Ещё до Второй мировой войны форт Эбен-Эмаэль стал самым знаменитым бельгийским укреплением и воплощением оборонной мощи этой страны. Иногда его называли самой сильной крепостью в мире, способной остановить любого захватчика. О том, как строилось это грандиозное сооружение, из чего оно состояло и какие задачи ставились перед ним, расскажет эта статья.
Форт над каналом
Решение о строительстве форта Эбен-Эмаэль было принято в 1932 году, вскоре после достройки канала Альберта, названного так по имени бельгийского короля, правившего страной с 1909 по 1934 год. Канал соединял реку Маас с рекой Шельда (у Антверпена), а заодно являлся важным элементом оборонительной системы, прикрывавшей Бельгию с севера. В районе Маастрихта канал огибал «язык» голландской территории вдоль западного (левого) берега Мааса. Чтобы провести его, строителям пришлось буквально разрезать гору Сен-Петер, получив таким образом великолепный противотанковый ров с почти отвесными скальными стенками высотой до 40 м.
Эбен-Эмаэль входил в состав «Первой Льежской укреплённой позиции» и располагался на плато Эрве у развилки канала Альберта. Здесь одна ветвь канала отходит на запад, а другая тянется на север параллельно реке Маас, соединяясь с ней чуть выше Маастрихта. Это место являлось уязвимой точкой бельгийской обороны: Маастрихт принадлежал Голландии, которая не возводила укреплений по своей восточной границе. Поэтому артиллерия Эбен-Эмаэля не только прикрывала северный фланг «Льежской укреплённой позиции», бельгийские мосты через канал и Маас, но и могла обстреливать мосты и железнодорожный узел в голландском Маастрихте.
Несколько позднее были достроены три других форта, которые располагались южнее и ближе к германской границе: Баттис (аналог Эбен-Эмаэля), а также более мелкие Обин-Ньифшато и Транкемон. Пятый форт (Сюньё-Ремушам) построен так и не был. Одной из косвенных задач возведения фортификаций являлась борьба с безработицей – строительство требовало множества рабочих рук. Строительство всех четырёх фортов обошлось бельгийскому военному бюджету в 250 млн франков. Кроме того, было модернизировано кольцо из двенадцати старых фортов, построенных вокруг самого Льежа ещё в конце XIX века. В итоге с юга огневую поддержку Эбен-Эмаэлю могли оказать старые артиллерийские форты Понтисс и Баршон (в совокупности – два 150-мм, три 105-мм и восемь 75-мм орудий), с юго-востока – четыре 75-мм орудия нового форта Обин-Ньфшато.
Эбен-Эмаэль не походил на крепость со стенами и башнями – это была сложная система углубленных в землю бункеров, дотов и огневых точек. Снаружи он представлял собой частично покрытый лесом плоский известняковый холм, обведённый противотанковым рвом и эскарпом. Холм возвышался над уровнем Мааса на 60 м, в нем были выбиты штольни для казарм, складов боеприпасов и продовольствия, электростанции и штабных помещений, а также шахты с лифтами и галереи, ведшие к внешним бункерам и наблюдательным позициям.
Внутри форт имел три уровня. На нулевом (45 м ниже поверхности) находились жилые помещения для 1200 солдат, а также системы жизнеобеспечения: кухня, душевые, лазарет, спальни, столовая (в общей сложности около 30 отсеков). Первый (промежуточный) уровень располагался на глубине 25 м и состоял из галерей, дававших доступ ко всем боевым установкам форта. Общая длина галерей составляла 5500 м, для передвижения по ним офицеры использовали велосипеды. Здесь же находились электростанция, запасы горючего, склады снабжения и боеприпасов, командно-штабные помещения. Второй уровень представлял собой несколько вертикальных стволов длиной от 18 до 25 м, ведших в артиллерийские казематы и подбашенные отделения. Для подъёма боеприпасов и предметов снабжения использовались лифты, ими же могли пользоваться офицеры (рядовой состав был обязан использовать только лестницы).
В плане форт имел форму вытянутого треугольника с выпуклым основанием, состоявшим из двух фасов (юго-восточного и юго-западного), расположенных под небольшим углом. Длина форта с севера на юг составляла 950 м, ширина с запада на восток – 750 м, площадь – около 75 га.
Длинную северо-восточную грань форта образовывал склон «разреза Кастер», где протекал канал Альберта; большую часть северо-западной грани прикрывал противотанковый ров, наполнявшийся водой из реки Геер. Южная часть форта была обведена сухим противотанковым рвом глубиной 4 м с бетонированными стенками. Эта защита дополнялась противотанковыми препятствиями и заграждениями из колючей проволоки глубиной до 6 м.
Внешние укрепления форта: 2-я батарея
По периметру форт прикрывали шесть долговременных огневых сооружений с амбразурами как фронтального, так и флангового огня; часть из них имела два яруса. Эти сооружения именовались «блоками», каждый из них оснащался одной или двумя 60-мм противотанковыми пушками, пулемётами и прожекторами. Блоки нумеровались по часовой стрелке.
Блок I располагался в юго-восточной части форта и прикрывал ворота в подземную часть крепости. Рва здесь не было, блок прикрывался лишь эскарпом и проволочными заграждениями. Блок I имел два яруса и оснащался двумя 60-мм противотанковыми пушками, тремя пулемётами (два из них – в амбразурах флангового огня, с перекрытием подхода к соседним блокам), а также двумя прожекторами. Верхнее перекрытие прохода в крепость имело специальные отверстия для метания гранат. В верхней части бетонного сооружения находился бронированный наблюдательный купол для обзора окружающей местности. Блок обороняли 28 бойцов, в том числе, 5 унтер-офицеров.
Бронированный купол имел высоту 1,5 м, толщину 200 мм и весил 6,7 т. Его внутренний диаметр составлял 80 см, что давало возможность размещаться здесь лишь одному человеку. Прожектора были двух типов (большой и малый) и размещались во вращающихся бронированных цилиндрах, опускаясь под бетон во время артиллерийского обстрела.
Блок II располагался в 200 м к северу от Блока I на северо-западной стороне форта, от него до канала Альберта тянулся ров, наполненный водой. Блок также был вооружен двумя 60-мм противотанковыми пушками и тремя пулемётами (в том числе, двумя, предназначенными для ведения флангового огня в сторону канала и Блока I). Кроме того, здесь имелись два прожектора, бронированный наблюдательный купол и небольшой выход для проведения вылазок. Расчет блока составлял 26 бойцов, в том числе, 4 унтер-офицера.
Блок III должен был находиться на северной оконечности крепости, но его так и не построили из-за трещин, обнаружившихся в известняковом массиве. Блок заменили два бункера, выходившие на канал Альберта – «Канал-Норд» и «Канал-Зюд». Последний находился у самой развилки канала вне периметра крепости, хотя был связан с ней подземной галереей. Оба бункера имели два яруса и были встроены в стенку «разреза Кастера» возле самого уреза воды. Эти сооружения представляли собой доты флангового огня и фактически являлись капонирами, контролировавшими створ канала и неуязвимыми от огня с противоположного берега.
Каждый бункер вооружался одной 60-мм противотанковой пушкой, прожектором и тремя пулемётами, однако сооружения-«близнецы» имели зеркальное устройство. У бункера «Канал-Норд», включённого в периметр обороны форта, пушка, прожектор и один из пулемётов были направлены на север (в сторону деревни Канне и моста в ней); у бункера «Канал-Зюд» пушка и пулемёт стреляли на юг (в сторону Мааса и шлюзов Ланнай). Соответственно, 800-метровое пространство между бункерами простреливалось двумя пулемётами с каждой стороны. Сверху каждый бункер имел броневой наблюдательный купол, несколько отличавшийся от прочих и имевший амбразуру для стрельбы из ракетницы или автоматической винтовки. Расчет одного бункера состоял из 20 человек, в том числе, 3 унтер-офицеров.
Блок IV располагался в середине юго-восточного фаса крепости и являлся типичным одноярусным капониром с амбразурами на обе стороны для стрельбы вдоль противотанкового рва. Он был вооружён двумя 60-мм противотанковыми пушками, двумя пулемётами, двумя прожекторами, и также имел на крыше броневой наблюдательный купол. Его расчет состоял из 26 бойцов, в том числе, 4 унтер-офицеров.
Блок V находился на южном углу форта и также являлся капониром, однако имел всего одну 60-мм пушку, вместе с пулемётом стрелявшую вдоль противотанкового рва на запад; на восток вел огонь только один пулемёт. Здесь также имелся прожектор и броневой купол, расчет состоял из 17 бойцов, в том числе, 3 унтер-офицеров.
Блок VI находился в юго-западном углу крепости (в 100 м от Блока I), завершая её периметр; здесь заканчивался противотанковый ров. Он был вооружён двумя 60-мм противотанковыми орудиями, двумя пулемётами и прожектором, но мог вести огонь только в одном направлении – в сторону Блока I, усиливая его защиту. Расчет блока состоял из 20 человек, в том числе, 3 унтер-офицеров.
Все пять блоков и два бункера составляли 2-ю батарею форта (оборонительную). Кроме того, в неё входили два пулемётных блокгауза («Ми-Зюд» и «Ми-Норд») и отдельный артиллерийский блок 01, лежавший вне периметра крепости.
Оба пулемётных блокгауза располагались внутри оборонительного периметра в северной половине форта и предназначались для обороны верхнего плато на случай прорыва вражеской пехоты. Каждый из них был вооружён тремя пулемётами, ведшими огонь в разные стороны. «Ми-Зюд» имел три прожектора, «Ми-Норд» – два прожектора и большой бронированный наблюдательный купол, известный как «ЭБЕН-2» с вращающимся перископом французской модели (подобные устанавливались в фортах линии Мажино). Этот купол позволял вести наблюдение за территорией севернее крепости вне её периметра (в сторону деревни Канне) и корректировать артиллерийский огонь.
Оба блока соединялись подземной галереей, наземным валом и имели бронированные внешние двери для возможной контратаки. Расчет «Ми-Норд» составляли 15 бойцов (в том числе, 3 унтер-офицера), «Ми-Зюд» – на одного рядового меньше. Кроме того, 3 человека обслуживали наблюдательный купол «ЭБЕН-2».
Артиллерийский блок 01 находился на высоком берегу главного русла канала Альберта южнее места его разветвления и соединялся с фортом подземным туннелем. Он имел одну 60-мм противотанковую пушку, три пулемёта и два прожектора, но главным его боевым средством являлся бронированный наблюдательный купол «ЭБЕН-1». Из этого купола открывался прекрасный обзор на южные и восточные подступы к форту, в нём находились приборы управления огнём 120-мм и 75-мм артиллерии. Расчет блока состоял из 22 бойцов (в том числе, 4 унтер-офицеров) и 3 наблюдателей в куполе.
В общей сложности оборонительные сооружения 2-й батареи имели 12 противотанковых орудий с максимальной дальностью стрельбы 3 км, 18 пулеметов системы «Максим» и 13 прожекторов.
Артиллерия форта: 1-я батарея
Помимо оборонительной артиллерии, форт имел артиллерию дальнего действия, которая размещалась в его верхней части и была объединена в 1-ю батарею. Основой батареи являлись три броневые двухорудийные башни – самой большой из них был так называемый «Купол 120», располагавшийся в южной части форта и вооружённый двумя 120-мм пушками образца 1931 года. Эти орудия имели длину в 37 калибров и дальность стрельбы 17,5 км при максимальном угле возвышения в 38,5°. Фугасный снаряд весом 22 кг вмещал 2,875 кг взрывчатки, шрапнельный – 2 кг. Скорострельность орудий была невелика: не более двух выстрелов в минуту.
Полусферический купол имел диаметр 5,75 м, вес 230 т и мог вращаться на 360°. Общая толщина купола составляла 590 мм, из них 460 мм приходилось на два слоя броневой стали (внешний и внутренний), ещё 80 мм – на два слоя конструкционной стали, 50 мм – на промежуточный слой войлока. В задней части купола располагалась труба для перископа, но к началу боевых действий перископ в ней установлен не был.
Подбашенное отделение также защищалось бронёй весом в 210 т и имело два уровня: на верхнем располагались гидравлические механизмы и перегрузочный отсек для боеприпасов, на нижнем боеприпасы подавались из погребов на элеватор. Весь расчёт установки состоял из 28 человек, включая 4 унтер-офицеров.
120-мм орудия добивали до германской границы, но главной их задачей являлось противодействие осадной артиллерии, имевшей сравнительно небольшую дальность стрельбы. Чтобы обмануть вражескую воздушную разведку, бельгийцы построили три фальшивых купола того же размера, сверху практически неотличимых от оригинала: два – в северном углу форта, один – вне его периметра (у юго-восточного основания).
Две другие бронированные башни оснащались 75-мм орудиями образца 1934 года, разработанными специально для таких установок. Они имели дальность стрельбы 10 км и максимальную скорострельность 25 выстрелов в минуту (практический темп стрельбы был вдвое ниже). Толщина брони составляла 380 мм, под ней шли ещё два слоя 25-мм стали, переложенных слоем войлока для создания противоосколочного эффекта. Такой купол весил 120 т, причём для стрельбы он приподнимался на 55 см, а в опущенном состоянии был практически неуязвим для любого снаряда или бомбы. Расчёт каждого купола состоял из 25 человек, в том числе, 3 унтер-офицеров. Обе 75-мм башни имели круговой обстрел и располагались в южной части форта: «Купол Зюд» – рядом с «Блоком V», «Купол Норд» – у восточного угла периметра ближе к каналу Альберта.
Кроме башен, в состав 1-й батареи входили четыре артиллерийских каземата с двенадцатью 75-мм орудиями другой системы: это были старые крупповские пушки образца 1905 года с дальностью стрельбы 11 км и скорострельностью 12 выстрелов в минуту.
Казематы именовались по названиям своих главных целей. «Маастрихт 1» и «Масстрихт 2» смотрели на север и предназначались для обстрела мостов через канал Альберта, а также мостов через Маас в голландском Маастрихте. При этом «Маастрихт 2» находился несколько южнее и выше первого и имел броневой наблюдательный купол, обозначавшийся как «ЭБЕН-3». Казематы «Визе 1» и «Визе 2» были развёрнуты на юг, чтобы держать под огнём реку Маас выше форта.
Каждый из казематов имел два этажа: на верхнем располагались три орудия, командный пункт и телефонный пост; на нижнем – расходные погреба боезапаса (отдельные для каждого орудия) и помещение личного состава. Ещё ниже находились галереи к другим помещениям крепости и элеваторы подачи боеприпасов из центральных погребов. Орудия имели углы обстрела 70°, но визуально обзор из амбразур был очень ограничен, поэтому стрельба велась по данным центральной наводки. Казематы были построены из железобетона толщиной до 275 см, способного противостоять 220-мм снарядам и всем типам современных авиабомб. Расчет каждого каземата составлял 33 человека, в том числе, 5 унтер-офицеров; в куполе «ЭБЕН-3» каземата «Маастрихт 2» находились еще трое артиллерийских наблюдателей.
Противовоздушная оборона крепости также входила в состав 1-й батареи, но была сугубо номинальной: четыре 7,65-мм пулемёта «Виккерс-Максим», расположенных в южной части крепости на самой высокой её точке между «Блоком IV» и 120-мм куполом. Пулемёты располагались в отдельных гнёздах на расстоянии 25 м друг от друга и имели телефонную связь с командным пунктом форта. Расчет зенитной батареи составлял 18 человек, в том числе, 1 офицер (командир батареи) и 4 унтер-офицера (командиры пулемётов). Два запасных пулемёта располагались в находившейся рядом казарме зенитчиков, ещё два – в деревне Вонк, где находились благоустроенные казармы гарнизона.
Укрепления вне периметра форта
Помимо артиллерийского блока 01 и бункера «Канал-Зюд», вне периметра крепости находились ещё два дота, укомплектованные бойцами гарнизона, но не связанные с ним туннелями и представлявших собой передовые наблюдательные пункты в предполье. Возле деревни Халлембейё размещался бетонный бункер PL 19, имевший три пулемёта и бронированный наблюдательный купол; его гарнизон состоял из 18 человек, включая четырёх сержантов. Непосредственно у моста через канал Альберта в Канне находился бункер «Блок 0» с 47-мм противотанковой пушкой, пулемётом, прожектором и бронированным смотровым куполом – его занимала команда из 12 человек, в том числе, трёх сержантов. Кроме того, имелись шесть незащищённых наблюдательных пунктов, на каждом из которых находилось трое солдат. Все восемь наблюдательных пунктов имели телефонную связь с командным пунктом форта.
На крыше самого форта, помимо бетонных сооружений, находилось 14 окопных позиций, каждую из которых занимали 2 бойца – они также играли роль внешних наблюдателей, но в мирное время не имели полевых телефонов.
Все помещения форта соединялись между собой подземными галереями и подъёмниками, а главные погреба боезапаса были укрыты глубоко в скале. В них имелось 2000 выстрелов для 120-мм орудий, 19 200 снарядов 75-мм калибра и 6000 снарядов 60-мм калибра. Каждое боевое помещение было изолировано от внутренней части крепости парой двойных бронированных дверей, обеспечивавших невозможность проникновения внутрь форта даже при разрушении и захвате противником внешних сооружений.
Гарнизон форта
Полный гарнизон форта состоял из 1322 человек, командовал им майор артиллерии Жан Фриц Люсьен Жоттранд. Из 29 офицеров 17 были резервистами, и лишь капитан Хотерманс служил в крепости с момента её постройки. Личный состав 1-й батареи (командир – капитан Вамек) насчитывал 271 человека, 2-й батареи (командир – капитан Хотерманс) – 507 человек, командно-административный персонал форта – 211 человек, остальной штат приходился на вспомогательный персонал.
Собственной пехоты форт не имел, а основную часть гарнизона составляли артиллеристы, не имевшие пехотной подготовки. Более того, постоянно в форте находилось не более 750 человек. В мирное время часть гарнизона квартировала в деревне Вонк (в 4 км к югу от форта), где находились специальные казармы (к маю здесь размещалось 230 человек только из боевого состава гарнизона); некоторое количество солдат находилось в отпусках или на переподготовке. Наконец, чтобы не держать весь гарнизон в холодных и сырых подземных помещениях, неподалеку от входа в форт были возведены два временных деревянных барака (с началом боевых действий их предполагалось снести).
Изначально вся оборона северо-восточного региона Бельгии подчинялась командованию 3-го корпуса, расположенному в Льеже. Однако в ноябре 1939 года район к северу от форта Эбен-Эмаэль был переподчинен 1-му корпусу, который также отвечал за подрыв мостов через канал Альберта. Таким образом, с войсками, которые он должен был поддерживать огнём (в том числе, с их артиллерийскими командирами), форт мог связаться либо через штабы двух корпусов, либо используя ненадежную гражданскую связь.
Сам майор Жоттранд отвечал только за подрыв моста в Канне и шлюзов Ланнай на развилке канала Альберта – даже два моста через реку Геер прямо перед крепостью находились в ведении другого корпуса. Наконец, ситуация усугублялась лингвистическими трудностями: гарнизон форта, как и личный состав располагавшейся южнее него 7-й пехотной дивизии 1-го армейского корпуса, состоял из фламандцев. Однако в конце апреля 1940 года 12-й артиллерийский полк 7-й дивизии был заменён артиллерийским полком из состава дивизии Арденнских егерей – валлонами, не знавшими фламандского языка.
Литература:
- Дж. Э. Кауфман. Фортификация Второй мировой войны 1939–1945. Европа. М.: Эксмо, 2006
- Simon Dunstan. Fort Eben Emael. The key to Hitler’s victory in the West. Osprey Publishing, 2005 (Fortress 030)
- I. M. Baxter, R. Volstad. Fallschirmjuger. German Paratroopers from Glory to Defeat 1939–1945. Concord Publishing, 2001 (Concord 6505)
- Chris Ailsby. Hitler's Sky Warriors. German Paratroopers in Action 1939–1945. London: Brown Partworks Ltd, 2000
Комментарии к данной статье отключены.