Австралия имеет богатые и славные традиции мореплавания, начиная со времён таких бесстрашных первопроходцев, как Тасман и Кук. Судьба «Зелёного континента» и его обитателей самым тесным и неразрывным образом связана с морем – торговлей, морским транспортом, военным флотом. Морской истории страны посвящён специализированный музей в Сиднее, коллекция которого во многом затрагивает и военное дело.
Музей в гавани Дарлинг-Харбор
История Австралии тесно связана с морем. Исследования, а затем и колонизация австралийских берегов голландцами и англичанами в XVII-XVIII веках проводились блестящими мореплавателями своего времени. Ключевым событием в истории страны стало прибытие сюда в январе 1788 года так называемого Первого флота – британские каторжники, доставленные на его кораблях, основали первое постоянное поселение европейцев на австралийских землях. В XIX веке морские коммуникации формировали многонациональное общество и экономику страны, а в мировых войнах ХХ века ярко показал себя австралийский военно-морской флот.
Хранителем исторического наследия, связывающего «Зелёный континент» с морями и океанами, является Австралийский национальный морской музей (Australian National Maritime Museum), расположенный в Сиднее и открытый в 1991 году. Местонахождение музея неслучайно – ведь Сидней был основан моряками и каторжниками Первого флота, став своего рода морской столицей Австралии. Долгое время этот город являлся ключевым портом австралийских колоний, а затем стал важнейшей военно-морской базой независимой страны.
Экспозиция Австралийского национального морского музея посвящена различным аспектам истории мореплавания в водах «Зелёного континента» – роли воды в традициях аборигенов, европейским первооткрывателям Австралии, морским путям иммиграции в страну и, конечно же, прошлому и настоящему Королевского австралийского военно-морского флота. Одним из самых ценных сокровищ музея является коллекция из шестнадцати кораблей и судов, среди которых выделяются бывшие боевые единицы Королевского австралийского ВМФ. Это эсминец «Vampire» типа «Daring», дизель-электрическая подлодка «Onslow» типа «Oberon» и сторожевой катер «Advance» типа «Attack».
Австралийский национальный морской музей находится в сиднейской гавани Дарлинг-Харбор – удобнее всего туда добраться рейсовым паромом от центральной пристани. Заодно в пути можно насладиться потрясающими морскими видами на Сити, Сиднейский оперный театр и мост Харбор-Бридж. Стоимость полного билета с посещением музейных кораблей составляет 32 австралийских доллара. Стоит учесть, что корабли могут быть закрыты для осмотра из-за проведения ремонтных работ, специальных программ и т. д.
Музейная экспозиция
Музей находится в современном здании на берегу гавани. Подплывая к Дарлинг-Харбор на пароме, невозможно не заметить и саму постройку, и ошвартованный рядом с ней «исторический флот». Постоянные экспозиции музея в здании состоят из ряда тематических залов, раскрывающих отношения австралийцев с морем и мореплаванием. Залы выстроены в приблизительном хронологическом порядке – от контактов с морем австралийских аборигенов до создания национального военно-морского флота в ХХ веке.
«Эора: первые люди» – экспозиция, посвящённая морю в культуре коренного населения Австралии. В отличие от обитателей островов Тихого океана, австралийских аборигенов нельзя было назвать искусными мореплавателями, и всё же, морская стихия играла важную роль в жизни племён, обитавших на побережье, найдя отражение в их мифологии и культуре.
«Мореплаватели» – история открытия Австралии европейцами в XVII-начале XIX веков. В экспозиции показан долгий путь от первых смутных представлений о «Terra Australis Incognita» (Неведомой Южной Земле) до научных экспедиций, позволивших начать планомерную колонизацию континента. Конечно же, в центре внимания находятся плавания капитана Кука, но не забыты и малоизвестные страницы – например, важные открытия голландцев в XVII веке и плавания французов к австралийским берегам.
«Пассажиры» – рассказ о морских путешествиях в Австралию в XIX-XX веках. Эта тема является крайне важной и для истории страны, и для национального самосознания австралийцев. Страна возникла и сформировалась благодаря постоянному притоку мигрантов, а до середины ХХ века единственным способом попасть в Австралию было именно морское путешествие. Экспозиция ярко показывает то, как люди из Европы и Азии достигали «Зелёного континента» – на тесных и тихоходных судах парусной эпохи и комфортабельных лайнерах ХХ века.
«Военно-морской флот» – рассказ о морской службе, её истории и традициях. Здесь показано развитие Королевского австралийского ВМФ от маленьких колониальных флотилий XIX века до первоклассных современных сил, оснащённых передовым оружием и техникой. В экспозиции представлены ценные исторические памятники различных времен, освещено участие австралийских военных моряков в Первой и Второй мировых войнах, различных локальных конфликтах. Благодаря интерактивной экспозиции посетители (в том числе, дети) могут почувствовать себя в роли военных моряков (например, подводников). Интересной частью экспозиции являются витрины, посвящённые трём кораблям разных поколений, носившим название города Сидней – лёгкому крейсеру, лёгкому авианосцу и ракетному фрегату.
Австралийский национальный морской музей активно занимается выставочной работой, предлагая совместные проекты с другими музеями Австралии и выставляя на своих площадях зарубежные экспозиции. Важным направлением является работа с детьми – музей во многом адаптирован для семейного посещения. Наконец, нельзя не похвалить музейный магазин впечатляющих размеров и ассортимента.
«Музейный флот»
Снаружи здания музея находится отдельный экспозиционный комплекс «Action Stations!» («По местам!»), объединяющий три боевых корабля – эсминец, подлодку и сторожевой катер. Специальный павильон знакомит посетителей с различными аспектами войны на море – вооружением и тактикой кораблей, морскими специальностями и т. д. Созданные для экспозиции фильмы показываются на больших экранах, повествуя о боевой работе эсминца и подлодки на примере музейных кораблей. Задача павильона заключается в своего рода подготовке гостей к визиту на бывшие боевые единицы Королевского австралийского ВМФ.
Эсминец «Vampire» типа «Daring» был построен на верфи Cockatoo Island Dockyard в Сиднее в 1952–1956 годах и введён в строй в 1959 году. В 1986 году корабль вывели из состава флота, а после открытия Национального морского музея передали ему. Полное водоизмещение в 3888 т делает «Vampire» самым крупным музейным кораблем в Австралии. Примечательно, что «Vampire» и два его систершипа представляют последнее поколение артиллерийских кораблей австралийского ВМФ (их основным вооружением были три башни со сдвоенными 113-мм универсальными орудиями).
В 1964–1966 годах «Vampire» действовал в водах Малайзии во время индонезийско-малайзийского пограничного конфликта, в котором Великобритания и Австралия поддерживали малайцев. С 1965 по 1972 год эсминец регулярно сопровождал транспортные суда, шедшие в Южный Вьетнам, где находился австралийский воинский контингент (непосредственного участия в боевых действиях корабль не принимал). В 1976 году «Vampire» участвовал в торжествах по случаю 200-летия США, а в 1977 году охранял королевскую яхту во время визита Елизаветы II в Австралию. Наконец, в 1980–1986 годах эсминец использовался в качестве учебного корабля.
Дизель-электрическая подлодка «Onslow» типа «Oberon» строилась на верфи Scotts Shipbuilding and Engineering Co в Гринок (Шотландия) в 1967–1968 годах и вошла в состав австралийского флота в 1969 году. Прослужив ровно тридцать лет, она была выведена из строя и передана музею. Субмарина имеет полное водоизмещение в 2030 т и вооружена шестью 533-мм торпедными аппаратами, приспособленными для стрельбы управляемыми торпедами Mk.48 и противокорабельными ракетами UGM-84 Harpoon. «Onslow» стала одной из шести подлодок типа «Oberon», заказанных Австралией.
До конца 90-х годов субмарины типа «Oberon» являлись основными боевыми единицами подводных сил Королевского австралийского ВМФ. На протяжении службы «Onslow» участвовала в многочисленных учениях в Тихом океане, в том числе, совместно с кораблями американского, британского и новозеландского флотов. На учениях «Kangaroo 3» в 1980 году подлодка отличилась тем, что ей засчитали уничтожение семи условных целей (американских и австралийских кораблей). Незадолго до списания, в 1998 году на учениях RIMPAC, «Onslow» «потопила» американский атомный авианосец «Carl Winson», незаметно сблизившись с ним на 300 м.
Сторожевой катер «Advance» типа «Attack» – построен в 1967 году на верфи Walkers Limited в Мариборо (штат Квинсленд), введен в строй в 1968 году. Выведен из состава флота в 1988 году, а позднее передан музею. Катер имеет полное водоизмещение в 148 т, вооружён одной 40-мм автоматической пушкой Bofors и двумя 12,7-мм пулемётами. «Advance» является представителем большой серии из двадцати сторожевых катеров, строившихся в 1965–1985 годах для охраны северной морской границы Австралии. Пять катеров достались появившемуся в 1975 году государству Папуа-Новая Гвинея, еще восемь – были переданы Индонезии.
Большую часть службы «Advance» провёл, базируясь в Дарвине (Северная территория) и выполняя типичные для своего класса задачи (охрана морской экономической зоны Австралии; борьба с нелегальной ловлей рыбы; патрулирование побережья). Ярким эпизодом службы этого катера стало слежение в 1968 году за советским траулером, подозревавшимся австралийским морским командованием в шпионаже. В 1974 году катер пережил катастрофический по силе циклон «Трейси», практически полностью уничтоживший город Дарвин. Наконец, в 1979 году «Advance» использовался при съёмках популярного в Австралии телесериала «Сторожевой катер».
Среди экспонатов «музейного флота» также стоит отметить MB172 – элегантный служебно-разъездной катер 1937 года постройки водоизмещением в 10 т. В годы Второй мировой войны он использовался в военно-морской базе Мельбурна, а затем (до конца 70-х годов) находился в распоряжении Колледжа Королевского австралийского ВМФ. После долгих лет хранения на берегу MB172 достался музею. Этот интересный образец морской техники середины ХХ века пребывает в ходовом состоянии и может использоваться для транспортировки сотрудников и гостей музея.
Среди других судов музейной коллекции стоит упомянуть паровую яхту «Ena» 1900 года постройки (в годы Первой мировой она использовалась как мобилизованный сторожевой корабль), плавучий маяк CLS-4 «Carpentaria» 1917 года постройки (использовался в заливе Карпентария в годы Второй мировой войны) и вьетнамский рыболовный катер «Tu Do», на котором в 1977 году до Австралии добрался 31 беженец из южного Вьетнама. Привлекают внимание посетителей и два крупных парусных судна. Одно из них – аутентичный барк «James Craig» 1874 года постройки, второе – построенная в 1988–1993 годах копия барка «Endeavour», прославленного исследовательского судна капитана Джеймса Кука. Примечательно, что оба парусника находятся в мореходном состоянии.
Австралийский национальный морской музей не является специализированным музеем истории войн на море. Эту роль играет Музей Королевского австралийского ВМФ, находящийся в Сиднее на военно-морской базе Гарден-Айленд. Тем не менее, каждый интересующийся морскими силами Австралии найдет в гавани Дарлинг-Харбор много интересного для себя. К тому же, Национальный морской музей рассчитан на самую широкую аудиторию и постоянно предлагает посетителям что-то новое.
Все фотографии, приведённые в статье, сделаны автором. При написании статьи использовались материалы из экспозиции Австралийского национального морского музея, а также официального сайта музея (http://www.anmm.gov.au/).
Комментарии к данной статье отключены.