заводском дворе, июль 1943 года - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    СУ-122-III на заводском дворе, июль 1943 года

    Работы по орудиям семейства Д-5 развернулись с десятых чисел мая 1943 года. К 22 мая были отправлены на производство рабочие чертежи. В качестве срока изготовления опытных образцов систем было обозначено 15 июня. Как уже говорилось, в целом система Д-5-С-122 являлась развитием Д-11, при этом КБ завода №9 учло ряд недостатков предшествующего орудия. Установка системы стала более компактной, ее ограждение стало короче, а вместе с ним уменьшилась до 430 мм и длина отката. Более простой стала подвижная бронировка системы, при этом толщина ее заметно выросла. Удалось избавиться от ряда недостатков неподвижной бронировки, а вместо крышки сферической формы сверху появилась простая по конструкции крышка.

    ​Эта же машина на полигонных испытаниях, орудие на максимальном угле возвышения - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Эта же машина на полигонных испытаниях, орудие на максимальном угле возвышения

    Несмотря на то, что в постановлении ГКО №3289 как шасси для 85-мм САУ указывалась СУ-122, на деле спроектированная машина заметно отличалась. Колпак был перенесен в правую переднюю часть крыши, и на нем поставили перископический прибор – получилась своеобразная командирская башенка. По аналогии с СГ-2 башенный люк сделали двухстворчатым. Более компактная орудийная установка позволила, наконец, поставить нормальный люк механика-водителя. Таким образом, внутреннее пространство боевого отделения заметно выросло без изменений общих пропорций рубки. Другими словами, всё тоже самое, что предполагалось получить в СУ-122М, решалось более простым путем. Переработанная машина получила в переписке обозначение Д-5-СУ-122, но в заводской документации она называлась иначе – СУ-122-III.

    ​Эта же машина с правой стороны - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Эта же машина с правой стороны

    Программа заводских испытаний самоходной установки была подписана 6 июля 1943 года. Тогда же, в июле, машина была построена. На испытания СУ-122-III вышла 25 июля, вместе с тремя образцами СУ-85. Шасси и боевые отделения всех вышедших на испытания машин оказались практически одинаковыми. Тем самым упрощался запуск серийного производства победившей самоходной установки. Надо сказать, что СУ-122-III испытывалась едва ли не вне конкурса, поскольку наибольший приоритет, по понятным причинам, имела СУ-85.

    ​Она же сзади. По корпусу и боевому отделению СУ-122-III и опытные СУ-85 были унифицированы - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Она же сзади. По корпусу и боевому отделению СУ-122-III и опытные СУ-85 были унифицированы

    Методика испытаний всех машин оказалась одинаковой. Было пройдено 373 километра по булыжно-щебеночному шоссе и 112 – по проселочным дорогам. При этом расход топлива составил 187 и 220 литров на 100 километров соответственно. Основными дефектами при этом оказались повреждения бандажей опорных катков. Стоит отметить, что СУ-122-III оказалась самой тяжелой из машин, ее боевая масса составила 30 тонн.

    Настоящей проблемой стали испытания стрельбой. Недоработка противооткатных устройств привела к тому, что произошел целый ряд недокатов и предельных откатов. Проблемы с откатными механизмами привели к деформации деталей орудийной установки. В результате комиссия приняла решение СУ-122-III с испытаний снять. Комиссия обратила внимание на неудобное место командира, не самую лучшую конструкцию боеукладок и ряд других недоработок. Вместе с тем, отмечалась удачная конструкция гильзоулавливателя.

    ​Орудие на максимальном углу склонения - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Орудие на максимальном углу склонения

    По итогам испытаний комиссия предложила заводу №9 самоходную установку доработать. Помимо устранения проблем с противооткатными механизмами, имелся целый перечень и других доработок. В их числе значилась, например, замена поршневого затвора на клиновой.

    Лучше всего на испытаниях себя показала СУ-85-II с системой Д-5-С-85. Именно она и пошла в серийное производство как СУ-85. Что же касается СУ-122-III, то в августе работы по штурмовым средним САУ закончились. Приоритеты окончательно сместились в пользу противотанковых самоходных установок, предназначенных для борьбы с немецким «зверинцем».

    Позже и не лучше

    История попытки модернизации СУ-122 была бы неполной без упоминания еще одной самоходной установки. Судьбе было угодно, чтобы эта машина не только не вышла за стадию эскизного проекта, но и вовсе практически канула в Лету, оставаясь до сегодняшнего дня неизвестной страницей истории советских САУ. Речь идет об С-41. Эта система калибром 122 мм более известна как танковая, но в реальности Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) разрабатывало ее и как самоходную.

    ​Продольный разрез самоходной версии С-41. Система была максимально унифицирована с 85-мм орудием С-18, установленным в САУ СУ-85-IV - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Продольный разрез самоходной версии С-41. Система была максимально унифицирована с 85-мм орудием С-18, установленным в САУ СУ-85-IV

    История проекта С-41 началась в мае 1943 года. Как уже упоминалось выше, 5 мая вышло постановление ГКО №3289, которое определило разработку КБ завода №9 орудий семейства Д-5. В это же время ЦАКБ начало разработку собственных 85-мм систем. Ими стали С-18 и С-31. Не менее интересно то, что С-18 была дуплексом: подобно Д-6 и Д-8, ЦАКБ разработало вариант системы с орудием калибра 122 мм и баллистикой гаубицы М-30. Именно эта система и получила индекс С-41. Руководил работами по проектированию системы В.Г. Грабин.

    Для упрощения серийного производства в системе использовалось максимальное число деталей от серийных и уже построенных орудий. Люлька использовалась от ЗИС-5, а затвор был позаимствован у 100-мм пушки С-3 (будущей БС-3). Для уменьшения длины отката использовался двухкамерный дульный тормоз. Наличие дульного тормоза, при стрельбе поднимающего облако пыли, вряд ли можно было назвать достоинством. С другой стороны, клиновой затвор выглядел явным преимуществом перед Д-11 и Д-5-С-122. Орудие унифицировалось с С-18 по установочным деталям и бронировке. Помимо самоходной версии, С-41 разрабатывалась и для установки в измененные башни танков КВ-1с и ИС-1 (объект 233).

    ​Дульный тормоз назвать достоинством сложно, но зато С-41 получила клиновой затвор - Запоздавшее улучшение | Военно-исторический портал Warspot.ru
    Дульный тормоз назвать достоинством сложно, но зато С-41 получила клиновой затвор

    Проект С-41 был прислан в Артком ГАУ в конце мая 1943 года. Поскольку на тот момент больший приоритет имели самоходные и танковые орудия калибром 85 мм, на некоторое время 122-мм самоходное орудие отправилось на скамейку запасных. Вновь к самоходной версии С-41 вернулись в начале августа 1943 года. К тому времени ЦАКБ построило танковую версию гаубицы. С-41 было решено использовать как запасной вариант, поскольку СУ-122 с производства снималась, но в системе вооружения Красной армии эти машины сохранялись. С-41 предполагалось установить в СУ-85-IV вместо системы С-18. В связи с высокой унификацией это не заняло бы много времени.

    Именно на этом моменте работы по самоходной версии С-41 и застопорились. Согласно переписке за сентябрь 1943 года, на такие работы требовалось личное разрешение Л.П. Берии. Судя по всему, разрешение все же было получено, поскольку в планах на октябрь-ноябрь 1943 года было включено и испытание С-41. Проблема в том, что к тому моменту интерес к танковым и самоходным гаубицам угас. Переделка так и не состоялась, а переписка и документация по С-41 надолго осели в архивах.


    Источники:

    1. Материалы ЦАМО РФ;
    2. Материалы РГАСПИ;
    3. Материалы РГАЭ

    Юрий Пашолок

    В роли вечно отстающих на Warspot.ru
    В роли вечно отстающих
    Промежуточная революция на Warspot.ru
    Промежуточная революция
    В борьбе за обзорность на Warspot.ru
    В борьбе за обзорность
    Поделиться
    • 25
    • 97
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (11)
    Пушка верхом на тягаче на Warspot.ru
    Пушка верхом на тягаче
    Норовистая «Коломбина» на Warspot.ru
    Норовистая «Коломбина»
    Новая жизнь старой гаубицы на Warspot.ru
    Новая жизнь старой гаубицы
    Истребитель танков Т.13: остановить вермахт! на Warspot.ru
    Истребитель танков Т.13: остановить вермахт!
    • Статьи по теме
    • Комментарии (11)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google