2 августа 1914 года, в самом начале Первой мировой войны, войска Германской империи заняли территорию сохранявшего нейтралитет Великого Герцогства Люксембург. Оккупация небольшого государства была обусловлена содержанием стратегического плана Шлиффена, согласно которому Германия собиралась быстро разгромить Францию, нанеся удар через территорию слабых в военном отношении Люксембурга и Бельгии. Если с последней благодаря героическому сопротивлению бельгийской армии быстро справиться не удалось, в случае с миниатюрной монархией особых накладок у немцев не произошло. Уже 1 августа, в день, когда Германия объявила войну России и начала приводить план Шлиффена в действие, немцы нарушили нейтралитет Люксембурга, использовав железную дорогу, проходившую по его территории из Рейнской области во Францию. А на следующий день германская 4-я армия прошла сквозь Великое Герцогство как горячий нож сквозь масло, не встретив сопротивления со стороны небольших вооружённых сил страны, всё население которой составляло 266 тысяч человек.
Поначалу германское руководство пыталось соблюсти какое-то подобие приличий в отношении подвергшихся нападению нейтральных государств. Было заявлено, что войска введены в Люксембург лишь для того, чтобы предотвратить неминуемое французское вторжение в беззащитную страну. Германский канцлер Теобальд фон Бетман-Гольвег даже назвал справедливыми протесты правительств Бельгии и Люксембурга и пообещал после окончательной победы исправить учинённую его страной несправедливость. Однако уже в сентябре настроения изменились и тот же Бетман-Гольвег предложил присоединить Люксембург к Германской империи на правах одного из государств союза. Правда, осуществить это предложение планировалось с учётом мнения самих люксембуржцев и уже только после победы Германии над Антантой.
В результате практически всю Первую мировую войну Люксембург находился под «мягкой» германской оккупацией. В государстве продолжало действовать собственное правительство, обеспечивавшее гражданское управление на территории страны. «Стальное герцогство», выплавлявшее большие объёмы чугуна, в условиях британской морской блокады превратилось в стратегического торгового партнёра для Германии, и когда в середине 1917 года люксембургские рабочие устроили забастовку, в её подавлении приняли участие немецкие солдаты. В то же время тысячи люксембуржцев, оказавшихся во время оккупации за границей, были не согласны с подобным «нейтралитетом» своего правительства. 3700 жителей страны вступили во французскую армию, и около 2000 из них погибли.
Комментарии к данной статье отключены.