Обращение к славному прошлому всегда было одним из наиболее действенных приемов военной пропаганды. С превращением пропаганды в индустрию эксплуатация теней предков стала по-настоящему беспощадной. Этого не избежало ни одно государство, воевавшее в Первую мировую войну, а с началом Второй мировой войны почившие в бозе герои, полководцы и популярные политики стали трудиться в еще более ускоренном темпе. Ниже — небольшая подборка образцов подобного творчества.
Два плаката времен Первой мировой войны. На том, что слева, Авраам Линкольн намекает чернокожим американцам, что их освободили от рабства не для того, чтобы они сидели дома, и предлагает прокатиться в Европу. В то же время легендарный Горацио Нельсон пытается продать англичанам немного облигаций государственного займа, но по лицу адмирала заметно, что это занятие не слишком ему по душе.
Итальянцам пропаганда с использованием истории Древнего Рима должна была надоесть до чертиков еще в довоенные годы, когда на каждом углу можно было лицезреть Муссолини буквально в обнимку с Цезарем в обрамлении фасций и ликторских топориков. Увы, в отсутствие больших успехов на фронтах Второй мировой приходилось ехать на давно мертвой лошади. Слева плакат времен Итальянской социальной республики, посвященный знаменитой X флотилии MAS князя Боргезе, справа каменный Октавиан Август убеждает соотечественников, что вот эти-то их точно не одолеют.
На другом конце Европы тоже были не прочь вспомнить предков, когда запахло жареным, и пример тому два агитационных плаката, приглашающих желающих влиться в ряды СС. Плакат слева рассказывает датчанам, что им неплохо бы повторить путь пращуров, которые завладели Нарвой в 1219 году. Справа вслед за ними молодого норвежца приглашают переодеться и проследовать на посадку в драккар.
Многие герои былых времен были бы очень удивлены, если бы узнали, что их именем поднимают на борьбу с каким-то большевизмом. Что поделать, если у голландцев не нашлось для этого более подходящих героев, чем президент
Южно-Африканской Республики Поль Кригер или адмирал Михель де Рюйтер. Все же им привычнее было бить англичан и испанцев…
Немецкая агитация всегда была предельно прямолинейной: гражданам предлагалось поверить, что Гитлер — прямой продолжатель дела Фридриха Великого, Бисмарка и Гинденбурга.
Два самых узнаваемых к началу Второй мировой французских персонажа — Наполеон и Жанна д'Арк — на службе режима Виши. Плакат слева сообщает, что французы несут свой тяжкий крест благодаря бывшим союзникам, да и к умерщвлению любимых национальных героев они руку приложили. Плакат справа напоминает, что Франция — передовой бастион Европы Об угрозе с востока на тот момент еще речи не шло.
Советская пропаганда времен ВОВ тоже не осталась в стороне от обращения к славному прошлому. Если на первом этапе войны в пропаганде присутствовали преимущественно лихие красные кавалеристы, то к 1943 году в один строй с ними прочно встали ратники Александра Невского и гренадеры Александра Суворова. Это было частью масштабной кампании, другими мероприятиями которой стали, к примеру, введение в армии погон и учреждение полководческих орденов.
Комментарии к данной статье отключены.