Турецкий воин XVI—XVII веков, реконструкция. Воин носит характерный шлем тюрбанного типа с бармицей и кольчато-пластинчатый доспех, защищавший бёдра и руки до локтя. Кольчужные набедренники с пластинчатыми вставками и высокие сапоги говорят о том, что перед нами спешившийся всадник. Через грудь проходит ременная шлея, на которой подвешен заброшенный за спину круглый щит. Также за спину заброшены налуч с натянутым луком и колчан со стрелами. В руке воин держит саблю, за пояс заткнут кривой кинжал.
Кольчуга XVI—XVII веков, набранная из очень мелких колец. Они собраны методом панцирной клёпки «на шип». Характерной чертой кольчуги является стоячий воротник, в который мастер вплетал кожаный ремешок. Половины горлового разреза соединялись друг с другом при помощи бронзовых крючков и петель.
Кольчато-пластинчатый доспех (юшман), принадлежавший правителю Ширвана Халилу-улле I (1418—1464)
Кольчато-пластинчатые доспехи XVI—XVII веков: бехтерец (от перс. behter) и юшман (от перс. djaw-shan). Основу обоих доспехов составляет кольчуга, в которую вплетены горизонтальные металлические пластины.
В бехтерце (слева) пластины меньшего размера набираются в вертикальные ряды, при этом каждая пластина на треть перекрывает соседнюю. В некоторых доспехах число пластин могло доходить до полутора тысяч.
В юшмане (справа) использовались более крупные пластины. Такой доспех (турецкое название zirh gomlek) не только обладал более высокими по сравнению с кольчугой защитными свойствами, но и давал возможность мастеру-оружейнику проявить свою фантазию при декоративной отделке пластин.
Декоративное оформление железных пластин юшмана турецкой работы XVI—XVII веков
Зерцальный доспех XVII века. Доспех состоял из крупных металлических пластин, соединявшихся друг с другом кольчужной тканью. Центральный компонент доспеха, как правило, представлял собой круглую выпуклую пластину, от формы которой происходит русское название такого доспеха — «зерцало». По-турецки этот доспех назывался zirh gogusluk. Зерцальный доспех носили поверх кольчуги или мягкой набивной одежды.
Байдана XVII века. Изготавливалась из крупных — 15 мм в диаметре, — плоско раскованных колец в виде шайб. Крупные кольца байданы вырубали из железного листа, затем им придавали слегка выпуклую форму, повышавшую их прочность. Окружность кольца обычно использовали для украшений или надписей. Этот доспех надёжно защищал своего владельца от скользящих сабельных ударов, но из-за большого диаметра колец легко пробивался колющим оружием. По этой причине байданы, как правило, носили поверх кольчуги или мягкого доспеха.
Турецкий шлем XV—XVI веков. Основа шлема изготовлена из органических материалов (рога, кости или даже дерева), сверху обтянута кожей и затем шёлком.
Шлем тюрбанного типа второй половины XV — XVI века. Характерными признаками этого шлема являются высокая тулья, глубокие надбровные вырезы и стальная стрелка, играющая роль наносника (в данном экземпляре не сохранилась). Такое название этот тип шлема получил благодаря характерной форме своего купола, напоминающего тюрбан. Первоначально появившись в Иране, около середины XV века эта форма шлема широко распространилась среди мамлюков и турок-османов.
Бронзовый позолоченный шлем XVI века, принадлежавший Великому визирю Хадиму Синану-паше. Шлем снабжён назатыльником и парой нащёчников. Стальная стрелка, зажатая винтом, могла опускаться для защиты лица. Трубка рядом с ней использовалась для крепления султана из перьев.
Турецкий железный шишак XVI—XVII вв. Название шлема происходит от турецкого çiçak — «шлем». Шлем имел высокую тулью и навершие сфероконической формы. Сверху купола крепилось небольшое металлическое украшение в виде шишки. Лицо защищалось сверху плоским козырьком, сквозь прорезь которого проходила скользящая вниз носовая стрелка. Для защиты с боков к нижней части тульи на шарнирах, реже на ремнях, прикрепляли науши. Навершие шлема украшено рёбрами, придающими ему дополнительную жёсткость. Тулья покрыта гравированным орнаментом, чередующим растительные узоры с арабской вязью.
Музейная коллекция включает большое количество европейских шлемов и доспехов XV—XVII веков. Это были либо дипломатические подарки, либо трофеи, захваченные на поле боя. Данный экземпляр представляет собой шишак итальянской работы XVI века, изготовленный по образцу современных ему турецких шлемов.
Щит-калкан XVI—ХVII вв. Калкан имел диаметр 50—70 см и изготавливался из гибких прутьев ивы и лозы, выложенных по спирали и соединённых сплошной оплёткой из разноцветных нитей. Щит имел выпуклую, коническую форму, в центре поля находился железный умбон. Изнутри его обтягивали набивной тканью и украшали. В результате получалась лёгкая и прочная конструкция, одновременно нарядная и доступная. Во время боя калкан держали кистью за ременные лямки на внутренней поверхности щита.
Бронзовое позолоченное лошадиное наголовье второй половины XVI века
Сабля, принадлежавшая султану Сулейману Великолепному (1520—1566). Турецкие сабли XVI—XVII веков имели клинок длиной от 90 до 100 см, с небольшим выраженным изгибом лезвия в верхней трети. Клинок сабли с правой стороны украшен арабской вязью, в которой содержится изречение из Корана и благопожелания владельцу оружия. Надпись выполнена золотом техникой проволочной инкрустации. Сабельное перекрестье и ножны богато украшены позолотой.
Сабельная полоса XVIII века. В сравнении с предыдущим экземпляром она имеет более короткий (70—75 см) и широкий (4,5—5 см), круто изогнутый клинок. В последней трети перед остриём клинок расширяется, образуя елмань. Эта деталь предназначалась для придания большей тяжести рубящему удару за счет инерции движения клинка. Верхняя кромка лезвия затачивалась, его длина достигала трети рабочей части клинка. Материалом для клинка служила высококачественная булатная сталь.
Турецкие сабли XVII—XVIII веков, т.н. киличи (от турецкого kılıç)
Турецкие ятаганы XVIII—XIX веков. Ятаган имеет слегка изогнутый однолезвийный клинок длиной 60—80 см и шириной 2,5—6 см. Клинок ятагана не имеет долов и сохраняет одинаковую ширину по всей длине. Отличительной особенностью является отсутствие перекрестья. Характерно также расширяющееся навершие в форме пары «ушей». Такая форма навершия полукольцом охватывает кисть на рукояти и не позволяет оружию выскользнуть из руки при рубящем ударе.
Европейские мечи XV века. Большинство этих мечей происходит из мамлюкского арсенала в Александрии. На многих из них наряду с европейскими клеймами имеются арабские надписи, определяющие их принадлежность султану или кому-либо из его подчинённых. На втором справа и на четвертом клинке имеется надпись от имени мамлюкского султана Барсбея (1422—1438). Меч в центре принадлежал аль-Мухаммеду, одному из его командиров.
Мамлюкские железные булавы XV века
Турецкий сложносоставной лук XVIII века. С появлением огнестрельного оружия такие луки постепенно утратили военное значение и сохранились в качестве спортивного оружия. Сложносоставной лук складывался из нескольких различных компонентов, собранных вместе на деревянной основе. Снаружи он был оклеен берестой, ярко расписан и покрыт несколькими слоями лака для защиты от влаги.
В ненатянутом виде лук имел рекурсивную форму, т.е. его рога выгибались наперед. Будучи натянут, лук обладал огромной мощностью, позволявшей искусному стрелку посылать из него стрелу на 400—550 м, при прицельной дальности в 150 м. На этом расстоянии стрела из такого лука обладала силой, позволявшей ей пробивать кольчугу.
Отдельные части лука изготовлены из различных слоёв древесины. Кроме того, с наружной стороны плечи лука покрыты роговыми пластинами, а изнутри проклеены толстым слоем сухожилий. Ввиду сложности конструкции процесс изготовления лука продолжался от одного года до трёх лет.
Последним этапом сборки сложносоставного лука была сушка в согнутом виде. В результате лук имеет рекурсивную форму, т.е. в ненатянутом виде его рога выгнуты в противоположную от стрелка сторону. Соответственно, натяжение лука требовало от стрелка приложения силы, эквивалентной поднятию 50—75 кг веса.
Саадак для лука, XVIII век. Благодаря сложной конструкции турецкий лук можно было носить в натянутом виде в течении длительного времени, не боясь, что он утратит свою упругость. С этой целью использовался саадак —плоский футляр треугольной формы, который подвешивался к поясу слева.
Для изготовления стрел использовался камыш, тростник, высушенная древесина ели, тополя или берёзы. Оперенье изготавливалось из гусиных перьев. Наконечники имели различную форму в зависимости от дальности стрельбы и характера поражаемой цели. При «монгольском» захвате тетива лука натягивалась большим пальцем, на который лучник надевал костяное или роговое кольцо.
В верхней части фото представлен навак — роговой жёлоб, который лучник носил на большом пальце или на запястье левой руки. Это приспособление позволяло стрелять более короткой и лёгкой, чем обычно, стрелой, увеличивая тем самым дальность выстрела.
Кожаный колчан для стрел с крышкой сверху, XVIII век. Стрелы с наконечниками разных типов носились в колчане наконечниками вверх, чтобы лучник мог выбрать нужную. Соответственно, нижняя часть колчана делалась несколько шире верхней, чтобы сохранить от повреждения оперенье стрел. Колчан носили на том же поясе, что и саадак с луком, с правой стороны.
Мощность сложносоставного лука придавала стреле огромную силу и позволяла стрелять из такого лука дальше и поражать цель с бо́льшим эффектом в сравнении с луком простой конструкции. На фото виден пробитый стрелой бронзовый колокольчик и донышко стеклянного стакана.
Дротики и колчан-джерид, в котором их хранили. Такие дротики прежде всего были оружием всадника. Колчан с несколькими дротиками подвешивался к седлу. Всадник бросал дротики с небольшого расстояния, на скорости проносясь мимо цели. Благодаря тонкому четырёхгранному наконечнику оружие имело огромную пробивную силу, перед которой не мог устоять ни щит, ни кольчуга. Постепенно состязания в метании дротиков окончательно превратились в чисто спортивное развлечение.
Траншейный мушкет турецкой работы с кремневым замком, вторая половина XVIII века. Как ствол мушкета, так и деревянное ложе богато украшены инкрустацией.
Навершия бунчуков и штандартов XVII—XVIII веков. Бунчук представлял собой деревянное древко, на вершине которого укреплялись хвосты из конских волос — черных, белых и красных. Их носили перед высокопоставленными военными и гражданскими чиновниками. Количество носимых бунчуков определяло их статус.
В музее устраивается представление с участием оркестра янычар «Мехтер» (среда — воскресенье с 15 до 16 часов). Турки одними из первых в Европе оценили значение музыки для поднятия духа своих войск и уделяли её организации самое пристальное внимание. Участники представления облачены в одежду, которую носили музыканты военного оркестра, и исполняют военную музыку на репликах инструментов XVII—XVIII веков. Оригиналы инструментов можно увидеть в соответствующей части экспозиции музея.
Турецкое орудие, использовавшееся при взятии Константинополя в 1453 году. Вес орудия 11 т, длина ствола 3,46 м, калибр 37 см. Орудие состоит из двух частей. Длина его пороховой камеры 170 см, длина ствола 165 см. Оно стреляло каменными ядрами весом 218 кг на расстояние до 1 км.
Комментарии к данной статье отключены.