После того, как в конце октября 1941 года линия фронта в районе Калинина (современной Твери) стабилизировалась, обе противоборствующие стороны занялись наращиванием сил. В условиях фактически наступившей зимы значение нескольких крупных дорог для снабжения калининской группировки вермахта трудно было переоценить, но именно контроля над дорогами собирались лишить врага советские танкисты.
К концу октября 1941 года в районе Калинина сложилась ситуация, которую на общем фоне событий на советско-германском фронте, происходивших в те дни, можно охарактеризовать как парадоксальную. Дело в том, что после оставления большей части города 14 октября соединения калининской группы войск Красной армии (с 17 октября – Калининского фронта) получали от своего командующего генерал-полковника И.С. Конева исключительно наступательные задачи. В его приказах от 16 и 18 октября настойчиво звучала идея об окружении и уничтожении калининской группировки вермахта наличными силами.
На встречных курсах
Между тем, в эту самую калининскую группировку вермахта входили по-настоящему элитные подвижные соединения, собранные в 41-м моторизованном корпусе. Например, с первого дня боев за Калинин в них практически в полном составе участвовала 1-я танковая дивизия, включавшая сразу два батальона на бронетранспортёрах – по одному в каждом из двух моторизованных пехотных полков. Её спутницей была мощная 36-я моторизованная дивизия, а также передовые части 6-й танковой дивизии и, наконец, одно из наиболее экзотичных подвижных соединений вермахта начального периода Великой Отечественной войны – 900-я моторизованная учебная бригада. Позже Калинина достигли и части 129-й и 161-й пехотных дивизий. Неудивительно, что, располагая такими силами, немецкое командование в первые дни после захвата города стремилось развивать наступление, несмотря на растянутость своих коммуникаций и ожесточённое сопротивление советских войск.
С воздуха действия сухопутных сил вермахта поддерживались частями VIII авиакорпуса люфтваффе – истребителями Bf 109F-2 из авиагруппы II./JG 52, пикировщиками Ju 87 Stuka из авиагруппы I./StG 2, а также штурмовиками Hs 123 и истребителями-бомбардировщиками Bf 109E-4/B из авиагруппы II.(Schl.)/LG 2. Немецкая авиация активно использовала калининский аэродромный узел.
В результате наступательные действия советских частей, на которых настаивал Конев, привели сразу к нескольким встречным сражениям в непосредственной близости от города и в его черте. Между тем, в отличие от противостоящей группировки противника, Калининский фронт располагал крайне скудным набором инструментов для ведения манёвренных операций. В первые дни сражения за Калинин с советской стороны в боях участвовало только одно полноценное подвижное соединение, переброшенное с Северо-Западного фронта – 8-я танковая бригада полковника П.А. Ротмистрова, сражавшаяся во взаимодействии с 46-м мотоциклетным полком майора В.М. Федорченко на Ленинградском шоссе.
Однако уже 17 октября в бои за город вступил новый «игрок» – 21-я танковая бригада полковника Б.М. Скворцова. Именно её рейд на Калинин впервые дал немцам серьёзный повод задуматься над тем, насколько уязвимы пути снабжения 3-й танковой группы. Жалобы на перебои в снабжении стали практически постоянным элементом повествования в журналах боевых действий и других документах соединений калининской группировки вермахта. Ситуация усугубилась после захвата советскими 119-й и 246-й стрелковыми дивизиями плацдарма на правом берегу Волги, где в период 21–30 октября шли ожесточённые бои.
Для немцев ликвидация этого плацдарма была жизненно важна, так как через него проходило Старицкое шоссе – один из двух наземных путей снабжения 41-го моторизованного корпуса генерала танковых войск Вальтера Моделя. Второй дорогой являлось Волоколамское шоссе, по которому 17 октября прошлись танки 21-й бригады.
Впрочем, даже после ухода советских частей с плацдарма дорога подвергалась постоянным артобстрелам и не являлась надёжно проходимой для транспортных средств, особенно в условиях плохой погоды, когда ранние морозы чередовались с оттепелями.
В первые недели сражения за Калинин скудность дорожной сети частично компенсировалась активным использованием немецким командованием транспортной авиации, доставлявшей горючее, боеприпасы и продовольствие на аэродромы в черте города. Лётные площадки, находившиеся в непосредственной близости от линии фронта, несколько раз подвергались атакам танков 21-й бригады и обстрелам советской полевой артиллерии. До поры до времени немецкая авиация избегала серьёзных потерь, однако такое везение не могло продолжаться бесконечно.
29–31 октября советская артиллерия (прежде всего, 108-й пушечный артиллерийский полк, вооружённый 107-мм пушками образца 1910/30 годов) усилила огонь по калининским аэродромам противника, что привело к локальному разгрому – за короткий отрезок времени артиллеристам удалось уничтожить и повредить более десятка боевых и транспортных самолётов люфтваффе.
Столь чувствительные потери вызвали весьма нервную реакцию командования VIII авиакорпуса. Как отмечалось в журнале боевых действий 3-й танковой группы, уже 29 октября
«…авиакорпус попросил как можно скорее занять высоты у Котово, чтобы защитить аэродром Калинин-южный, обстреливаемый русской артиллерией. Из-за недостатка сил это не видится возможным… Кроме того, 41-й моторизованный корпус сообщает, что артиллерийский огонь по аэродрому ведётся с восточного берега Волги. Наблюдатель на тригонометрическом пункте обнаружен и обстрелян. Эти сведения, однако, не смогли воспрепятствовать уходу авиакорпуса с аэродрома…»
Это решение внесло свой вклад в развитие кризиса снабжения, в котором на протяжении многих дней находились части и соединения 41-го корпуса. Так, 31 октября в журнале боевых действий 1-й танковой дивизии отмечалось, что
«ситуация со снабжением по-прежнему плохая. Продовольствия на вечерний приём пищи и на порции напитков не хватает. Запасов горючего нет вообще. Последние письма с полевой почты были получены шесть недель назад. Из-за перебазирования VIII авиакорпуса снабжение силами люфтваффе полностью прекратилось».
Таким образом, пропускная способность Старицкого и Волоколамского шоссе становилась критически важной для немецких соединений в районе Калинина. Некоторое время Волоколамское шоссе считалось более спокойным, так как не притягивало к себе огонь советской артиллерии, однако именно здесь немцев ожидал крайне неприятный сюрприз в виде неожиданно «восставшей из пепла» 21-й танковой бригады.
Израненные, но готовые драться
С ходу вступив в сражение за город, бригада уже в первые несколько дней боев понесла катастрофические потери. В сводке, направленной в штаб фронта, были приведены следующие данные о потерях в боевом и личном составе за 16–20 октября по состоянию на 10:00 21 октября:
«Потери личного состава:
Танковый полк: комначсостав, убито и пропало без вести – 8 человек; младший начсостав, убито – 3 человека; рядовой состав, убито – 3 человека, утонуло – 3 человека.
Разведывательная рота: младший начсостав – ранен 1 человек; рядовой состав – ранено 4 человека.
Управление бригады: начсостав, убито – 1 человек, ранено – 1 человек.
Стрелково-пулемётный батальон: пропало без вести – 254 человека, убито – 15 человек, ранено – 150 человек.
Потери материальной части:
Танков Т-34 – 21, из них затонул – 1 (район Селино), сгорели под Калинином – 3, подбиты на улицах Калинина – 7, подбиты и взорваны в районе Трояново – 3, подбиты в районе Напрудново – 2, подбит в районе Володино – 1, сгорел в районе Элеватора – 1, подбиты в районе Садыгино – 3, итого – 21, налицо в бригаде 8, из них боеспособных 2, остальные требуют ремонта.
Танки Т-60: сгорел – 1, налицо в бригаде – 9, все требуют ремонта.
Танки БТ: подбиты в районе Калинина – 3, налицо в бригаде – 19, все требуют ремонта».
После таких потерь бригада на протяжении нескольких дней была вынуждена приводить себя в порядок. При этом, несмотря на плачевное состояние матчасти, несомненным преимуществом соединения были опыт участия в боевых действиях, а также обученный и обстрелянный командный и личный состав.
Далеко не все подвижные части 30-й армии Калининского фронта имели такое преимущество. Например, 11-й мотоциклетный полк, прибывший в район боевых действий в середине октября, испытывал сложности даже с организацией перемещений вдоль линии фронта. В армейском журнале боевых действий от 29 октября присутствует следующая запись:
«11-й МЦП в 09:30 сосредоточился в Тургиново в составе 37 экипажей, остальные вышли из строя вследствие того, что водительский состав не овладел машиной».
Комментарии, как говорится, излишни.
Однако именно 11-й мотоциклетный полк, а также 2-й мотострелковый полк стали верными спутниками бригады полковника Скворцова в боях начала ноября. К этому моменту части 30-й армии получили от командования фронта оборонительные задачи, подразумевавшие, правда, осуществление частных наступательных действий.
Именно такие действия 21-й танковая бригада начала на Волоколамском и Тургиновском шоссе в районе Арисково – Каменка – Петрушино – Бурашево. 3–4 ноября подразделения бригады заняли ряд населённых пунктов вдоль дорог, использовавшихся немцами для тыловых перевозок в интересах 41-го моторизованного корпуса.
Как отмечалось в журнале боевых действий советской 30-й Армии, 3 ноября
«21-я ТБР со 2-м МСП… в течение дня вела бой с противником и к 18:00 овладела: 2-й МСП – сев. Каменка, МСБ 21-й ТБР – М. Куркино, мотоциклетная группа – Князево. Танки расположены вдоль шоссе. Дорога Калинин – Волоколамск находилась под огневым воздействием».
Танкисты отчитались об уничтожении шести автомашин с пехотой огнём из засад и четырёх станковых пулемётов в ходе боя.
Судя по журналу 41-го моторизованного корпуса, немцы не поняли, чего хочет добиться их противник:
«Имеет ли враг намерение прорваться через шоссе дальше на запад, остаётся неясным».
Однако записи от 3 ноября красноречиво свидетельствовали, что совместная контратака, предпринятая частями 6-й танковой и 129-й пехотной дивизий, полностью провалилась, а использование дороги по её прямому назначению стало затруднительным.
На следующий день, согласно журналу боевых действий 30-й Армии,
«21-я ТБР и 2-й МСП уничтожали противника, воспрещая движение по Волоколамскому шоссе», при этом «2-й МСП овладел Каменка, 21-й МСБ овладел шоссе в районе М. Куркино, 21-й ТП в засаде в лесу севернее М. Куркино».
5 ноября советскими частями была расстреляна немецкая автоколонна, уничтожены очередные четыре автомашины.
Немцы признали потерю транспортных средств и появление серьёзного препятствия для снабжения частей 41-го моторизованного корпуса – в документах неоднократно отмечалось, что дорога находится под огнём орудий и даже пулемётов. В журнале боевых действий 1-й танковой дивизии также упоминался «огонь вражеской артиллерии из района Петрушино».
Сведения о происходящем дошли даже до командующего группой армий «Центр» генерал-фельдмаршала фон Бока, который 6 ноября записал в своём дневнике:
«Противник нарастил силы на юго-востоке от Калинина, ведёт себя активно, даже вызывающе, и чуть ли не ежедневно предпринимает атаки в районе дороги Лотошино – Калинин».
Таким образом, командование вермахта оценило усилия частей Красной Армии по «удушению» соединений корпуса Моделя как весьма серьёзные. В качестве решения проблемы штаб 41-го корпуса предлагал выдвинуть к дороге усиленную полковую группу 162-й пехотной дивизии 27-го армейского корпуса, передовой отряд которой уже находился в районе боевых действий. Однако для прибытия пехотных частей требовалось время, да и первые атаки, предпринятые 8 ноября на советские позиции юго-восточнее «проблемного» участка Волоколамского шоссе, были отбиты подразделениями 20-го запасного полка.
Смена приоритетов
По всей видимости, именно в этот момент стратегические соображения в советских штабах возобладали над оперативными. Опасаясь нового большого наступления немецких войск на московском направлении (оно действительно было запланировано на середину ноября), командование Калининского фронта приняло решение перебросить бригаду Скворцова восточнее, ближе к Московскому шоссе. Согласно журналу боевых действий 30-й Армии, 8 ноября «части 21-й ТБР к 12:30 сосредоточились в районе Чуприяново, Старый Погост, Труново, Федосово и приступили к созданию противотанкового рубежа» с задачей в случае необходимости контратаковать противника.
Реакция немцев на развитие ситуации была вполне предсказуемой. Неспособность пехотных частей восстановить положение на шоссе заставила снова, как и в октябре, использовать проверенное средство в виде боевой группы 1-й танковой дивизии. В район развилки дорог у Селино был переброшен её мотоциклетный батальон, которому были приданы танковый взвод 1-го танкового батальона, батарея 73-го моторизованного артиллерийского полка, взвод 37-го батальона истребителей танков, взвод сапёров 37-го сапёрного батальона, отделение разведчиков дивизионного разведывательного батальона, а также санитарный взвод.
В ночь с 8 на 9 ноября эта группа сменила передовой отряд 162-й пехотной дивизии, а уже днём 9 ноября вошла в огневое соприкосновение с подразделениями 21-й танковой бригады и поддерживавшего её 2-го мотострелкового полка 30-й Армии.
Бои продолжались в течение двух дней. Немцы зафиксировали появление русских танков, что вполне могло соответствовать действительности – бригада направила для поддержки мотострелков один Т-34 и два БТ (помимо этого, 2-й МСП получил в качестве средства усиления два орудия ПТО и четыре миномета). В результате артобстрелов и коротких стычек разведгрупп советские части потеряли 9 ноября 17 человек, а 10 ноября – 12 человек убитыми и ранеными.
В итоге немецким частям удалось взять важный участок дороги под свой контроль. Боевая группа 1-й танковой дивизии отчиталась о подавлении советской артиллерии, «длительное время державшей шоссе под огнём». С другой стороны, позиции частей Красной Армии находились ещё достаточно близко от дороги.
Таким образом, командование Калининского фронта несколько раз нащупывало «ахиллесову пяту» 3-й танковой группы вермахта в виде крайне ненадёжных путей снабжения, однако удары по ней либо оказывались недостаточно сильными, либо их не удавалось (да и не планировалось) должным образом скоординировать.
Вполне возможно, что переброска более крупных сил в район Волоколамского шоссе могла бы дать советской стороне существенные преимущества, так как в условиях постоянных обстрелов «дороги Лотошино – Калинин» немцам на несколько дней пришлось переориентировать тыловые перевозки своих соединений на одну-единственную дорогу, ведущую из Старицы. С другой стороны, для этого потребовалось бы оголить какие-то участки и без того далеко не сплошной оборонительной линии.
В целом же, генерал Конев сделал правильный выбор, приказав своим войскам зарываться в землю на московском направлении. Уже через несколько дней им придётся сдерживать новое немецкое наступление на столицу.
Источники и литература:
- NARA. Т 314. R 980
- NARA. Т 315. R 26
- Бок Ф. фон. Я стоял у ворот Москвы – М.: «Яуза-Эксмо», 2006
- Заблотский А.Н., Ларинцев Р.И.
- Коломиец М.В. Первые танковые победы Сталина. Бронетехника в битве за Москву – М.: «Яуза-Эксмо», 2012
- http://pamyat-naroda.ru
Комментарии к данной статье отключены.