«Тупиковые ветви» в мировом танкостроении были далеко не редкостью. Чаще всего их появление оказывалось связано с деятельностью военных, которые никак не могли определиться со своими требованиями к перспективным образцам бронетехники. В результате появлялись танки, по многим параметрам выходящие за рамки исходного технического задания. Американцы не стали исключением из правил. Одну такую машину, Medium Tank M7, они даже умудрились стандартизировать. Этот танк создавался как легкий, но в конце концов был принят на вооружение как средний.
Легкий танк на вырост
Запуск Light Tank M2A4 в серийное производство отнюдь не означал, что американские военные на этом остановятся в своём стремлении к совершенствованию лёгких танков. 3 июня 1940 года Комитет по вооружению (OCM) подписал протокол №15864, согласно которому танки, планирующиеся к выпуску в 1941 году, должны были оснащаться бронёй толщиной 1,5 дюйма (38 мм). Работы по этому направлению закончились созданием Light Tank M3, основного американского легкого танка первой половины Второй мировой войны. Вместе с тем, эта машина являлась эволюционным развитием M2A4, а военные хотели получить и перспективную машину. Она должна была превосходить M2A4 и M3 во всем, и особенно это касалось защиты.
В январе 1941 года началась разработка спецификаций на новый танк. По общей компоновке он должен был стать развитием идей, реализованных в M2A4. Вместе с тем, уже по принятым 14 февраля спецификациям было понятно, что машина, получившая обозначение Light Tank T7, будет сильно отличаться от танка-предшественника. Достаточно сказать, что его боевая масса должна была составить 14 коротких (12,7 метрических) тонн, то есть почти на 1,5 тонны больше массы M2A4. При разработке машины ее создатели сделали ставку на литую конструкцию корпуса и башни. В значительной степени на это решение повлияли опытные работы по созданию M2A4 с литым корпусом и башней, проведенные осенью 1940 года.
Полноразмерный макет Light Tank T7 был подготовлен ко второй половине июня 1941 года. Хорошо заметно, что ориентировались его создатели не столько на Light Tank M2A4, сколько на Medium Tank M3. Особенно это заметно по конструкции башни, которую позаимствовали у среднего танка и чуть уменьшили в размерах. От зенитной башенки создатели нового танка отказались, но при этом в корме появилась установка зенитного пулемета. Влияние среднего танка можно легко проследить в конструкции установки курсовых пулеметов, люка механика-водителя и ряде других элементов.
Вместе с тем, хватало в конструкции T7 и оригинальных решений. По-иному оказалась выполнена подвеска, предполагавшая установку в качестве упругих элементов сдвоенных телескопических пружин для каждого опорного катка. Аналогичные упругие элементы предусматривались и для ленивцев. Подобная система позволяла автоматически поддерживать требуемое натяжение гусеничных лент. Еще одной особенностью машины стала трансмиссия, точнее, способ ее установки. Коробка передач вместе с соединённым с нею дифференциалом могла легко выниматься через люк, предусмотренной в лобовой части корпуса. Демонтаж заметно облегчался за счет рамы, на которой крепились КПП и дифференциал. Аналогичная рама-рельсы предусматривалась и для двигателя.
Первоначальное техническое задание предполагало, что после изготовления полноразмерного макета последует постройка двух опытных образцов T7. Впрочем, после обсуждения макета и спецификаций, состоявшихся 11 июля 1941 года, планы стали меняться. Рост аппетитов американских военных привел к тому, что в требуемую боевую массу конструкторам вписаться не удалось. Согласно расчетам, боевая масса T7 составляла 16 коротких (14,5 метрических) тонн. Как показало дальнейшее развитие событий, такая оценка роста боевой массы оказалась весьма оптимистичной.
В августе программа разделилась аж на 5 направлений. Light Tank T7 предполагалось изготовить со сварным корпусом и литой башней, подвеской VVSS и резино-металлическими траками шириной 412 мм. В качестве коробки передач предполагалось использовать автоматическую GM Hydramatic, работавшую с двигателем Continental W-760. T7E1 отличался клепаным корпусом и штампованной башней. В нём использовалась подвеска HVSS и резинометаллические траки шириной 362 мм. На этой машине предполагалось использовать гидротрасформатор Warner Gear. T7E2, как и макет, предполагалось делать с литой башней и корпусом, в паре с гидротрансформатором Warner Gear работал более мощный двигатель Continental R975. T7E3 должен был получить сварные корпус и башню, автоматическую коробку передач Detroit Gear и спарку дизельных двигателей Hercules DRXBS. Наконец, T7E4 со сварным корпусом и башней предполагалось оснащать, как и будущий Light Tank M5, коробками передач GM Hydramatic и спаркой моторов Cadillac Series 42.
Быстрее всего работы шли по проектам танков T7 и T7E1. Уже к концу 1941 года арсенал Рок-Айленд (Rock Island) начал сборку машин. К тому моменту на T7E1 было решено ставить другую силовую установку – дизельный мотор Guiberson T-1071 воздушного охлаждения. Вместо гидротрансформатора планировалось установить автоматическую коробку передач Livermore. Впрочем, T7E1 так до конца и не собрали. Дело в том, что использование заклёпок при сборке танков к тому моменту вполне резонно стало считаться вчерашним днем. По этой причине сборка T7E1 застопорилась.
T7 повезло больше: в январе 1942 года сборка танка закончилась. В целом машина вполне соответствовала макету, правда, её масса еще больше выросла. Сварным корпус оказался не полностью: часть его была выполнена с использованием литья. За прошедшие полгода взгляд американских военных на легкий танк T7 несколько изменился, рост его массы продолжился. В результате мощности двигателя Continental W-760 оказалось явно недостаточно. Фактически T7 построили только для того, чтобы сравнивать его с более совершенной машиной.
Из легких в средние
Одной из проблем, которая всё отчетливее вырисовывалась перед легкими танками того времени, являлось вооружение. В Департаменте вооружений прекрасно понимали, что толщина брони танков противника будет расти и дальше, а возможности 37-мм танковых пушек M5 и M6 были ограничены. Пушка калибра 75 мм для легкого танка в тот момент выглядела слишком большой, а подходящие варианты танкового вооружения с промежуточным калибром у американцев отсутствовали.
Помощь пришла из-за океана: как раз к лету 1941 года в Великобритании начались практические работы по установке в танки орудия калибра 57 мм. Разработка 6-фунтовой пушки шла тяжело, но потенциал у орудия был высокий. Неудивительно, что в июле 1941 года Гладеон Барнс, один из ключевых сотрудников Департамента вооружений, отдал распоряжение об установке такого орудия в Light Tank T7. Поскольку 6-фунтовое орудие было больше и тяжелее 37-мм танковой пушки, потребовалось переделывать под него башню. Её сделали трёхместной.
Замена орудия и переделка башни стали лишь началом изменений. Уже в ходе проектирования T7E2, T7E3 и T7E4 было принято решение изменить конструкцию верхней части корпуса. Ее сделали ниже на 18 см, одновременно значительно увеличивая наклон верхней лобовой части. Люки механика-водителя и его помощника теперь открывались вверх. Подобное решение заметно улучшило снарядостойкость при той же толщине брони.
Приоритетной в Департаменте вооружений решили выбрать программу T7E2. Именно его полноразмерный макет и построили в ноябре 1941 года. Возможно, наверху пришли к выводу, что Continental R975 являлся единственным двигателем, который мог обеспечивать танку при росте массы достойные характеристики.
Несмотря на то, что проект T7E2 находился в большем приоритете, работы по T7E3 и T7E4 продолжались. В целом эти танки должны были выглядеть очень похоже, с той разницей, что их корпуса и башни собирались методом сварки. Главной проблемой этих машин стал рост боевой массы. После того, как она преодолела планку в 20 тонн, стало ясно, что смысла в использовании их силовых установок нет. Работы по T7E3 и T7E4 сначала застопорились, а затем и вовсе прекратились.
В мае 1942 года, когда была закончена постройка Light Tank T7E2, выяснилось, что его боевая масса достигла 23,5 тонн. Танк все еще числился легким, но теперь это выглядело форменным издевательством. По совокупности характеристик машина превосходила английский крейсерский танк Crusader III, причем это касалось и броневой защиты.
В целом танк был похож на макет, но при этом появились некоторые изменения. Прежде всего, это касалось курсовых пулеметов: понимая, что из них достаточно сложно попасть куда надо, американские военные от спарки пулеметов отказались. На опытной машине, впрочем, сохранился выступ на месте, где поначалу предполагалось ставить курсовые пулеметы.
Если рассматривать T7E2 не как легкий танк, а как средний, коим он фактически являлся, ситуация выглядела очень неплохо. Обладая почти таким же двигателем, что и Medium Tank M4A1, машина оказалась на 7 тонн легче. Её максимальная скорость составила 62,4 км/ч, что и для легкого танка выглядело вполне достойно. Правда, в ходе испытаний выяснилось, что гидротрансформатор Warner Gear работает далеко не лучшим образом. Его пришлось заменить на гидротрансформатор Spicer. Хорошо показала себя ходовая часть, даже несмотря на то, что изначально она разрабатывалась для танка другой весовой категории. Не столь большой оказалась и разница в защищённости. Несмотря на то, что разница между толщиной лобовой брони T7E2 и M4A1 составляла 12,5 мм в пользу последнего, за счет больших углов наклона стойкость оказалась схожей. Еще одним плюсом машины стало сдвоенное управление.
Как ни странно, больше всего в новом танке американским военным не понравилось орудие. 6-фунтовая пушка обладала очень неплохими характеристиками. Вместе с тем, 43-калиберная версия этого орудия мало отличалась по характеристикам пробития от 75-мм орудия M3. Возникла вполне здравая идея поставить в орудийную установку T63 орудие M3. Макетные работы показали, что больших проблем переделка не вызовет. Так появилась орудийная установка T64, переделанная версия которой получила обозначение M47.
В начале августа 1942 года было принято решение поставить 75-мм орудие в T7E2, танк получил обозначение Light Tank T7E5. Легким T7E5 оставался недолго. Дело в том, что орудие оказалось не единственным изменением, которое планировали внедрять в его конструкцию. Толщина лобовой части башни увеличивалась до 51 мм, убирались пистолетные порты с ее бортов, появился новый механизм поворота башни. Эти и другие изменения привели к тому, что боевая масса танка выросла до 24,5 тонн. Дальше называть такой танк легким было просто нелепо, и 6 августа 1942 года OCM стандартизировала Light Tank T7E5 как Medium Tank M7.
В качестве подрядчика была выбрана International Harvester Corporation. Первые танки были собраны этой фирмой к 5 октября 1942 года. Самый первый M7 оказался очень похожим на T7E2, с той разницей, что были заварены его пистолетные порты и несколько изменилось навесное оборудование. В частности, появился большой забашенный ящик. Последующие машины получили специальные щитки, которые использовались для очищения опорных катков от грязи. В производстве эта конструкция продержалась, впрочем, недолго. Из-за подобных экспериментов машины установочной партии немного отличались друг от друга.
Серийное производство Medium Tank M7 оказалось совсем недолгим. Могильщиком машины оказался лишний вес. Конструкция корпуса и башни с большим количеством литых деталей стала причиной того, что боевая масса вырастала до 26 тонн, а максимальная скорость снизилась с 56 до 50 км/ч. Была предпринята попытка спасти танк, усовершенствовав культуру производства корпусов и башен, но особо это не помогло. Проблемы американцев не были уникальными: с очень похожими трудностями набора лишнего веса страдали советские тяжелые танки КВ-1 с литыми башнями.
Между тем, с июня 1942 года началось производство Medium Tank M4A3. На эти машины устанавливались 500-сильные двигатели Ford GAA. По подвижности серийные M7 и M4A3 оказались очень похожими, и бывший легкий танк потерял свой главный козырь. Было принято решение снять танк с производства. Всего International Harvester построила 13 танков, из которых официально заказчиком было принято 7.
Последней попыткой спасти танк стала программа установки в него двигателя Ford GAA. Танк с таким мотором должен был называться Medium Tank M7E1, но дальше проектных проработок дело на этом направлении не продвинулось. Формально работы по M7 закончились 20 января 1944 года, но фактически это случилось минимум полугодом ранее.
Столь печальная судьба легкого танка, ставшего средним, не означала, что для американского танкостроения он стал полным провалом. В ходе разработки танков семейства T7 американские инженеры отработали наиболее оптимальные решения, которые позже были применены на серийных машинах. Например, немного измененная башня T7E2 использовалась на бронеавтомобилях семейства T17. Более интересная история приключилась с моторно-трансмиссионной группой. С некоторыми изменениями она перекочевала на легкий истребитель танков GMC T70. Туда же отправилась система с рамами-рельсами и большим люком впереди. Одним словом, наработки не пропали даром.
Не состоявшийся ленд-лиз
Интересно, что в истории Medium Tank M7 есть и русский след. В январе 1943 года на Абердинский полигон прибыла группа советских специалистов. Целью поездки было ознакомление с M7. В рамках программы был показан фильм, посвященных ходовым возможностям машины, а также продемонстрированы его фотографии. Что касается самой машины, то ее показали без демонстрации ходовых возможностей. Несмотря на просьбы советской комиссии, никаких фотографий ей не передали. В роли консультанта выступал лейтенант Пайл, который являлся ведущим инженером полигона по испытаниям танка.
Похоже, что советских специалистов пытались ввести в заблуждение. К началу 1943 года судьба M7 была практически предрешена. Тем не менее, комиссии сообщили, что International Harverser приступила к производству этого танка. Также сообщалось, что M7 разрабатывалась по английской спецификации, чем и объяснялось наличие на T7E2 6-фунтовой пушки. Больше того, по словам Пайла, американские и английские военные были заинтересованы в скорейшем серийном производстве. Разумеется, это не соответствовало действительности.
Осмотрев машину и получив достаточный объем информации, советская комиссия вынесла свой вердикт. Двигатель R-975 был признан неудачным, поскольку работал на бензине с высоким октановым числом. Также критике подверглась конструкция кормового воздухозаборника. Он был выполнен таким образом, что через него спокойно кидалась граната или бутылка с зажигательной жидкостью. Вместе с тем, достоинств у M7 комиссия нашла куда больше. Общую конструкцию корпуса и башни советские специалисты признали удачной, преимуществом посчитали и невысокий силуэт. В плюсы записали высокую удельную мощность, невысокое удельное давление на грунт, простоту управления и легкий демонтаж двигателя, а также трансмиссионной группы. При условии установки дизельного двигателя и переделки воздухозаборника этот танк, по мнению советских специалистов, становился лучшей американской боевой машиной своего времени.
В следующий раз с M7 советские военные столкнулись летом 1943 года. В июле был составлен подробный отчет о том, какие танки в настоящее время производятся либо разрабатываются в США. В документе было сделано следующее заключение:
«Новый средний танк М7 в настоящее время проходит испытания, но результаты таковых еще неизвестны. Очевидно, что танк не является удачной моделью среднего танка, ибо превратился в таковой совершенно случайно (перетяжеленная модель легкого танка). Подвеска танка, безусловно, будет часто выходить из строя в виду того, что в основе своей она взята от легкого танка и данная ей нагрузка в 25 тонн будет слишком велика.
Замечательной особенностью танка является то, что и мотор, и коробка перемены передач с трансмиссией поставлены на специальные роликовые подвижные рамы. Если мотор вышел из строя, его легко можно будет отремонтировать на месте. Для этого необходимо будет только откинуть броневые листы корпуса вверх и вниз, выдвинуть мотор на раме в предельное заднее положение и доступ к нему будет открыт полностью.
Инженеры нашей Закупочной Комиссии осмотрели данный танк и дали о нем хорошее заключение».
Как можно заметить, советские специалисты проявили интерес не ко всему танку, а к его отдельным узлам. Вероятнее всего, речь шла о покупке нескольких экземпляров M7, предназначенных для изучения. Закупки, впрочем, так и не произошло. К тому моменту американские военные на M7 уже давно поставили крест.
Источники и литература:
- Материалы NARA
- Материалы ЦАМО РФ
- Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992
Комментарии к данной статье отключены.