Сегодня вспоминаем самые удачные материалы нашей постоянной рубрики «Картинки Warspot», опубликованные на портале в уходящем 2019 году. Мы собираемся и в будущем году продолжить публиковать истории о роли изобразительного искусства в военной пропаганде, а потому просим ответить на опрос в конце материала, а также высказываться в комментариях — это поможет нам сделать рубрику лучше.
Польско-немецкая сказка
По окончании Первой мировой войны территория Европы перекраивалась ещё несколько лет. Империи распались, возникли молодые государства, которые стремились прирасти территорией за счёт проигравших войну стран и друг друга. По условиям Версальского мирного договора многие спорные территории со смешанным населением подлежали разделу по итогам референдумов, проводимых среди местного населения. Одним из таких волеизъявлений стал плебисцит о разделе между Германией и возрождённой Польшей приграничной Верхней Силезии, проведённый 21 марта 1921 года. Война пропагандистов перед плебисцитом была не менее жаркой, чем вооружённое противостояние до этого. Пройдя по ссылке, можно посмотреть подборку плакатов, выпущенных в Германии и Польше в 1919–1921 гг. — они друг друга стоят!
Загадочный krasno-ar-may-ets
К началу 1945 года СССР и США были союзниками три с половиной года, но контакты простых американских солдат и красноармейцев долгое время оставались минимальными. В отличие от британцев, с которыми американцы зачастую воевали бок о бок, русских союзников они крайне редко. По мере того, как Союзники двигались в Европе навстречу друг другу, становилось понятно: скоро контактов между Иваном и Джо будет хоть отбавляй. Американцы не были бы американцами, если бы не подготовили своих солдат к тому моменту, когда им встретится загадочный «krasno-ar-may-ets», и в апреле Военное министерство США большим тиражом выпустило подробную 80-страничную брошюру под названием «Красная армия — наш союзник» (Our Red Army Ally). Нам кажется, что она крайне интересна и в наше время.
Вторая мировая по-итальянски
За 90 лет своего существования издававшийся в Милане еженедельник «Доменика дель Коррьере» (La Domenica del Corriere) стал настоящим окном в мир для итальянского обывателя. По ярким полноцветными рисункам «Доменика дель Коррьере» можно изучать историю XX века, в том числе и военную. За годы Второй мировой увидело свет несколько сотен выпусков еженедельника авторства художников Вальтера Молино, Альваро Майрани, Акилле Бельтраме и Витторио Пизани, которые можно увидеть, пройдя по ссылке.
Извилистые пути «Студебекера»
Выпущенный фирмой «Студебекер» 2,5-тонный грузовик модели US6 не удовлетворял требованиям армии США, и в 1941 году американцы предложили эти автомобили Советскому Союзу. Новый союзник находился не в том положении, когда можно отказываться и выбирать, да и по местным меркам эти грузовики с колёсной формулой 4×6 и 6×6 были очень хороши. Из 219 882 произведённых «Студебекеров» US6 различных модификаций в СССР в 1942–1945 гг. отправились 187 200, что позволило существенно увеличить мобильность РККА. Рассказы о том, как трудятся и воюют эти грузовики, неплохо отражались на имидже компании «Студебекеров» — по ссылке приведены рекламные проспекты, рассказывающие об успехах американских «Студебекеров» за рубежом.
Этот прекрасный плен
Немецкий художник Артур Тиле был крайне популярен в начале XX века. Сложно сосчитать всех купидонов, щенков, гномов, котят, цыплят, нарисованных им для рождественских и пасхальных открыток, а также для детских книг. Но началась война, и востребованными оказались другие сюжеты. В итоге Тиле создал огромное множество юмористических рисунков, посвящённых солдатской жизни на фронте и в тылу, но больше всего нам нравится серия открыток, название которой можно перевести как «Застигнуты и схвачены» (Erwischt und Gefangen). Она повествует о том, как легко бравый германский солдат берет своих врагов в плен.
«Бисмаркюгенд» и другие
В 1945 году освобождённая от нацистов Европа приходила в себя и шутила над теми, кто недавно угнетал её. Не остались в стороне и Нидерланды — так, увидела света серия открыток авторства художника Нико Брукмана, озаглавленная «Память о пятилетней войне, терроре и господстве нацистов, май 1940 — май 1945» (Een herinnering aan vijf kommervolle jaren oorlog, terreur en overheersching der Nazi's, mei 1940 — mei 1945). Рисунки её незамысловаты, но выполнены с вниманием к деталям. Особенно чем-то досадили художнику, судя по красным петлицам многих персонажей, зенитчики вермахта.
Не лучшее время для феминизма
После вступления США во Вторую мировую войну армия этой страны не планировала использовать женщин на фронте. Но практически с самого начала боевых действий стало ясно, что без службы женщин в тылу американцам не обойтись. Женский армейский вспомогательный корпус (WAAC) был создан 15 мая 1942 года, и вскоре армию пополнили десятки тысяч поваров, медсестёр, телефонисток, машинисток, шофёров, почтовых служащих и других специалисток. Военная пропаганда незамедлительно откликнулась на это событие печатной продукцией, в том числе и представленными ниже почтовыми карточками юмористического содержания.
Пуалю, их друзья и их враги
Французский художник Эмиль Дюпуи был очень известен в годы Первой мировой войны. Особенно популярным стал цикл 1914–1915 гг. из трёх серий портретов, изображавших солдат Великой войны. Сначала Дюпуи с большой иронией нарисовал французов (Nos Poilus — «Наши пуалю»), потом воинов противника (Leurs Caboches — «Их кочерыжки»), образы которых, впрочем, совсем не вызывают отторжения. Самой многочисленной стала серия, посвящённая союзникам Франции (Nos Alliés — «Наши союзники»). Предлагаем ознакомиться с 44 рисунками из всех трёх серий.
Цыпочка на коленях и орёл на плечах
Армейский юмор в большинстве своём интернационален: в любой армии тяготы простого солдата, его радости и горести примерно одинаковы. Что отличало американского солдата времён Второй мировой войны от его «коллег» по обе стороны линии фронта? Разве что относительно более комфортные условия быта… да возможность взглянуть на этот быт глазами карикатуриста. Кроме того, такую зарисовку из своей жизни с комментарием всегда можно было отправить домой. По ссылке можно изучить подборку из одной из бесчисленных серий почтовых карточек, изданных в США в годы войны.
Разворот на 180°
После Компьенского перемирия, подписанного 22 июня 1940 года, Франция вышла из Второй мировой войны. Маршал Филипп Петен был объявлен главой государства с фактически диктаторскими полномочиями, и пропаганда режима Виши вынуждена была приложить гигантские усилия для того, чтобы оформить в сознании французов новую картину мира. Теперь Великобритания была врагом, а не союзником, а Германия, наоборот, лучшим другом. Предлагаем ознакомиться с небольшой частью настоящей лавины плакатов, буквально затопившей Францию в этот печальный период её истории.
Комментарии к данной статье отключены.